Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ершовой С.Д.,
судей Богдановской Г.Н., Забутыриной Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хуторным М.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.06.2016 по делу N А07-3600/2016 (судья Асадуллина С.Х.).
В заседании принял участие представитель Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Хафизова А.Г. (доверенность от 28.07.2016).
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ, ответчик), Управлению Федерального казначейства Республики Башкортостан о взыскании убытков в сумме 20 008 000 руб., связанных с предоставлением жилых помещений.
Согласно определению суда от 04.03.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Республики Башкортостан, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре (далее - Госстрой РБ).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.05.2016 Управление Федерального казначейства Республики Башкортостан исключено из числа ответчиков (л.д. 73-76 т. 2).
Решением суда первой инстанции от 14.06.2016 исковые требования удовлетворены, с Российской Федерации в пользу истца взысканы убытки в размере 20 008 000 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, Минфин РФ обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований к Российской Федерации.
В обоснование жалобы Минфин РФ указывает, что предоставление субвенций из федерального бюджета регулируется Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614 (далее Правила от 15.10.2005 N 614), в соответствии с пунктом 3 которых субвенции предоставляются согласно заявке, предоставляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, установленные Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Суд первой инстанции факт предоставления Администрацией Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации соответствующих заявок не проверил.
Администрация в отзыве и ее представитель в судебном заседании просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, считая доводы апелляционной жалобы несостоятельными. Возражая на доводы жалобы, истец указывает, что ответственным за ведение республиканского списка граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в виде обеспечения жилыми помещениями, из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, а государственным заказчиком и главным распорядителем средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджету Республики Башкортостан на осуществление вышеназванных государственных полномочий Российской Федерации - Госстрой РБ. В соответствии с установленным порядком Администрацией направлены Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан списки граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005. Обязанность направить в соответствии с Правилами от 15.10.2005 N 614 указанные ответчиком заявки лежит на Госстрое РБ, а не на истце.
Госстрой РБ в отзыве считает приведенные ответчиком в апелляционной жалобе доводы несостоятельными, указывает, что Госстрой РБ постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15.09.2011 N 322 определен государственным заказчиком и главным распорядителем средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджету Республики Башкортостан на осуществление государственных полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий; ежегодно в срок до 20 января и 20 июля представляет заявку на предоставление субвенций из федерального бюджета. Госстрой РБ отмечает, что довод о непредоставлении заявок высказывается не Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а иным органом, в который подача заявок не предусмотрена.
Ответчик, третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается судом апелляционной инстанции в отсутствие указанных лиц.
Протокольным определением апелляционного суда на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к материалам дела приобщены копии заявок Госстроя РБ в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на предоставление субвенций из федерального бюджета в 2014, 2015 и 2016 годах, поскольку документы представлены против доводов апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, вступившими в законную силу решениями суда общей юрисдикции на Администрацию возложена обязанность по предоставлению жилых помещений гражданам, из числа инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе:
1) решением Октябрьского районного суда г. Уфы от 18.06.2012 по делу N 2-2715/12 - Рязяпову Рамилю Закиевичу вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям площадью не менее 17,52 кв. м, с учетом права Рязяпова Рамиля Закиевича на дополнительное жилое помещение (л.д. 43-45 т. 1);
