Судебные решения, арбитраж
Инвестирование в строительство; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "13" июля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "20" июля 2016 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.И. Тетюка
Судей: Е.В. Бодровой, Н.И. Левченко
при ведении протокола судебного заседания А.Н. Калюжным
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО Фирмы "СКФ-XXI"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27 апреля 2016 года,
принятое судьей О.П. Буниной (шифр судьи 60-1269) по делу N А40-152341/15
по иску Управления делами Президента Российской Федерации
к ООО Фирме "СКФ-XXI"
третьи лица: Правительство Москвы; ООО "Селтис-Стройинвест"; ЗАО "Волынское"; Департамент городского имущества города Москвы
о взыскании 22.000.000 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца: Хрянин А.Б. - дов. от 14.09.2015 г.
от ответчика: Васичкин Ю.А. дов. от 21.09.2015 г.
от третьих лиц:
от Правительства Москвы: Солодов Е.В. - дов. от 31.08.2015
от ООО "Селтис-Стройинвест": неявка, извещено
от ЗАО "Волынское": неявка, извещено
от Департамента городского имущества города Москвы: Солодов Е.В. - дов. от 05.04.2016
установил:
Управление делами Президента Российской Федерации обратилось в суд с иском, с привлечением к участию в деле третьих лиц без самостоятельных требований на предмет спора - Правительство Москвы; ООО "Селтис-Стройинвест"; ЗАО "Волынское"; Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы к Обществу с ограниченной ответственностью "СКФ-XXI" о взыскании 22.000.000 руб. - задолженности по уплате денежного эквивалента доли города исходя из строящейся площади объекта и общей суммы платежей инвесторов в бюджет города, в соответствии со ст. ст. 307, 309, 420 ГК РФ.
Протокольным определением суда от 14.01.2016 г. произведена замена третьего лица - Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы по делу N А40-152341/15-60-1269 на Департамент городского имущества города Москвы.
Исковые требования, мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязательств в части перечисления платежей в бюджет Москвы, принятых ответчиком наряду с другими инвесторами в соответствии с п. 1 Протокола от 26.12.2003 г. N 1 к договору.
Решением суда от 27.04.2016 г. взысканы с Общества с ограниченной ответственностью Фирмы "СКФ-XXI":
- - в доход бюджета города Москвы 22.000.000 рублей задолженности;
- - в доход федерального бюджета 133.000 рублей госпошлины.
ООО Фирма "СКФ-XXI", не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой считает его незаконным, необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права.
В своей жалобе заявитель указывает на неправомерность взыскания с ответчика спорной суммы в бюджет города Москвы.
Также заявитель жалобы указывает на то, что все обязательства по оплате "доли города" ответчиком исполнены надлежащему лицу ЗАО "Волынское".
Кроме того, заявитель жалобы указывает на то, что Управление делами Президента Российской Федерации не является надлежащим истцом по настоящему иску.
По доводам, приведенным в жалобе, заявитель просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.
В судебном заседании апелляционного суда заявитель доводы жалобы поддерживает в полном объеме.
Истец, третьи лица Правительство Москвы, Департамент городского имущества города Москвы с доводами жалобы не согласны, решение суда считают законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьи лица ООО "Селтис-Стройинвест", ЗАО "Волынское" в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания, дело на основании ст. 156 АПК РФ рассмотрено в их отсутствие.
Дело рассмотрено Девятым арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Оснований для отмены либо изменения решения суда не установлено.
Как следует из материалов дела, 26.07.2000 г. между Медицинским центром Управления делами Президента РФ (заказчик), ООО "СКФ-XXI" (инвестор-1) (подрядчик), ЗАО "Селтис-Стройинвест" (инвестор-2) (подрядчик), заключен договор N 3 на инвестирование строительства жилого дома по адресу: Москва, ул. Староволынская, вл. 12, предметом которого, является совместное участие сторон в реализации инвестиционного проекта по реконструкции, проектированию и строительство жилого дома на основе недостроенного корпуса по строительному адресу: Москва, ул. старо-Волынская, владение 12, на предоставленном Медицинскому центру Управления делами Президента РФ земельном участке, а также ввод в эксплуатацию объекта и последующее оформление сторонами имущественных прав на созданный в процессе реализации договора объект (п. 1.1.). работы по объекту включают в себя проектные, подготовительные работы реконструкцию, строительство жилого дома и внутриплощадочных сетей, выполняемых инвестором-1 (подрядчиком) и инвестором-2 (подрядчиком) своими силами и силами привлеченных ими подрядчиков (п. 1.2). Инвестор-2 по согласованию с заказчиком выполняет необходимые предпроектные, проектные и подготовительные работы, связанные со строительном новых корпусов на строительном участке ул. Староволынская, вл. 12. Расходы по этим работам, подтвержденным и принятым заказчиком, заказчик возмещает в течение 2-х месяцев, с момента открытия финансирования по новому строительству (п. 1.3). Примерные характеристики объекта: общая площадь объекта: 20 000 кв. м, общая жилая площадь объекта: 16 700 кв. м, полезная нежилая площадь 1 880 кв. м машиномест: 70 (п. 1.5).
Согласно п. 2.1. договора долевое участие (инвестиционный взнос) инвестора в реализации инвестиционного проекта составляет 100% от общей стоимости всего инвестиционного проекта. Стоимость работ и затрат по реконструкции и строительству объекта ориентировочно составляет 360.000.000 руб. в том числе НДС. Стоимость работ уточняется после выхода проектно-сметной документации и сметно-финансового расчета. В указанную стоимость входит чистовая отделка квартир, установка оконченных устройств сантехники, электрики, электроплит, внутренних дверей в квартирах, передаваемых заказчику (п. 2.1.). В стоимость объекта не включены: строительство инженерных сетей, проходящие вне территории строительной площадки. Стоимость строительства инженерных сетей, проходящих вне территории строительной площадки и порядок их оплаты. Определяются после согласования вопроса с компетентными органами г. Москвы (п. 2.1.).
