Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцом указано, что он отбывал наказание в местах лишения свободы, в связи с чем не смог обратиться в соответствующие органы для предоставления жилья в установленные законом сроки. Истец предполагает, что органы опеки и попечительства, ответственные за него, не исполнили свою обязанность.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Марченко Е.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Мотрохова А.Б.,
судей областного суда Астапчук Р.В., Рассказовой Г.В.,
при секретаре Я.,
рассмотрела в судебном заседании 12 июля 2017 года дело по апелляционной жалобе З. на решение Центрального районного суда г. Омска от 05.05.2017, которым постановлено:
"В удовлетворении иска З. к Министерству образования Омской области о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения, отказать."
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Рассказовой Г.В., судебная коллегия
установила:
З. обратился в суд с иском к Министерству образования Омской области о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения, указав, что 14 до 24 лет отбывал наказание в местах лишения свободы, в связи с чем, не смог обратиться в соответствующие органы для предоставления жилья в установленные законом сроки. Органы опеки и попечительства ответственные за него не исполнили свою обязанность. Просил включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилого фонда, предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Представитель ответчика Министерства образования Омской области К. в отзыве, направленном в адрес суда, просила отказать в удовлетворении исковых требований. Указала, что доказательств наличия уважительных причин, объективно препятствующих обращению истца в компетентные органы с заявлением о включении в список регистрационного учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в срок до наступления 23 лет истцом не представлено. Сведений о нахождении истца в указанном списке не имеется. На учете в качестве нуждающегося в жилом помещении З. не состоит.
Дело рассмотрено в отсутствии истца З. (в настоящее время отбывает наказание в <...>), представителя ответчика Министерства образования Омской области при их надлежащем извещении.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе, а также дополнениях к ней З. выражает несогласие с вынесенным решением суда первой инстанции. Полагает, что суд при вынесении решения не учел наличие уважительных причин, в силу которых истец не обратился с заявлением о постановке на учет, наличие у него <...> заболевания - <...>. Указал, что был лишен возможности отправить заявление по почте, поскольку на его лицевом счету не было денежных средств. В силу заболевания и отсутствия среднего образования узнал о наличии него права на жилье только в 2016 году. Отмечает неисполнение руководством детского учреждения обязанности информировать его о наличии у прав на получение жилья. Просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены судебного решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении, возражениях относительно жалобы.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. (п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017).
Согласно п. 3 ст. 17.1 Закона Омской области от 28.12.2005 N 722-ОЗ (ред. от 16.12.2015) "О государственной политике Омской области в жилищной сфере" (принят Постановлением ЗС Омской области от 22.12.2005 N 429) список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" формируется на основании заявлений лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, достигших возраста 18 лет, и лиц, которые относились к категории детей-сирот, поданных по форме, установленной уполномоченным органом.
Как установлено судом и следует и материалов гражданского дела З. родился <...>, родителями являются <...> (л.д. 5).
Решением Кормиловского районного суда Омской области от 19.03.1986 <...> лишена родительских прав в отношении З. (л.д. 14 - 19).
Согласно записи акта о смерти N <...> от <...> <...> умер <...>.
Согласно сведений КОУ Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "<...> от <...>, З. являлся воспитанником <...> N <...> с <...> по <...> и находился на полном государственном обеспечении, после чего был переведен в <...> (л.д. 12, 13).
Согласно информации Министерства образования Омской области от 20.04.2017 г., З. не включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". (л.д. 50).
Согласно данным ИЦ УМВД РФ по Омской области от 15.03.2017 З. с 1995 по 24.05.2004 находился в местах лишения свободы, 16.12.2008 был вновь арестован до 13.04.2012 находился в местах лишения свободы. 09.11.2012 З. был вновь арестован, 10.06.2013 осужден по приговору Кировского районного суда по ст. 105 ч. 1 УК РФ к 9 годам лишения свободы. В настоящее время отбывает наказание в исправительном учреждении (л.д. 34).
Отказывая З. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции верно указал на отсутствие правовых оснований для постановки его на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, поскольку истец в настоящее время достиг возраста 38 лет, в установленный законом срок (до достижения 23-летнего возраста) с заявлением о предоставлении жилого помещения в компетентный орган не обратился. При этом суд правильно указал на отсутствие каких-либо уважительных и исключительных обстоятельств, связанных с личностью истца, которые бы препятствовали ему своевременно обратится с заявлением о предоставлении жилого помещения.
Так, согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.), абзацу четвертому ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей).
