Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 30.08.2016 ПО ДЕЛУ N 44Г-56/2016

Требование: О предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Жилое помещение, относящееся к муниципальной собственности, в которой проживает истец, включенный в список нуждающихся в жилых помещениях, признано непригодным для дальнейшей эксплуатации, однако жилье истцу предоставлено не было.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРЕЗИДИУМ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 августа 2016 г. по делу N 44г-56/2016


районный судья: Арбузова Н.В.
апелляция: предс. Федоренко В.Б.
докл. Попова Н.Н.

Президиум Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Фуги Н.В.
и членов Президиума - Кулябова А.А., Бугаенко Н.В., Войты И.В.
Заройца И.Ф., М.
при секретаре - Н.
по докладу судьи - Плаксиной Е.Е.
рассмотрев гражданское дело по иску Ч.И. к администрации поселка Козулька Козульского района Красноярского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
по кассационной жалобе администрации Козульского района Красноярского края на решение Козульского районного суда Красноярского края от 10 декабря 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 марта 2016 года,
на основании определения судьи Красноярского краевого суда Плаксиной Е.Е. от 1 августа 2016 года,

установил:

Ч.И. предъявила в суде иск к администрации поселка Козулька Козульского района Красноярского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Требования мотивированы тем, что на основании постановления администрации Козульского района Красноярского края от 11 июня 2008 года Ч.И. и членам ее семьи предоставлена квартира, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенная по адресу: <адрес>, заключен договор социального найма. Указанная квартира находится в муниципальной собственности Козульского района Красноярского края. Заключением межведомственной комиссии от 25 февраля 2014 года N 8 квартира <адрес> признана непригодной для дальнейшей эксплуатации, состояние конструкций, наружных стен, полов, перекрытий, кровли оценено как недопустимое. Ч.И. неоднократно обращалась в администрацию Козульского района с просьбой предоставить жилое помещение взамен непригодного для проживания, однако соответствующее решение не принято. Поскольку жилое помещение по <адрес> непригодно для проживания, Ч.И. просит обязать администрацию п. Козулька Козульского района предоставить ей и членам ее семьи по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв. м, отвечающее санитарным и техническим требованиям, находящееся в черта п. Козулька.
По ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Козульского района Красноярского края.
Решением Козульского районного суда Красноярского края от 10 декабря 2015 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 марта 2016 года, на администрацию Козульского района возложена обязанность предоставить Ч.И. вне очереди на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к условиям п. г. т. Козулька Козульского района Красноярского края, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, - не менее <данные изъяты> кв. м, соответствующее установленным требованиям и находящееся в границах п. г. т. Козулька Козульского района Красноярского края.
В кассационной жалобе, поступившей в Красноярский краевой суд 16 мая 2016 года, администрация Козульского района Красноярского края в лице представителя Г. (доверенность от <дата> года), просит принятые по делу судебные постановления отменить, ссылаясь на допущенные судами нарушения норм материального права.
Ч.И., ее представитель Ч.А., представители администрации Козульского района Красноярского края, администрации поселка Козулька Козульского района Красноярского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании статьи 385 ГПК РФ Президиумом краевого суда дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Президиум Красноярского краевого суда находит обжалуемые судебные постановления подлежащими отмене.
В соответствии со статьей 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера нарушения допущены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении данного дела.
Как следует из материалов дела, Ч.И. с семьей проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, жилой - <данные изъяты> кв. м.
Договор социального найма указанного жилого помещения заключен <дата> между Ч.И. и администрацией Козульского района, в качестве членов семьи нанимателя в договоре указаны Р.Р.Е. (сын) и Р.О.Е. (дочь).
Согласно выписке из домовой книги, Ч.И., Р.Р.Е. и Р.О.Е. зарегистрированы в квартире по <адрес> с <дата>, а Р.Е.А. - с <дата>.
По заключению межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы Козульского района, от 25 февраля 2014 года N 8, жилое помещение по адресу: <адрес> не пригодно для дальнейшей эксплуатации. Состояние строительных конструкций, наружных стен, полов, перекрытия, кровли оценивается как недопустимое. Жилой дом не пригоден для дальнейшей безопасной эксплуатации.
