Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.05.2016 N 13АП-5867/2016 ПО ДЕЛУ N А26-9644/2015

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 мая 2016 г. N 13АП-5867/2016

Дело N А26-9644/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Есиповой О.И., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
- от заявителя: не явились - извещены (уведомление N 16404);
- от заинтересованного лица: не явились - извещены (уведомление N 16403);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (13АП-5867/2016) Государственной жилищной инспекции Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.01.2016 по делу N А26-9644/2015 (судья Подкопаев А.В.), принятое
по заявлению Администрации Суоярвского городского поселения
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
о признании недействительным предписания
установил:

Администрация Суоярвского городского поселения (186870, Республика Карелия, город Суоярви, ул. Шельшакова, д. 6, ОГРН 1051002321094, далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (185000, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Энгельса, 4 ОГРН 1091001011265, далее - ГЖИ Республики Карелия, инспекция) N 784 от 07.09.2015.
Решением суда первой инстанции признаны недействительными пункты 1 - 7 оспариваемого предписания N 784 от 07.09.2015. В остальной части заявленных требований Администрации отказано.
Не согласившись с решением суда, ГЖИ Республики Карелия направила апелляционную жалобу, в которой просила отменить решение суда первой инстанции в части признания недействительными пунктов 1 - 7 предписания, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований Администрации в полном объеме по тем основаниям, что все выявленные нарушения содержания жилых помещений подлежат устранению собственником жилого фонда, то есть Администрацией.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили. От Администрации поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, в период с 12.08.2015 по 07.09.2015 ГЖИ Республики Карелия на основании распоряжения от 05.08.2015 N 675 проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения Администрацией Суоярвского городского поселения обязательных требований, установленных жилищным законодательством РФ, в том числе требований к использованию, сохранности жилищного фонда, использованию и содержанию жилых помещений, формированию фондов капитального ремонта, осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
07.09.2015 главным специалистом ГЖИ проведен осмотр жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах по адресу: г. Суоярви, ул. Гагарина д. 34, д. 22, ул. Советская д. 18, ул. Кайманова д. 17, по результатам которого составлен акт N 675.
В связи с выявленными нарушениями ГЖИ Республики Карелия выдало Администрации предписание N 784 от 07.09.2015, согласно которому Администрации предписано выполнение работ по надлежащему содержанию жилого фонда, а именно,
1) В течение 10 рабочих дней с даты получения предписания по адресу: г. Суоярви, ул. Гагарина, д. 34 кв., N 2 организовать и обеспечить:
- - выполнение работ по ремонту оконных рам в квартире N 2 в маленькой комнате (в том числе, устранению зазоров между стеклами и рамами, восстановлению технической возможности беспрепятственно открывать и закрывать оконные рамы);
2) В течение 10 рабочих дней с даты получения предписания по адресу: г. Суоярви, ул. Гагарина, д. 34, кв. N 11 организовать и обеспечить:
- - обследование жилого помещения на предмет установления причин образования уклона полов в кухне и в комнатах в сторону межкомнатной перегородки, и принятию мер по устранению выявленных нарушений;
3) В течение 10 рабочих дней с даты получения предписания по адресу: г. Суоярви, ул. Гагарина, д. 34, кв. N 12, организовать и обеспечить:
- - обследование жилого помещения на предмет установления причин просадки пола в кухне в районе входа в жилую комнату, перекосов дверных проемов в квартире и принятию мер по устранению выявленных нарушений;
- - выполнение работ по ремонту кухонной плиты (печи), в том числе устранению сквозных трещин в варочной поверхности;
- - выполнение работ по ремонту оконных рам в большой комнате, в том числе, устранению щелей между стеклами и рамами, восстановлению технической возможности беспрепятственно открывать и закрывать оконные рамы;
4) В течение 10 рабочих дней с даты получения предписания по адресу: г. Суоярви, ул. Гагарина, д. 22, кв. N 6 организовать и обеспечить:
- - выполнение работ по восстановлению внутренней оконной рамы в маленькой комнате, восстановлению остекления внутренней оконной рамы в большой комнате;
- - обследование жилого помещения на предмет выявления причин образования следов протечек, трещин на потолке в маленькой комнате и принятию мер по устранению выявленных нарушений;
5) В течение 10 рабочих дней с даты получения предписания по адресу: г. Суоярви, ул. Советская, д. 18, кв. N 4 организовать и обеспечить:
- - обследование полов в квартире на предмет образования зыбкости полов и принятию мер по устранению выявленных нарушений;
- - обследование помещения туалета на предмет образования обильного конденсата на трубопроводах холодного водоснабжения, канализации и принятию мер по устранению выявленных нарушений;
6) В течение 10 рабочих дней с даты получения предписания по адресу: г. Суоярви, ул. Советская, д. 18, кв. N 2, организовать и обеспечить:
- - обследование жилого помещения на предмет установления причин протечек, пятен черного цвета на потолке в кухне и принятию мер по устранению выявленных нарушений;
7) В течение 10 рабочих дней с даты получения предписания по адресу: г. Суоярви, ул. Кайманова, д. 17, кв. 13, организовать и обеспечить:
- - обследование жилого помещения на предмет установления причин отслоения обоев, увлажнения стен, обоев: в большой комнате в районе окна, в маленькой комнате в районе окна и принятию мер по устранению выявленных нарушений;
8) В течение 10 рабочих дней с даты получения предписания, организовать и обеспечить:
- - по адресу: г. Суоярви, ул. Кайманова, д. 17, кв. N 9, оснащение квартиры индивидуальными приборами учета используемой холодной и горячей воды;
- - по адресу: г. Суоярви, ул. Советская, д. 18, кв. N 2, оснащение квартиры индивидуальными приборами учета используемой холодной воды.
Администрация Суоярвского городского поселения, полагая, что ненормативный правовой акт ГЖИ Республики Карелия, принятый по результатам проверки, не соответствует действующему законодательству и нарушает ее права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, дал оценку обстоятельствам дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Согласно статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом (пункт 2 статьи 30 ЖК РФ).
В силу пункта 2 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 4 статьи 30 ЖК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества возложено на собственника.
Как видно из материалов дела, жилые помещения в многоквартирных домах по адресу: г. Суоярви, ул. Гагарина д. 34 (кв. N 2, N 11, N 12), д. 22 (кв. N 6), ул. Советская д. 18 (кв. N 2, N 4), ул. Кайманова д. 17 (кв. N 3, N 9) находятся в муниципальной собственности. Администрация предоставила жилые помещения в пользование гражданам по договору социального найма.
Согласно пункту 1 статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан, в том числе принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Жилищная инспекция не представила доказательств того, что указанные в пунктах 1 - 7 оспариваемого предписания работы (услуги) относятся к капитальному ремонту жилого помещения.
Пунктом 1 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 N 315, установлено, что наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в (государственной, муниципальной) собственности.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 4 указанного Типового договора наниматель обязан производить текущий ремонт занимаемого жилого помещения, к которому относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
Это требование корреспондирует с положением подпункта "е" пункта 10 постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 N 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями", которое также обязывает нанимателя производить текущий ремонт жилого помещения.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила N 170). Согласно приложению N 7 к Правилам, в перечень работ, относящихся к текущему ремонту, входят следующие работы:
- - перекрытия: частичная смена отдельных элементов; заделка швов и трещин; укрепление и окраска;
- - оконные и дверные заполнения: смена и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений;
- - полы: замена, восстановление отдельных участков;
- - печи и очаги: работы по устранению неисправностей;
- - внутренняя отделка: восстановление отделки стен, потолков, полов.
Кроме того, перечень работ по ремонту квартиры, выполняемых за счет средств нанимателей, утвержден приказом Госкомархитектуры при Госстрое от 23.11.1988 N 312, в приложении N 8 ВСН, и к ним относятся: замена оконных, дверных и печных приборов, вставка стекол, замена дверных полотен, отделка помещений с целью благоустройства квартиры, ремонт или смена электропроводки от ввода в квартиру, смена электроприборов и т.п., работы по улучшению отделки квартир, замена и ремонт покрытий полов.
Перечень работ, отнесенных к текущему ремонту, закреплен законодательно и не подлежит расширительному толкованию.
Таким образом, в пунктах 1 - 7 оспариваемого предписания поименованы те виды нарушений порядка содержания муниципальных квартир, свидетельствующие о необходимости их устранения путем проведения текущего ремонта, обязанность по проведению которого возложена на нанимателя.
Относительно пункта 8 оспариваемого предписания, в котором указано на необходимость обеспечения жилых помещений по адресу: г. Суоярви, ул. Кайманова, д. 17 (кв. N 2 и 9), д. 18. (кв. N 2) индивидуальными приборами учета используемой холодной и горячей воды, ГЖИ Республики Карелия, правомерно, в пределах предоставленных полномочий выдала Администрации, как собственнику указанных квартир, предписание об устранении выявленного нарушения. В данной части предписание сторонами не обжалуется.
Суд обоснованно не принял довод ГЖИ Республики Карелия о том, что указанные в предписании виды работ подлежат устранению Администрацией, как не подтвержденный нормами права.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции, дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы ГЖИ Республики Карелия не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28 января 2016 года по делу N А26-9644/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Республики Карелия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
И.Б.ЛОПАТО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)