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой меры социальной поддержки.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таком положении истец на момент введения в действие Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот.
По смыслу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
Доказательств того, что З. в возрасте до 23 лет обращался с заявлением о включении в список лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья, им не представлено.
Районный суд правильно исходил из того, что нахождение истца в местах лишения свободы до 23 лет не является уважительной причиной не обращения в уполномоченные органы для принятия его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истец имел возможность обратиться с соответствующим заявлением, воспользовавшись услугами почты.
Кроме того, как установлено судом в период с 24.05.2004 по 16.12.2008 и с 13.04.2012 по 09.11.2012 З. находился на свободе, соответственно имел возможность обратиться с заявлением о предоставлении жилого помещения (в том числе в судебном порядке).
Довод апелляционной жалобы о невозможности обратиться с заявлением о постановке на учет в связи с отсутствием денежных средств на лицевом счету истца, судебная коллегия отклоняет, поскольку материалами дела подтверждается, что находясь в местах лишения свободы, З. запрашивал необходимые документы для обращения в суд, в значит, имел возможность, в том числе обратиться в заявлением в компетентные органы о постановке на учет.
Кроме того, районный суд пришел к верному выводу о том, что незнание истцом законодательства в сфере жилищных прав не является уважительной причиной для его неиспользования и не принял во внимание доводы истца об ответственности компетентных органов за него, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства ненадлежащего исполнения органами опеки и попечительства своих обязанностей по защите прав несовершеннолетнего З.
Доводы жалобы о том, что суд не учел состояние здоровья З., а именно, наличие у него заболевания - <...>, влечь отмену судебного решения не могут. В ходе рассмотрения спора истец на указанные обстоятельства не ссылался, доказательств состояния здоровья не представлял. В материалах дела отсутствуют сведения о том, что истец признан <...> вследствие наличия у него расстройства здоровья. Наличие такого заболевания не препятствовало истцу обратиться в суд с настоящим иском, собственноручно подать апелляционную жалобу. В такой ситуации судебная коллегия приходит к выводу о том, что состояние здоровья истца не являлось препятствием для своевременного обращения в компетентный орган с заявлением о предоставлении жилого помещения.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 05 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу З. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 12.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-4594/2017
Требование: О включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцом указано, что он отбывал наказание в местах лишения свободы, в связи с чем не смог обратиться в соответствующие органы для предоставления жилья в установленные законом сроки. Истец предполагает, что органы опеки и попечительства, ответственные за него, не исполнили свою обязанность.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 июля 2017 г. по делу N 33-4594/2017
Председательствующий: Марченко Е.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Мотрохова А.Б.,
судей областного суда Астапчук Р.В., Рассказовой Г.В.,
при секретаре Я.,
рассмотрела в судебном заседании 12 июля 2017 года дело по апелляционной жалобе З. на решение Центрального районного суда г. Омска от 05.05.2017, которым постановлено:
"В удовлетворении иска З. к Министерству образования Омской области о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения, отказать."
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Рассказовой Г.В., судебная коллегия
установила:
З. обратился в суд с иском к Министерству образования Омской области о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения, указав, что 14 до 24 лет отбывал наказание в местах лишения свободы, в связи с чем, не смог обратиться в соответствующие органы для предоставления жилья в установленные законом сроки. Органы опеки и попечительства ответственные за него не исполнили свою обязанность. Просил включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилого фонда, предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Представитель ответчика Министерства образования Омской области К. в отзыве, направленном в адрес суда, просила отказать в удовлетворении исковых требований. Указала, что доказательств наличия уважительных причин, объективно препятствующих обращению истца в компетентные органы с заявлением о включении в список регистрационного учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в срок до наступления 23 лет истцом не представлено. Сведений о нахождении истца в указанном списке не имеется. На учете в качестве нуждающегося в жилом помещении З. не состоит.
Дело рассмотрено в отсутствии истца З. (в настоящее время отбывает наказание в <...>), представителя ответчика Министерства образования Омской области при их надлежащем извещении.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе, а также дополнениях к ней З. выражает несогласие с вынесенным решением суда первой инстанции. Полагает, что суд при вынесении решения не учел наличие уважительных причин, в силу которых истец не обратился с заявлением о постановке на учет, наличие у него <...> заболевания - <...>. Указал, что был лишен возможности отправить заявление по почте, поскольку на его лицевом счету не было денежных средств. В силу заболевания и отсутствия среднего образования узнал о наличии него права на жилье только в 2016 году. Отмечает неисполнение руководством детского учреждения обязанности информировать его о наличии у прав на получение жилья. Просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены судебного решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении, возражениях относительно жалобы.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. (п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017).