Постановлениями администрации поселка Козулька Козульского района от 23 июля 2012 года N N 109 и 111 Ч.И. признана малоимущей и принята на учет нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Постановлением администрации поселка Козулька от 18 сентября 2014 года N 93 Ч.И. включена в списки на внеочередное получение жилого помещения на основании заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, исходил из того, что занимаемое Ч.И. жилое помещение по <адрес> не пригодно для проживания, истица не имеет возможности самостоятельно обеспечить себя жильем, в установленном законом порядке признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и, с учетом положений ст. ст. 87, 89 ЖК РФ, имеет право на получение вне очереди благоустроенного жилого помещения, равнозначного ранее занимаемому.
Поскольку квартира, признанная непригодной для проживания, предоставлена администрацией Козульского района Красноярского края, которая <дата> г. заключила с Ч.И. договор социального найма, это жилое помещение до настоящего времени находится в муниципальной собственности Козульского района, суды пришли к выводу, что обязанность по предоставлению Ч.И. благоустроенного жилого помещения следует возложить на администрацию Козульского района Красноярского края.
С указанным выводом судов нижестоящих инстанций нельзя согласиться по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).
Как следует из части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Муниципальное образование состоит из городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения.
Полномочия каждого из органов местного самоуправления определены в статьях 14 - 16.2 приведенного ФЗ.
Исходя из положений части 3, пункта 1 части 1 статьи 14 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, вопрос обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относится к вопросам местного значения сельского поселения.
В силу части 4 статьи 14 ФЗ N 131-ФЗ только в случае отсутствия указания об отнесении иных вопросов местного значения, предусмотренных частью 1 настоящей статьи для городских поселений, к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, они решаются на территориях сельских поселений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Законом Красноярского края от 1 декабря 2014 года N 7-2880 "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края", действовавшим до 1 января 2016 года, за сельскими поселениями Красноярского края закреплены вопросы местного значения, в том числе вопросы обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (п. "в" ч. 1 ст. 1).
Аналогичные положения содержатся и в Законе Красноярского края от 15 октября 2015 года N 9-3724 (в редакции Закона от 21 апреля 2016 г.), действующего с 1 января 2016 года.
Таким образом, Законом Красноярского края решение вопросов жилищного законодательства, в том числе и обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан отнесено к компетенции сельских поселений.
Однако, судами нижестоящих инстанций при установлении надлежащего ответчика по делу, на котором лежит обязанность по обеспечению проживающей в п. Козулька, признанной малоимущей и нуждающейся в жилом помещении Ч.И., приведенные выше нормативные акты во внимание не приняты.
Кроме того, в соответствии со ст. 148, п. п. 2, 4 п. 1 ст. 150 ГПК РФ задачами подготовки дела к судебному разбирательству являются, в том числе уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле и других участников процесса; судья при подготовке дела предлагает сторонам, если это необходимо, представить дополнительные доказательства в определенный срок; разрешает вопрос о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц, без самостоятельных требований относительно предмета спора.
Указанные положения процессуального закона судами первой и апелляционной инстанций не выполнены.
Из материалов дела видно, что в квартире <адрес>, признанной непригодной для проживания, помимо Ч.И. проживают и зарегистрированы Р.Р.Е., Р.О.Е. и Р.Е.И..
Несмотря на то, что Р.Р.Е., Р.О.Е. и Р.Е.И. указаны в справке МУП "Родник" в качестве членов семьи нанимателя - Ч.И., Р.Р.Е. и Р.О.Е. включены в договор социального найма, суды нижестоящих инстанций в нарушение приведенных выше норм процессуального закона этих лиц к участию в деле не привлекли, мер к установлению фактических обстоятельств дела не приняли, на обсуждение сторон вопрос о том, являются ли эти лица членами семьи нанимателя и, соответственно, об их праве на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма взамен занимаемого жилого помещения, не поставили.
Приняв решение о предоставлении вне очереди жилого помещения взамен непригодного для проживания только Ч.И., суды фактически разрешили вопрос о правах и обязанностях, проживающих в этом жилом помещении Р.Р.Е., Р.О.Е. и Р.Е.И., не привлеченных к участию в деле.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные постановления нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 388, 390 ГПК РФ, Президиум Красноярского краевого суда

постановил:

Решение Козульского районного суда Красноярского края от 10 декабря 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 марта 2016 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.В.ФУГА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)