Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью; Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Проверкой установлено, что требования предписания в установленный срок не исполнены.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелега Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "город Черемхово" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 марта 2017 года по делу N А19-20973/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Дмитриенко Е.В., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Желтоухов Е.В.),
установил:
администрация муниципального образования "город Черемхово" (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным предписания Службы государственного жилищного надзора Иркутской области (далее - служба) N 4903/16 от 21.09.2016 об устранении выявленных нарушений.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Нетляровой Д.А.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 01 марта 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2017 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить.
Согласно доводам кассационной жалобы, судами при рассмотрении дела не учтено, что администрация по договору социального найма передала третьему лицу жилое помещение (квартиру) в пригодном для проживания санитарно-техническом состоянии; поскольку третье лицо данное жилое помещение по назначению не использовало, качество квартиры со временем ухудшилось; судами неправильно применены Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, так как указанные в оспариваемом предписании виды работ не затрагивают общее имущество многоквартирного дома, а касаются только отдельной квартиры; перечень работ, указанный службой, относится к текущему ремонту, обязанность по осуществлению которого возложена на третье лицо как нанимателя жилого помещения.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 августа 2017 года на основании части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение кассационной жалобы отложено на 14 сентября 2017 года в 11 часов 20 минут.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых извещений; информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в судебные заседания до и после отложения не направили.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения N 4903-ср-п от 08.09.2016 службой 21.09.2016 проведена внеплановая выездная проверка исполнения администрацией ранее выданного предписания N 3194/16 от 03.06.2016 об устранении нарушений требований жилищного законодательства. Итоги надзорных мероприятий отражены в акте N 4903/16 от 21.09.2016.
Проверкой установлено, что требования указанного предписания администрацией в установленный срок не исполнены. На момент проверки жилого помещения по адресу: Иркутская обл., г. Черемхово, ул. 2-я Стахановская 25, кв. 5, администрацией в нарушение требований пункта 3 части 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункта "в" пункта 5 Типового договора социального найма жилого помещения (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 N 315) (далее - Типовой договор), не выполнялись обязательства по осуществлению капитального ремонта жилого помещения; в нарушение требований пункта 19 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491) (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), пункта 4.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170) (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда), не обеспечено исправное состояние окон и межкомнатных дверей в жилом помещении (отсутствуют оконные блоки и межкомнатные двери); в нарушение требований пункта 4.4.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда не обеспечено исправное состояние деревянного пола в жилом помещении (частично отсутствуют деревянные половицы); в нарушение требований пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, пункта 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, не обеспечено исправное состояние системы отопления в жилом помещении (отсутствуют приборы отопления); в нарушение требований подпункта "а" пункта 5 Типового договора не обеспечено исправное состояние систем горячего и холодного водоснабжения в жилом помещении (отсутствует необходимое санитарно-техническое оборудование: унитаз, мойка, умывальник, ванна либо поддон; отсутствуют внутриквартирные разводки систем, водоразборная арматура - смесители); в нарушение требований пунктов 5.6.1, 5.6.5, 5.6.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, подпункта "а" пункта 5 Типового договора не обеспечено исправное состояние системы электроснабжения в жилом помещении (отсутствует разводка сетей электроснабжения по комнатам); в нарушение требований пунктов 4.3.1, 4.3.2, 4.3.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, подпункта "а" пункта 5 Типового договора, не обеспечено исправное состояние перекрытия санузла в жилом помещении (установлена деревянная подпорная конструкция из бруса под перекрытие второго этажа); в нарушение требований пунктов 4.3.2, 4.5.1, 4.5.3, 4.5.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда не обеспечено исправное состояние перегородок и перекрытий в квартире (отслоение штукатурного слоя отдельными участками на потолках и стенах; в месте примыкания перегородки (между санузлом и комнатой) к наружной стене обнаружено разрушение материала перегородки в верхней части размером около 300 x 400 мм).
