Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 25.01.2016 ПО ДЕЛУ N 33-724/2016

Требование: О предоставлении благоустроенного изолированного жилого помещения, отвечающего санитарным нормам проживания.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что благоустроенное изолированное жилое помещение ему не предоставлено, в очередь на внеочередное предоставление жилого помещения его не включили, во включении его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, ему было отказано в связи с тем, что отсутствуют сведения о лишении (ограничении) его отца в родительских правах.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 января 2016 г. по делу N 33-724


Судья Бурдина И.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Киселевой Н.В.
судей Петуховой Е.В., Симоновой Т.В.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г. Перми 25 января 2016 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Березниковского городского суда Пермского края от 2 ноября 2015 года, которым постановлено:
обязать Правительство Пермского края предоставить М., /дата рождения/, по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение специализированного жилищного фонда, благоустроенное применительно к условиям г. Березники Пермского края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. метра на территории г. Березники Пермского края.
В удовлетворении исковых требований М. к администрации города Березники - отказать.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Петуховой Е.В., судебная коллегия

установила:

Истец М. обратился в суд с иском к Правительству Пермского края, администрации города Березники о предоставлении ему благоустроенного изолированного жилого помещения, отвечающего санитарным нормам проживания в г. Березники Пермского края общей площадью не менее 33 кв. м.
В обоснование заявленных требований истец указал на то, что 16.08.1988 г. он был помещен в Красновишерский детский дом, т.к. решением Березниковского городского суда от 19.07.1988 г. его мать Б. лишена в отношении него родительских прав. Отца он (истец) не знает, никогда не видел. В 1997 г. администрация Красновишерского детского дома обращалась с письмом в администрацию г. Березники о предоставлении ему жилья. До настоящего времени ему благоустроенное изолированное жилое помещение не предоставлено, в очередь на внеочередное предоставление жилого помещения его не включили. 13.04.2015 г. ему было отказано во включении его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку отсутствуют сведения о лишении (ограничении) отца в родительских правах.
Просил признать отказ Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Березниковскому городскому округу и Усольскому муниципальному району от 13.04.2015 г. неправомерным; установить его статус, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать ответчиков предоставить ему вне очереди благоустроенное изолированное жилое помещение, отвечающее санитарным нормам проживания в г. Березники Пермского края, общей площадью не менее 33 кв. м.
Истец М. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика - Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на исковое заявление, из которых следует, что ответчик с исковыми требованиями не согласен в полном объеме.
Представитель ответчика - Администрации г. Березники В., действующая на основании доверенности, просила принять решение на усмотрение суда. Кроме того, считала, что администрация г. Березники не является надлежащим ответчиком.
Представитель третьего лица - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил.
Представитель Межрайонного Территориального Управления N 6 Министерства социального развития Пермского края К., действующая на основании доверенности, принятие решения оставила на усмотрение суда.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого в своей апелляционной жалобе просит Правительство Пермского края.
Заявитель указывает на то, что в силу п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения жилым помещением. Действие ст. 8 названного Закона распространяется на правоотношения, возникшие до 1 января 2013 г., в случае, если дети-сироты не реализовали свое право на обеспечение жильем до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ, т.е. дети-сироты, состоявшие в списках имеющих право на получение жилого помещения. Статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, М. не был присвоен, т.к. решения о лишении родительских прав отца М. не имелось. М., /дата рождения/, не включен в список детей-сирот. Это решение истцом в установленном законом порядке не оспаривалось. В связи с чем, у истца теряется право на обеспечение вне очереди жилым помещением, как ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Ссылаясь на п. 2 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. N 1939-419, считает, что истец не относится к категории детей-сирот.
Считает некорректной ссылку суда на Закон Пермского края N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма". Указывает на то, что данной категории граждан не может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма.
Далее заявитель приводит довод о том, что жилое помещение детям-сиротам должно предоставляться на территории субъекта РФ, в рассматриваемом случае, на территории Пермского края, а не на территории г. Березники.
От Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Межрайонного территориального управления N 6 Министерства социального развития Пермского края поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились.
Исследовав материалы дела, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах изложенных в жалобе доводов, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения судебного акта.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
Статьей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 N 147-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: лицо проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Как следует из материалов дела и установлено судом при разрешении спора истец М. родился /дата/ в г. Березники Пермской области (л.д. 7).
Мать истца Б., <...> г.р., умерла <...> г. (л.д. 8). Ранее Б. была лишена родительских прав в отношении М. на основании решения Советского районного народного суда г. Березники Пермской области от 19.07.1988 г. (гражданское дело N 2-814). Решение вступило в законную силу 01.08.1988 г. (л.д. 10).
Отец М., <...> г.р., по имеющимся автоматизированным учетам ФМС России не значится (л.д. 12), место нахождения его неизвестно, участия в жизни несовершеннолетнего М. не принимал.
Решением Советского районного совета народных депутатов от 11.05.1988 г. N 91 несовершеннолетний М., <...> г.р., был определен в детский дом (л.д. 14); 15.08.1988 г. несовершеннолетний М., поступил в Красновишерский детский дом (л.д. 15),
