Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что проходит службу в органах внутренних дел РФ. Решением комиссии они с сыном были поставлены на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, однако позднее были сняты с учета в связи с тем, что обеспечены площадью жилого помещения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Шалагина Д.Д.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пашкевич А.М.,
судей Михалиной С.Е., Шерстняковой Л.Б.,
при секретаре Р.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Михалиной С.Е.
дело по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения "Центр кинологического обеспечения Министерства внутренних дел РФ" на решение Симоновского районного суда города Москвы от 29 февраля 2016 года, которым постановлено:
- Признать незаконными решение комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ФКУ "ЦКО МВД России" от 12.08.2015 г. и распоряжение ФКУ "ЦКО МВД России" от 17.08.2015 г. N 44-р о снятии Я.А. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья и устранить допущенные нарушения;
- Признать за Я.А. и его несовершеннолетним сыном Я.Е.А. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья;
Истец Я.А., действующий также в интересах несовершеннолетнего Я.Е.А., обратился с иском к ФКУ "Центр кинологического обеспечения Министерства внутренних дел РФ" (далее - ФКУ "ЦКО МВД России") о признании незаконными решения от 18.02.2015 г. комиссии ФКУ "ЦКО МВД России" по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения о снятии его с учета очередников организации на получение единовременной социальной выплаты дня приобретения или строительства жилого помещения и распоряжения ФКУ "ЦКО МВД России" от 17.08.2015 г. N 44-р об утверждении данного решения комиссии, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
В обоснование иска истец указал, что с 11 сентября 2002 г. проходит службу в органах внутренних дел РФ, зарегистрирован с несовершеннолетним сыном Я.Е.А., *** г. рождения, по месту пребывания по адресу: ***. В доме, где он и сын зарегистрированы по месту жительства - ***, он не проживают с 1994 г., а его несовершеннолетний сын никогда там не проживал. 18 февраля 2015 г. решением комиссии ФКУ "ЦКО МВД России" он с сыном был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предоставляемой согласно ФЗ от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ. Однако 12 августа 2015 г. решением комиссии, утвержденным распоряжением ФКУ "ЦКО МВД России" от 17.08.2015 г. N 44-р, он (истец) снят с учета в связи с тем, что он и сын обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. Полагает, что решение о снятии его и сына с учета является незаконным, поскольку дом по месту его регистрации и регистрации сына принадлежит его, заявителя, матери, которая проживает в этом доме с семьей дочери. Дом находится в другом субъекте РФ, с 1994 г. он в этом доме не проживает, членом семьи свой матери не является, какого-либо жилого помещения для постоянного проживания не имеет.
Представитель истца по доверенности А. заявленные исковое требования поддержала.
Представитель ответчика ФКУ "ЦКО МВД России" Г. иск не признал.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель ответчика ФКУ "ЦКО МВД России" по доверенности Г., ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального и нарушение норм процессуального права.
В заседании апелляционной инстанции представитель ответчика ФКУ "ЦКО МВД России" Г. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель истца Я.А. по доверенности А. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, полагала, что решение суда является законным и обоснованным.
Выслушав представителей сторон, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене обжалуемого решения.
В силу ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. п. 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем, постановленное по настоящему делу решение суда не отвечает приведенным требованиям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Я.А. с 11.09.2002 г. непрерывно проходит службу в органах внутренних дел РФ, стаж службы на 17.02.2015 г. составляет *** лет и *** месяцев, что подтверждается справкой ФКУ "ЦКО МВД России". Я.А. имеет несовершеннолетнего сына Я.Е.А., *** г.р.
Я.А. зарегистрирован с несовершеннолетним сыном Я.Е.А., *** г.р., по месту пребывания по адресу: ***.
Я.А. и его несовершеннолетний сын зарегистрированы по месту жительства - ***. Согласно свидетельству о государственной регистрации права данный дом общей площадью *** кв. м принадлежит на праве собственности Я.Д. - матери заявителя.
По сообщению Управления Росреестра по республике Башкортостан сведений о наличии в собственности Я.А. и несовершеннолетнего Я.Е.А. объектов недвижимого имущества не имеется. Правом пользования жилым помещением по договору социального найма Я.А. и его сын не обладают.