Выявление службой указанных обстоятельств явилось основанием для выдачи предписания N 4903/16 от 21.09.2016, которым администрации предписано устранить вышеназванные нарушения в срок до 20.12.2016.
Не согласившись с указанным предписанием, администрация оспорила его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности неисполнения администрацией возложенных на нее обязанностей по обеспечению надлежащего состояния жилого помещения.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании предписания может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов администрации.
При отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
В соответствии с положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и части 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (часть 4 статьи 30 ЖК РФ).
Судами установлено, что квартира N 5, расположенная в многоквартирном жилом доме по адресу: Иркутская обл., г. Черемхово, ул. 2-я Стахановская, 25 (далее - жилое помещение), является муниципальной собственностью муниципального образования "город Черемхово", следовательно, в силу пункта 2 статьи 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляет орган местного самоуправления - администрация.
На основании договора социального найма жилого помещения N 102 от 13.07.2015 вышеуказанное жилое помещение передано в бессрочное владение и пользование третьему лицу.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Как верно указали суды, предъявляемые к содержанию жилищного фонда конкретные требования регламентированы Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также условиями Типового договора.
Пунктом 5 Типового договора установлено, что наймодатель обязан: передать нанимателю по акту в течение 10 дней со дня подписания договора свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям (подпункт "а"); принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное по договору социального найма жилое помещение (подпункт "б"); осуществлять капитальный ремонт жилого помещения (подпункт "в").
Аналогичные обязанности администрации предусмотрены подпунктами "а", "б", "в" пункта 5 договора N 102 от 13.07.2015 социального найма жилого помещения, заключенного администрацией с третьим лицом.
Согласно подпункту "е" пункта 4 Типового договора наниматель обязан производить текущий ремонт занимаемого жилого помещения. К текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения). Если выполнение указанных работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме или оборудования в нем либо связано с производством капитального ремонта дома, то они производятся за счет наймодателя организацией, предложенной им.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и пояснения участвующих в деле лиц, суды первой и апелляционной инстанций сделали мотивированные выводы о неисполнении администрацией возложенных на нее обязанностей по содержанию и ремонту муниципального жилого фонда, поскольку переданное третьему лицу жилое помещение не отвечает требованиям действующего законодательства и условиям договора. Данное обстоятельство подтверждается предписанием N 4903/16 от 21.09.2016, актом N 4903/16 от 21.09.2016 проверки исполнения предписания N 3194/16 от 03.06.2016. При этом надлежащих доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, администрацией, вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ, в материалы дела не представлено.
Кроме того, с учетом изложенных выше положений Типового договора, исходя из Перечня работ, относящихся к текущему ремонту (приложение N 7 к Постановлению Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170), Перечня работ, входящих в плату за ремонт жилья (текущий ремонт) (приложение N 2 к Методическому пособию по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004), суды обоснованно признали, что указанные в оспариваемом предписании работы, которые надлежит выполнить администрации для устранения выявленных нарушений, не могут быть отнесены к текущему ремонту, выполняемому силами нанимателя жилого помещения.
Так как устранение выявленных службой неисправностей требует проведения капитального ремонта жилого помещения, то оспариваемым предписанием на администрацию правомерно возложены соответствующие обязанности, установленные законодательством и добровольно принятые ею по договору социального найма жилого помещения.
При таких обстоятельствах выводы судебных инстанций о том, что предписание N 4903/16 от 21.09.2016 соответствует жилищному законодательству и не нарушает прав и законных интересов администрации, являются законными и обоснованными.