Инвестирование реконструкции и строительства объекта осуществляется инвесторами в следующих долях от общей стоимости всего инвестиционного проекта: в части жилых площадей: заказчик - 0%, инвестор-1 - 65,5%; инвестор-2 - 34,5%; в части нежилых площадей: заказчик - 0%; инвестор-1 - 51,4%; инвестор-2 48,6% (п. 2.2). Общая площадью жилых и нежилых помещений, созданных в процессе строительства объекта, распределяется в следующих соотношениях: общая жилая площадь (принимая 16 700 кв. м за 100%): заказчику 28,5%, что соответствует 4.759,5 кв. м; Инвестору - 1 46,8%, что соответствует 7 818,9 кв. м; инвестору-2 - 24,7%, что соответствует 4 121,6 кв. м.
Порядок внесения инвестиций, расчетов и зачета инвестиций предусмотрено положениями п. 5 договора.
Согласно п. 5.1. договора предусмотрено, что строительство объекта будет осуществляться за счет вкладов сторон договора, а именно: заказчик вносит вклад: - передачей прав на строительство объекта (включая земельной участок); - передачей не завершенного строительством объекта, в соответствии с актом приема-передачи от 10.01.2000 г.
Инвесторы вносят вклад преимущественно путем зачета стоимости выполненных работ, внесением денежных средств, передачей ценных бумаг, стоимости поставленных материалов и оборудования в сумме инвестиций, иными способами, разрешенным действующим законодательством. Инвестирование осуществляются в долях, указанных в п. 2.2. настоящего договора (п. 5.1.). С момента зачета стоимости фактически выполненных работ, стоимости поставленных материалов и оборудования в сумму инвестиций, стороны не имеют право на получение денежных сумм в качестве оплаты стоимости работ, материалов оборудования, отраженных в конкретном зачете (п. 5.2.).
В приложении N 3 к договору N 3 от 26.07.2000 г. сторонами согласован протокол распределения жилой площади.
26.12.2003 г. между Государственным учреждением Медицинский центр Управление делами Президента РФ, ООО Фирма "СКФ-XXI", ЗАО "Селтис-Стройинвест", ООО "Золотой ветер XX", ЗАО СУ-11 "Липецкстрой", ЗАО "Волынское" был подписан протокол N 1, для решения вопросов по договору N 3 от 26.07.2000 г. (корпуса 1, 4), инвестиционного договора N 5 от 01.08.2000 г. (корпуса 2, 4, 5), Инвестиционного договора N 6 от 03.08.2000 г. (корпуса 2,3), инвестиционного договора N 7 от 03.08.2000 г. (корпус 2), в соответствии с которым инвесторы на основании заключенных с медицинским центром вышеуказанных инвестиционных договоров инвестируют строительство комплекса жилых домовое и реконструкцию под жилье детского медицинского корпуса на земельном участке по адресу: ул. Староволынская, владение 12. Инвесторы приняли на себя обязательство уплатить установленный Распоряжением Правительства Москвы от 13.02.2003 г. N 217-РП денежные эквивалент доли города (за социальную и инженерную инфраструктуру), пропорционально площадям (в том числе за площади, получаемые Медицинским центром), строительство которых инвестируется каждым инвестором в соответствии с заключенным инвестиционным договором. Распределение площадей объекта, инвестирование строительства которых производит каждый инвестор, по корпусам, определяется протоколами распределения площадей, подписываемыми к каждому договору. Каждая, перечисленная инвесторами часть денежного эквивалента доли города, принимается Медицинским центром как инвестиционный взнос инвестора. Инвесторы имеют право самостоятельно производить расчеты с подрядчиками и иными исполнителями работ на объекте в части объектами инвестирование строительства которой они осуществляют (п. 1. Протокола).
Согласно п. 2 протокола, в связи с тем, что инвесторы приняли на себя обязательство уплатить денежный эквивалент доли города. Медицинский центр предоставляет инвесторам строительную площадку, очищенную от строительного и бытового мусора, железобетонных и металлических конструкций, с засыпанным старым котлованом, обеспечивает общую площадь застройки временными сетями и коммуникациями, подготавливает и утверждает эколого-градостроительное обоснование с изменением схем градостроительного зонирования и исключением земельного участка из территории ООПТ "Природный заказник "Долина р. Сетунь" в установленном порядке (с компенсацией территории), и выпуск соответствующего распорядительного документа правительства Москвы.
В соответствии с п. 4 протокола, на основании договора на выполнение функций заказчика ЗАО "Волынское" осуществляет сбор инвестиционных взносов, поступающих от инвесторов, как в денежной, так и в иной форме, направляет их на целевое финансирование инвестиционного проекта по строительству объекта, с предоставлением инвесторам ежемесячного отчета о проделанной работе, подписывает акты о внесении инвестиций, организует охрану объекта. Инвестиционным взносом инвесторов являются все денежные средства, работы, услуги, Материалы и оборудование, передаваемые инвестором ЗАО "Волынское", а также платежи по счетам подрядчиков и субподрядчиков, проектировщиков, поставщиков, а также иных участников работ, согласований на объекте заключивших договор с ЗАО "Волынское".
05.04.2004 г. к договору N 3 был подписан протокол N 2 сторонами: Государственное учреждение Медицинский центр Управления делами Президента РФ (заказчик), ООО "СКФ-XXI" (инвестор-1, подрядчик), ЗАО "Селтис-Стройинвест" (инвестор-2, подрядчик), в соответствии с которым, стороны пришли к соглашению, заключение экспертной комиссии государственно-экологической экспертизы на материалы эколого-градостроительного обоснования жилой застройки по адресу: ул. Староволынская, владение 12 (объект), утвержденное приказом ГУПР МПР России по г. Москве N 1504-Э от 26.12.2003 г., предусмотрело увеличение общей площади строящегося объекта до 101 220 кв. м. Новые технико-экономические показатели объекта указаны в эколого-градостроительном обосновании, утверждены приказом N 1304-7 от 26.12.2003 г. ГУПР МПР России по г. Москве и подтверждены письмом Москомархитектуры от 01.04.2004 г. N 001-100-492/3-(2). Стороны пришли к соглашению, что при этом увеличении общей площади объекта инвестор-1 (подрядчик) и инвестор-2 (подрядчик) инвестируют строительство 26 345 кв. м общей площади объекта, из них площадь квартир 19 145 кв. м, площадь офисов 2 300 кв. м, площадь гаражей в подземной автостоянке 4 900 кв. м.
