Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 31.05.2016 ПО ДЕЛУ N А60-11256/2016

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 мая 2016 г. по делу N А60-11256/2016


Резолютивная часть решения объявлена 30 мая 2016 года
Полный текст решения изготовлен 31 мая 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи И.В. Пшеничниковой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.В. Маковкиной, рассмотрел в судебном заседании дело
по иску Администрации Пышминского городского округа (ИНН 6649001382, ОГРН 1026601073993)
к Министерству финансов Свердловской области (ИНН 6661004608, ОГРН 1026605256589)
третье лицо: Управление Федерального казначейства Свердловской области,
о взыскании 672000 руб. 00 коп.,
Истец и ответчик не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте предварительного судебного заседания на сайте Арбитражного суда Свердловской области по веб-адресу: www.ekaterinburg.arbitr.ru.
В порядке ст. 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предварительное судебное заседание проведено в отсутствие представителей сторон. Отводов составу суда не заявлено.

Администрация Пышминского городского округа (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением
к Министерству финансов Свердловской области (далее - ответчик) о взыскании убытков в размере 672000 руб. 00 коп.
Определением от 17 марта 2016 года исковое заявление принято к производству и назначено предварительное судебное заседание.
29 марта 2016 года от ответчика поступил отзыв на исковое заявление, согласно которому ответчик просит в удовлетворении исковых требований отказать согласно доводам, изложенным в отзыве. Отзыв с приложенными в его обоснование документами суд приобщил к материалам дела в порядке ст. 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца поддержал заявленные исковые требования. Кроме того, истец просит приобщить к материалам дела копий писем. Указанные документы суд приобщил к материалам дела в порядке ст. 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 21 апреля 2016 года суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федерального казначейства Свердловской области.
28 апреля 2016 года от истца поступило ходатайство об уточнении размера исковых требований, согласно которому истец просит взыскать с ответчика убытки в размере 672000 руб. Уточнение на исковое заявление суд удовлетворил в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
16 мая 2016 года от третьего лица поступил отзыв на исковое заявление. Кроме того, третье лицо в отзыве заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие уполномоченного представителя третьего лица. Указанный документ суд приобщил к материалам дела в порядке ст. 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

