Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ОТ 05.07.2017 N 33-5278/2017

Требование: О понуждении предоставить жилое благоустроенное помещение.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец относится к категории лиц из числа детей-сирот, состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июля 2017 года


05 июля 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Авериной Е.Г.,
судей: Синани А.М.,
Подлесной И.А.,
при секретаре Г.,
с участием истца Ж.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Ж. ФИО11 к Администрации г. Керчи Республики Крым, Администрации г. Саки Республики Крым о возложении обязанности, по апелляционной жалобе Администрации г. Саки Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 29 ноября 2016 года,

установила:

в августе 2016 года Ж.Ю. обратился в суд с иском к Администрации г. Керчи Республики Крым о понуждении предоставить жилое благоустроенное помещение ребенку-сироте, мотивируя свои требования тем, что он, <...> г. рождения, родился в г. Саки и относится к категории лиц из числа детей-сирот. 04.06.2004 г. Сакский городской суд лишил его мать Ж.С. родительских прав, отец записан со слов матери. 27.08.2004 г. решением Сакского городского совета он направлен в детское учреждение интернатного типа в г. Симферополь, 16.08.2011 г. в Керченскую специализированную школу-интернат. В 2015 году он окончил обучение в школе-интернате и поступил в "Керченский техникум сферы обслуживания", где обучался с 01.09.2015 г. по 30.06.2016 г. В течение обучения он узнал, что за ним закреплено жилье по адресу: <адрес> ПХЗ, <адрес>. Приехав по указанному адресу, обнаружил одну комнату в коммунальной квартире без удобств. На основании его заявления постановлением Администрации г. Саки от 14.04.2016 года N 476 установлен факт невозможности проживания истца по данному адресу. Постановлением Администрации от 01.06.2016 г. N 1380п он включен в вышеуказанный список под номером 121. ДД.ММ.ГГГГ окончил обучение в Керченском техникуме сферы обслуживания и вынужден был выселиться из общежития. Министерство образования обязало руководство техникума поселить истца в общежитии на бесплатной основе до предоставления жилья, и его поселили в комнате на трех человек. На основании изложенного просил признать за ним право на внеочередное предоставление отдельного благоустроенного жилого помещения не ниже установленных норм в городе Керчи Республики Крым и обязать Администрацию г. Керчи предоставить ему благоустроенное жилое помещение.
Определением Керченского городского суда Республики Крым от 28 сентября 2016 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация г. Саки.
Заочным решением Керченского городского суда Республики Крым от 29 ноября 2016 года иск Ж.Ю. удовлетворен. Администрация г. Саки обязана предоставить Ж.Ю. благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 25 кв. м, вне очереди. Судом разрешен вопрос о распределении судебных расходов.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация г. Саки, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение суда и принять новое об отказе Ж.Ю. в удовлетворении иска к Администрации г. Саки. Указывает, что судом нарушены правила подсудности, а включение истца Администрацией г. Керчи в список нуждающихся постановлением от 01.06.2016 г. является доказательством признания за ним права на проживание в г. Керчи с последующим предоставлением жилья. Истец не направил ответчику копию искового заявления и приложенных к нему документов, а повестка получена позже, чем было назначено заседание.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения истца, поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что решением Сакского городского суда от 04.07.2004 г. по делу N г. Ж.С. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Ж.Ю. с передачей его на попечение органам опеки и попечительства Сакского городского совета. Этим же решением суд, в соответствии с законодательством Украины, принял меры к охране жилищных прав несовершеннолетнего Ж.Ю., закрепив за ним жилое помещение в <адрес> поселка химзавода (ПХЗ) в <адрес>.
Решением исполнительного комитета Сакского городского совета от 27.08.2004 г. за малолетним Ж.Ю. закреплено жилье по адресу: <адрес>, ПХЗ, <адрес>.
По данным регистрационного учета граждан Ж.Ю. зарегистрирован проживающим по вышеуказанному адресу.
Постановлением Администрации г. Саки Республики Крым N 476 от 14.04.2016 г. "Об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении по адресу: <адрес>, ПХЗ, <адрес>" установлен факт невозможности проживания ребенка-сироты Ж.Ю., <...> г. рождения, в жилом помещении по адресу: <адрес>".
