Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.08.2016 N 11АП-8880/2016 ПО ДЕЛУ N А55-32009/2015

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 августа 2016 г. по делу N А55-32009/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 августа 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола судебного заседания Плехановой А.А., с участием:
от муниципального образования городского округа Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти - до перерыва представителя Якуниной А.А. (доверенность от 02.12.2015), после перерыва представителя Попковой Н.А. (доверенность от 05.05.2016),
от субъекта Российской Федерации Самарской области в лице министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области - до и после перерыва представителя Ермаковой О.А. (доверенность от 06.10.2015),
от третьих лиц: министерства управления финансами Самарской области - до и после перерыва представитель не явился, извещено,
правительства Самарской области - до и после перерыва представителя Ермаковой О.А. (доверенность от 26.01.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 июля - 01 августа 2016 года апелляционные жалобы министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, министерства управления финансами Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 июня 2016 года по делу N А55-32009/2015 (судья Шехмаметьева Е.В.), принятое по исковому заявлению муниципального образования городского округа Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти, Самарская область, г. Тольятти, к субъекту Российской Федерации Самарской области в лице министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, г. Самара, третьи лица: министерство управления финансами Самарской области, г. Самара, правительство Самарской области, г. Самара,
о взыскании денежных средств,

установил:

Муниципальное образование городского округа Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти (далее - истец, мэрия г.о.Тольятти) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к субъекту Российской Федерации Самарской области в лице министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - ответчик) о взыскании убытков в размере 15 438 000 руб. и расходов по оценке жилых помещений в сумме 12 100 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство управления финансами Самарской области, правительство Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08 июня 2016 года с субъекта Российской Федерации Самарской области в лице министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области за счет казны Самарской области в пользу муниципального образования городской округ Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти взыскано 15 438 000 руб. убытков.
В апелляционных жалобах министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области и министерство управления финансами Самарской области просят решение суда отменить полностью и прекратить производство по делу либо принять новый судебный акт в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на отсутствие противоправности в действиях Самарской области, отнесение к вопросам местного значения полномочий по учету и предоставлению нуждающимся в жилых помещениях гражданам жилых помещений по договорам социального найма. После 01.01.2005 отдельная постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях граждан только по причине наличия у них инвалидности не предусмотрена. Постановка на учет таких граждан может осуществляться исключительно на общих основаниях: если они являются малоимущими и нуждающимся в жилых помещениях. Одно только наличие нуждаемости в связи с хроническим заболеванием не дает гражданину оснований для внеочередного обеспечения жильем. Мэрией была осуществлена постановка на учет малоимущих нуждающихся граждан, страдающих хроническими заболеваниями. Поскольку на реализацию мэрией вопросов местного значения Самарской областью межбюджетные трансферты уже выделены, взыскание с Самарской области денежных средств по настоящему делу является повторным финансированием данных расходов субъектом РФ. Самарская область является ненадлежащим ответчиком по требованиям мэрии о взыскании убытков, возникших в связи с предоставлением жилых помещений Клименко А.А., Корешкиной Г.А. и Кустовой Н.М., которые поставлены на учет нуждающихся в жилых помещения до 01.01.2005. Срок исковой давности истек, поскольку истец узнал о нарушении своего права с момента вступления в законную силу решений суда общей юрисдикции от 2010 - 2012 годов, а иск подан первоначально в Арбитражный суд города Москвы 27.08.2013. В этой связи ст. 204 ГК РФ в редакции Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ применена быть не может. Учитывая, что обеспечения жильем граждан относится к полномочиям органов местного самоуправления, настоящее дело не относится к экономическим спорам и арбитражному суду не подведомственно. Мэрия, обращаясь с иском о взыскании убытков, обжалует уже имеющиеся решения суда общей юрисдикции, которыми установлено, что полномочия по обеспечению жильем являются полномочиями муниципального образования, а не Самарской области, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению.
В отзыве на апелляционную жалобу мэрия г.о. Тольятти просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя министерства управления финансами Самарской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ответчика и министерства управления финансами Самарской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 25 июля 2016 года объявлялся перерыв до 17 час 30 мин 01 августа 2016 года. Рассмотрение дела продолжено в судебном заседании 01 августа 2016 года.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением от 05 августа 2011 года Центральный районный суд города Тольятти Самарской области обязал мэрию г.о. Тольятти предоставить Репину Сергею Ивановичу, 1972 года рождения, жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи один человек.