Доводы, изложенные администрацией в кассационной жалобе, являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства, получили соответствующую правовую оценку, по существу основаны на неправильном толковании приведенных выше норм материального права и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу статей 286, 287 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При вышеизложенных обстоятельствах по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 марта 2017 года по делу N А19-20973/2016 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 21.09.2017 N Ф02-4474/2017 ПО ДЕЛУ N А19-20973/2016
Требование: О признании незаконным предписания уполномоченного органа об устранении выявленных нарушений требований жилищного законодательства.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью; Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Проверкой установлено, что требования предписания в установленный срок не исполнены.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 сентября 2017 г. по делу N А19-20973/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелега Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "город Черемхово" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 марта 2017 года по делу N А19-20973/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Дмитриенко Е.В., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Желтоухов Е.В.),
установил:
администрация муниципального образования "город Черемхово" (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным предписания Службы государственного жилищного надзора Иркутской области (далее - служба) N 4903/16 от 21.09.2016 об устранении выявленных нарушений.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Нетляровой Д.А.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 01 марта 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2017 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить.
Согласно доводам кассационной жалобы, судами при рассмотрении дела не учтено, что администрация по договору социального найма передала третьему лицу жилое помещение (квартиру) в пригодном для проживания санитарно-техническом состоянии; поскольку третье лицо данное жилое помещение по назначению не использовало, качество квартиры со временем ухудшилось; судами неправильно применены Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, так как указанные в оспариваемом предписании виды работ не затрагивают общее имущество многоквартирного дома, а касаются только отдельной квартиры; перечень работ, указанный службой, относится к текущему ремонту, обязанность по осуществлению которого возложена на третье лицо как нанимателя жилого помещения.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 августа 2017 года на основании части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение кассационной жалобы отложено на 14 сентября 2017 года в 11 часов 20 минут.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых извещений; информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в судебные заседания до и после отложения не направили.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения N 4903-ср-п от 08.09.2016 службой 21.09.2016 проведена внеплановая выездная проверка исполнения администрацией ранее выданного предписания N 3194/16 от 03.06.2016 об устранении нарушений требований жилищного законодательства. Итоги надзорных мероприятий отражены в акте N 4903/16 от 21.09.2016.
Проверкой установлено, что требования указанного предписания администрацией в установленный срок не исполнены. На момент проверки жилого помещения по адресу: Иркутская обл., г. Черемхово, ул. 2-я Стахановская 25, кв. 5, администрацией в нарушение требований пункта 3 части 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункта "в" пункта 5 Типового договора социального найма жилого помещения (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 N 315) (далее - Типовой договор), не выполнялись обязательства по осуществлению капитального ремонта жилого помещения; в нарушение требований пункта 19 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491) (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), пункта 4.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170) (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда), не обеспечено исправное состояние окон и межкомнатных дверей в жилом помещении (отсутствуют оконные блоки и межкомнатные двери); в нарушение требований пункта 4.4.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда не обеспечено исправное состояние деревянного пола в жилом помещении (частично отсутствуют деревянные половицы); в нарушение требований пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, пункта 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, не обеспечено исправное состояние системы отопления в жилом помещении (отсутствуют приборы отопления); в нарушение требований подпункта "а" пункта 5 Типового договора не обеспечено исправное состояние систем горячего и холодного водоснабжения в жилом помещении (отсутствует необходимое санитарно-техническое оборудование: унитаз, мойка, умывальник, ванна либо поддон; отсутствуют внутриквартирные разводки систем, водоразборная арматура - смесители); в нарушение требований пунктов 5.6.1, 5.6.5, 5.6.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, подпункта "а" пункта 5 Типового договора не обеспечено исправное состояние системы электроснабжения в жилом помещении (отсутствует разводка сетей электроснабжения по комнатам); в нарушение требований пунктов 4.3.1, 4.3.2, 4.3.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, подпункта "а" пункта 5 Типового договора, не обеспечено исправное состояние перекрытия санузла в жилом помещении (установлена деревянная подпорная конструкция из бруса под перекрытие второго этажа); в нарушение требований пунктов 4.3.2, 4.5.1, 4.5.3, 4.5.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда не обеспечено исправное состояние перегородок и перекрытий в квартире (отслоение штукатурного слоя отдельными участками на потолках и стенах; в месте примыкания перегородки (между санузлом и комнатой) к наружной стене обнаружено разрушение материала перегородки в верхней части размером около 300 x 400 мм).
