Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.10.2017 ПО ДЕЛУ N 33-8096/2017

Требование: О предоставлении благоустроенного жилого помещения.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица, поставленная на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, жилым помещением не обеспечена.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 октября 2017 г. по делу N 33-8096


Строка N 024г

судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Авдеевой С.Н.
судей Батищевой Л.В., Трофимовой М.В.
при секретаре Б., -
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Трофимовой М.В.
гражданское дело по исковому заявлению И. к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о возложении обязанности принять решение о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма как лицу из числа детей-сирот; о возложении обязанности заключить договор найма специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма как лицу из числа детей-сирот на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области
по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области
на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 13 июля 2017 года

установила:

И. обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, в котором просила обязать департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма как лицу из числа детей-сирот, обязать департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить договор найма специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма как лицу из числа детей-сирот на основании решения департамента социальной защиты Воронежской области, ссылаясь на то, что приказом Департамента социальной защиты Воронежской области N 1706/ОД от 10.06.2014 года она поставлена на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области, однако жилым помещением до настоящего времени не обеспечена (л.д. 3-5).
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 13 июля 2017 года исковые требования И. удовлетворены (л.д. 76, 77-80).
В апелляционной жалобе Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права, полагая, что истец должен быть обеспечен жилым помещением по договору специализированного жилого фонда специализированного жилищного фонда в порядке очередности, отмечая, что в настоящий момент свободных жилых помещений, отвечающих требованиям законодательства для предоставления указанной категории лиц, в собственности Воронежской области не имеется (л.д. 88-91).
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в установленном законом порядке, в связи с чем, судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему:
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Как следует из приказа департамента социальной защиты Воронежской области N 1706/ОД от 10.06.2014 года И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области на основании договора найма специализированного жилого помещения с 27.05.2014 года, по категории: лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет.
Судом первой инстанции установлено, что до настоящего времени жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда истцу не было предоставлено.
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Удовлетворяя заявленные И. требования, суд первой инстанции, установив юридически значимые по делу обстоятельства, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Воронежской области от 20.11.2007 года N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области", регулирующими спорные правоотношения, исходил из того, что И. состоит с 27.05.2014 года на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области на основании договора найма специализированного жилого помещения по категории: лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, и до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
Судебная коллегия считает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку, и постановил решение, основанное на верной оценке совокупности представленных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующих возникшие спорные правоотношения.
По правилам статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с ч. 9 ст. 8 указанного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Законом Воронежской области от 20.11.2007 года N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области" регулируются правоотношения по принятию на учет, ведению учета, формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, и предоставлению им жилых помещений специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Пунктом 4 ст. 21.1. Закона Воронежской области от 20.11.2007 года за N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области" определено, что порядок предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и заключения договоров найма специализированного жилого помещения устанавливается исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным правительством Воронежской области.
Приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области от 10.04.2013 года N 1476/ОД утвержден Порядок принятия на учет, формирования списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших 23 лет.
Положения Порядка принятия на учет, формирования списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного приказом ДТиСР Воронежской области от 10.04.2013 года N 1476/ОД, устанавливают порядок принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, подачу заявления с необходимыми документами и включение в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 14 лет, формирование и утверждение Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, в хронологической последовательности, исходя из даты подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п. По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Проанализировав федеральное и региональное законодательство, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что возникновение обязанности уполномоченных органов по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений гражданам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не связано с наступлением очередности по списку принятых на учет лиц.
Объективная нуждаемость И. в жилом помещении в связи с отсутствием у нее жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма подтверждается материалами дела, и сведений, опровергающих это обстоятельство, в апелляционной жалобе не приводится.
Содержащийся в апелляционной жалобе департамента имущественных и земельных отношений довод о том, что согласно п. 6 ст. 97.10 Закона Воронежской области от 14.11.2008 года N 103-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области" гражданам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставляется ежемесячная денежная компенсация на наем (поднаем) жилых помещений до фактического обеспечения их жилыми помещениями, не опровергает правильность выводов суда первой инстанции, поскольку наличие права на выплату ежемесячной денежной компенсации за поднаем жилого помещения, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, не исключает и не может исключать право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гарантированное федеральным законодательством.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в связи с внесением изменений в статью 57 ЖК Российской Федерации дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, утратили право на внеочередное получение жилого помещения, сроки предоставления им таких помещений законом не определены, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства.
Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие в собственности Воронежской области свободных жилых помещений, отвечающих требованиям законодательства для предоставления указанной категории, не опровергает правильность выводов суда первой инстанции.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения суда первой инстанции и не опровергают выводов, изложенных в нем, поскольку основаны на ошибочном применении и толковании норм материального права и противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Воронежа от 13 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)