Во исполнение данного решения на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 03 июля 2012 года N 7886-р/4 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях" Репину С.И., 1972 года рождения, на состав семьи 1 человек была предоставлена по договору социального найма от 06 июля 2012 года N 12ц-2012 однокомнатная квартира, общей площадью 17,6 кв. м по адресу: г. Тольятти, ул. Лесная, д. 62 кв. 132.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 23 ноября 2012 года N 58-72/12 рыночная стоимость данной квартиры составляет 603 000 руб.
Решением от 22 февраля 2011 года Центральный районный суд города Тольятти Самарской области обязал мэрию г.о. Тольятти предоставить Дмитриевой Надежде Ивановне, 1963 года рождения жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи два человека.
Во исполнение данного решения на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 20 апреля 2012 года N 4826-р/4 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях" Дмитриевой Н.И, на состав семьи 2 человека была предоставлена по договору социального найма от 04 мая 2012 года N 91-К-2012 - однокомнатная квартира, общей площадью 30,4 кв. м по адресу: г. Тольятти, ул. Матросова, д. 58, кв. 11.
В соответствии с договором от 22 сентября 2012 года данная квартира безвозмездно передана в собственность Дмитриевой О.Г.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 23 ноября 2012 года N 58-62/12 рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 352 000 руб.
Решением от 17 мая 2011 года Центральный районный суд города Тольятти Самарской области обязал мэрию г.о.Тольятти предоставить Курылевой Наталье Васильевне, 1973 года рождения жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи четыре человека.
Во исполнение данного решения на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 24 мая 2012 года N 6307-р/4 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях" Курылевой Н.В., 1973 года рождения, на состав семьи 4 человека была предоставлена по договору социального найма от 31 мая 2012 года N 93-К-2012 - однокомнатная квартира, общей площадью 28,5 кв. м по адресу: г. Тольятти, ул. Мурысева, д. 96 кв. 41.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 23 ноября 2012 года N 58-66/12 рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 147 000 руб.
Решением от 28 ноября 2011 года Центральный районный суд города Тольятти Самарской области обязал мэрию г.о. Тольятти предоставить Фахрутдинову Ильшату Загитовичу, 1966 года рождения, жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи два человека.
Во исполнение данного решения на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 04 июня 2012 года N 6801-р/4 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях" Фахрутдинову И.З., 1966 года рождения, на состав семьи два человека была предоставлена по договору социального найма от 22 июня 2012 года N 94-К-2012 - трехкомнатная квартира, общей площадью 51,2 кв. м по адресу: г. Тольятти, ул. Шлюзовая, д. 23 кв. 54.
В соответствии с договором от 06 сентября 2012 года данная квартира безвозмездно передана в общую долевую собственность Фахрутдинову И.З., Фахрутдинову И.И.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 23 ноября 2012 года N 58-68/12 рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 557 000 руб.
Решением от 28 ноября 2011 года Центральный районный суд города Тольятти Самарской области обязал мэрию г.о.Тольятти предоставить Корешкиной Галине Александровне, 1971 года рождения жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи два человека.
Во исполнение данного решения на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 15 марта 2012 года N 3067-р/4 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях" Корешкиной Г.А. на состав семьи два человека была предоставлена по договору социального найма от 22 марта 2012 года N 89-К-2012 - однокомнатная квартира, общей площадью 33,0 кв. м по адресу: г. Тольятти, ул. Железнодорожная, д. 29, кв. 11.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 13 ноября 2012 года N 58-65/12 рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 198 000 руб.
Решением от 12 января 2012 года Центральный районный суд города Тольятти Самарской области обязал мэрию г.о.Тольятти предоставить Клименко Анне Анатольевне, 1976 года рождения жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи три человека.
Во исполнение данного решения на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 30 мая 2012 года N 6590-р/4 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях" Клименко А.А. на состав семьи три человека была предоставлена по договору социального найма от 07 июня 2012 года N 93-К-2012 - трехкомнатная квартира, общей площадью 65,3 кв. м по адресу: г. Тольятти, Майский проезд, д. 9, кв. 148.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 23 ноября 2012 года N 58-69/12 рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 875 000 руб.
Решением от 20 апреля 2011 года Центральный районный суд города Тольятти Самарской области обязал мэрию г.о.Тольятти предоставить Львинской Людмиле Васильевне, 1974 года рождения жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи три человека.
Во исполнение данного решения на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 02 мая 2012 года N 5352-р/4 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях" Львинской Л.В. на состав семьи три человека была предоставлена по договору социального найма от 04 мая 2012 года N 10ц-2012 - однокомнатная квартира, общей площадью 33,3 кв. м по адресу: г. Тольятти, ул. Баныкина, д. 30, кв. 142.
В соответствии с договором от 23 октября 2012 года данная квартира безвозмездно передана в собственность Львинскому В.А.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 23 ноября 2012 года N 58-64/12 рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 512 000 руб.