В случае увеличения жилых площадей объекта, вызванного увеличением этажности в двадцатиэтажной секции корпуса 4 с двадцатого этажа до двадцать третьего этажа, независимо от высотной отметки, инвестирование строительства данного увеличения площадей и уплата денежного эквивалента доли города производится "инвестором-1" и "Инвестором-2", и вся полученная таким образом дополнительная площадь будет распределена между "инвестором-1", инвестором-2" и "заказчиком" в соотношении определенном договором N 3 от 26.07.2000 г.
После получения утвержденных поэтажных планов по корпусу 4 стороны пересматривают протокол распределения жилых помещений к договору N 3 от 26 июля 2000 г.
Размер денежного эквивалента, подлежащего оплате инвесторами в бюджет г. Москвы за осуществление городских жилищных программ, за участие в осуществлении инвестиционного проекта по строительству жилого комплекса по строительному адресу: Москва, ул. Староволынская, вл. 12, корпуса N 1, 2, 3, 4, 4а, 5, по договору N 3 от 26.07.2000 г., определен 24.742.813 руб. 54 коп., подписано, в том числе, ООО фирма "СКФ-XXI" (т. 1 л.д. 28).
Стоимость строительства Объекта согласно положениям п. 2.1, п. 5.3 Договора ориентировочная и уточняется на основании проектно-сметной документации и фактических затрат, подтвержденных актами КС-2, КС-3.
Распоряжением Правительства Москвы N 677-РП от 17.04.2009 г. установлены сроки окончания строительства жилого комплекса - 28 февраля 2010.
Корпус N 1 введен в эксплуатацию, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 30.04.2010 г. N RU77176000-002798 (регистрационный N 45323000-08-81949 от 06.08.2010 г.), выданным Комитетом государственного строительного надзора города Москвы.
Корпус N 4 (секция 1) с подземной автостоянкой и пристроенный к нему офисный блок на настоящий момент, несмотря на оформленное разрешение на ввод в эксплуатацию от 05.02.2014 N RU77176000-005508, выданное Комитетом государственного строительного надзора города Москвы не окончены строительством и фактически строительство приостановлено по причине отсутствия финансирования.
В обоснование своих требований, истец указывал на то, что в соответствии с подписанным Ответчиком дополнительным соглашением N 2 от 02.06.2003 к Договору со ссылкой на распоряжение Правительство Москвы от 13.02.2003 N 217-РП, Ответчик принял на себя обязательство не позднее 10.06.2005 уплатить денежный эквивалент доли города в размере 54 139 608 руб., исходя из строящейся площади объекта в 80 000 кв. м, и общей суммы платежей инвесторов в бюджет города в размере 331 200 000 руб.
Также протоколом N 2 от 05.04.2004 к Договору, подписанным Ответчиком, установлена новая общая площадь строящегося объекта, увеличенная до 101 220 кв. м, и определено, что Ответчик совместно с ООО "Селтис-Стройинвест" уплачивают соответствующий денежный эквивалент доли города в бюджет Москвы.
Впоследствии согласно подписанному ответчиком расчету средств, подлежащих уплате в бюджет города Москвы, Ответчик подтвердил, что по состоянию на 01.09.2010 в соответствии с Договором размер отчислений, подлежащих уплате ответчиком в бюджет Москвы составляет 65 862 813,54 руб., из них Ответчиком перечислено 41 120 000 руб. (платежное поручение N 1 от 10.09.2003 - 30 000 000 руб.; платежное поручение N 37 от 14.09.2004 - 11 120 000 руб.), а задолженность по отчислениям в бюджет Москвы была признана Ответчиком на указанную дату в размере 24 742 813,54 рублей.
В дальнейшем Ответчиком были произведены следующие платежи в бюджет Москвы: 05.10.2011 по платежному поручению N 287 в размере 2 000 000 руб.; 12.10.2011 по платежному поручению N 311 в размере 742 813,54 руб., всего ответчиком оплачено в бюджет города Москвы 43 862 813,54 руб. из 65 862 813,54 руб., подлежащих оплате.
Согласно расчету истца, задолженность ответчика на момент рассмотрения настоящего спора в суде составляет 22 000 000 рублей.
Перечисление денежных средств в бюджет города Москвы является обязательством Ответчика, принятым им в соответствии с Договором, дополнительным соглашением N 2 от 02.06.2003 к Договору, Протоколами от 26.12.2003 и от 05.04.2004 к Договору.
При этом истец отмечал, что согласно условиям Договора указанное обязательство Ответчика выполняется им в счет экономического интереса Ответчика в получении результата реализации инвестиционного проекта, и не обусловлено компенсацией Ответчику со стороны Управления делами в виде денежных средств или площадей объекта.
В связи с требованиями Управления делами по уплате задолженности Ответчик в своих письмах устанавливал новые сроки перечисления средств в размере 22 000 000 рублей в бюджет города (письмом от 27.02.2012 N 25 - в апреле 2012 г. и письмом от 24.08.2012 N 107 - в октябре 2012 г.), однако свои обязательства не выполнил.
Неперечисление со стороны Ответчика в полном объеме денежных средств в пользу города в размере 22 000 000 руб. не позволяет Управлению делами Президента РФ оформить с Правительством Москвы акты о результатах реализации инвестиционного проекта, и соответственно, осуществить государственную регистрацию права собственности РФ на причитающееся Управделами Президента недвижимое имущество.
В обоснование возражений против удовлетворения заявленных требований, ответчик ссылался на отсутствие у него обязанности по оплате доли городу, в связи с погашением ООО Фирма "СКФ-XXI" указанной задолженности в размере 22.000.000 руб. платежными поручениями N 140 от 26.04.2010 г. и N 296 от 24.09.2010 г.
Ответчик указывал на то, что ООО Фирма "СКФ-XXI" перечислило в адрес Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы денежные средства в размере 43 862 813, 54 рубля в счет денежного эквивалента доли города в соответствии с Дополнительным соглашением от 19 марта 2003 г., в том числе: по платежному поручению N 1 от 10.09.2003 г. сумму 30 000 000 рублей; по платежному поручению N 37 от 14.09.2004 г. сумму 11 120 000 рублей; по платежному поручению N 287 от 05.10.2011 г. сумму 2 000 000 рублей; по платежному поручению N 311 от 12.10.2011 г. сумму 742 813, 54 рубля.
