Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.07.2017 N 13АП-13101/2017 ПО ДЕЛУ N А26-11564/2016

Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2017 г. N 13АП-13101/2017

Дело N А26-11564/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Желтянникова В.И., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Волковой Е.В.
при участии:
от истца: представитель не явился, уведомлен,
от ответчика: представитель не явился, уведомлен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13101/2017) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия в лице ГКУ РК "Прионежское центральное лесничество" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.04.2017 по делу N А26-11564/2016 (судья Борунов И.Н.), принятое
по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия в лице ГКУ РК "Прионежское центральное лесничество"
к ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"
о взыскании,
установил:

Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (ОГРН: 1071001000828; ИНН: 1001016090; местонахождение: 185035, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24) (далее - Истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к публичному акционерному обществу "МРСК Северо-Запада" (ОГРН: 1047855175785, ИНН: 7802312751; местонахождение: 188304, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Соборная, д. 31) (далее - Ответчик, Общество) о взыскании 1 201 руб. 81 коп. задолженности по арендной плате по сроку на 15.11.2016 по договору аренды лесного участка N 80 от 18.07.2014., 14,37 руб. пеней за просрочку платежей.
Исковые требования обоснованы статьями 330, 614 и 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 45, 73 Лесного кодекса Российской Федерации, а также условиями договора аренды лесного участка N 80 от 18.07.2017.
Решением арбитражного суда от 18.04.2017 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с названным решением, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило состоявшийся судебный акт отменить, иск удовлетворить. Податель жалобы считает, что договор аренды является действующим, поскольку обязательство по возврату земельного участка не было исполнено Обществом надлежащим образом (не проведена рекультивация земель). Поскольку Общество использует лесной участок в целях эксплуатации линейного объекта, размер арендной платы определен Министерством с учетом коэффициента 0,1 в соответствии с пунктом 9 примечания к таблице 16 постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда. Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили, дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнения участвующих в деле лиц, апелляционный суд установил следующее.
Между Министерством и Обществом на срок 11 месяцев заключен договор от 18.07.2014 N 80 аренды лесного участка общей площадью 8,09 га, расположенного в кварталах 39, 47, 48, 50, 51, 55, 56, 57, 59, 60, 61, 62 Заозерского лесничества и в части квартала 104 Шуйского лесничества, для использования в целях строительства и реконструкции линейного объекта (ВЛ-6 кВ от ПС "Заозерье" с техническим перевооружением ПС 23, технологическое присоединение СНТ "Сампо") (далее - Договор аренды).
Согласно пункту 2.1. Договора аренды данный договор заключен на срок 11 месяцев с даты подписания, то есть до 17.06.2015.
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 20.07.2014.
Из материалов дела следует, что линейный объект по акту формы КС-14, утвержденному 31.12.2014, принят приемочной комиссией и введен в действие.
11.03.2015 Общество направило Министерству письмо о расторжении Договора аренды, в котором указало на достижение целей, для которых заключался Договор аренды (строительство линейного объекта), а также направило акт возврата лесного участка.
08.12.2016 Министерство направило в адрес Общества претензию с требованием оплатить задолженность, образовавшуюся по Договору аренды по состоянию на 15.11.2016.
Поскольку названная претензия была оставлена Обществом без удовлетворения, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации и договором аренды лесного участка.
Согласно части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и платы за единицу площади лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее - Постановление N 310).
В соответствии с частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
Как определено частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных статьями 36, 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются без проведения аукциона.
К указанным случаям отнесено использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (статья 45 Лесного кодекса Российской Федерации).
Поскольку Договор аренды заключен без проведения аукциона (торгов) для строительства линейного объекта, арендная плата является регулируемой и подлежит определению в соответствии с Постановлением N 310.
Между тем, как было указано выше, Договор аренды заключен на срок 11 месяцев с даты подписания (пункт 2.1 договора), то есть на срок до 17.06.2015.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 05.11.2015 по делу N А26-6280/2015, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2016 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.05.2016, установлено, что письмом от 23.01.2015 N 297-595 Общество сообщило Министерству о завершении строительства и реконструкции линейных объектов и их сдаче в эксплуатацию 31.12.2014, предложило расторгнуть договор аренды лесного участка и принять лесной участок по акту приема-передачи.