Решением от 05 апреля 2011 года Центральный районный суд города Тольятти Самарской области обязал мэрию г.о. Тольятти предоставить Тур Екатерине Николаевне, 1933 года рождения жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи один человек.
Во исполнение данного решения на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 20 апреля 2012 года N 4828-р/4 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях" Тур Е.Н. на состав семьи один человек была предоставлена по договору социального найма от 27 апреля 2012 года N 21А-2012 - однокомнатная квартира, общей площадью 33,4 кв. м по адресу: г. Тольятти, проспект Степана Разина, д. 55, кв. 363.
В соответствии с договором от 25 июля 2012 года данное помещение безвозмездно передано Тур Е.Н. в собственность.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 23 ноября 2012 года N 58-63/12 рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 514 000 руб.
Решением от 07 июля 2010 года Центральный районный суд города Тольятти Самарской области обязал мэрию г.о.Тольятти предоставить Кустовой Наталье Марсиловне, 1973 года рождения жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи два человека.
Во исполнение данного решения на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 14 марта 2012 года N 2946-р/4 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях" Кустовой Н.М. на состав семьи два человека была предоставлена по договору социального найма от 20 марта 2012 года N 8ц-2012 - однокомнатная квартира, общей площадью 31,1 кв. м по адресу: г. Тольятти, ул. Карла Маркса, д. 79, кв. 56.
В соответствии с договором от 17 августа 2012 года данная квартира безвозмездно передана в собственность Кустова А.Ю.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 23 ноября 2012 года N 58-61/12 рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 230 000 руб.
Решением от 27 января 2012 года Центральный районный суд города Тольятти Самарской области обязал мэрию г.о.Тольятти предоставить Козинскому Валерию Николаевичу, 1976 года рождения, жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи четыре человека.
Во исполнение данного решения на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 18 мая 2012 года N 6002-р/4 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях" Козинскому В.Н. на состав семьи четыре человека была предоставлена по договору социального найма от 22 мая 2012 года N 26А-2012 - трехкомнатная квартира, общей площадью 65,4 кв. м по адресу: г. Тольятти, ул. Автостроителей, д. 4, кв. 124.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 23 ноября 2012 года N 58-67/12 рыночная стоимость данной квартиры составляет 2 287 000 руб.
Решением от 18 мая 2011 года Центральный районный суд города Тольятти Самарской области обязал мэрию г.о.Тольятти предоставить Балкаевой Елене Ивановне, 1969 года рождения, жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи два человека.
Во исполнение данного решения на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 25 июня 2012 года N 7501-р/4 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях" Балкаевой Е.И. на состав семьи два человека была предоставлена по договору социального найма от 27 июня 2012 года N 36А-2012 - двухкомнатная квартира, общей площадью 35,2 кв. м по адресу: г. Тольятти, ул. Революционная, д. 11, кв. 1208.
В соответствии с договором от 09 октября 2012 года данная квартира безвозмездно передана в собственность Балкаевой К.А.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 23 ноября 2012 года N 58-70/12 рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 163 000 руб.

Согласно данной статье инвалидам по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ.

Гражданам, не являющимся малоимущими, но имеющим право на получение жилых помещений по договорам социального найма, эти жилые помещения согласно п. 4 ст. 49 ЖК РФ могут предоставляться не только из государственного жилищного фонда, но и из муниципального жилищного фонда. Для этого необходимо, чтобы на законодательном уровне органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жильем.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой статьи 28.2 вышеназванного закона.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Самарской области от 11 июня 2006 года N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" (далее - Закон Самарской области от 11 июня 2006 года N 87-ГД) обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей имеющих детей-инвалидов, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и областным законом нуждающимися в жилых помещениях.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области N 87-ГД "(часть 1 статьи 1 Закона Самарской области от 24 октября 2006 года N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан", далее - Закон Самарской области N 115-ГД).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закона Самарской области N 115-ГД органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
В силу статьи 19, 49 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 14, 50) (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми ресурсами.
Обеспечение реализации решений органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетов других уровней, финансируется исключительно из федерального бюджета (ст. 84 БК РФ).
Таким образом, в силу статьей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации(далее - ГК РФ), статьей 158, 184 БК РФ неисполнение Российской Федерацией обязательств по компенсации затрат, произведенных мэрией г.о.Тольятти по предоставлению жилых помещений, повлекло причинение истцу убытков.
Мэрия г.о.Тольятти обращалась в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации. Ранее, а также с аналогичными требованиями к Министерству финансов Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 декабря 2013 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 марта 2014 года, исковые требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 июля 2014 года указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 мая 2015 года исковые требования удовлетворены в отношении Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации; в удовлетворении исковых требований в отношении правительства Самарской области и министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 августа 2015 года решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении исковых требований о взыскании убытков с Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации отказано.