Кроме того, ООО Фирма "СКФ-XXI" на расчетный счет заказчика ЗАО "Волынское" в 2010 году перечислило следующие денежные средства в размере 22.000.000 руб.: платежным поручением N 140 от 26.04.2010 г. - 16.000.000 руб. с назначением платежа: "Оплата инвестиционного взноса по договору N 3 от 26.07.2000 г. для оплаты Департаменту финансов города Москвы (деп. Жил.Пол. и жил. Фонда) НДС не облагается"; платежным поручением N 296 от 24.09.2010 г. - 6.000.000 руб. с назначением платежа: "Оплата инвестиционного взноса по договору N 3 от 26.07.2000 г. по объекту Староволынская вл. 12 для погашения платежей городу, без налога (НДС)".
Таким образом, как указывал ответчик, общая сумма оплат ООО Фирма "СКФ-XXI" за долю г. Москвы составила 65.862.813 руб. 54 коп. (43 862 813, 54 + 22.000.000 = 65.862.813 руб. 54 коп.).
Указанные платежные поручения ООО Фирма "СКФ-XXI" направило в адрес Управления делами Президента РФ письмом N 43-43-13 от 05.08.2013 г., с указанием на то, что обязательства ООО Фирма "СКФ-XXI" по оплате денежных средств за Управление делами Президента РФ в бюджет г. Москвы по договору N 3 от 26.07.2000 г. считаются выполненными.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, при этом, односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно ч. 1 ст. 314 ГК РФ в случае, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
Как правильно установлено судом первой инстанции, в рамках дела N А40-176565/14 по иску ООО Фирма "СКФ-XXI" к Управлению делами Президента Российской Федерации, Департаменту жилищной политики и жилищного фонда; третьи лица: Правительство Москвы, ООО "Селтис Стройинвест", ЗАО "Волынское" были рассмотрены требования о взыскании солидарно 81 375 948 руб. 54 коп., основанные на неправомерном удержании ответчиками денежных средств, перечисленных в соответствии с дополнительным соглашением от 19 марта 2003 года после его расторжения, с принятием решения суда от 10.02.2015 г. об отказе в удовлетворении исковых требований.
При рассмотрении указанного дела N А40-176565/14 установлены следующие обстоятельства:
Согласно пункту 7 распоряжения от 13 февраля 2003 года N 217-П Правительства Москвы перечисление доли города в бюджет Москвы осуществляется инвестором (Медицинский центр) и соинвесторами (включая истца) согласно заключенному между ними договору. В договоре, дополнительных соглашениях и протоколах к договору не предусмотрено, что истец осуществляет платежи в бюджет Москвы вместо Медицинского центра Управления делами Президента Российской Федерации, а также не установлено обязательство Медицинского центра по перечислению таких платежей в бюджет Москвы, либо по их компенсации истцу, в том числе путем перераспределения площадей объекта. Таким образом, перечисление денежных средств в бюджет Москвы является обязательством истца, принятым им в соответствии с договором, дополнительным соглашением от 02 июня 2003 года к договору, протоколами от 26 декабря 2003 года и от 05 апреля 2004 года к договору. Это обязательство принято на себя истцом в дополнение к обязательствам, возникшим в момент заключения договора. Согласно условиям договора указанное обязательство истца выполняется в счет экономического интереса истца в получении результата реализации инвестиционного проекта, что не обусловлено компенсацией истцу со стороны Медицинского центра в виде денежных средств или площадей объекта.
Анализируя произведенные платежные поручения на общую сумму 22.000.000 руб.: п/п от 24.09.2010 N 296 на 6000000 руб., назначение платежа "Оплата инвестиционного взноса по договору N 3 от 26.07.2000 г. по объекту Староволынская вл. 12"; п/п от 26.04.2010 N 140 на 16000000 руб., назначение платежа "Оплата инвестиционного взноса по дог. N 3 от 26.07.2000 г., суд первой инстанции правомерно отклонил как необоснованные возражения ответчика относительно исполнения им обязательств по оплате суммы задолженности в размере 22 000 000 рублей путем перечисления данной суммы ЗАО "Волынское". Получатель платежа за долю города, определен представленными в материалы соглашениями между ответчиком и истцом, которым ЗАО "Волынское" им не является.
Ответчиком не представлено доказательств поручения или возложения на ЗАО "Волынское" обязательств по перечислению денежного эквивалента доли города в городской бюджет за ответчика.
Как правильно указал суд в решении, все предстоящие и последующие платежи в 2011 году были перечислены непосредственно в бюджет самим ответчиком, таким образом, ему был известен порядок оплаты своей доли.
Оплата "доли города" является обязательством ответчика, на основании дополнительного соглашения от 19.03.2003 к договору N 3 от 26.07.2000. По данному обязательству ответчик перечисляет Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, денежный эквивалент "доли города" за полученные УДП РФ в рамках инвестиционного договора с городом площади.
Как правильно указал суд в решении, ответчик ошибочно включает в размер денежного эквивалента "доли города" перечисленные им денежные средства на счет истца в сумме 22 млн. руб. Данная сумма учтена истцом как денежный инвестиционный взнос в компенсацию затрат истца.
Как следует из писем ООО Фирма "СКФ-XXI" N 25 от 27.02.2012 и N 107 от 24.08.2012, ответчик соглашался с направлением указанной денежной сумму в счет оплаты СМР, а также подтверждал свое обязательств по дополнительному внесению суммы в размере 22 млн. руб. в счет "доли города".
Поскольку доказательств оплаты суммы долга в счет оплаты доли города ответчиком в материалы дела не представлено, а доводы ответчика об исполнении им обязательств в полном объеме отклонены, как противоречащие фактическим обстоятельствам дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований о взыскании суммы основного долга.
Довод ответчика о том, что Управление делами Президента РФ не является надлежащим истцом по иску, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку в данном случае отношения возникли на основании дополнительного соглашения от 19.03.2003 к договору N 3 от 26.07.2000 г.