Решением Пышминского районного суда Свердловской области от 26 декабря 2014 г. дело N 2-332/2014 удовлетворено исковое заявление Прокурора Пышминского района, действующего в интересах Попова Алексея Николаевича к администрации Пышминского городского округа о предоставлении жилого помещения, пригодного для проживания во внеочередном порядке.
В соответствии с вышеуказанным решением Пышминского районного суда на администрацию Пышминского городского округа возложена обязанность предоставить на основании договора социального найма Попову А.Н. отдельное, изолированное жилое помещение, пригодное для проживания, на территории р.п. Пышма Свердловской области не ниже установленных норм предоставления, не менее 28 квадратных метров, согласно жилищному законодательству, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Вступившим в законную силу Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 03.04.2015 г. решение Пышминского районного суда Свердловской области от 26 декабря 2014 г. по делу N 2-332/2014 оставлено без изменения.
Определением от 22 октября 2015 года Пышминский районный суд Свердловской области изменил способ исполнения решения Пышминского районного суда Свердловской области от 26 декабря 2014 г. по делу N 2-332/2014, в результате чего обязательство администрации Пышминского городского округа по предоставлению Попову Алексею Николаевичу жилого помещения заменено взысканием с администрации Пышминского городского округа в пользу Попова Алексея Николаевича денежной суммы в размере 672000 рублей 00 копеек.
Во исполнение Определения Пышминского районного суда Свердловской от 22 октября 2015 года Попову А.Н. перечислены денежные средства в сумме 672000 рублей 00 копеек, что подтверждается платежным поручением от 30.12.2015 г. N 1436.
В результате перечисления Попову Алексею Николаевичу указанных денежных средств администрация Пышминского городского округа понесла убытки в виде расходов на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции при осуществлении обязанности по обеспечению жилья инвалиду, в связи с чем, истец обратился в суд с настоящим иском.
В силу положений п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего кодекса перечне.
В результате перечисления, данным гражданам, указанных денежных средств администрация Пышминского городского округа понесла убытки, в виде расходов, понесенных в результате исполнения акта суда общей юрисдикции при осуществлении обязанности по обеспечению жилья инвалиду, которые ей не кто не компенсировал.
Ссылаясь на то, что в результате перечисления денежных средств в размере 672000 руб. казна муниципального образования понесла убытки, Администрация Пышминского городского округа обратилась в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании со Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области денежных средств в размере 672000 руб.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для наступления ответственности, установленной правилами названной статьи, необходимо наличие состава (совокупности условий) правонарушения, включающего: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей, (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер убытков.
При этом для взыскания убытков лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать весь указанный фактический состав. Отсутствие хотя бы одного из условий ответственности не влечет удовлетворение иска.
В силу ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В таких случаях от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Основой правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу обеспечения жильем инвалидов, и в связи с этим - распределения и использования централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований, являются нормы Конституции Российской Федерации, из которых вытекает необходимость надлежащего финансового обеспечения соответствующих полномочий публичной власти: по смыслу статей 7, 71 (пункты "в", "з"), 75 (часть 3), 114 (пункт "а" части 1) и 132 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления должны при принятии нормативных правовых актов руководствоваться принципом наиболее полного финансирования публично-правовых обязательств, вытекающих из необходимости реализации общегосударственных гарантий прав и свобод, закрепленных непосредственно Конституцией Российской Федерации, в частности ее статьями 40 (часть 3) и 39 (часть 1).
Специальное регулирование обеспечения инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жилыми помещениями, предусмотрено положениями статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" далее - Закон N 181-ФЗ).
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 17 Закона N 181-ФЗ).
При этом обеспечение жильем указанных категорий граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ в случае, если они встали на учет до 1 января 2005 года.
В отношении же инвалидов, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01 января 2005 года, то обеспечение их жилыми помещениями осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ - решение вопросов социальной поддержки инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
Статьей 26.3 вышеуказанного Закона определено, что полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения субъектов РФ, установленным Конституцией РФ, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляется данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с Решением Комиссии по постановке на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда Пышминского городского округа от 15.04.2013 г. N 5 Попов А.Н. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Закон Свердловской области от 07.12.2012 N 96-03 "О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области" регулирует отношения, связанные с предоставлением гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области.
В силу ч. 3 ст. 4 03 от 07.12.2012 N 96-03 жилые помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для социальной защиты отдельных категорий граждан предоставляются гражданам после распределения таких жилых помещений.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 03 от 07.12.2012 N 96-03 порядок распределения жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области устанавливается Правительством Свердловской области.
Согласно ч. 2 ст. 5 03 от 07.12.2012 N 96-03 решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области, указанных в части первой пункта 1 и подпунктах 1, 8 и 11 пункта 2 статьи 2 настоящего Закона, принимаются исполнительными органами государственной власти Свердловской области, определенными Правительством Свердловской области.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что на территории Свердловской области Правительством Свердловской области приняты законы, которые регулируют жилищные правоотношения в части обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, следовательно, публично-правовым образование, к расходным обязательствам которого должно быть отнесено финансирование соответствующих расходов является Свердловская область.
Положениями п. 3 ст. 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 N 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах, выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
При этом согласно положениям статей 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 55, 60, 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов.
В бюджет Пышминского городского округа денежные средства из федерального или областного бюджета на обеспечение жильем инвалидов не поступали, а также не передавались из федеральной собственности в муниципальную собственность Пышминского городского округа жилые помещения, с целью предоставления их по договорам социального найма указанной категории граждан.
Поскольку казна муниципального образования понесла убытки, обязанность по их возмещению должна быть возложена на Свердловскую область в лице Министерства финансов Свердловской области за счет казны Свердловской области.
При таких обстоятельствах, требования истца в заявленном размере 672000 руб. подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются со стороны.
Поскольку истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины в силу п.п. 1 ч. 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Исковые требования удовлетворить.
2. Взыскать со Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области (ИНН 6661004608, ОГРН 1026605256589) за счет казны Свердловской области в пользу Муниципального образования Пышминский городской округ в лице Администрации Пышминского городского округа (ИНН 6649001382, ОГРН 1026601073993) в казну Муниципального образования Пышминский городской округ убытки в размере 672000 (шестьсот семьдесят две тысячи) руб. 00 коп.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
И.В.ПШЕНИЧНИКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)