Выявление службой указанных обстоятельств явилось основанием для выдачи предписания N 4903/16 от 21.09.2016, которым администрации предписано устранить вышеназванные нарушения в срок до 20.12.2016.
Не согласившись с указанным предписанием, администрация оспорила его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности неисполнения администрацией возложенных на нее обязанностей по обеспечению надлежащего состояния жилого помещения.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании предписания может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов администрации.
При отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
В соответствии с положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и части 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (часть 4 статьи 30 ЖК РФ).
Судами установлено, что квартира N 5, расположенная в многоквартирном жилом доме по адресу: Иркутская обл., г. Черемхово, ул. 2-я Стахановская, 25 (далее - жилое помещение), является муниципальной собственностью муниципального образования "город Черемхово", следовательно, в силу пункта 2 статьи 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляет орган местного самоуправления - администрация.
На основании договора социального найма жилого помещения N 102 от 13.07.2015 вышеуказанное жилое помещение передано в бессрочное владение и пользование третьему лицу.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Как верно указали суды, предъявляемые к содержанию жилищного фонда конкретные требования регламентированы Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также условиями Типового договора.
Пунктом 5 Типового договора установлено, что наймодатель обязан: передать нанимателю по акту в течение 10 дней со дня подписания договора свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям (подпункт "а"); принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное по договору социального найма жилое помещение (подпункт "б"); осуществлять капитальный ремонт жилого помещения (подпункт "в").
Аналогичные обязанности администрации предусмотрены подпунктами "а", "б", "в" пункта 5 договора N 102 от 13.07.2015 социального найма жилого помещения, заключенного администрацией с третьим лицом.
Согласно подпункту "е" пункта 4 Типового договора наниматель обязан производить текущий ремонт занимаемого жилого помещения. К текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения). Если выполнение указанных работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме или оборудования в нем либо связано с производством капитального ремонта дома, то они производятся за счет наймодателя организацией, предложенной им.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и пояснения участвующих в деле лиц, суды первой и апелляционной инстанций сделали мотивированные выводы о неисполнении администрацией возложенных на нее обязанностей по содержанию и ремонту муниципального жилого фонда, поскольку переданное третьему лицу жилое помещение не отвечает требованиям действующего законодательства и условиям договора. Данное обстоятельство подтверждается предписанием N 4903/16 от 21.09.2016, актом N 4903/16 от 21.09.2016 проверки исполнения предписания N 3194/16 от 03.06.2016. При этом надлежащих доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, администрацией, вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ, в материалы дела не представлено.
Кроме того, с учетом изложенных выше положений Типового договора, исходя из Перечня работ, относящихся к текущему ремонту (приложение N 7 к Постановлению Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170), Перечня работ, входящих в плату за ремонт жилья (текущий ремонт) (приложение N 2 к Методическому пособию по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004), суды обоснованно признали, что указанные в оспариваемом предписании работы, которые надлежит выполнить администрации для устранения выявленных нарушений, не могут быть отнесены к текущему ремонту, выполняемому силами нанимателя жилого помещения.
Так как устранение выявленных службой неисправностей требует проведения капитального ремонта жилого помещения, то оспариваемым предписанием на администрацию правомерно возложены соответствующие обязанности, установленные законодательством и добровольно принятые ею по договору социального найма жилого помещения.
При таких обстоятельствах выводы судебных инстанций о том, что предписание N 4903/16 от 21.09.2016 соответствует жилищному законодательству и не нарушает прав и законных интересов администрации, являются законными и обоснованными.
Доводы, изложенные администрацией в кассационной жалобе, являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства, получили соответствующую правовую оценку, по существу основаны на неправильном толковании приведенных выше норм материального права и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу статей 286, 287 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При вышеизложенных обстоятельствах по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 марта 2017 года по делу N А19-20973/2016 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.Н.ЛЕВОШКО
Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
Д.И.ШЕЛЕГ
А.Н.ЛЕВОШКО
Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
Д.И.ШЕЛЕГ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)