В июне 1997 г. М. закончил обучение в <...> по профессии <...> (л.д. 15).
Как следует из письма Администрации г. Березники Управления по вопросам образования и молодежи от 20.02.1997 г. М., <...> г.р., должен быть трудоустроен через городской центр занятости населения и обеспечен благоустроенным общежитием и поставлен в очередь на льготное получение жилья (л.д. 16).
<...> г. М. достиг совершеннолетия.
Согласно информации администрации города Березники от 18.06.2009 г. М. включен в льготный список для получения жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей (л.д. 23).
Распоряжением Администрации города Березники Пермского края от 24.09.2012 г. N 162-р М. по договору коммерческого найма предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, сроком на 5 лет (л.д. 24, 25-26).
По данным отдела УФМС России по Пермскому краю в г. Березники М., <...> г.р., зарегистрирован по адресу: г. Березники, ул. <...>, на срок с 08.10.2012 г. по 24.09.2017 г. (л.д. 27).
Протоколом N 28 от 07.04.2015 г. Территориальным Управлением Министерства социального развития по Березниковскому городскому округу и Усольскому муниципальному району М. не включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку отсутствуют сведения о лишении (ограничении) отца М. в родительских правах (л.д. 9).
Удовлетворяя требования М., суд сделал правильный вывод о том, что истец вправе претендовать на предоставление ему для проживания жилого помещения специализированного жилищного фонда. При этом суд фактически исходил из наличия у истца статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, т.к. его мать Б., <...> г.р., умерла <...> г. (л.д. 8); ранее Б. была лишена родительских прав в отношении М. на основании решения Советского районного народного суда г. Березники Пермской области от 19.07.1988 г.; отец М. участия в жизни истца не принимал, его место нахождения не известно; по автоматизированным учетам ФМС России М., <...> г.р., не значится.
Кроме того, суд учитывал, что истец до 23 лет реализовал предоставленное ему законом право на получение жилья, что подтверждено фактом принятия М. 14.01.2003 г. в соответствии с требованиями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 10.01.2003 г.) уполномоченным на то органом (органом исполнительной власти) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении при администрации города Березники (постановление главы местного самоуправления города Березники Пермской области от 20.03.2003 г. N 250 - л.д. 117). На дату постановки на учет М. присвоен номер очереди в списке детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей - 351, в общем списке граждан - 8080. Учетные дела переданы в территориальное управление Министерства социального развития Пермского края. При передаче учетных дел в Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края в период с января по апрель 2013 г. номер очереди М. в списке 98 (л.д. 118-119).
То обстоятельство, что истец не оспаривал решение комиссии территориального управления Минсоцразвития Пермского края по Березниковскому городскому округу и Усольскому муниципальному району от 07.04.2015 г. N 28, которым ему было отказано во включении в соответствующие списки детей-сирот..., не свидетельствует об отсутствии у истца права получение жилого помещения в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что М. в силу закона может быть отнесен к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Так, положения абзаца третьего статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закрепляют для целей данного Закона понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.
В соответствии с указанной нормой, к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Приведенный выше перечень, определяющий, в каких именно случаях дети относятся к категории оставшихся без попечения родителей, не является исчерпывающим.
Из положений статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации следует, что к случаям, влекущим за собой прекращение попечения о ребенке со стороны родителей, могут быть отнесены, в том числе, жизненные ситуации, при которых создаются условия, препятствующие нормальному воспитанию и развитию детей, а также другие случаи отсутствия родительского попечения, при которых защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства.
Факт утраты истцом попечения родителей судом был установлен при разрешении настоящего спора.
С учетом указанного, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные доводы апелляционной жалобы заявителя об отсутствии у М. статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, в связи с чем, у истца теряется право на обеспечение вне очереди жилым помещением, как ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Поскольку истцу жилое помещение специализированного жилищного фонда предоставлено по договору найма специализированного жилого помещения судебная коллегия не принимает во внимание довод апелляционной жалобы о том, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма.
Не влечет отмену постановленного судом решения довод апелляционной жалобы заявителя о том, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица данной категории, и ограничение права истца на предоставление жилья территорией г. Березники не основано на действующем законодательстве.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. N 1194-п, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 и должны соответствовать перечисленным в указанных пунктах требованиям, в том числе, в названном Постановлении указано на то, что жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства, а в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
Из указанных положений следует, что данная социальная гарантия, по общему правилу, предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантии) предоставление.
Местом жительства истца в соответствии со статьей 20 ГК РФ является территория г. Березники (жилое помещение по адресу: г. Березники, ул. <...> - л.д. 24, 25-26). Невозможность предоставления истцу жилого помещения по месту его жительства материалами дела не доказана, согласие на предоставление ему жилого помещения не по месту проживания также отсутствует.
Таким образом, возложение на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению М. жилого помещения на территории г. Березники требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не противоречит и прав заявителя не нарушает.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к повторению процессуальной позиции заявителя, занятой в суде первой инстанции, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, оснований для чего не имеется.
Руководствуясь ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Березниковского городского суда Пермского края от 2 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)