Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Жилья на праве собственности, а также по договору социального найма, пригодного для проживания, истица не имеет. Принадлежащий ей на праве собственности жилой дом, признан непригодным для постоянного проживания.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Авдеевой С.Н.,
судей Квасовой О.А., Трофимовой М.В.,
при секретаре М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Квасовой О.А.
гражданское дело по иску В. к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области об обязании предоставить по договору найма специализированное жилое помещение
по апелляционной жалобе представителя Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области
на заочное решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 04 мая 2017 года
установила:
В. обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о возложении обязанности предоставить по договору социального найма специализированное жилое помещение. В обоснование своих требований она указала на то, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать, В.Е.И., умерла.. года, отец, В.Е.А., лишен родительских прав решением Таловского районного суда Воронежской области от 13.05.1996 года, а.. года он умер.
Жилья на праве собственности, а также по договору социального найма, пригодного для проживания, истица не имеет. Принадлежащий ей на праве собственности жилой дом, находящийся по адресу:.. область,.. район, пос..., ул..., д..., Постановлением Администрации Васильевского сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области городского округа N. от.. года признан непригодным для постоянного проживания.
В соответствии с приказом Департамента социальной защиты Воронежской области N.. от.. года В. принята на учет в качестве лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области на основании договора найма специализированного жилого помещения. Поскольку ответчиками не предоставлено жилое помещение в соответствии со ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жилищные права истицы нарушены, в связи с чем она просила:
- обязать Департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении истцу (с составом семьи 2 человека - В. и ее сын В.К.А.,.. года рождения) благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить с истцом договор найма специализированного жилищного фонда на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области (с составом семьи 2 человека) (Л.д. 4-7).
Заочным решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 04 мая 2017 года исковые требования истца удовлетворены в полном объеме: возложена обязанность на Департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении истцу соответствующего жилого помещения, на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить с истцом договор найма специализированного жилого помещения (Л.д. 42-46).
Представитель департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене состоявшегося решения как постановленного с нарушением норм материального права, ссылается на то, что законом не предусмотрено внеочередное предоставление жилья по договору специализированного найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, кроме того имеются иные способы защиты жилищных прав, а именно предоставление ежемесячной денежной компенсации за аренду жилых помещений, в настоящее время свободного жилья в собственности Воронежской области в наличии не имеется, просил указанное решение суда отменить, в иске истцу отказать (Л.д.48-51).
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, судом были надлежащим образом извещены, в том числе путем публикации сведений на официальном сайте Воронежского областного суда, о причинах неявки не сообщили, каких-либо доказательств наличия уважительных причин отсутствия в судебное заседание не представили.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин неявки на момент рассмотрения дела, указанные лица судебной коллегии не представили, в связи с чем на основании статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Разрешая возникший спор и принимая решение об удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не обеспечивался, имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, с чем судебная коллегия соглашается.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Воронежской области от 20 ноября 2007 года N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области" и также приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 10 апреля 2013 года N 1476/ОД, утвердившем Порядок принятия на учет, формирование списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет.
При этом ни статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного помещения по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
С момента обращения истца с заявлением о включении в списки на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения. Необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.
При таких обстоятельствах, довод апелляционной жалобы о том, что истец будет обеспечен жилым помещением специализированного жилого фонда в порядке очередности, не соответствует требованиям как федерального и так регионального законодательства, в связи с чем судебной коллегией принят быть не может.
Ссылки в апелляционной жалобе о праве истца на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений до фактического обеспечения их жилыми помещениями в соответствии с п. 6 ст. 97.10 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 года N 103-ОЗ, также не может повлиять на отмену решения суда, поскольку данная выплата не освобождает последнего от предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключению договора найма. Выбор способа защиты права принадлежит истцу.
Отсутствие свободного жилья не может умалять законных прав истца.