2) решением Октябрьского районного суда г. Уфы от 11.07.2013 по делу N 2-1853/13 - Юнусову Ахтяму Ахметовичу, Юнусовой Розе Сарваровне, Юнусовой Алине Ахтямовне, Юнусовой Эльвире Ахтямовне вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения на каждого члена семьи не менее 14 кв. м с учетом права Юнусовой Эльвиры Ахтямовны, 14 февраля 1996 года рождения, на пользование дополнительной жилой площадью, а также с учетом жилого помещения общей площадью 36,7 кв. м, имеющегося в собственности Юнусовой Розы Сарваровны (л.д. 54-57 т. 1);
3) решением Октябрьского районного суда г. Уфы от 21.11.2013 по делу N 2-5507/13 - Желтову Виктору Васильевичу вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения, с учетом права на пользование дополнительной жилой площадью, а также с учетом жилого помещения находящегося в собственности у Желтова Виктора Васильевича, но не менее 15,34 м общей площади (л.д. 65-72 т. 1);
4) решением Октябрьского районного суда г. Уфы от 20.06.2013 по делу N 2-1159/13 - Усманаеву Рашиду Равшановичу, Усманаеву Равшану Борисовичу, Усманаевой Кальбинур Гиязовне, Игнатьевой Венере Равшановне, Игнатьеву Альберту Сергеевичу вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения с учетом права на пользование дополнительной жилой площадью, но не менее 84,0 кв. м общей площади (л.д. 96-103 т. 1);
5) решением Октябрьского районного суда г. Уфы от 21.03.2013 по делу N 2-1630/13 - Шаяхметову Ринату Рамилевичу, и Шаяхметовой Раисе Насибулловне жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения, с учетом права на пользование дополнительной жилой площадью Шаяхметова Рината Рамилевича (л.д. 24-42 т. 1);
6) решением Октябрьского районного суда г. Уфы от 25.03.2013 по делу N 2-820/13 - Утяганову Гайсе Амировичу вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения, с учетом права на пользование дополнительной жилой площадью, а также с учетом жилого помещения находящегося в собственности у Утяганова Г.А., но не менее 16,46 м общей площади (л.д. 80-82 т. 1);
7) апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 15.11.2012 - Алексееву Александру Викторовичу вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения, с учетом права на пользование дополнительной жилой площадью Алексеева А.В. (л.д. 97-101 т. 2).
Указанные решения судов Администрацией исполнены.
Постановлением Администрации от 06.08.2013 N 4323 Рязяпову Рамилю Закиевичу предоставлено по договору социального найма жилое помещение (однокомнатная квартира) N 29 общей площадью 40,2 кв. м, жилой - 19,4 кв. м в жилом доме N 353 по ул. Ахметова в Ленинском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Актом приема-передачи от 27.08.2013 данное жилое помещение передано Рязяпову Р.З., заключен договор социального найма N 2153/5 от 27.08.2013 (л.д. 35, 38-39 т. 1, л.д. 13-14 т. 2).
Согласно отчету N 0057 ООО "Аваль" от 10.08.2015 рыночная стоимость жилого помещения составляет 2 216 000 руб. (л.д. 40-41 т. 1).
Постановлением Администрации от 24.02.2014 N 609 семье Юнусовых предоставлено по договору социального найма жилое помещение (однокомнатная квартира) N 56 общей площадью 46,3 кв. м, жилой - 18,0 кв. м в жилом доме N 9/2 по ул. М.Рыльского в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Актом приема-передачи от 27.03.2014 данное жилое помещение передано Юнусовым, заключен договор социального найма N 380/14-1 от 27.03.2014 (л.д. 46, 51-52 т. 1, л.д. 15-16 т. 2).
Согласно отчету N 0060 ООО "Аваль" от 10.08.2015 рыночная стоимость жилого помещения составляет 2 703 000 руб. (л.д. 49-50 т. 1).
Постановлением Администрации от 29.12.2014 N 5798 Желтову Виктору Васильевичу предоставлено по договору социального найма жилое помещение (однокомнатная квартира) N 226 общей площадью 34,9 кв. м, в жилом доме N 68 по ул. Мусы Джалиля в Демском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Актом приема-передачи от 14.01.2015 жилое помещение передано Желтову В.В., заключен договор социального найма N 86/15-7 от 14.01.2015 (л.д. 58, 62-63 т. 1, л.д. 17-18 т. 2).
Согласно отчету N 0045 ООО "Аваль" от 10.08.2015 рыночная стоимость жилого помещения составляет 2 226 000 руб. (л.д. 60-61 т. 1).
Постановлением Администрации от 16.12.2013 N 6387 семье Усманаевых предоставлено по договору социального найма жилое помещение (трехкомнатная квартира) N 41 общей площадью 85,4 кв. м, в жилом доме N 1/3 по ул. Набережной р. Уфы в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Актом приема-передачи данное жилое помещение передано семье Усманаевых, заключен договор социального найма N 16.01.2014. N 2972/1 (л.д. 91, 104-105 т. 1, л.д. 65-67 т. 2).
