Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 09.08.2017 ПО ДЕЛУ N 33-4152/2017

Требование: О возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на обеспечение жилым помещением, значится в списке лиц на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, на ответчике лежит обязанность по обеспечению истца жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 августа 2017 г. по делу N 33-4152/2017


Докладчик Шумилов А.А.
Судья Ермолаева Т.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Шумилова А.А.,
судей Лысенина Н.П., Алексеевой Г.И.,
при секретаре Я.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района города Чебоксары в интересах А.Р. к администрации города Чебоксары о возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения, поступившее по апелляционной жалобе представителя ответчика А.О. на решение Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 20 июня 2017 года.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

установила:

Заместитель прокурора Ленинского района города Чебоксары в интересах А.Р. в суд с исковым заявлением к администрации города Чебоксары Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить отдельное благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда, указав, что истец относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей и имеет право на обеспечение жилым помещением на основании п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". По данному основанию истец состоит в списке лиц на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда в администрации Ленинского района города Чебоксары с 10 апреля 2014 года.
В судебном заседании истец А.Р. и прокурор Калинина Е.В. иск поддержали по изложенным в нем основаниям.
Представитель администрации города Чебоксары М. иск не признал, пояснив суду, что истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Однако оснований для предоставления ему жилого помещения во внеочередном порядке не имеется, т.к. имеются иные лица, обладающие аналогичным с ним правом.
Представители администрации Ленинского района г. Чебоксары и Министерства финансов Чувашской Республики в суд не явились.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 20 июня 2017 года на администрацию города Чебоксары Чувашской Республики возложена обязанность предоставить А.Р. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Указанное решение обжаловано представителем ответчика по мотивам незаконности и необоснованности. Заявитель указывает на отсутствие у истца права на внеочередное обеспечение жильем, поскольку согласно действующему законодательству реализация права должна быть произведена в порядке очередности списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из объема субвенций, выделенных их республиканского бюджета Чувашской Республики.
Изучив материалы дела, выслушав истца А.Р., прокурора Иванову И.Г., полагавших решение суда законным и обоснованным, проверив решение суда в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, истец в возрасте до 18 лет остался без родительского попечения: его мать решением... районного суда города... от 06 июня 2008 года лишена родительских прав, сведения об отце отсутствуют.
Постановлением главы администрации Ленинского района города Чебоксары Чувашской Республики от 30 апреля 2014 года А.Р. включен в список лиц на получение благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Разрешая спор по существу, установив изложенные обстоятельства, принимая во внимание положения Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности по обеспечению А.Р. жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права к возникшим между сторонами правоотношениям.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции ФЗ от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
В целях реализации вышеуказанных полномочий в части 2 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 г. N 42 "О регулировании жилищных отношений" установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.
В соответствии с частью 12 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 г. N 42 "О регулировании жилищных отношений" полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.
Факт нуждаемости истца А.Р. в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" стороной ответчика не оспаривается.
Таким образом, принимая во внимание, что истец А.Р. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, достиг совершеннолетия, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении по списку "дети-сироты", судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о наличии у истца права на предоставление ему жилого помещения в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Доводы апелляционной жалобы администрации города Чебоксары Чувашской Республики о том, что правом на внеочередное обеспечение жилым помещением А.Р. не обладает, и в случае удовлетворения исковых требований будут нарушены права других детей-сирот, обладающих аналогичным правом, судебная коллегия находит несостоятельными.

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
При этом ни данный Закон, ни Закон Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений" не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Согласно вышеуказанным положениям Закона формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Положения приведенных выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения. Именно поэтому с момента включения истца в список на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ей жилого помещения, тогда как необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.
Следует иметь в виду, что формирование субъектом РФ сводного списка указанной категории лиц означает констатацию в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объема субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не означает, что установлена очередность указанным списком на предоставление жилого помещения. Обращение в суд с иском к ответчику о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения является реализацией права на меры социальной поддержки.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием отказа в обеспечении указанной категории граждан в порядке, определенном федеральным законодательством. Указанная позиция неоднократно высказывалась в Определениях Верховного Суда Российской Федерации (N 20-КГПР15-11 от 13.10.2015 г.).
При таких обстоятельствах наличие очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями таких лиц, на что указывается в апелляционной жалобе, не должно ограничивать гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда в установленном законом порядке и, соответственно, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Иных доводов апелляционная жалоба представителя ответчика не содержит.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу представителя ответчика - А.О. на решение Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 20 июня 2017 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
А.А.ШУМИЛОВ

Судьи
Н.П.ЛЫСЕНИН
Г.И.АЛЕКСЕЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)