Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения в собственности или пользовании не имеет, однако жильем не обеспечен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Сергиенко Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Лобыкина С.Н.,
судей Бирючковой О.А., Выглева А.В.,
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К. к мэрии города Магадана о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения
по апелляционной жалобе мэрии города Магадана на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 5 мая 2016 года.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бирючковой О.А., объяснения истца К. и ее представителя Т., возражавших относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
К. обратилась в суд с иском к мэрии города Магадана о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование требований указала, что до достижения возраста 23 лет она относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать К.С. умерла <дата>, решением Магаданского городского суда от <дата> отец К.А. лишен родительских прав. С момента совершеннолетия и до настоящего времени жилого помещения в собственности или пользовании не имеет.
То обстоятельство, что до 1 января 2013 года на учете как нуждающаяся в обеспечении жилым помещением она не состояла, по ее мнению, не может являться препятствием к реализации указанного права.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, а также на положения статьи 23 Конституции Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", просила суд обязать мэрию города Магадана предоставить ей во внеочередном порядке жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением Магаданского городского суда от 5 мая 2016 года исковые требования удовлетворены, на мэрию города Магадана возложена обязанность предоставить К., <дата> года рождения, изолированное, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства жилое помещение, площадью не менее 15 кв. м, расположенное на территории города Магадана, по договору найма специализированного жилого помещения.
Не согласившись с решением суда, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске.
Ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Указывает, что с 1 января 2013 года установлен новый порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения. В соответствии с данным порядком подача заявления о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями с указанием муниципального образования Магаданской области и года, предпочтительного для обеспечения жилым помещением, с приложением необходимых документов, является выражением волеизъявления указанной категории лиц на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда и обязательным условием реализации данного права.
Отмечает, что заявительный характер предоставления жилого помещения прямо предусмотрен статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Ссылается на правовую позицию, изложенную в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, где также содержится указание на то, что предоставление жилых помещений указанным лицам носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Истец в установленном законом порядке для включения в Список не обращалась.
Полагает, что одно лишь отнесение К. к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нежелание истца соблюсти порядок включения в Список таких лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не может являться основанием для ее обеспечения жильем с нарушением норм действующего законодательства.
Считает, что вынесение решения суда в пользу граждан, не исполняющих установленный на федеральном и региональном уровне порядок, порождает злоупотребление такими гражданами правом на судебную защиту, заменяя, тем самым, уполномоченный на решение данной задачи орган судом.
Утверждает, что право К. на обеспечение жилым помещением мэрией города Магадана не нарушено, поскольку ею не соблюден порядок обращения в орган опеки и попечительства по месту жительства для включения в областной Список. В этой связи считает исковые требования заявленными преждевременно и необоснованно.
Ответчик, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, сведений о причинах неявки не представил, ходатайств об отложении судебного разбирательства, о рассмотрении дела в его отсутствие не поступало. На основании части 4 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца и ее представителя, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит их заслуживающими внимания и приходит к выводу о необходимости отмены решения суда.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Аналогичные положения закреплены в пункте 1 статьи 2 Закона Магаданской области от 30 декабря 2004 года N 541-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Магаданской области" (далее - Закон Магаданской области N 541-ОЗ).
В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Пунктом 3 статьи 2 Закона Магаданской области N 541-ОЗ установлено, что формирование и ведение областного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список), осуществляется министерством образования и молодежной политики Магаданской области на основании данных, предоставляемых органами опеки и попечительства по месту жительства лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, установленном постановлением правительства Магаданской области.
На областном уровне принято постановление администрации Магаданской области от 11 февраля 2013 года N 99-па "Об отдельных мерах по реализации положений статьи 2 Закона Магаданской области "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Магаданской области" утверждены порядки, касающиеся реализации жилищных прав указанной категории граждан, в том числе и Порядок формирования и ведения областного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Порядок).
В соответствии с Порядком формирование и ведение областного списка осуществляется министерством образования и молодежной политики Магаданской области на основании данных, представляемых органами опеки и попечительства по месту жительства лиц, указанных в пункте 1 статьи 2 Закона Магаданской области N 541-ОЗ. Указанные данные представляются органами опеки и попечительства в виде формируемых ими списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (пункт 2 Порядка).