Согласно отчету N 0059 ООО "Аваль" от 10.08.2015 рыночная стоимость жилого помещения составляет 4 523 000 руб. (л.д. 93-94 т. 1).
Постановлением Администрации от 23.12.2013 N 6577 семье Шаяхметовых предоставлено по договору социального найма жилое помещение (однокомнатная квартира) N 53 общей площадью 42,4 кв. м, в жилом доме N 66/1 по ул. Ю.Гагарина в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Актом приема-передачи от 20.01.2014 жилое помещение передано Шаяхметовым, заключен договор социального найма N 3038/1 от 20.01.2014 (л.д. 17-19 т. 1, л.д. 21-22 т. 2).
Согласно отчету N 0061 ООО "Аваль" от 10.08.2015 рыночная стоимость жилого помещения составляет 2 553 000 руб. (л.д. 32-33 т. 1).
Постановлением Администрации от 16.07.2013 N 3549 Утяганову Г.А. предоставлено по договору социального найма жилое помещение (однокомнатная квартира) N 102 общей площадью 48,4 кв. м, в жилом доме N 12 по ул. Г.Амантая в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Актом приема-передачи от 30.07.2013 жилое помещение передано Утяганову Г.А., заключен договор социального найма N 1989/6 от 30.07.2013 (л.д. 73, 75-76 т. 1, л.д. 1-20 т. 2).
Согласно отчету N 0052 ООО "Аваль" от 10.08.2015 рыночная стоимость жилого помещения составляет 3 081 000 руб. (л.д. 77-78 т. 1).
Постановлением Администрации от 30.12.2013 N 6773 Алексееву А.В. предоставлено по договору социального найма жилое помещение (однокомнатная квартира) N 23 общей площадью 36,4 кв. м, в жилом доме N 12/1 по ул. Г.Амантая в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Актом приема-передачи от 20.01.2014 жилое помещение передано Алексееву А.В., заключен договор социального найма N 3046/6 от 20.01.2014 (л.д. 83, 87-88 т. 1, л.д. 23-24 т. 2).
Согласно отчету N 0053 ООО "Аваль" от 10.08.2015 рыночная стоимость жилого помещения составляет 2 706 000 руб. (л.д. 85-86 т. 1).
Ссылаясь на то, что в результате предоставления вышеуказанным гражданам жилых помещений истец понес убытки в размере рыночной стоимости помещений, которые ему не компенсированы, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании с Российской Федерации убытков в размере 20 008 000 руб.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 года на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита граждан находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают в том числе в результате субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им отдельных государственных полномочий Российской Федерации.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. (часть 2 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов).
Статьей 28.2 Закона о социальной защите инвалидов установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил от 15.10.2005 N 614 субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (за исключением сроков подачи заявки в отношении граждан, указанных в абзаце втором настоящего пункта).
Проанализировав изложенные нормы права, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, подлежит финансированию за счет бюджета Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что граждане, которым Администрация предоставила жилые помещения общей рыночной стоимостью 20 008 000 руб. встали на учет в качестве имеющих право на внеочередное предоставление жилья до 01.01.2005 (л.д. 20-21, 23, 36, 42, 47, 53, 64, 74, 79, 86, 92, 95 т. 1). Указанные обстоятельства также были установлены и отражены в решениях судов общей юрисдикции, которыми на Администрацию возложена обязанность по предоставлению жилых помещений.
Таким образом, у Российской Федерации возникли расходные обязательства по компенсации Администрации затрат, возникших в результате возложения на нее Законом о социальной защите инвалидов государственных полномочий по предоставлению инвалидам жилой площади.
Доказательств того, что Российская Федерация в порядке, установленном Правилами от 15.10.2005 N 614, предоставила субвенции из федерального бюджета бюджету Республики Башкортостан на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в объеме согласно полученным из Госстроя РБ заявкам; непредоставления Республикой Башкортостан в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации соответствующих заявок, в деле не имеется.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы Минфина РФ апелляционным судом не принимаются, основания для отмены обжалуемого решения отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Заявитель жалобы в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.06.2016 по делу N А07-3600/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.10.2016 N 18АП-10008/2016 ПО ДЕЛУ N А07-3600/2016
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2016 г. N 18АП-10008/2016
Дело N А07-3600/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ершовой С.Д.,
судей Богдановской Г.Н., Забутыриной Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хуторным М.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.06.2016 по делу N А07-3600/2016 (судья Асадуллина С.Х.).
