Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.08.2016 ПО ДЕЛУ N 33-10207/2016

Требование: О предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец состоит на учете как нуждающийся в предоставлении жилого помещения по категории граждан из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 августа 2016 г. по делу N 33-10207


Судья Левина Т.А.
Докладчик Емельянов А.Ф.

16 августа 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Емельянова А.Ф.,
судей Рыжониной Т.Н., Ларионовой С.Г.,
с участием прокурора Коган А.Г.
при секретаре Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова А.Ф. гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Березовского городского округа на решение Березовского городского суда от 19 мая 2016 года
по иску прокурора города Березовского в интересах Т. к администрации Березовского городского округа о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,

установила:

Прокурор города Березовского в интересах Т. обратился в суд с иском к администрации Березовского городского округа о предоставлении Т. жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующего санитарным и техническим правилам и нормам, расположенного в пределах г. Березовского, в размере не менее 13 кв. м и не более 33 кв. м, обосновывая требования тем, что Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать умерла 31.08.2008 года, а его отец в свидетельстве о рождении был указан со слов матери.
Т. воспитывался в Березовском психоневрологическом интернате, является инвалидом с детства, после достижения возраста 18 лет он был переведен во взрослый дом-интернат, расположенный в г. Гурьевске, в настоящее время проживает у знакомых в г. Кемерово, имеет временную регистрацию в г. Березовском, состоит на учете в администрации Березовского городского округа, как нуждающийся в предоставлении жилого помещения по категории граждан из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, номер очереди - 48.
До настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено, чем нарушаются его права.
В судебном заседании истец Т. и прокурор поддержали исковые требования.
Представитель ответчика администрации Березовского городского округа А. исковые требования не признала.
Решением суда от 19 мая 2016 года постановлено: обязать администрацию Березовского городского округа предоставить Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, однократно благоустроенное, применительно к условиям Березовского городского округа, соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде жилого дома, либо квартиры, общей площадью не менее 13 кв. метров и не более 33 квадратных метров, в пределах Березовского городского округа Кемеровской области.
В апелляционной жалобе администрация Березовского городского округа просит решение суда отменить, указывая, что истец состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилое помещение ему будет предоставлено в порядке очередности. Внеочередное предоставление ему жилья нарушает права других детей-сирот, включенных в очередь ранее истца.
Относительно апелляционной жалобы принесены возражения прокурором, участвующим в деле.
Истец Т., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился.
Судебная коллегия, руководствуясь ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав представителя ответчика администрации Березовского городского округа А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора, поддержавшего доводы возражений относительно апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.
В соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области от 27 декабря 2012 года N 134-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", настоящим законом устанавливается порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Согласно п. 1 ст. 5 вышеназванного Закона гражданам, указанным в статье 1 указанного Закона и включенным в список, жилые помещения предоставляются на основании решения уполномоченного органа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 3 ст. 5 приведенного Закона, по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться ребенку-сироте на территории муниципального образования, по которому он состоит в списке.
Предоставление жилого помещения ребенку-сироте осуществляется из специализированного жилищного фонда Кемеровской области в соответствии с Законом Кемеровской области "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Кемеровской области" либо из специализированного жилищного фонда соответствующего муниципального образования - в случае наделения законом Кемеровской области органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот (п. 4).
Договор найма специализированного жилого помещения заключается между ребенком-сиротой и уполномоченным органом, осуществляющим управление соответствующим жилищным фондом (п. 5).
Пунктом 1 ст. 7 Закона Кемеровской области от 27.12.2012 г. N 134-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что норматив общей площади жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам, составляет не более 33 квадратных метров на одного человека с учетом пункта 7 статьи 8 Федерального закона. Члены семьи ребенка-сироты при предоставлении ему жилого помещения не учитываются.
В соответствии с п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ, по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются детям-сиротам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Пунктом 2 Постановления Главы Березовского городского округа N 699 от 27.10.2014 года "Об утверждении учетной нормы общей площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма" установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма на одного человека в размере 13 кв. м, жилое помещение может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру.
Как установлено судом и видно из дела, Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 8) относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, по состоянию на 19.04.2016 года номер его очереди - 48 (л.д. 28).
Какое-либо жилое помещение за Т. не закреплялось, сведения о регистрации прав Т. на недвижимое имущество отсутствуют.
Принимая во внимание, что Т. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей", оставшихся без попечения родителей, он достиг возраста 18 лет, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения, в надлежащем порядке включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на момент рассмотрения дела жилым помещением не обеспечен, суд первой инстанции обоснованно обязал администрацию Березовского городского округа предоставить Т. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для проживания, общей площадью не менее 13 кв. м и не более 33 кв. м.
Доводы апелляционной жалобы о том, что действующее законодательство не предусматривает предоставление во внеочередном порядке лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должны предоставляться в порядке очередности включения их в список, решение суда об удовлетворении иска о предоставлении Т. жилого помещения специализированного жилищного фонда нарушает права других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, впереди стоящих в очереди, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в Список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Суд правильно указал, что содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия считает, что выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права и оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия,

определила:

Решение Березовского городского суда Кемеровской области от 19 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Березовского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Ф.ЕМЕЛЬЯНОВ

Судьи
Т.Н.РЫЖОНИНА
С.Г.ЛАРИОНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)