С учетом изложенного, как правильно указал суд в решении, оснований к отказу в удовлетворении исковых требований по заявленным предмету и основаниям не имеется.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что доводы жалобы ООО Фирмы "СКФ-XXI" не могут являться основанием для отмены либо изменения законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27 апреля 2016 года по делу N А40-152341/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО Фирмы "СКФ-XXI" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий
В.И.ТЕТЮК
Судьи
Е.В.БОДРОВА
Н.И.ЛЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.07.2016 N 09АП-30488/2016-ГК ПО ДЕЛУ N А40-152341/15
Разделы:Инвестирование в строительство; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2016 г. N 09АП-30488/2016-ГК
Дело N А40-152341/15
Резолютивная часть постановления объявлена "13" июля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "20" июля 2016 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.И. Тетюка
Судей: Е.В. Бодровой, Н.И. Левченко
при ведении протокола судебного заседания А.Н. Калюжным
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО Фирмы "СКФ-XXI"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27 апреля 2016 года,
принятое судьей О.П. Буниной (шифр судьи 60-1269) по делу N А40-152341/15
по иску Управления делами Президента Российской Федерации
к ООО Фирме "СКФ-XXI"
третьи лица: Правительство Москвы; ООО "Селтис-Стройинвест"; ЗАО "Волынское"; Департамент городского имущества города Москвы
о взыскании 22.000.000 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца: Хрянин А.Б. - дов. от 14.09.2015 г.
от ответчика: Васичкин Ю.А. дов. от 21.09.2015 г.
от третьих лиц:
от Правительства Москвы: Солодов Е.В. - дов. от 31.08.2015
от ООО "Селтис-Стройинвест": неявка, извещено
от ЗАО "Волынское": неявка, извещено
от Департамента городского имущества города Москвы: Солодов Е.В. - дов. от 05.04.2016
установил:
Управление делами Президента Российской Федерации обратилось в суд с иском, с привлечением к участию в деле третьих лиц без самостоятельных требований на предмет спора - Правительство Москвы; ООО "Селтис-Стройинвест"; ЗАО "Волынское"; Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы к Обществу с ограниченной ответственностью "СКФ-XXI" о взыскании 22.000.000 руб. - задолженности по уплате денежного эквивалента доли города исходя из строящейся площади объекта и общей суммы платежей инвесторов в бюджет города, в соответствии со ст. ст. 307, 309, 420 ГК РФ.
Протокольным определением суда от 14.01.2016 г. произведена замена третьего лица - Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы по делу N А40-152341/15-60-1269 на Департамент городского имущества города Москвы.
Исковые требования, мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязательств в части перечисления платежей в бюджет Москвы, принятых ответчиком наряду с другими инвесторами в соответствии с п. 1 Протокола от 26.12.2003 г. N 1 к договору.
Решением суда от 27.04.2016 г. взысканы с Общества с ограниченной ответственностью Фирмы "СКФ-XXI":
- - в доход бюджета города Москвы 22.000.000 рублей задолженности;
- - в доход федерального бюджета 133.000 рублей госпошлины.
ООО Фирма "СКФ-XXI", не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой считает его незаконным, необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права.
В своей жалобе заявитель указывает на неправомерность взыскания с ответчика спорной суммы в бюджет города Москвы.
Также заявитель жалобы указывает на то, что все обязательства по оплате "доли города" ответчиком исполнены надлежащему лицу ЗАО "Волынское".
Кроме того, заявитель жалобы указывает на то, что Управление делами Президента Российской Федерации не является надлежащим истцом по настоящему иску.
По доводам, приведенным в жалобе, заявитель просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.
В судебном заседании апелляционного суда заявитель доводы жалобы поддерживает в полном объеме.
Истец, третьи лица Правительство Москвы, Департамент городского имущества города Москвы с доводами жалобы не согласны, решение суда считают законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьи лица ООО "Селтис-Стройинвест", ЗАО "Волынское" в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания, дело на основании ст. 156 АПК РФ рассмотрено в их отсутствие.
Дело рассмотрено Девятым арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Оснований для отмены либо изменения решения суда не установлено.
Как следует из материалов дела, 26.07.2000 г. между Медицинским центром Управления делами Президента РФ (заказчик), ООО "СКФ-XXI" (инвестор-1) (подрядчик), ЗАО "Селтис-Стройинвест" (инвестор-2) (подрядчик), заключен договор N 3 на инвестирование строительства жилого дома по адресу: Москва, ул. Староволынская, вл. 12, предметом которого, является совместное участие сторон в реализации инвестиционного проекта по реконструкции, проектированию и строительство жилого дома на основе недостроенного корпуса по строительному адресу: Москва, ул. старо-Волынская, владение 12, на предоставленном Медицинскому центру Управления делами Президента РФ земельном участке, а также ввод в эксплуатацию объекта и последующее оформление сторонами имущественных прав на созданный в процессе реализации договора объект (п. 1.1.). работы по объекту включают в себя проектные, подготовительные работы реконструкцию, строительство жилого дома и внутриплощадочных сетей, выполняемых инвестором-1 (подрядчиком) и инвестором-2 (подрядчиком) своими силами и силами привлеченных ими подрядчиков (п. 1.2). Инвестор-2 по согласованию с заказчиком выполняет необходимые предпроектные, проектные и подготовительные работы, связанные со строительном новых корпусов на строительном участке ул. Староволынская, вл. 12. Расходы по этим работам, подтвержденным и принятым заказчиком, заказчик возмещает в течение 2-х месяцев, с момента открытия финансирования по новому строительству (п. 1.3). Примерные характеристики объекта: общая площадь объекта: 20 000 кв. м, общая жилая площадь объекта: 16 700 кв. м, полезная нежилая площадь 1 880 кв. м машиномест: 70 (п. 1.5).
Согласно п. 2.1. договора долевое участие (инвестиционный взнос) инвестора в реализации инвестиционного проекта составляет 100% от общей стоимости всего инвестиционного проекта. Стоимость работ и затрат по реконструкции и строительству объекта ориентировочно составляет 360.000.000 руб. в том числе НДС. Стоимость работ уточняется после выхода проектно-сметной документации и сметно-финансового расчета. В указанную стоимость входит чистовая отделка квартир, установка оконченных устройств сантехники, электрики, электроплит, внутренних дверей в квартирах, передаваемых заказчику (п. 2.1.). В стоимость объекта не включены: строительство инженерных сетей, проходящие вне территории строительной площадки. Стоимость строительства инженерных сетей, проходящих вне территории строительной площадки и порядок их оплаты. Определяются после согласования вопроса с компетентными органами г. Москвы (п. 2.1.).