Для включения в Список законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - заявитель), представляют в орган опеки и попечительства по месту жительства заявление о включении в данный Список с указанием муниципального образования Магаданской области и года, предпочтительного для обеспечения жилым помещением по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку, с приложением следующих документов (представляемых именно заявителем): копии документа, удостоверяющего личность, копии документов, подтверждающих наличие статуса детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, или лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; решения органа опеки и попечительства об избрании формы устройства ребенка - сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей; справки организации, уполномоченной на ведение государственного технического учета и технической документации, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности жилых помещений на территории муниципального образования (при смене фамилии, имени, отчества справки представляются со всеми имеющимися изменениями, а также в случае прибытия детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, или лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с территории другого муниципального образования или субъекта Российской Федерации представляются справки из указанного органа соответствующих муниципальных образований, субъектов Российской Федерации (пункт 5 Порядка).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, К., <дата> года рождения, уроженка <адрес>, до <.......> 2014 года, то есть до достижения возраста 23 лет, относилась к лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать К.С. умерла <дата>, что подтверждается свидетельством о смерти от <дата> <.......> N..., выданным Омсукчанским районным отделом ЗАГС Магаданской области. Отец К.А. решением Магаданского городского суда от <дата> лишен родительских прав в отношении К.
Решением администрации поселка <.......> от 16 сентября 1997 года N... опекуном несовершеннолетней К. назначен У.
Постановлением мэра города Магадана от 15 октября 2001 года N... в связи с прибытием истца вместе с опекуном в город Магадан К. принята на учет как ребенок, оставшийся без попечения родителей.
На основании пункта 4 постановления главы администрации муниципального образования "Поселок Дукат" от 16 октября 2005 года N... "О предоставлении жилого помещении, постановке на учет для получения жилой площади и снятии с учета на получении жилого помещения" детям-сиротам К.М. и К., опекаемым дедушкой У., неработающим пенсионером, выдан ордер для проживания в однокомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации муниципального образования "Поселок Дукат" от 28 февраля 2012 года N... на основании принесенного протеста прокуратуры Омсукчанского района пункт 4 постановления от 16 октября 2005 года N... отменен, поскольку был принят с нарушением норм действующего жилищного законодательства и законодательства, регламентирующего порядок предоставления жилых помещений детям - сиротам.
Из материалов дела следует, что с 2009 года истец постоянно проживает в городе Магадане. На территории Омсукчанского района, города Магадана, поселка Сокол, поселка Уптар жилых помещений в собственности либо ином праве пользования она не имеет.
В орган опеки и попечительства по месту жительства для включения в областной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, истец в установленном законом порядке не обращалась, заявление о включении в Список с указанием муниципального образования Магаданской области и года, предпочтительного для обеспечения жилым помещением, с приложением документов, предусмотренных пунктом 5 Порядка, не предоставляла.
Свои исковые требования К. обосновывала тем, что на ее устное обращение в орган опеки и попечительства ей было разъяснено о длительной процедуре обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В этой связи она решила обратиться сразу в суд за реализацией своего права.
Доказательств в подтверждение таких обстоятельств, свидетельствующих об обращении в надлежащий орган по вопросу обеспечения жилым помещением, либо об отказе во включении в Список, истцом в материалы дела не представлено.
Также не были представлены суду доказательства в подтверждение фактов нарушения ответчиком прав К. на обеспечение ее как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением по договору специализированного найма.
Таким образом, обращение истца в суд с требованиями о возложении на мэрию города Магадана обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не связано с защитой нарушенных либо оспариваемых ответчиком прав К.
Вместе с тем, в силу статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.
Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (часть 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку по материалам дела не установлено нарушение ответчиком при исполнении возложенной на мэрию города Магадана обязанности по обеспечению истца жилым помещением в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ и Законом Магаданской области N 541-ФЗ, то у суда первой инстанции не имелось предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
При таком положении решение суда первой инстанции подлежит отмене как постановленное при неправильном применении норм материального права и неверном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с принятием нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 5 мая 2016 года отменить и принять новое решение, которым
К. в удовлетворении исковых требований к мэрии города Магадана о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАГАДАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.07.2016 ПО ДЕЛУ N 2-1589/2016, 33-613/2016
Требование: О возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения в собственности или пользовании не имеет, однако жильем не обеспечен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 июля 2016 г. по делу N 2-1589/2016, 33-613/2016
Судья Сергиенко Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Лобыкина С.Н.,
судей Бирючковой О.А., Выглева А.В.,
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К. к мэрии города Магадана о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения
по апелляционной жалобе мэрии города Магадана на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 5 мая 2016 года.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бирючковой О.А., объяснения истца К. и ее представителя Т., возражавших относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
установила:
К. обратилась в суд с иском к мэрии города Магадана о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование требований указала, что до достижения возраста 23 лет она относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать К.С. умерла <дата>, решением Магаданского городского суда от <дата> отец К.А. лишен родительских прав. С момента совершеннолетия и до настоящего времени жилого помещения в собственности или пользовании не имеет.