17.02.2015 г. Я.А. обратился к ФКУ "ЦКО МВД России" с заявлением о принятии его и его сына на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
18.02.2015 г. решением комиссии ФКУ "ЦКО МВД России" Я.А. с несовершеннолетним сыном был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предоставляемой согласно ФЗ от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ.
12.08.2015 г. решением комиссии, утвержденным распоряжением ФКУ "ЦКО МВД России" от 17.08.2015 г. N 44р, Я.А. снят с указанного учета в связи с тем, что Я.А. и его сын обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для снятия истца и его сына с учета для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не имелось, поскольку мать Я.А., имеющая право собственности на жилой дом, в котором зарегистрирован истец и его сын, не является членом семьи истца, поскольку проживает в другом субъекте Российской Федерации, ведет самостоятельное хозяйство, истец с сыном принадлежащем ей доме не проживают, в связи с чем, по мнению суда, при решении вопроса об обеспеченности жильем Я.А. указанное жилое помещение учету не подлежит.
Судебная коллегия полагает, что данные выводы суда основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с частью 1 статьи 4 вышеназванного Федерального закона сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата согласно части 2 статьи 4 указанного Федерального закона предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Согласно части 4 статьи 4 этого же Закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно п. 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. п. 1 и 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Я.А. с семьей, включая несовершеннолетнего Я.Е.А., претендуя на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, в то же время имеет право пользования принадлежащим его матери Я.Д. домом, расположенным по адресу: ***.
Согласно выписке из домовой книги в указанном доме общей площадью 71,9 кв. м зарегистрированы мать истца Я.Д., истец Я.А. и его сын Я.Е.В. (л.д. 18).
В силу ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Частью 1 ст. 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
Какого-либо соглашения Я.А. и его несовершеннолетний сын Я.Е.А. с собственником дома, определяющего их права иначе, чем это предусмотрено ЖК РФ, не представлено, что с учетом положений ч. 1, 2 ст. 31 ЖК РФ свидетельствует о том, что истцы вселены в принадлежащий Я.Д. дом как члены семьи собственника и имеют право пользования им.
То обстоятельство, что в настоящий момент истцы в указанном доме не проживают, свидетельствует лишь о нереализации ими своего права, но не об отсутствии права пользования жилым помещением, поскольку доказательств, подтверждающих, что истцы утратили право пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным жилищным законодательством, не представлено. Из жилого помещения истец с сыном в установленном порядке не выселялись, с регистрационного учета по месту жительства не снимались.
С учетом изложенного, вывод суда о том, что принадлежащий матери истца дом не должен учитываться при определении уровня обеспеченности жилой площади, является ошибочным.
При таких обстоятельствах у Я.А. не возникло право на получение единовременной социальной выплаты на основании ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ в связи с отсутствием необходимых условий, предусмотренных п. п. 1 и 2 ч. 2 данной нормы.
Следовательно, Я.А. был правомерно снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Таким образом, суд, признавая незаконными решение комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ФКУ "ЦКО МВД России" от 12.08.2015 г. и распоряжение ФКУ "ЦКО МВД России" от 17.08.2015 г. N 44-р о снятии Я.А. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, неправильно истолковал нормы ЖК РФ и, как следствие, неправильно применил положения Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ к возникшим спорным отношениям, в связи с чем пришел к необоснованному выводу о том, что Я.А. соответствует критериям, установленным ч. 2 ст. 4 указанного Федерального закона, как не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспеченный общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Принимая во внимание изложенное, постановленное по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Симоновского районного суда города Москвы от 29 февраля 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в иске Я.А. к Федеральному казенному учреждению "Центр кинологического обеспечения Министерства внутренних дел РФ" о признании незаконными решения комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ФКУ "ЦКО МВД России" от 12.08.2015 г. и распоряжения ФКУ ЦКО МВД России от 17.08.2015 г. N 44-р о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, признании права на получение указанной выплаты отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 06.06.2016 N 33-22196/2016
Требование: О признании незаконным решения по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что проходит службу в органах внутренних дел РФ. Решением комиссии они с сыном были поставлены на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, однако позднее были сняты с учета в связи с тем, что обеспечены площадью жилого помещения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 июня 2016 г. N 33-22196/2016
Судья Шалагина Д.Д.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пашкевич А.М.,
судей Михалиной С.Е., Шерстняковой Л.Б.,
при секретаре Р.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Михалиной С.Е.