Инвестирование реконструкции и строительства объекта осуществляется инвесторами в следующих долях от общей стоимости всего инвестиционного проекта: в части жилых площадей: заказчик - 0%, инвестор-1 - 65,5%; инвестор-2 - 34,5%; в части нежилых площадей: заказчик - 0%; инвестор-1 - 51,4%; инвестор-2 48,6% (п. 2.2). Общая площадью жилых и нежилых помещений, созданных в процессе строительства объекта, распределяется в следующих соотношениях: общая жилая площадь (принимая 16 700 кв. м за 100%): заказчику 28,5%, что соответствует 4.759,5 кв. м; Инвестору - 1 46,8%, что соответствует 7 818,9 кв. м; инвестору-2 - 24,7%, что соответствует 4 121,6 кв. м.
Порядок внесения инвестиций, расчетов и зачета инвестиций предусмотрено положениями п. 5 договора.
Согласно п. 5.1. договора предусмотрено, что строительство объекта будет осуществляться за счет вкладов сторон договора, а именно: заказчик вносит вклад: - передачей прав на строительство объекта (включая земельной участок); - передачей не завершенного строительством объекта, в соответствии с актом приема-передачи от 10.01.2000 г.
Инвесторы вносят вклад преимущественно путем зачета стоимости выполненных работ, внесением денежных средств, передачей ценных бумаг, стоимости поставленных материалов и оборудования в сумме инвестиций, иными способами, разрешенным действующим законодательством. Инвестирование осуществляются в долях, указанных в п. 2.2. настоящего договора (п. 5.1.). С момента зачета стоимости фактически выполненных работ, стоимости поставленных материалов и оборудования в сумму инвестиций, стороны не имеют право на получение денежных сумм в качестве оплаты стоимости работ, материалов оборудования, отраженных в конкретном зачете (п. 5.2.).
В приложении N 3 к договору N 3 от 26.07.2000 г. сторонами согласован протокол распределения жилой площади.
26.12.2003 г. между Государственным учреждением Медицинский центр Управление делами Президента РФ, ООО Фирма "СКФ-XXI", ЗАО "Селтис-Стройинвест", ООО "Золотой ветер XX", ЗАО СУ-11 "Липецкстрой", ЗАО "Волынское" был подписан протокол N 1, для решения вопросов по договору N 3 от 26.07.2000 г. (корпуса 1, 4), инвестиционного договора N 5 от 01.08.2000 г. (корпуса 2, 4, 5), Инвестиционного договора N 6 от 03.08.2000 г. (корпуса 2,3), инвестиционного договора N 7 от 03.08.2000 г. (корпус 2), в соответствии с которым инвесторы на основании заключенных с медицинским центром вышеуказанных инвестиционных договоров инвестируют строительство комплекса жилых домовое и реконструкцию под жилье детского медицинского корпуса на земельном участке по адресу: ул. Староволынская, владение 12. Инвесторы приняли на себя обязательство уплатить установленный Распоряжением Правительства Москвы от 13.02.2003 г. N 217-РП денежные эквивалент доли города (за социальную и инженерную инфраструктуру), пропорционально площадям (в том числе за площади, получаемые Медицинским центром), строительство которых инвестируется каждым инвестором в соответствии с заключенным инвестиционным договором. Распределение площадей объекта, инвестирование строительства которых производит каждый инвестор, по корпусам, определяется протоколами распределения площадей, подписываемыми к каждому договору. Каждая, перечисленная инвесторами часть денежного эквивалента доли города, принимается Медицинским центром как инвестиционный взнос инвестора. Инвесторы имеют право самостоятельно производить расчеты с подрядчиками и иными исполнителями работ на объекте в части объектами инвестирование строительства которой они осуществляют (п. 1. Протокола).
Согласно п. 2 протокола, в связи с тем, что инвесторы приняли на себя обязательство уплатить денежный эквивалент доли города. Медицинский центр предоставляет инвесторам строительную площадку, очищенную от строительного и бытового мусора, железобетонных и металлических конструкций, с засыпанным старым котлованом, обеспечивает общую площадь застройки временными сетями и коммуникациями, подготавливает и утверждает эколого-градостроительное обоснование с изменением схем градостроительного зонирования и исключением земельного участка из территории ООПТ "Природный заказник "Долина р. Сетунь" в установленном порядке (с компенсацией территории), и выпуск соответствующего распорядительного документа правительства Москвы.
В соответствии с п. 4 протокола, на основании договора на выполнение функций заказчика ЗАО "Волынское" осуществляет сбор инвестиционных взносов, поступающих от инвесторов, как в денежной, так и в иной форме, направляет их на целевое финансирование инвестиционного проекта по строительству объекта, с предоставлением инвесторам ежемесячного отчета о проделанной работе, подписывает акты о внесении инвестиций, организует охрану объекта. Инвестиционным взносом инвесторов являются все денежные средства, работы, услуги, Материалы и оборудование, передаваемые инвестором ЗАО "Волынское", а также платежи по счетам подрядчиков и субподрядчиков, проектировщиков, поставщиков, а также иных участников работ, согласований на объекте заключивших договор с ЗАО "Волынское".
05.04.2004 г. к договору N 3 был подписан протокол N 2 сторонами: Государственное учреждение Медицинский центр Управления делами Президента РФ (заказчик), ООО "СКФ-XXI" (инвестор-1, подрядчик), ЗАО "Селтис-Стройинвест" (инвестор-2, подрядчик), в соответствии с которым, стороны пришли к соглашению, заключение экспертной комиссии государственно-экологической экспертизы на материалы эколого-градостроительного обоснования жилой застройки по адресу: ул. Староволынская, владение 12 (объект), утвержденное приказом ГУПР МПР России по г. Москве N 1504-Э от 26.12.2003 г., предусмотрело увеличение общей площади строящегося объекта до 101 220 кв. м. Новые технико-экономические показатели объекта указаны в эколого-градостроительном обосновании, утверждены приказом N 1304-7 от 26.12.2003 г. ГУПР МПР России по г. Москве и подтверждены письмом Москомархитектуры от 01.04.2004 г. N 001-100-492/3-(2). Стороны пришли к соглашению, что при этом увеличении общей площади объекта инвестор-1 (подрядчик) и инвестор-2 (подрядчик) инвестируют строительство 26 345 кв. м общей площади объекта, из них площадь квартир 19 145 кв. м, площадь офисов 2 300 кв. м, площадь гаражей в подземной автостоянке 4 900 кв. м.