То обстоятельство, что до 1 января 2013 года на учете как нуждающаяся в обеспечении жилым помещением она не состояла, по ее мнению, не может являться препятствием к реализации указанного права.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, а также на положения статьи 23 Конституции Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", просила суд обязать мэрию города Магадана предоставить ей во внеочередном порядке жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением Магаданского городского суда от 5 мая 2016 года исковые требования удовлетворены, на мэрию города Магадана возложена обязанность предоставить К., <дата> года рождения, изолированное, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства жилое помещение, площадью не менее 15 кв. м, расположенное на территории города Магадана, по договору найма специализированного жилого помещения.
Не согласившись с решением суда, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске.
Ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Указывает, что с 1 января 2013 года установлен новый порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения. В соответствии с данным порядком подача заявления о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями с указанием муниципального образования Магаданской области и года, предпочтительного для обеспечения жилым помещением, с приложением необходимых документов, является выражением волеизъявления указанной категории лиц на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда и обязательным условием реализации данного права.
Отмечает, что заявительный характер предоставления жилого помещения прямо предусмотрен статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Ссылается на правовую позицию, изложенную в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, где также содержится указание на то, что предоставление жилых помещений указанным лицам носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Истец в установленном законом порядке для включения в Список не обращалась.
Полагает, что одно лишь отнесение К. к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нежелание истца соблюсти порядок включения в Список таких лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не может являться основанием для ее обеспечения жильем с нарушением норм действующего законодательства.
Считает, что вынесение решения суда в пользу граждан, не исполняющих установленный на федеральном и региональном уровне порядок, порождает злоупотребление такими гражданами правом на судебную защиту, заменяя, тем самым, уполномоченный на решение данной задачи орган судом.
Утверждает, что право К. на обеспечение жилым помещением мэрией города Магадана не нарушено, поскольку ею не соблюден порядок обращения в орган опеки и попечительства по месту жительства для включения в областной Список. В этой связи считает исковые требования заявленными преждевременно и необоснованно.
Ответчик, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, сведений о причинах неявки не представил, ходатайств об отложении судебного разбирательства, о рассмотрении дела в его отсутствие не поступало. На основании части 4 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца и ее представителя, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит их заслуживающими внимания и приходит к выводу о необходимости отмены решения суда.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Аналогичные положения закреплены в пункте 1 статьи 2 Закона Магаданской области от 30 декабря 2004 года N 541-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Магаданской области" (далее - Закон Магаданской области N 541-ОЗ).
В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Пунктом 3 статьи 2 Закона Магаданской области N 541-ОЗ установлено, что формирование и ведение областного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список), осуществляется министерством образования и молодежной политики Магаданской области на основании данных, предоставляемых органами опеки и попечительства по месту жительства лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, установленном постановлением правительства Магаданской области.
На областном уровне принято постановление администрации Магаданской области от 11 февраля 2013 года N 99-па "Об отдельных мерах по реализации положений статьи 2 Закона Магаданской области "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Магаданской области" утверждены порядки, касающиеся реализации жилищных прав указанной категории граждан, в том числе и Порядок формирования и ведения областного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Порядок).
В соответствии с Порядком формирование и ведение областного списка осуществляется министерством образования и молодежной политики Магаданской области на основании данных, представляемых органами опеки и попечительства по месту жительства лиц, указанных в пункте 1 статьи 2 Закона Магаданской области N 541-ОЗ. Указанные данные представляются органами опеки и попечительства в виде формируемых ими списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (пункт 2 Порядка).
