Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 24.12.2015 N Ф10-4336/2014 ПО ДЕЛУ N А14-1818/2014

Требование: О признании незаконным отказа в согласовании договора аренды нежилого помещения.

Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Орган местного самоуправления отказал организации в согласовании договора аренды со ссылкой на отсутствие оснований отнесения деятельности организации к социально ориентированной и направленной на решение социальных проблем и, соответственно, к лицам, имеющим право на заключение договора аренды без проведения торгов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2015 г. N Ф10-4336/2014

Дело N А14-1818/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2015 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Степиной Л.В.
судей Николаевой Н.Н., Шелудяева В.Н.
при участии в заседании:
- от Воронежской городской детской общественной организации "Танцевально-спортивный клуб "Пантера" (ОГРН 1113600001360, ИНН 3662989159, г. Воронеж): Аветисова Г.С. - представителя, действующего по доверенности от 06.04.2015 без номера;
- от Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж (ОГРН 1123668052200, ИНН 3666181570, г. Воронеж, ул. Пушкинская, д. 5): Сарапушкиной А.В. - представителя, действующей по доверенности от 30.12.2014 N 49;
- от третьих лиц:
- Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (ОГРН 1033600046908, ИНН 3664022568, Карла Маркса ул., д. 55, г. Воронеж, 394000): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 43" (ОГРН 1033600012555, г. Воронеж, ул. Генерала Лизюкова, д. 26): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.06.2015 (судья Пименова Т.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2015 (судьи Протасов А.И., Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А.) по делу N А14-1818/2014,

установил:

Воронежская городская детская общественная организация "Танцевально-спортивный клуб "Пантера" (далее по тексту - заявитель, Организация, ВГДОО "Танцевально-спортивный клуб "Пантера") обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации городского округа город Воронеж в лице Управления имущественных и земельных отношений (далее по тексту также - Управление) о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 25.11.2013 N 1607048, в согласовании договора аренды нежилого помещения площадью 123,7 кв. м, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Лизюкова, д. 26, заключенного между Муниципальным бюджетным образовательным учреждением "Средняя общеобразовательная школа N 43" (далее - МБОУ СОШ N 43) и ВГДОО "Танцевально-спортивный клуб "Пантера".
В соответствии со статьей 51 АПК РФ привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, МБОУ СОШ N 43 и Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее также - УФАС по Воронежской области).
Решением суда от 24.06.2014, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2014, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 17.03.2015 указанные выше решение суда и постановление отменены, и дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Воронежской области от 23.06.2014 требования Организации удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2015 решение суда от 23.06.2014 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые решение и постановление отменить, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Воронежской области.
В судебном заседании представитель Управления поддержала доводы жалобы, а представитель ВГДОО "Танцевально-спортивный клуб "Пантера", напротив, просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
В силу статьи 286 АПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых судом первой и апелляционной инстанций исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав представителей Организации и Управления, оценив доводы, содержащиеся в кассационной жалобе и пояснении на нее, судебная коллегия считает, что оспариваемые судебные акты отмене либо изменению не подлежат в связи со следующим.
Как установили суды, заявителем и МБОУ СОШ N 43 подписан договор от 13.08.2013 N 1 аренды нежилого помещения площадью 123,7 кв. м, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Лизюкова, д. 26, для использования под танцевальный зал.
МБОУ СОШ N 43, в оперативном управлении которого находится спорное помещение, 13.08.2013 обратилось в Управление с заявлением о разрешении сдачи в аренду указанного нежилого помещения названной Организации.
Письмом от 08.10.2013 N 1388343 Управление отказало в согласовании сдачи в аренду указанного помещения в связи с несоответствием заявителя социально ориентированным некоммерческим организациям, для которых исключается обязанность проведения аукциона (конкурса) на право заключения договора аренды.
ВГДОО "Танцевально-спортивный клуб "Пантера" 24.10.2013 обратилась с заявлением в Управление, в котором привела доводы, подтверждающие его соответствие социально ориентированным организациям, имеющим право в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17.1 Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) на заключение договора аренды без проведения торгов.
Письмом от 25.11.2013 N 1607048 Управление отказало заявителю в согласовании договора аренды со ссылкой на отсутствие оснований отнесения его деятельности к социально ориентированной и направленной на решение социальных проблем и, соответственно, к лицам, имеющим право на заключение договора аренды без проведения торгов.
В то же время УФАС по Воронежской области в письме от 05.12.2013 N 05-156/3897 подтвердило, что заключение настоящего договора возможно на основании пункта 4 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции и не будет противоречить антимонопольному законодательству.
Организация, полагая, что вышеупомянутый отказ является незаконным, обратилась в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Согласно положениям пунктов 1, 2.1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 31.1 Закона N 7-ФЗ установлено, что для признания некоммерческих организаций социально ориентированными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться наряду с предусмотренными настоящей статьей видами деятельности другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.
При этом часть 6 статьи 31.1 Закона N 7-ФЗ предусматривает оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.
Как следует из Устава ВГДОО "Танцевально-спортивный клуб "Пантера", последняя - некоммерческое общественное объединение, к предметам ее деятельности относится пропаганда и развитие искусства спортивных бальных танцев, широкое вовлечение всех слоев населения в массовое танцевальное обучение в целях культурного, спортивного развития личности.
Из установленных судами фактических обстоятельств по делу усматривается, Организация осуществляла в отчетном 2013 году деятельность в области физической культуры и спорта, а также содействие такой деятельности, о чем свидетельствует отчет, поданный заявителем как социально ориентированной некоммерческой организацией в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области, и письмо Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области от 14.04.2014. Организация получала целевые поступления (включая пожертвования, гранты). К тому же МБОУ СОШ N 43 (письмо от 27.09.2013) подтвердило, что Организация оказывает бесплатные услуги в виде посещения спортивно-оздоровительных занятий для учеников и преподавателей школы, оказывает благотворительную помощь МБОУ СОШ N 43.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что ВГДОО "Танцевально-спортивный клуб "Пантера" является социально ориентированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на решение социальных проблем, относится к физкультурно-спортивной организации, следовательно, соответствует критериям, необходимым для получения в силу пункта 4 статьи 17.1 Законом о защите конкуренции преимущественного права на заключение договора аренды без торгов, а потому у Управления имелись все основания для согласования договора аренды данного нежилого помещения без проведения торгов.
При таком положении суды правомерно удовлетворили заявленные Организацией требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, эти доводы направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судами и получивших надлежащую оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального и процессуального права. Иное толкование заявителем кассационной жалобы норм действующего законодательства само по себе основанием для отмены судебных актов служить не может.
Нарушений, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, в кассационной жалобе не приведено и судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.06.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2015 по делу N А14-1818/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.

Председательствующий
Л.В.СТЕПИНА

Судьи
Н.Н.НИКОЛАЕВА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)