В рамках названного арбитражного дела при оценке доводов Министерства о наличии у Общества задолженности по арендной плате за 2015 год суд исходил из того, что согласно примечанию N 9 к таблице N 16 Постановления N 310 к ставкам в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, при эксплуатации линий электропередачи, связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов применяется поправочный коэффициент 0,1, в связи с чем плата за пользование спорным лесным участком за 2015 год подлежала определению с учетом коэффициента в размере 0,1. Поскольку исчисленный таким образом размер арендной платы за пользование лесным участком (учитывая срок действия договора согласно пункту 2.1) составляет 6 635 руб. 70 коп. (66 357 руб. * 0,1), а арендная плата в указанном размере внесена платежными поручениями от 25.03.2015 N 1746 и от 30.03.2015 N 2027, в удовлетворении требований Министерства о взыскании задолженности за 2015 год было отказано.
К аналогичным выводам пришли суды в рамках арбитражных дел N А26-4190/2015, А26-5346/2015.
Вступившими в законную силу судебными актами Министерству отказано во взыскании задолженности по Договору аренды за предшествующие периоды: по делу N А26-9316/2016 Министерству отказано во взыскании задолженности по Договору аренды по сроку оплаты 15.08.2016, в рамках арбитражного дела N А26-10979/2016 - по срокам на 15.09.2016 и на 15.10.2016, в рамках арбитражного дела А26-943/2017 - по сроку оплаты на 15.12.2016.
При этом судами установлено, что Договор аренды прекратил своей действие 17.06.2015 по окончании срока его действия, в связи с чем с 18.06.2015 у Общества не имеется обязанности по внесению арендной платы.
Доводы Министерства, о том, что лесной участок не был принят Министерством в связи с непроведением Обществом рекультивации земель, не принимается апелляционным судом, поскольку в деле отсутствуют какие-либо доказательства предъявления Министерством соответствующих требований.
Не оценивая по существу обоснованность требований о рекультивации земель, поскольку последнее не относится к предмету настоящего спора, апелляционный суд исходит из того, что по смыслу статьи 622 Гражданского кодекса Российской Федерации наличие недостатков у арендованного имущества, которые не были устранены арендатором, не является безусловным основанием для отказа в приеме имущества. Действующим законодательством не предусмотрено право арендодателя отказаться от приемки имущества при прекращении договора аренды и возврате его арендатором, права собственника могут быть защищены предъявлением иска о взыскании убытков, возникших в связи с ненадлежащим состоянием лесного участка. Наличие обстоятельств, препятствующих Министерству принять лесной участок после расторжения договора, материалами дела не подтверждено.
При оценке доводов Министерства о платности лесопользования в форме эксплуатации линейных объектов, апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
В соответствии со статьей 24 Лесного кодекса использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
В силу части 1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации на землях лесного фонда в целях использования линий электропередач и других линейных объектов допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
В соответствии с частью 4 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
С момента ввода в эксплуатацию линейного объекта лесной участок является его охранной зоной в силу Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (постановление Правительства РФ от 24.02.2009 N 160).
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (далее - Правила).
В силу пункта 8 Правил в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются: а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов; б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра; в) вырубка сильно ослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
В пункте 9 Правил указано, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
В целях использования линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов (пункт 11 Правил).
Как предусмотрено пунктом 21 Правил, для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются: прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях; вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.
Рубка деревьев в случаях, предусмотренных в указанном пункте Правил, осуществляется по мере необходимости без предварительного предоставления лесных участков (пункт 24 Правил).
Из системного толкования пункта 1 статьи 21, статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что возможность строительства и эксплуатации энергетических объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда, является исключительным обстоятельством, обусловленным отсутствием иной возможности обеспечить эксплуатацию таких объектов, имеющих публичный либо социальный характер.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 20.12.2011 N 9908/11 указал, что действующее лесное, земельное и гражданское законодательство не содержат норм, понуждающих электросетевые компании к заключению договоров аренды лесных участков, где расположены принадлежащие последним линии электропередач с охранной зоной, для целей их эксплуатации, а также обеспечения безопасности граждан.
Учитывая отсутствие в материалах дела доказательств использования Обществом лесного участка в иных целях, правовых оснований для взимания с него платы за лесопользование не имеется. Поскольку судом отклонено требование о взыскании основного долга, дополнительное требование о взыскании пеней также не подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.04.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.В.ЖИЛЯЕВА
Судьи
В.И.ЖЕЛТЯННИКОВ
И.А.ТИМУХИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)