В случае увеличения жилых площадей объекта, вызванного увеличением этажности в двадцатиэтажной секции корпуса 4 с двадцатого этажа до двадцать третьего этажа, независимо от высотной отметки, инвестирование строительства данного увеличения площадей и уплата денежного эквивалента доли города производится "инвестором-1" и "Инвестором-2", и вся полученная таким образом дополнительная площадь будет распределена между "инвестором-1", инвестором-2" и "заказчиком" в соотношении определенном договором N 3 от 26.07.2000 г.
После получения утвержденных поэтажных планов по корпусу 4 стороны пересматривают протокол распределения жилых помещений к договору N 3 от 26 июля 2000 г.
Размер денежного эквивалента, подлежащего оплате инвесторами в бюджет г. Москвы за осуществление городских жилищных программ, за участие в осуществлении инвестиционного проекта по строительству жилого комплекса по строительному адресу: Москва, ул. Староволынская, вл. 12, корпуса N 1, 2, 3, 4, 4а, 5, по договору N 3 от 26.07.2000 г., определен 24.742.813 руб. 54 коп., подписано, в том числе, ООО фирма "СКФ-XXI" (т. 1 л.д. 28).
Стоимость строительства Объекта согласно положениям п. 2.1, п. 5.3 Договора ориентировочная и уточняется на основании проектно-сметной документации и фактических затрат, подтвержденных актами КС-2, КС-3.
Распоряжением Правительства Москвы N 677-РП от 17.04.2009 г. установлены сроки окончания строительства жилого комплекса - 28 февраля 2010.
Корпус N 1 введен в эксплуатацию, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 30.04.2010 г. N RU77176000-002798 (регистрационный N 45323000-08-81949 от 06.08.2010 г.), выданным Комитетом государственного строительного надзора города Москвы.
Корпус N 4 (секция 1) с подземной автостоянкой и пристроенный к нему офисный блок на настоящий момент, несмотря на оформленное разрешение на ввод в эксплуатацию от 05.02.2014 N RU77176000-005508, выданное Комитетом государственного строительного надзора города Москвы не окончены строительством и фактически строительство приостановлено по причине отсутствия финансирования.
В обоснование своих требований, истец указывал на то, что в соответствии с подписанным Ответчиком дополнительным соглашением N 2 от 02.06.2003 к Договору со ссылкой на распоряжение Правительство Москвы от 13.02.2003 N 217-РП, Ответчик принял на себя обязательство не позднее 10.06.2005 уплатить денежный эквивалент доли города в размере 54 139 608 руб., исходя из строящейся площади объекта в 80 000 кв. м, и общей суммы платежей инвесторов в бюджет города в размере 331 200 000 руб.
Также протоколом N 2 от 05.04.2004 к Договору, подписанным Ответчиком, установлена новая общая площадь строящегося объекта, увеличенная до 101 220 кв. м, и определено, что Ответчик совместно с ООО "Селтис-Стройинвест" уплачивают соответствующий денежный эквивалент доли города в бюджет Москвы.
Впоследствии согласно подписанному ответчиком расчету средств, подлежащих уплате в бюджет города Москвы, Ответчик подтвердил, что по состоянию на 01.09.2010 в соответствии с Договором размер отчислений, подлежащих уплате ответчиком в бюджет Москвы составляет 65 862 813,54 руб., из них Ответчиком перечислено 41 120 000 руб. (платежное поручение N 1 от 10.09.2003 - 30 000 000 руб.; платежное поручение N 37 от 14.09.2004 - 11 120 000 руб.), а задолженность по отчислениям в бюджет Москвы была признана Ответчиком на указанную дату в размере 24 742 813,54 рублей.
В дальнейшем Ответчиком были произведены следующие платежи в бюджет Москвы: 05.10.2011 по платежному поручению N 287 в размере 2 000 000 руб.; 12.10.2011 по платежному поручению N 311 в размере 742 813,54 руб., всего ответчиком оплачено в бюджет города Москвы 43 862 813,54 руб. из 65 862 813,54 руб., подлежащих оплате.
Согласно расчету истца, задолженность ответчика на момент рассмотрения настоящего спора в суде составляет 22 000 000 рублей.
Перечисление денежных средств в бюджет города Москвы является обязательством Ответчика, принятым им в соответствии с Договором, дополнительным соглашением N 2 от 02.06.2003 к Договору, Протоколами от 26.12.2003 и от 05.04.2004 к Договору.
При этом истец отмечал, что согласно условиям Договора указанное обязательство Ответчика выполняется им в счет экономического интереса Ответчика в получении результата реализации инвестиционного проекта, и не обусловлено компенсацией Ответчику со стороны Управления делами в виде денежных средств или площадей объекта.
В связи с требованиями Управления делами по уплате задолженности Ответчик в своих письмах устанавливал новые сроки перечисления средств в размере 22 000 000 рублей в бюджет города (письмом от 27.02.2012 N 25 - в апреле 2012 г. и письмом от 24.08.2012 N 107 - в октябре 2012 г.), однако свои обязательства не выполнил.
Неперечисление со стороны Ответчика в полном объеме денежных средств в пользу города в размере 22 000 000 руб. не позволяет Управлению делами Президента РФ оформить с Правительством Москвы акты о результатах реализации инвестиционного проекта, и соответственно, осуществить государственную регистрацию права собственности РФ на причитающееся Управделами Президента недвижимое имущество.
В обоснование возражений против удовлетворения заявленных требований, ответчик ссылался на отсутствие у него обязанности по оплате доли городу, в связи с погашением ООО Фирма "СКФ-XXI" указанной задолженности в размере 22.000.000 руб. платежными поручениями N 140 от 26.04.2010 г. и N 296 от 24.09.2010 г.
Ответчик указывал на то, что ООО Фирма "СКФ-XXI" перечислило в адрес Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы денежные средства в размере 43 862 813, 54 рубля в счет денежного эквивалента доли города в соответствии с Дополнительным соглашением от 19 марта 2003 г., в том числе: по платежному поручению N 1 от 10.09.2003 г. сумму 30 000 000 рублей; по платежному поручению N 37 от 14.09.2004 г. сумму 11 120 000 рублей; по платежному поручению N 287 от 05.10.2011 г. сумму 2 000 000 рублей; по платежному поручению N 311 от 12.10.2011 г. сумму 742 813, 54 рубля.