Отменяя судебные акты, суд кассационной инстанции, руководствуясь частью 5 статьи 2 Закона Самарской области N 87-ГД, частью 1 статьи 1, пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона Самарской области N 115-ГД, установил, что обеспечение жильем граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378, вставших на учет после 01 января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку представления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 09 апреля 2015 года N 305-ЭС14-6221, по аналогичному делу, мэрии городского округа Тольятти отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу, что Российская Федерация является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, а надлежащим ответчиком должен являться субъект Российской Федерации в связи с тем, что порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, признанных в соответствии с федеральным законодательством и настоящим законом нуждающимися в жилых помещениях, состоящих на учете по месту жительства и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств, определен Законом Самарской области N 87-ГД.
Аналогичные выводы содержаться в решениях судов по делам N А40-879/2014, N А40-124387/2014, N А40-32745/2014, N А40-32731/14, N А40-32747/14, N А40-872/2014, N А40-123585/2013.
В соответствии с п. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Также обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле, вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу в силу ч. 3 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии с п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.
По утверждению ответчика, истец обеспечивал граждан, указанных в исковом заявлении, в период 2010-2011 годов и в период 2012 года и предоставляет таблицу с датами истечения срока исковой давности (т. 2, л.д. 23-24). Однако сложившейся судебной практикой определено, что по данной категории споров начало течения срока исковой давности следует исчислять со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2015 N 18АП-4737/2015 по делу N А76-25385/2014).
Поскольку спорные правоотношения возникли до 01 сентября 2013 года (до вступления в силу Федерального закона от 07 мая 2013 года N 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела 1 части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации"), к ним применяется статья 203 ГК РФ в редакции, действующей до 01 сентября 2013 года.
Статьей 203 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.09.2013) было установлено, что течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.
Срок исковой давности по предъявлению убытков, причиненных мэрии г.о. Тольятти прервался 27 августа 2013 года подачей заявления в Арбитражный суд города Москвы по делу N А40-119034/13 и начал течь заново 03 августа 2015 года, когда апелляционная инстанция отменила решение первой инстанции и отказала мэрии г.о. Тольятти в удовлетворении заявленных требований по взысканию убытков с Министерства финансов Российской Федерации.
Исходя из изложенного, заявление ответчика о применении срока исковой давности суд первой инстанции отклонил.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 16, 1069, 1071 ГК РФ, ст. 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ, ст. 2 Закона Самарской области N 87-ГД, ст. 19, 49 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст. 117, 125, 126 Арбитражного процессуального кодекса РФ, срок для подачи искового заявления не пропущен.
Исковые требования заявлены в порядке ст. 15, 1069, 1070 ГК РФ о взыскании убытков.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01 января 2005 года предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии с п."ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подп. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона N 181-ФЗ предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Федерального закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов).
Положениями Федерального закона N 131-ФЗ, а также ЖК РФ предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда. При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Федерального закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ). Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01 января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Мэрия г.о.Тольятти выполнила свою обязанность по предоставлению жилого помещения вышеуказанным гражданам, однако ответчик встречную обязанность не выполнил, расходы на исполнение названных полномочий не компенсировал.
Установив факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей по финансированию расходов муниципального образования на предоставление жилья, размер понесенных расходов и причинную связь между этими обстоятельствами, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований за счет казны Самарской области.
Доводы ответчика, который возражал против удовлетворения иска, были предметом рассмотрения и отклонены судом на основании приведенных выше норм закона как несостоятельные. Исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, соответственно, мэрия г.о.Тольятти не могла отказать в предоставлении жилого помещения, предназначенного для исполнения собственных обязательств.
Доказательств выделения финансовых средств в спорные периоды органу местного самоуправления муниципальному образованию - городскому округу Тольятти - на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01 января 2005 года, ответчиком в материалы дела не представлено.Доказательств выплаты взыскиваемой суммы на день судебного разбирательства в арбитражном суде ответчиком также не предоставлено.
Доводы ответчика о том, что требование к ответчику финансирования обеспечения жилым помещением малоимущего нуждающегося гражданина является нарушением норм ЖК РФ и Федерального закона N 131-ФЗ, согласно которым обеспечение жилыми помещениями данной категории граждан относится к прямой компетенции органов местного самоуправления, изучены судом и признаны несостоятельными, поскольку все судебные акты судов общей юрисдикции об обязании истца предоставить жилые помещения обоснованы обязанностью обеспечения жильем граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378, а не по имущественному признаку.