Для включения в Список законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - заявитель), представляют в орган опеки и попечительства по месту жительства заявление о включении в данный Список с указанием муниципального образования Магаданской области и года, предпочтительного для обеспечения жилым помещением по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку, с приложением следующих документов (представляемых именно заявителем): копии документа, удостоверяющего личность, копии документов, подтверждающих наличие статуса детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, или лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; решения органа опеки и попечительства об избрании формы устройства ребенка - сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей; справки организации, уполномоченной на ведение государственного технического учета и технической документации, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности жилых помещений на территории муниципального образования (при смене фамилии, имени, отчества справки представляются со всеми имеющимися изменениями, а также в случае прибытия детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, или лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с территории другого муниципального образования или субъекта Российской Федерации представляются справки из указанного органа соответствующих муниципальных образований, субъектов Российской Федерации (пункт 5 Порядка).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, К., <дата> года рождения, уроженка <адрес>, до <.......> 2014 года, то есть до достижения возраста 23 лет, относилась к лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать К.С. умерла <дата>, что подтверждается свидетельством о смерти от <дата> <.......> N..., выданным Омсукчанским районным отделом ЗАГС Магаданской области. Отец К.А. решением Магаданского городского суда от <дата> лишен родительских прав в отношении К.
Решением администрации поселка <.......> от 16 сентября 1997 года N... опекуном несовершеннолетней К. назначен У.
Постановлением мэра города Магадана от 15 октября 2001 года N... в связи с прибытием истца вместе с опекуном в город Магадан К. принята на учет как ребенок, оставшийся без попечения родителей.
На основании пункта 4 постановления главы администрации муниципального образования "Поселок Дукат" от 16 октября 2005 года N... "О предоставлении жилого помещении, постановке на учет для получения жилой площади и снятии с учета на получении жилого помещения" детям-сиротам К.М. и К., опекаемым дедушкой У., неработающим пенсионером, выдан ордер для проживания в однокомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации муниципального образования "Поселок Дукат" от 28 февраля 2012 года N... на основании принесенного протеста прокуратуры Омсукчанского района пункт 4 постановления от 16 октября 2005 года N... отменен, поскольку был принят с нарушением норм действующего жилищного законодательства и законодательства, регламентирующего порядок предоставления жилых помещений детям - сиротам.
Из материалов дела следует, что с 2009 года истец постоянно проживает в городе Магадане. На территории Омсукчанского района, города Магадана, поселка Сокол, поселка Уптар жилых помещений в собственности либо ином праве пользования она не имеет.
В орган опеки и попечительства по месту жительства для включения в областной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, истец в установленном законом порядке не обращалась, заявление о включении в Список с указанием муниципального образования Магаданской области и года, предпочтительного для обеспечения жилым помещением, с приложением документов, предусмотренных пунктом 5 Порядка, не предоставляла.
Свои исковые требования К. обосновывала тем, что на ее устное обращение в орган опеки и попечительства ей было разъяснено о длительной процедуре обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В этой связи она решила обратиться сразу в суд за реализацией своего права.
Доказательств в подтверждение таких обстоятельств, свидетельствующих об обращении в надлежащий орган по вопросу обеспечения жилым помещением, либо об отказе во включении в Список, истцом в материалы дела не представлено.
Также не были представлены суду доказательства в подтверждение фактов нарушения ответчиком прав К. на обеспечение ее как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением по договору специализированного найма.
Таким образом, обращение истца в суд с требованиями о возложении на мэрию города Магадана обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не связано с защитой нарушенных либо оспариваемых ответчиком прав К.
Вместе с тем, в силу статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.
Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (часть 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку по материалам дела не установлено нарушение ответчиком при исполнении возложенной на мэрию города Магадана обязанности по обеспечению истца жилым помещением в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ и Законом Магаданской области N 541-ФЗ, то у суда первой инстанции не имелось предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
При таком положении решение суда первой инстанции подлежит отмене как постановленное при неправильном применении норм материального права и неверном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с принятием нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
определила:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 5 мая 2016 года отменить и принять новое решение, которым
К. в удовлетворении исковых требований к мэрии города Магадана о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения отказать.
Председательствующий
С.Н.ЛОБЫКИН
С.Н.ЛОБЫКИН
Судьи
О.А.БИРЮЧКОВА
А.В.ВЫГЛЕВ
О.А.БИРЮЧКОВА
А.В.ВЫГЛЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)