Кроме того, ООО Фирма "СКФ-XXI" на расчетный счет заказчика ЗАО "Волынское" в 2010 году перечислило следующие денежные средства в размере 22.000.000 руб.: платежным поручением N 140 от 26.04.2010 г. - 16.000.000 руб. с назначением платежа: "Оплата инвестиционного взноса по договору N 3 от 26.07.2000 г. для оплаты Департаменту финансов города Москвы (деп. Жил.Пол. и жил. Фонда) НДС не облагается"; платежным поручением N 296 от 24.09.2010 г. - 6.000.000 руб. с назначением платежа: "Оплата инвестиционного взноса по договору N 3 от 26.07.2000 г. по объекту Староволынская вл. 12 для погашения платежей городу, без налога (НДС)".
Таким образом, как указывал ответчик, общая сумма оплат ООО Фирма "СКФ-XXI" за долю г. Москвы составила 65.862.813 руб. 54 коп. (43 862 813, 54 + 22.000.000 = 65.862.813 руб. 54 коп.).
Указанные платежные поручения ООО Фирма "СКФ-XXI" направило в адрес Управления делами Президента РФ письмом N 43-43-13 от 05.08.2013 г., с указанием на то, что обязательства ООО Фирма "СКФ-XXI" по оплате денежных средств за Управление делами Президента РФ в бюджет г. Москвы по договору N 3 от 26.07.2000 г. считаются выполненными.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, при этом, односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно ч. 1 ст. 314 ГК РФ в случае, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
Как правильно установлено судом первой инстанции, в рамках дела N А40-176565/14 по иску ООО Фирма "СКФ-XXI" к Управлению делами Президента Российской Федерации, Департаменту жилищной политики и жилищного фонда; третьи лица: Правительство Москвы, ООО "Селтис Стройинвест", ЗАО "Волынское" были рассмотрены требования о взыскании солидарно 81 375 948 руб. 54 коп., основанные на неправомерном удержании ответчиками денежных средств, перечисленных в соответствии с дополнительным соглашением от 19 марта 2003 года после его расторжения, с принятием решения суда от 10.02.2015 г. об отказе в удовлетворении исковых требований.
При рассмотрении указанного дела N А40-176565/14 установлены следующие обстоятельства:
Согласно пункту 7 распоряжения от 13 февраля 2003 года N 217-П Правительства Москвы перечисление доли города в бюджет Москвы осуществляется инвестором (Медицинский центр) и соинвесторами (включая истца) согласно заключенному между ними договору. В договоре, дополнительных соглашениях и протоколах к договору не предусмотрено, что истец осуществляет платежи в бюджет Москвы вместо Медицинского центра Управления делами Президента Российской Федерации, а также не установлено обязательство Медицинского центра по перечислению таких платежей в бюджет Москвы, либо по их компенсации истцу, в том числе путем перераспределения площадей объекта. Таким образом, перечисление денежных средств в бюджет Москвы является обязательством истца, принятым им в соответствии с договором, дополнительным соглашением от 02 июня 2003 года к договору, протоколами от 26 декабря 2003 года и от 05 апреля 2004 года к договору. Это обязательство принято на себя истцом в дополнение к обязательствам, возникшим в момент заключения договора. Согласно условиям договора указанное обязательство истца выполняется в счет экономического интереса истца в получении результата реализации инвестиционного проекта, что не обусловлено компенсацией истцу со стороны Медицинского центра в виде денежных средств или площадей объекта.
Анализируя произведенные платежные поручения на общую сумму 22.000.000 руб.: п/п от 24.09.2010 N 296 на 6000000 руб., назначение платежа "Оплата инвестиционного взноса по договору N 3 от 26.07.2000 г. по объекту Староволынская вл. 12"; п/п от 26.04.2010 N 140 на 16000000 руб., назначение платежа "Оплата инвестиционного взноса по дог. N 3 от 26.07.2000 г., суд первой инстанции правомерно отклонил как необоснованные возражения ответчика относительно исполнения им обязательств по оплате суммы задолженности в размере 22 000 000 рублей путем перечисления данной суммы ЗАО "Волынское". Получатель платежа за долю города, определен представленными в материалы соглашениями между ответчиком и истцом, которым ЗАО "Волынское" им не является.
Ответчиком не представлено доказательств поручения или возложения на ЗАО "Волынское" обязательств по перечислению денежного эквивалента доли города в городской бюджет за ответчика.
Как правильно указал суд в решении, все предстоящие и последующие платежи в 2011 году были перечислены непосредственно в бюджет самим ответчиком, таким образом, ему был известен порядок оплаты своей доли.
Оплата "доли города" является обязательством ответчика, на основании дополнительного соглашения от 19.03.2003 к договору N 3 от 26.07.2000. По данному обязательству ответчик перечисляет Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, денежный эквивалент "доли города" за полученные УДП РФ в рамках инвестиционного договора с городом площади.
Как правильно указал суд в решении, ответчик ошибочно включает в размер денежного эквивалента "доли города" перечисленные им денежные средства на счет истца в сумме 22 млн. руб. Данная сумма учтена истцом как денежный инвестиционный взнос в компенсацию затрат истца.
Как следует из писем ООО Фирма "СКФ-XXI" N 25 от 27.02.2012 и N 107 от 24.08.2012, ответчик соглашался с направлением указанной денежной сумму в счет оплаты СМР, а также подтверждал свое обязательств по дополнительному внесению суммы в размере 22 млн. руб. в счет "доли города".
Поскольку доказательств оплаты суммы долга в счет оплаты доли города ответчиком в материалы дела не представлено, а доводы ответчика об исполнении им обязательств в полном объеме отклонены, как противоречащие фактическим обстоятельствам дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований о взыскании суммы основного долга.
Довод ответчика о том, что Управление делами Президента РФ не является надлежащим истцом по иску, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку в данном случае отношения возникли на основании дополнительного соглашения от 19.03.2003 к договору N 3 от 26.07.2000 г.
С учетом изложенного, как правильно указал суд в решении, оснований к отказу в удовлетворении исковых требований по заявленным предмету и основаниям не имеется.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что доводы жалобы ООО Фирмы "СКФ-XXI" не могут являться основанием для отмены либо изменения законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27 апреля 2016 года по делу N А40-152341/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО Фирмы "СКФ-XXI" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий
В.И.ТЕТЮК
Судьи
Е.В.БОДРОВА
Н.И.ЛЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)