дело по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения "Центр кинологического обеспечения Министерства внутренних дел РФ" на решение Симоновского районного суда города Москвы от 29 февраля 2016 года, которым постановлено:
- Признать незаконными решение комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ФКУ "ЦКО МВД России" от 12.08.2015 г. и распоряжение ФКУ "ЦКО МВД России" от 17.08.2015 г. N 44-р о снятии Я.А. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья и устранить допущенные нарушения;
- Признать за Я.А. и его несовершеннолетним сыном Я.Е.А. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья;
- установила:
Истец Я.А., действующий также в интересах несовершеннолетнего Я.Е.А., обратился с иском к ФКУ "Центр кинологического обеспечения Министерства внутренних дел РФ" (далее - ФКУ "ЦКО МВД России") о признании незаконными решения от 18.02.2015 г. комиссии ФКУ "ЦКО МВД России" по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения о снятии его с учета очередников организации на получение единовременной социальной выплаты дня приобретения или строительства жилого помещения и распоряжения ФКУ "ЦКО МВД России" от 17.08.2015 г. N 44-р об утверждении данного решения комиссии, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
В обоснование иска истец указал, что с 11 сентября 2002 г. проходит службу в органах внутренних дел РФ, зарегистрирован с несовершеннолетним сыном Я.Е.А., *** г. рождения, по месту пребывания по адресу: ***. В доме, где он и сын зарегистрированы по месту жительства - ***, он не проживают с 1994 г., а его несовершеннолетний сын никогда там не проживал. 18 февраля 2015 г. решением комиссии ФКУ "ЦКО МВД России" он с сыном был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предоставляемой согласно ФЗ от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ. Однако 12 августа 2015 г. решением комиссии, утвержденным распоряжением ФКУ "ЦКО МВД России" от 17.08.2015 г. N 44-р, он (истец) снят с учета в связи с тем, что он и сын обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. Полагает, что решение о снятии его и сына с учета является незаконным, поскольку дом по месту его регистрации и регистрации сына принадлежит его, заявителя, матери, которая проживает в этом доме с семьей дочери. Дом находится в другом субъекте РФ, с 1994 г. он в этом доме не проживает, членом семьи свой матери не является, какого-либо жилого помещения для постоянного проживания не имеет.
Представитель истца по доверенности А. заявленные исковое требования поддержала.
Представитель ответчика ФКУ "ЦКО МВД России" Г. иск не признал.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель ответчика ФКУ "ЦКО МВД России" по доверенности Г., ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального и нарушение норм процессуального права.
В заседании апелляционной инстанции представитель ответчика ФКУ "ЦКО МВД России" Г. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель истца Я.А. по доверенности А. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, полагала, что решение суда является законным и обоснованным.
Выслушав представителей сторон, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене обжалуемого решения.
В силу ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. п. 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем, постановленное по настоящему делу решение суда не отвечает приведенным требованиям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Я.А. с 11.09.2002 г. непрерывно проходит службу в органах внутренних дел РФ, стаж службы на 17.02.2015 г. составляет *** лет и *** месяцев, что подтверждается справкой ФКУ "ЦКО МВД России". Я.А. имеет несовершеннолетнего сына Я.Е.А., *** г.р.
Я.А. зарегистрирован с несовершеннолетним сыном Я.Е.А., *** г.р., по месту пребывания по адресу: ***.
Я.А. и его несовершеннолетний сын зарегистрированы по месту жительства - ***. Согласно свидетельству о государственной регистрации права данный дом общей площадью *** кв. м принадлежит на праве собственности Я.Д. - матери заявителя.