В заседании принял участие представитель Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Хафизова А.Г. (доверенность от 28.07.2016).
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ, ответчик), Управлению Федерального казначейства Республики Башкортостан о взыскании убытков в сумме 20 008 000 руб., связанных с предоставлением жилых помещений.
Согласно определению суда от 04.03.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Республики Башкортостан, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре (далее - Госстрой РБ).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.05.2016 Управление Федерального казначейства Республики Башкортостан исключено из числа ответчиков (л.д. 73-76 т. 2).
Решением суда первой инстанции от 14.06.2016 исковые требования удовлетворены, с Российской Федерации в пользу истца взысканы убытки в размере 20 008 000 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, Минфин РФ обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований к Российской Федерации.
В обоснование жалобы Минфин РФ указывает, что предоставление субвенций из федерального бюджета регулируется Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614 (далее Правила от 15.10.2005 N 614), в соответствии с пунктом 3 которых субвенции предоставляются согласно заявке, предоставляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, установленные Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Суд первой инстанции факт предоставления Администрацией Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации соответствующих заявок не проверил.
Администрация в отзыве и ее представитель в судебном заседании просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, считая доводы апелляционной жалобы несостоятельными. Возражая на доводы жалобы, истец указывает, что ответственным за ведение республиканского списка граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в виде обеспечения жилыми помещениями, из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, а государственным заказчиком и главным распорядителем средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджету Республики Башкортостан на осуществление вышеназванных государственных полномочий Российской Федерации - Госстрой РБ. В соответствии с установленным порядком Администрацией направлены Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан списки граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005. Обязанность направить в соответствии с Правилами от 15.10.2005 N 614 указанные ответчиком заявки лежит на Госстрое РБ, а не на истце.
Госстрой РБ в отзыве считает приведенные ответчиком в апелляционной жалобе доводы несостоятельными, указывает, что Госстрой РБ постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15.09.2011 N 322 определен государственным заказчиком и главным распорядителем средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджету Республики Башкортостан на осуществление государственных полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий; ежегодно в срок до 20 января и 20 июля представляет заявку на предоставление субвенций из федерального бюджета. Госстрой РБ отмечает, что довод о непредоставлении заявок высказывается не Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а иным органом, в который подача заявок не предусмотрена.
Ответчик, третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается судом апелляционной инстанции в отсутствие указанных лиц.
Протокольным определением апелляционного суда на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к материалам дела приобщены копии заявок Госстроя РБ в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на предоставление субвенций из федерального бюджета в 2014, 2015 и 2016 годах, поскольку документы представлены против доводов апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, вступившими в законную силу решениями суда общей юрисдикции на Администрацию возложена обязанность по предоставлению жилых помещений гражданам, из числа инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе:
1) решением Октябрьского районного суда г. Уфы от 18.06.2012 по делу N 2-2715/12 - Рязяпову Рамилю Закиевичу вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям площадью не менее 17,52 кв. м, с учетом права Рязяпова Рамиля Закиевича на дополнительное жилое помещение (л.д. 43-45 т. 1);