При вынесении решения суд первой инстанции руководствуется правовой позицией, приведенной в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016) (утвержденной. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 апреля 2016 года), в Определениях Верховного Суда Российской Федерации N 303-ЭС-8812 от 30 ноября 2015 года, N 303-ЭС15-9208 от 01 декабря 2015 года, N 309-ЭС15-9501, N 309-ЭС15-11321 от 14 декабря 2015 года.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции исковые требования удовлетворил в сумме 15 438 000 руб. убытков, 12 100 руб. расходов по оценке жилых помещений на ответчика отнесению не подлежат.
Доводы апелляционных жалоб об отнесении к вопросам местного значения полномочий по учету и предоставлению нуждающимся в жилых помещениях гражданам жилых помещений по договорам социального найма не принимаются. Само по себе отнесение указанных вопросов к компетенции местного самоуправления не снимает с субъекта РФ обязанности по осуществлению финансирования вышеуказанных расходов муниципальных образований. При этом ссылка на отсутствие противоправности в действиях Самарской области необоснованна, так как противоправность заключается в неисполнении своих обязательств по финансированию указанных расходов муниципального образования.
Несостоятельны и ссылки на то, что после 01.01.2005 отдельная постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях граждан только по причине наличия у них инвалидности не предусмотрена; постановка на учет таких граждан может осуществляться на общих основаниях: если они являются малоимущими и нуждающимся в жилых помещениях; одно только наличие нуждаемости в связи с хроническим заболеванием не дает гражданину оснований для внеочередного обеспечения жильем. Перечисленные обстоятельства не исключают наличие у государства обязательства по обеспечению инвалидов жилыми помещениями, при этом финансирование данного расходного обязательства должно осуществлять за счет средств субъектов РФ, что было подтверждено судебными актами, принятыми по делам N А40-879/2014, N А40-124387/2014, N А40-32745/2014, N А40-32731/14, N А40-32747/14, N А40-872/2014, N А40-123585/2013, а также Определением Верховного Суда Российской Федерации от 09 апреля 2015 года N 305-ЭС14-6221.
Доводы о том, что на реализацию мэрией вопросов местного значения Самарской областью межбюджетные трансферты уже выделены, взыскание с Самарской области денежных средств по настоящему делу является повторным финансированием данных расходов субъектом РФ, отклоняются. В материалы дела не представлено доказательств выделения денежных средств из областного бюджета для приобретения жилья категории граждан, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний.
Доводы апелляционных жалоб о том, что Самарская область является ненадлежащим ответчиком по требованиям мэрии о взыскании убытков, возникших в связи с предоставлением жилых помещений Клименко А.А., Корешкиной Г.А. и Кустовой Н.М., которые поставлены на учет нуждающихся в жилых помещения до 01.01.2005, подлежат отклонению, так как в силу статьи 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года.
Доводы об истечении срока исковой давности не принимаются, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что на период рассмотрения дела в Арбитражном суде города Москвы течение срока исковой давности приостанавливалось на основании ст. 204 ГК РФ.
Доводы апелляционных жалоб о том, что вопросы обеспечения жильем граждан относятся к полномочиям органов местного самоуправления, настоящее дело не относится к экономическим спорам и арбитражному суду не подведомственно, необоснованны. Исходя из того, что спор возник из отношений, связанных с возмещением убытков, причиненных муниципальному образованию, и непосредственно связан с изъятием финансовых средств у одного субъекта и передачей другому субъекту публично-правовых отношений, в данном деле присутствует экономическая составляющая, что позволяет отнести спор к компетенции арбитражных судов на основании ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылки на то, что мэрия, обращаясь с иском о взыскании убытков, обжалует уже имеющиеся решения суда общей юрисдикции, которыми установлено, что полномочия по обеспечению жильем являются полномочиями муниципального образования, а не Самарской области, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению, являются необоснованными. Рассмотренные Центральным районным судом города Тольятти Самарской области дела не связаны с взысканием убытков, причиненных мэрии г.о.Тольятти, предметом судебного разбирательства в них являлись требования о предоставлении жилых помещениям инвалидам и семьям, воспитывающим детей-инвалидов.
Доводы, приведенные в апелляционных жалобах, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им правильную оценку. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения им норм материального и процессуального права.
На основании изложенного решение суда от 08 июня 2016 года следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы ответчика и министерства управления финансами Самарской области - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы с ответчика в лице министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области и министерства управления финансами Самарской области не взыскиваются на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 08 июня 2016 года по делу N А55-32009/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА

Судьи
В.С.СЕМУШКИН
И.С.ДРАГОЦЕННОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)