По сообщению Управления Росреестра по республике Башкортостан сведений о наличии в собственности Я.А. и несовершеннолетнего Я.Е.А. объектов недвижимого имущества не имеется. Правом пользования жилым помещением по договору социального найма Я.А. и его сын не обладают.
17.02.2015 г. Я.А. обратился к ФКУ "ЦКО МВД России" с заявлением о принятии его и его сына на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
18.02.2015 г. решением комиссии ФКУ "ЦКО МВД России" Я.А. с несовершеннолетним сыном был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предоставляемой согласно ФЗ от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ.
12.08.2015 г. решением комиссии, утвержденным распоряжением ФКУ "ЦКО МВД России" от 17.08.2015 г. N 44р, Я.А. снят с указанного учета в связи с тем, что Я.А. и его сын обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для снятия истца и его сына с учета для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не имелось, поскольку мать Я.А., имеющая право собственности на жилой дом, в котором зарегистрирован истец и его сын, не является членом семьи истца, поскольку проживает в другом субъекте Российской Федерации, ведет самостоятельное хозяйство, истец с сыном принадлежащем ей доме не проживают, в связи с чем, по мнению суда, при решении вопроса об обеспеченности жильем Я.А. указанное жилое помещение учету не подлежит.
Судебная коллегия полагает, что данные выводы суда основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с частью 1 статьи 4 вышеназванного Федерального закона сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата согласно части 2 статьи 4 указанного Федерального закона предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Согласно части 4 статьи 4 этого же Закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно п. 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. п. 1 и 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Я.А. с семьей, включая несовершеннолетнего Я.Е.А., претендуя на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, в то же время имеет право пользования принадлежащим его матери Я.Д. домом, расположенным по адресу: ***.
Согласно выписке из домовой книги в указанном доме общей площадью 71,9 кв. м зарегистрированы мать истца Я.Д., истец Я.А. и его сын Я.Е.В. (л.д. 18).
В силу ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Частью 1 ст. 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
Какого-либо соглашения Я.А. и его несовершеннолетний сын Я.Е.А. с собственником дома, определяющего их права иначе, чем это предусмотрено ЖК РФ, не представлено, что с учетом положений ч. 1, 2 ст. 31 ЖК РФ свидетельствует о том, что истцы вселены в принадлежащий Я.Д. дом как члены семьи собственника и имеют право пользования им.
То обстоятельство, что в настоящий момент истцы в указанном доме не проживают, свидетельствует лишь о нереализации ими своего права, но не об отсутствии права пользования жилым помещением, поскольку доказательств, подтверждающих, что истцы утратили право пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным жилищным законодательством, не представлено. Из жилого помещения истец с сыном в установленном порядке не выселялись, с регистрационного учета по месту жительства не снимались.
С учетом изложенного, вывод суда о том, что принадлежащий матери истца дом не должен учитываться при определении уровня обеспеченности жилой площади, является ошибочным.
При таких обстоятельствах у Я.А. не возникло право на получение единовременной социальной выплаты на основании ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ в связи с отсутствием необходимых условий, предусмотренных п. п. 1 и 2 ч. 2 данной нормы.
Следовательно, Я.А. был правомерно снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Таким образом, суд, признавая незаконными решение комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ФКУ "ЦКО МВД России" от 12.08.2015 г. и распоряжение ФКУ "ЦКО МВД России" от 17.08.2015 г. N 44-р о снятии Я.А. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, неправильно истолковал нормы ЖК РФ и, как следствие, неправильно применил положения Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ к возникшим спорным отношениям, в связи с чем пришел к необоснованному выводу о том, что Я.А. соответствует критериям, установленным ч. 2 ст. 4 указанного Федерального закона, как не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспеченный общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Принимая во внимание изложенное, постановленное по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Симоновского районного суда города Москвы от 29 февраля 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в иске Я.А. к Федеральному казенному учреждению "Центр кинологического обеспечения Министерства внутренних дел РФ" о признании незаконными решения комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ФКУ "ЦКО МВД России" от 12.08.2015 г. и распоряжения ФКУ ЦКО МВД России от 17.08.2015 г. N 44-р о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, признании права на получение указанной выплаты отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)