2) решением Октябрьского районного суда г. Уфы от 11.07.2013 по делу N 2-1853/13 - Юнусову Ахтяму Ахметовичу, Юнусовой Розе Сарваровне, Юнусовой Алине Ахтямовне, Юнусовой Эльвире Ахтямовне вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения на каждого члена семьи не менее 14 кв. м с учетом права Юнусовой Эльвиры Ахтямовны, 14 февраля 1996 года рождения, на пользование дополнительной жилой площадью, а также с учетом жилого помещения общей площадью 36,7 кв. м, имеющегося в собственности Юнусовой Розы Сарваровны (л.д. 54-57 т. 1);
3) решением Октябрьского районного суда г. Уфы от 21.11.2013 по делу N 2-5507/13 - Желтову Виктору Васильевичу вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения, с учетом права на пользование дополнительной жилой площадью, а также с учетом жилого помещения находящегося в собственности у Желтова Виктора Васильевича, но не менее 15,34 м общей площади (л.д. 65-72 т. 1);
4) решением Октябрьского районного суда г. Уфы от 20.06.2013 по делу N 2-1159/13 - Усманаеву Рашиду Равшановичу, Усманаеву Равшану Борисовичу, Усманаевой Кальбинур Гиязовне, Игнатьевой Венере Равшановне, Игнатьеву Альберту Сергеевичу вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения с учетом права на пользование дополнительной жилой площадью, но не менее 84,0 кв. м общей площади (л.д. 96-103 т. 1);
5) решением Октябрьского районного суда г. Уфы от 21.03.2013 по делу N 2-1630/13 - Шаяхметову Ринату Рамилевичу, и Шаяхметовой Раисе Насибулловне жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения, с учетом права на пользование дополнительной жилой площадью Шаяхметова Рината Рамилевича (л.д. 24-42 т. 1);
6) решением Октябрьского районного суда г. Уфы от 25.03.2013 по делу N 2-820/13 - Утяганову Гайсе Амировичу вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения, с учетом права на пользование дополнительной жилой площадью, а также с учетом жилого помещения находящегося в собственности у Утяганова Г.А., но не менее 16,46 м общей площади (л.д. 80-82 т. 1);
7) апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 15.11.2012 - Алексееву Александру Викторовичу вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения, с учетом права на пользование дополнительной жилой площадью Алексеева А.В. (л.д. 97-101 т. 2).
Указанные решения судов Администрацией исполнены.
Постановлением Администрации от 06.08.2013 N 4323 Рязяпову Рамилю Закиевичу предоставлено по договору социального найма жилое помещение (однокомнатная квартира) N 29 общей площадью 40,2 кв. м, жилой - 19,4 кв. м в жилом доме N 353 по ул. Ахметова в Ленинском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Актом приема-передачи от 27.08.2013 данное жилое помещение передано Рязяпову Р.З., заключен договор социального найма N 2153/5 от 27.08.2013 (л.д. 35, 38-39 т. 1, л.д. 13-14 т. 2).
Согласно отчету N 0057 ООО "Аваль" от 10.08.2015 рыночная стоимость жилого помещения составляет 2 216 000 руб. (л.д. 40-41 т. 1).
Постановлением Администрации от 24.02.2014 N 609 семье Юнусовых предоставлено по договору социального найма жилое помещение (однокомнатная квартира) N 56 общей площадью 46,3 кв. м, жилой - 18,0 кв. м в жилом доме N 9/2 по ул. М.Рыльского в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Актом приема-передачи от 27.03.2014 данное жилое помещение передано Юнусовым, заключен договор социального найма N 380/14-1 от 27.03.2014 (л.д. 46, 51-52 т. 1, л.д. 15-16 т. 2).
Согласно отчету N 0060 ООО "Аваль" от 10.08.2015 рыночная стоимость жилого помещения составляет 2 703 000 руб. (л.д. 49-50 т. 1).
Постановлением Администрации от 29.12.2014 N 5798 Желтову Виктору Васильевичу предоставлено по договору социального найма жилое помещение (однокомнатная квартира) N 226 общей площадью 34,9 кв. м, в жилом доме N 68 по ул. Мусы Джалиля в Демском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Актом приема-передачи от 14.01.2015 жилое помещение передано Желтову В.В., заключен договор социального найма N 86/15-7 от 14.01.2015 (л.д. 58, 62-63 т. 1, л.д. 17-18 т. 2).
Согласно отчету N 0045 ООО "Аваль" от 10.08.2015 рыночная стоимость жилого помещения составляет 2 226 000 руб. (л.д. 60-61 т. 1).
Постановлением Администрации от 16.12.2013 N 6387 семье Усманаевых предоставлено по договору социального найма жилое помещение (трехкомнатная квартира) N 41 общей площадью 85,4 кв. м, в жилом доме N 1/3 по ул. Набережной р. Уфы в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Актом приема-передачи данное жилое помещение передано семье Усманаевых, заключен договор социального найма N 16.01.2014. N 2972/1 (л.д. 91, 104-105 т. 1, л.д. 65-67 т. 2).
