Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.02.2016 N 09АП-832/2016 ПО ДЕЛУ N А40-29849/14

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2016 г. N 09АП-832/2016

Дело N А40-29849/14

Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Поповой Г.Н.,
судей Алексеевой Е.Б., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Егоровым А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Мэрии городского округа Тольятти
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18 ноября 2015 года по делу N А40-29849/14, принятое судьей Михайловой Е.В.
по иску Мэрии городского округа Тольятти (место нахождения 445011, Самарская обл., Тольятти г., Свободы пл., 4, ИНН 6320001741, д/р 19.05.2003 г.)
к ответчикам: 1) Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (место нахождения 109097, Москва г., Ильинка ул., 9, стр. 1, ИНН 7710168360, д/р 15.01.2003 г.) 2) Самарская область в лице гос. органов: Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
о взыскании убытков
третьи лица: Министерство строительства Самарской области, Самарская область в лице министерства управления финансами Самарской области,

установил:

Мэрия городского округа Тольятти обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации(3-лицо - Министерство строительства Самарской области) о взыскании убытков в размере 1 066 237 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.05.2014 г. по делу N А40-29849/14 взыскано с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Мэрии городского округа Тольятти убытки в размере 1066237 рублей.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22.10.2014 г. по делу N А40-29849/14, решение Арбитражного суда города Москвы от 26.05.2014 г. по делу N А40-29849/14 отменено; дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении дела судом первой инстанции привлечены:
-в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Самарская область в лице Министерства управления финансами Самарской области согласно определения Арбитражного суда города Москвы от 03.12.2014 г. (л.д. 131, т.д. 1).
-в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социально- демографической и семейной политики Самарской области согласно определения Арбитражного суда города Москвы от 29.01.2015 г. (л.д. 187, т.д. 2).
- в качестве соответчика по делу привлечено судом Самарская область в лице госорганов: Министерства социально- демографической и семейной политики Самарской области согласно определения Арбитражного суда города Москвы от 15.06.2015 г.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.11.2015 г. в удовлетворении иска отказано.
Истец, не согласившись с данным решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на доводы, изложенные в апелляционной жалобе
Заявитель апелляционной жалобы, ответчики и третьи лица, в судебное заседание не явились, судом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения сведений на сайте суда в сети Интернет О принятии апелляционной жалобы к производству и назначению к слушанию, в связи с чем, дело рассматривается в их отсутствие, исходя из норм ст. 156 АПК РФ.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, апелляционный суд пришел к выводу об изменении решения Арбитражного суда города Москвы в части отказа взыскания с Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области за счет казны Самарской области в пользу Мэрии городского округа Тольятти 1066237 рублей убытков и удовлетворении в данной части требований иска, исходя из следующего:
Судом первой инстанции правомерно установлено:
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 12.12.2011 г. мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Щербаеву П.В. вне очереди жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи четыре человека, с учетом имеющегося жилья.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 12.12.2012 г. N 11657-р/5 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях", Щербаеву П.В., на состав семьи 4 человека была предоставлена по договору социального найма от 13.12.2012 г. N 71А-2012 двухкомнатная квартира, общей площадью 34,5 кв. м по адресу: г. Тольятти, ул. Революционная, дом 3, корпус 1, кв. 142; по договору от 25.01.2013 г. N 10522 указанная квартира передана ему в собственность.
Специальное регулирование обеспечения инвалидов жилыми помещениями, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, предусмотрено положениями ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В отношении инвалидов, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005, указанной статьей предусмотрено обеспечение жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении требований иска, суд первой инстанции, исходил из норм: ч. 4 ст. 49, ст. 52, п. 3 ч. 2 ст. 57, п. 4 ч. 1 ст. 51, п. 3 ст. 57 ЖК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", положения подп. 24 п. 2, п. 3.1, п. 4 ст. 26.1, п. 4 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Закона Самарской области от 11.07.2006 N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области", ст. 31, ч. 1 ст. 84, ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 3 ст. 5 Конституции Российской Федерации; преамбуле, ст. 2, ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ; ст. 126 ГК РФ, пришел к выводу, что предоставление жилья малоимущим гражданам отнесено к прямой компетенции органов местного самоуправления, полагает, что муниципальное образование г. Тольятти имело право и обязанность в обычном, внесудебном порядке предоставить спорной категории граждан жилье по договору социального найма из муниципального жилищного фонда как малоимущим лицам и с учетом положений статьи 57 ЖК РФ - во внеочередном порядке, в связи с чем, у муниципального образования г. Тольятти не могло возникнуть убытков в связи с реализацией им возложенных на него законодательством полномочий, отказав при этом во взыскании убытков с заявленных ответчиков.
Апелляционная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, в отношении отказа в иске к второму ответчику и утверждением о том, что у муниципального образования г. Тольятти не могло возникнуть убытков в связи с реализацией им возложенных на него законодательством полномочий, исходя из следующего:
Судом первой инстанции правомерно установлено, что решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 12.12.2011 г. мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Щербаеву П.В. вне очереди жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи четыре человека, с учетом имеющегося жилья и на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 12.12.2012 г. N 11657-р/5 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях", Щербаеву П.В., на состав семьи 4 человека была предоставлена по договору социального найма от 13.12.2012 г. N 71А -2012 двухкомнатная квартира, общей площадью 34,5 кв. м по адресу: г. Тольятти, ул. Революционная, дом 3, корпус 1, кв. 142; по договору от 25.01.2013 г. N 10522 указанная квартира передана ему в собственность.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 10.11.2013 г. N 191/21 рыночная стоимость данной квартиры составляет 1066237 рублей.
Учитывая нормы ст. ст. 2, 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п. 24 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 109 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закон Самарской области от 11.07.2006 г. N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области", ст. ст. 1, 2, 4 закона Самарской области от 24.10.2006 г. N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления а территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", исходя из того, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01 января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу, что финансирование затрат, связанных с предоставлением после 01.01.2005 г. гражданам-инвалидам и приравненным к ним категориям граждан льгот, такие затраты является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы жилищной политики в отношении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, на настоящий момент является Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в силу Положения о нем, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 25.09.2014 г. N 599 "О внесении изменений в отдельные Постановления Правительства Самарской области", в котором, указано, что к ведению Министерства относится, в том числе, обеспечение реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, в том числе, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Таким образом, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области как главный распорядитель средств бюджета Самарской области, в связи с чем, взыскание убытков должно быть произведено за счет казны Самарской области в сумме 1066237 рублей.
Судом первой инстанции правомерно отказано во взыскании убытков с первого ответчика, с чем согласился апелляционный суд.
Данная позиция апелляционного суда подтверждена судебной практикой, в том числе, постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11.12.2015 г. по делу N А40-32745/14, из которого следует, что надлежащим ответчиком является Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, а затраты муниципального образования по предоставлению жилых помещений отнесены к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации- Самарской области за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 18 ноября 2015 года по делу N А40-29849/14 изменить, изложив в следующей редакции:
Взыскать с Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области за счет казны Самарской области в пользу Мэрии городского округа Тольятти 1066237 рублей убытков.
В удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья
Г.Н.ПОПОВА

Судьи
Е.Б.АЛЕКСЕЕВА
О.Н.СЕМИКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)