Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения в собственности или на праве пользования не имеет.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Грибанова А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Змеевой Ю.А.,
судей Выдриной Ю.Г., Владыкиной О.В.,
при секретаре О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 10.02.2016 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Чайковского городского суда Пермского края от 12.11.2015 года, которым постановлено:
"Признать за Г. право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилфонда по договору найма специализированных жилых помещений и поставить на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жильем по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить Г. по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. на территории Чайковского муниципального района Пермского края".
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Владыкиной О.В., судебная коллегия
установила:
Истец Г. обратилась в суд с иском к ответчикам Правительству Пермского края, ТУ Минсоцразвития Пермского края по Чайковскому муниципальному району, Минсоцразвития Пермского края о признании права на обеспечение жилым помещением специализированного жилфонда Пермского края по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежащие обеспечению жилыми помещениями специализированного жилфонда Пермского края, о предоставлении жилого помещения.
В обоснование требований указала, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В 2011 г., до достижения возраста 23 лет поставлена на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением специализированного жилфонда Пермского края по категории из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилфонда Пермского края. Основанием для такой постановки на учет явился факт непригодности для проживания закрепленного за ней жилья. Впоследствии из списка лиц, подлежащих обеспечению жильем она была исключена по причине оформления заключения о непригодности закрепленного за ней жилого помещения после достижения ею 23 лет. В данной связи, в установленном порядке она не обеспечена жильем, чем нарушается ее право.
Ответчики Правительство Пермского края, ТУ Минсоцразвития Пермского края участие в судебном заседании не принимали, в представленном возражении ответчики просили об отказе в удовлетворении иска.
Судом постановлено названное решение, об отмене которого просит ответчик Правительство Пермского края в апелляционной жалобе.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указал, что истец хотя и относится к категории из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но обеспечению жилыми помещениями специализированного жилфонда Пермского края не подлежит, поскольку за ней было закреплено жилое помещение в течение всего периода, когда она могла быть обеспечена жилым помещением при отсутствии такого закрепления. Заключение о непригодности проживания закрепленного за истцом жилого помещения оформлено после достижения истцом 23 лет. При таком положении, она незаконно была включена в список в целях обеспечена специализированным жильем, и впоследствии правомерно исключена из такого списка.
В судебном стороны участие не принимали. Судебная коллегия нашла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены, изменения решения суда.
Часть 2 статьи 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Конституцией РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "ж", "к" части 1 статьи 72).
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Актами федерального законодательства, закрепляющими право указанных лиц на бесплатное получение жилья в пользование, являются Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как указано в пункте 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Статьей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. N 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 г. N 147-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: лицо проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Материалами дела установлено, что 27.09.2011 г. заявитель, обладая статусом лица, оставшегося без попечения родителей, до достижении 23 лет, обращалась в компетентный орган (администрацию Ваньковского сельского поселения Чайковского муниципального района Пермского края) в целях реализации жилищного права (л.д. 53). 25.10.2011 г. она поставлена на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением. Этой же датой оформлен акт о непригодности для проживания закрепленного за ней жилья, собственником которого является ее мать, лишенная в ее отношении родительских прав. 17.04.2013 г. за истцом в установленном законом порядке признано право на обеспечение жилым помещением специализированного жилфонда Пермского края по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (л.д. 21, 23). Решением комиссии от 28.11.2013 г. истец была снята с учета на обеспечение жилым помещением специализированного жилфонда Пермского края по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (л.д. 24).
Признавая незаконным решение об исключении истца из списка на обеспечение жилым помещением специализированного жилфонда Пермского края по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и возлагая на ответчика обязанность по обеспечению истца жильем по заявленному основанию, суд первой инстанции исходил из следующего. Обстоятельство оформления заключения о непригодности закрепленного за истцом жилого помещения (дом по адресу: <...>) после достижения истцом возраста 23 лет не свидетельствует об обеспеченности истцом жилым помещением до указанного возраста и отсутствии основания для обеспечения ее жильем по категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. Как указано выше, на момент принятия решения о нуждаемости истца в обеспечении жильем, факт непригодности для проживания закрепленного жилого помещения был зафиксирован соответствующим актом, на основании которого впоследствии вынесено заключение о непригодности жилья для проживания в нем. Юридически значимые действия, связанные с реализацией истцом жилищного права, совершены до достижения ею возраста 23 лет.
Таким образом, при фактической не обеспеченности жилым помещением по причине непригодности закрепленного жилья, истцу было необоснованно отказано в реализации жилищного права по оспариваемому ответчиками основанию. Посредством своевременного обращения в компетентный орган, истец реализовала гарантированное законом право на предоставление жилья. В связи с изложенным, учитывая место жительства истца на территории Чайковского муниципального района, суд пришел в обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска. Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования суда первой инстанции, не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.