Согласно отчету N 0059 ООО "Аваль" от 10.08.2015 рыночная стоимость жилого помещения составляет 4 523 000 руб. (л.д. 93-94 т. 1).
Постановлением Администрации от 23.12.2013 N 6577 семье Шаяхметовых предоставлено по договору социального найма жилое помещение (однокомнатная квартира) N 53 общей площадью 42,4 кв. м, в жилом доме N 66/1 по ул. Ю.Гагарина в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Актом приема-передачи от 20.01.2014 жилое помещение передано Шаяхметовым, заключен договор социального найма N 3038/1 от 20.01.2014 (л.д. 17-19 т. 1, л.д. 21-22 т. 2).
Согласно отчету N 0061 ООО "Аваль" от 10.08.2015 рыночная стоимость жилого помещения составляет 2 553 000 руб. (л.д. 32-33 т. 1).
Постановлением Администрации от 16.07.2013 N 3549 Утяганову Г.А. предоставлено по договору социального найма жилое помещение (однокомнатная квартира) N 102 общей площадью 48,4 кв. м, в жилом доме N 12 по ул. Г.Амантая в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Актом приема-передачи от 30.07.2013 жилое помещение передано Утяганову Г.А., заключен договор социального найма N 1989/6 от 30.07.2013 (л.д. 73, 75-76 т. 1, л.д. 1-20 т. 2).
Согласно отчету N 0052 ООО "Аваль" от 10.08.2015 рыночная стоимость жилого помещения составляет 3 081 000 руб. (л.д. 77-78 т. 1).
Постановлением Администрации от 30.12.2013 N 6773 Алексееву А.В. предоставлено по договору социального найма жилое помещение (однокомнатная квартира) N 23 общей площадью 36,4 кв. м, в жилом доме N 12/1 по ул. Г.Амантая в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Актом приема-передачи от 20.01.2014 жилое помещение передано Алексееву А.В., заключен договор социального найма N 3046/6 от 20.01.2014 (л.д. 83, 87-88 т. 1, л.д. 23-24 т. 2).
Согласно отчету N 0053 ООО "Аваль" от 10.08.2015 рыночная стоимость жилого помещения составляет 2 706 000 руб. (л.д. 85-86 т. 1).
Ссылаясь на то, что в результате предоставления вышеуказанным гражданам жилых помещений истец понес убытки в размере рыночной стоимости помещений, которые ему не компенсированы, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании с Российской Федерации убытков в размере 20 008 000 руб.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 года на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита граждан находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают в том числе в результате субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им отдельных государственных полномочий Российской Федерации.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. (часть 2 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов).
Статьей 28.2 Закона о социальной защите инвалидов установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил от 15.10.2005 N 614 субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (за исключением сроков подачи заявки в отношении граждан, указанных в абзаце втором настоящего пункта).
Проанализировав изложенные нормы права, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, подлежит финансированию за счет бюджета Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что граждане, которым Администрация предоставила жилые помещения общей рыночной стоимостью 20 008 000 руб. встали на учет в качестве имеющих право на внеочередное предоставление жилья до 01.01.2005 (л.д. 20-21, 23, 36, 42, 47, 53, 64, 74, 79, 86, 92, 95 т. 1). Указанные обстоятельства также были установлены и отражены в решениях судов общей юрисдикции, которыми на Администрацию возложена обязанность по предоставлению жилых помещений.
Таким образом, у Российской Федерации возникли расходные обязательства по компенсации Администрации затрат, возникших в результате возложения на нее Законом о социальной защите инвалидов государственных полномочий по предоставлению инвалидам жилой площади.
Доказательств того, что Российская Федерация в порядке, установленном Правилами от 15.10.2005 N 614, предоставила субвенции из федерального бюджета бюджету Республики Башкортостан на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в объеме согласно полученным из Госстроя РБ заявкам; непредоставления Республикой Башкортостан в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации соответствующих заявок, в деле не имеется.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы Минфина РФ апелляционным судом не принимаются, основания для отмены обжалуемого решения отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Заявитель жалобы в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.06.2016 по делу N А07-3600/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
С.Д.ЕРШОВА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Л.В.ЗАБУТЫРИНА
С.Д.ЕРШОВА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Л.В.ЗАБУТЫРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)