Других доводов, способных повлиять на отмену принятого судом решения, апелляционная жалоба не содержит.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
заочное решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 04 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-5511/2017
Требование: Об обязании предоставить по договору найма специализированное жилое помещение.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Жилья на праве собственности, а также по договору социального найма, пригодного для проживания, истица не имеет. Принадлежащий ей на праве собственности жилой дом, признан непригодным для постоянного проживания.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 июля 2017 г. по делу N 33-5511
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Авдеевой С.Н.,
судей Квасовой О.А., Трофимовой М.В.,
при секретаре М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Квасовой О.А.
гражданское дело по иску В. к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области об обязании предоставить по договору найма специализированное жилое помещение
по апелляционной жалобе представителя Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области
на заочное решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 04 мая 2017 года
установила:
В. обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о возложении обязанности предоставить по договору социального найма специализированное жилое помещение. В обоснование своих требований она указала на то, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать, В.Е.И., умерла.. года, отец, В.Е.А., лишен родительских прав решением Таловского районного суда Воронежской области от 13.05.1996 года, а.. года он умер.
Жилья на праве собственности, а также по договору социального найма, пригодного для проживания, истица не имеет. Принадлежащий ей на праве собственности жилой дом, находящийся по адресу:.. область,.. район, пос..., ул..., д..., Постановлением Администрации Васильевского сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области городского округа N. от.. года признан непригодным для постоянного проживания.
В соответствии с приказом Департамента социальной защиты Воронежской области N.. от.. года В. принята на учет в качестве лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области на основании договора найма специализированного жилого помещения. Поскольку ответчиками не предоставлено жилое помещение в соответствии со ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жилищные права истицы нарушены, в связи с чем она просила:
- обязать Департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении истцу (с составом семьи 2 человека - В. и ее сын В.К.А.,.. года рождения) благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить с истцом договор найма специализированного жилищного фонда на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области (с составом семьи 2 человека) (Л.д. 4-7).
Заочным решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 04 мая 2017 года исковые требования истца удовлетворены в полном объеме: возложена обязанность на Департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении истцу соответствующего жилого помещения, на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить с истцом договор найма специализированного жилого помещения (Л.д. 42-46).
Представитель департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене состоявшегося решения как постановленного с нарушением норм материального права, ссылается на то, что законом не предусмотрено внеочередное предоставление жилья по договору специализированного найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, кроме того имеются иные способы защиты жилищных прав, а именно предоставление ежемесячной денежной компенсации за аренду жилых помещений, в настоящее время свободного жилья в собственности Воронежской области в наличии не имеется, просил указанное решение суда отменить, в иске истцу отказать (Л.д.48-51).
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, судом были надлежащим образом извещены, в том числе путем публикации сведений на официальном сайте Воронежского областного суда, о причинах неявки не сообщили, каких-либо доказательств наличия уважительных причин отсутствия в судебное заседание не представили.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин неявки на момент рассмотрения дела, указанные лица судебной коллегии не представили, в связи с чем на основании статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Разрешая возникший спор и принимая решение об удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не обеспечивался, имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, с чем судебная коллегия соглашается.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Воронежской области от 20 ноября 2007 года N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области" и также приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 10 апреля 2013 года N 1476/ОД, утвердившем Порядок принятия на учет, формирование списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет.
При этом ни статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного помещения по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
С момента обращения истца с заявлением о включении в списки на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения. Необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.
При таких обстоятельствах, довод апелляционной жалобы о том, что истец будет обеспечен жилым помещением специализированного жилого фонда в порядке очередности, не соответствует требованиям как федерального и так регионального законодательства, в связи с чем судебной коллегией принят быть не может.
Ссылки в апелляционной жалобе о праве истца на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений до фактического обеспечения их жилыми помещениями в соответствии с п. 6 ст. 97.10 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 года N 103-ОЗ, также не может повлиять на отмену решения суда, поскольку данная выплата не освобождает последнего от предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключению договора найма. Выбор способа защиты права принадлежит истцу.
Отсутствие свободного жилья не может умалять законных прав истца.
Других доводов, способных повлиять на отмену принятого судом решения, апелляционная жалоба не содержит.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
заочное решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 04 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)