Руководствуясь ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Чайковского городского суда Пермского края от 12.11.2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края по г. Перми - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 10.02.2016 ПО ДЕЛУ N 33-1353/2016
Требование: О признании права на обеспечение благоустроенным жилым помещением, о возложении обязанности его предоставить.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения в собственности или на праве пользования не имеет.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 февраля 2016 г. по делу N 33-1353/2016
Судья Грибанова А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Змеевой Ю.А.,
судей Выдриной Ю.Г., Владыкиной О.В.,
при секретаре О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 10.02.2016 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Чайковского городского суда Пермского края от 12.11.2015 года, которым постановлено:
"Признать за Г. право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилфонда по договору найма специализированных жилых помещений и поставить на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жильем по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить Г. по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. на территории Чайковского муниципального района Пермского края".
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Владыкиной О.В., судебная коллегия
установила:
Истец Г. обратилась в суд с иском к ответчикам Правительству Пермского края, ТУ Минсоцразвития Пермского края по Чайковскому муниципальному району, Минсоцразвития Пермского края о признании права на обеспечение жилым помещением специализированного жилфонда Пермского края по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежащие обеспечению жилыми помещениями специализированного жилфонда Пермского края, о предоставлении жилого помещения.
В обоснование требований указала, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В 2011 г., до достижения возраста 23 лет поставлена на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением специализированного жилфонда Пермского края по категории из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилфонда Пермского края. Основанием для такой постановки на учет явился факт непригодности для проживания закрепленного за ней жилья. Впоследствии из списка лиц, подлежащих обеспечению жильем она была исключена по причине оформления заключения о непригодности закрепленного за ней жилого помещения после достижения ею 23 лет. В данной связи, в установленном порядке она не обеспечена жильем, чем нарушается ее право.
Ответчики Правительство Пермского края, ТУ Минсоцразвития Пермского края участие в судебном заседании не принимали, в представленном возражении ответчики просили об отказе в удовлетворении иска.
Судом постановлено названное решение, об отмене которого просит ответчик Правительство Пермского края в апелляционной жалобе.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указал, что истец хотя и относится к категории из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но обеспечению жилыми помещениями специализированного жилфонда Пермского края не подлежит, поскольку за ней было закреплено жилое помещение в течение всего периода, когда она могла быть обеспечена жилым помещением при отсутствии такого закрепления. Заключение о непригодности проживания закрепленного за истцом жилого помещения оформлено после достижения истцом 23 лет. При таком положении, она незаконно была включена в список в целях обеспечена специализированным жильем, и впоследствии правомерно исключена из такого списка.
В судебном стороны участие не принимали. Судебная коллегия нашла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены, изменения решения суда.
Часть 2 статьи 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Конституцией РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "ж", "к" части 1 статьи 72).
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Актами федерального законодательства, закрепляющими право указанных лиц на бесплатное получение жилья в пользование, являются Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как указано в пункте 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Статьей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. N 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 г. N 147-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: лицо проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Материалами дела установлено, что 27.09.2011 г. заявитель, обладая статусом лица, оставшегося без попечения родителей, до достижении 23 лет, обращалась в компетентный орган (администрацию Ваньковского сельского поселения Чайковского муниципального района Пермского края) в целях реализации жилищного права (л.д. 53). 25.10.2011 г. она поставлена на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением. Этой же датой оформлен акт о непригодности для проживания закрепленного за ней жилья, собственником которого является ее мать, лишенная в ее отношении родительских прав. 17.04.2013 г. за истцом в установленном законом порядке признано право на обеспечение жилым помещением специализированного жилфонда Пермского края по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (л.д. 21, 23). Решением комиссии от 28.11.2013 г. истец была снята с учета на обеспечение жилым помещением специализированного жилфонда Пермского края по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (л.д. 24).
Признавая незаконным решение об исключении истца из списка на обеспечение жилым помещением специализированного жилфонда Пермского края по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и возлагая на ответчика обязанность по обеспечению истца жильем по заявленному основанию, суд первой инстанции исходил из следующего. Обстоятельство оформления заключения о непригодности закрепленного за истцом жилого помещения (дом по адресу: <...>) после достижения истцом возраста 23 лет не свидетельствует об обеспеченности истцом жилым помещением до указанного возраста и отсутствии основания для обеспечения ее жильем по категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. Как указано выше, на момент принятия решения о нуждаемости истца в обеспечении жильем, факт непригодности для проживания закрепленного жилого помещения был зафиксирован соответствующим актом, на основании которого впоследствии вынесено заключение о непригодности жилья для проживания в нем. Юридически значимые действия, связанные с реализацией истцом жилищного права, совершены до достижения ею возраста 23 лет.
Таким образом, при фактической не обеспеченности жилым помещением по причине непригодности закрепленного жилья, истцу было необоснованно отказано в реализации жилищного права по оспариваемому ответчиками основанию. Посредством своевременного обращения в компетентный орган, истец реализовала гарантированное законом право на предоставление жилья. В связи с изложенным, учитывая место жительства истца на территории Чайковского муниципального района, суд пришел в обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска. Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования суда первой инстанции, не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.
Руководствуясь ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Чайковского городского суда Пермского края от 12.11.2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края по г. Перми - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)