Возлагая обязанность предоставить Ж.Ю. благоустроенное жилое помещение на Администрацию г. Саки Республики Крым, суд первой инстанции исходил из того, что на правоотношения, возникшие между сторонами, распространяются требования ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", ст. 98.1 ЖК РФ, ст. 2 ч. 1, ст. 3 ч. 1, ст. ст. 8, 9 Закона Республики Крым N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и их числа в Республике Крым", согласно которым:
- детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
- к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;
- жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
- в Республике Крым обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
- список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов;
- жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 м2 общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет 5 лет;
- органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: 1) по формированию Списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; 2) по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 3) по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; 4) по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; 5) по осуществлению деятельности в части работ по ремонту жилых помещений, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Также суд исходил из того, что в силу ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
С такими выводами суда первой инстанции не в полной мере соглашается судебная коллегия и считает, что они не соответствуют фактическим обстоятельствам и сделаны с нарушением норм материального права.
Так, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" связывает защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с местом жительства указанных лиц.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации г. Керчи от 01.06.2016 г. N 1380/1-п Ж.Ю., <...> г. рождения, зарегистрированный по адресу: <адрес>, включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями под N 121.
С 31.08.2016 г. по 30.06.2017 г. Ж. являлся студентом "Керченского морского технического колледжа" и на период обучения был обеспечен местом в общежитии ОП N 2, расположенном по адресу: <адрес>.
Таким образом, учитывая, что постановлением Администрации г. Саки Республики Крым N 476 от 14.04.2016 г. установлен факт невозможности проживания истца в жилом помещении по адресу: <адрес>, ПХЗ, <адрес>, ранее закрепленным за ним, судебная коллегия считает, что местом жительства Ж.Ю. является г. Керчь.
Отметка в паспорте гражданина РФ Ж.Ю. о регистрации его места жительства по указанному адресу в г. Саки не может свидетельствовать о его фактическим проживании по данному адресу.
При таких обстоятельствах обязанность по предоставлению Ж.Ю. благоустроенного жилого помещения должна быть возложена на Администрацию г. Керчи Республики Крым.
В остальной части апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, поскольку из текста судебного извещения (л.д. 37) следует, что Администрация г. Саки о времени и месте рассмотрения дела 29.11.2016 г. в 14 час. 00 мин. извещена, к судебному извещению, направленному в адрес ответчика приложены копия искового заявления и приложений к нему.
Данное извещение получено ответчиком заблаговременно - 25.10.2016 года, то есть более чем за один месяц до судебного заседания (л.д. 42).
Не усматривает судебная коллегия и нарушения правил о подсудности, так как действительно, в силу ст. 29 ч. 6 ГПК РФ, иски о восстановлении пенсионных и жилищных прав, возврате имущества или его стоимости, связанные с возмещением убытков, причиненных гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу, подписки о невыезде либо незаконным наложением административного наказания в виде ареста, могут предъявляться также в суд по месту жительства истца.
Однако, согласно ст. 31 ГПК РФ, иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется в суд по месту жительства или месту нахождения одного из ответчиков по выбору истца.
Первоначально в иску Ж.Ю. СМ. ответчиком указана именно Администрация г. Керчи Республики Крым.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 328, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,

определила:

решение Керченского городского суда Республики Крым от 29 ноября 2016 года отменить.
Иск Ж. ФИО12 к Администрации г. Керчи Республики Крым удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Керчи Республики Крым предоставить Ж. ФИО13 благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 25 кв. м, вне очереди.
Взыскать с Администрации г. Керчи Республики Крым в бюджет Республики Крым государственную пошлину в сумме <данные изъяты>.
В удовлетворении иска к Администрации г. Саки Республики Крым отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)