Согласно п. 3 ст. 17.1 Закона Омской области от 28.12.2005 N 722-ОЗ (ред. от 16.12.2015) "О государственной политике Омской области в жилищной сфере" (принят Постановлением ЗС Омской области от 22.12.2005 N 429) список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" формируется на основании заявлений лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, достигших возраста 18 лет, и лиц, которые относились к категории детей-сирот, поданных по форме, установленной уполномоченным органом.
Как установлено судом и следует и материалов гражданского дела З. родился <...>, родителями являются <...> (л.д. 5).
Решением Кормиловского районного суда Омской области от 19.03.1986 <...> лишена родительских прав в отношении З. (л.д. 14 - 19).
Согласно записи акта о смерти N <...> от <...> <...> умер <...>.
Согласно сведений КОУ Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "<...> от <...>, З. являлся воспитанником <...> N <...> с <...> по <...> и находился на полном государственном обеспечении, после чего был переведен в <...> (л.д. 12, 13).
Согласно информации Министерства образования Омской области от 20.04.2017 г., З. не включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". (л.д. 50).
Согласно данным ИЦ УМВД РФ по Омской области от 15.03.2017 З. с 1995 по 24.05.2004 находился в местах лишения свободы, 16.12.2008 был вновь арестован до 13.04.2012 находился в местах лишения свободы. 09.11.2012 З. был вновь арестован, 10.06.2013 осужден по приговору Кировского районного суда по ст. 105 ч. 1 УК РФ к 9 годам лишения свободы. В настоящее время отбывает наказание в исправительном учреждении (л.д. 34).
Отказывая З. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции верно указал на отсутствие правовых оснований для постановки его на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, поскольку истец в настоящее время достиг возраста 38 лет, в установленный законом срок (до достижения 23-летнего возраста) с заявлением о предоставлении жилого помещения в компетентный орган не обратился. При этом суд правильно указал на отсутствие каких-либо уважительных и исключительных обстоятельств, связанных с личностью истца, которые бы препятствовали ему своевременно обратится с заявлением о предоставлении жилого помещения.
Так, согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.), абзацу четвертому ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей).
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой меры социальной поддержки.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таком положении истец на момент введения в действие Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот.
По смыслу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
Доказательств того, что З. в возрасте до 23 лет обращался с заявлением о включении в список лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья, им не представлено.
Районный суд правильно исходил из того, что нахождение истца в местах лишения свободы до 23 лет не является уважительной причиной не обращения в уполномоченные органы для принятия его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истец имел возможность обратиться с соответствующим заявлением, воспользовавшись услугами почты.
Кроме того, как установлено судом в период с 24.05.2004 по 16.12.2008 и с 13.04.2012 по 09.11.2012 З. находился на свободе, соответственно имел возможность обратиться с заявлением о предоставлении жилого помещения (в том числе в судебном порядке).
Довод апелляционной жалобы о невозможности обратиться с заявлением о постановке на учет в связи с отсутствием денежных средств на лицевом счету истца, судебная коллегия отклоняет, поскольку материалами дела подтверждается, что находясь в местах лишения свободы, З. запрашивал необходимые документы для обращения в суд, в значит, имел возможность, в том числе обратиться в заявлением в компетентные органы о постановке на учет.
Кроме того, районный суд пришел к верному выводу о том, что незнание истцом законодательства в сфере жилищных прав не является уважительной причиной для его неиспользования и не принял во внимание доводы истца об ответственности компетентных органов за него, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства ненадлежащего исполнения органами опеки и попечительства своих обязанностей по защите прав несовершеннолетнего З.
Доводы жалобы о том, что суд не учел состояние здоровья З., а именно, наличие у него заболевания - <...>, влечь отмену судебного решения не могут. В ходе рассмотрения спора истец на указанные обстоятельства не ссылался, доказательств состояния здоровья не представлял. В материалах дела отсутствуют сведения о том, что истец признан <...> вследствие наличия у него расстройства здоровья. Наличие такого заболевания не препятствовало истцу обратиться в суд с настоящим иском, собственноручно подать апелляционную жалобу. В такой ситуации судебная коллегия приходит к выводу о том, что состояние здоровья истца не являлось препятствием для своевременного обращения в компетентный орган с заявлением о предоставлении жилого помещения.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 05 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу З. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)