Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Республики Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 февраля 2017 года по делу N А10-6135/2016 по иску Администрации города Улан-Удэ (ОГРН 1020300979192, ИНН 0323076085) к Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия (ОГРН 1020300967257, ИНН 0323054892) о взыскании 1 176 659 рублей 40 копеек - убытков,
(суд первой инстанции: судья Усипова Д.А.),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
установил:
Администрация города Улан-Удэ (далее - истец, администрация, администрация г. Улан-Удэ) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия (далее - ответчик, Минфин Республики Бурятия) о взыскании 1 176 659 рублей 40 копеек.
Определениями от 25 октября 2016 года, 13 декабря 2016 года, 17 января 2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Гомбоева Санжима Аюшиевна, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 февраля 2017 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения.
Из апелляционной жалобы следует, Республика Бурятия не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Как следует из материалов дела, решением Железнодорожного районного суда от 24 сентября 2014 года, оставленного без изменения апелляционным определением Верховного суда Республики Бурятия от 10 декабря 2014 года, на администрацию возложена обязанность предоставить Гомбоевой С.А., являющейся инвалидом и имеющей диагноз, входящий в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, вне очереди жилое помещение в г. Улан-Удэ общей площадью не менее установленной нормы по договору социального найма (л.д. 14-18, 19-23).
Во исполнение принятых судебных актов и на основании распоряжения администрации г. Улан-Удэ от 16.02.2015 N 178-р (т. 1 л.д. 30), истец предоставил Гомбоевой С.А. следующие жилые помещения:
- комнату N 327, площадью 12,4 кв. м, расположенную по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д. 18 (по договору социального найма от 17.02.2015 N 5325, технический паспорт, т. 1 л.д. 24-25, 37-42),
- комнату N 34, площадью 15,7 кв. м, расположенную по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Шаляпина, 21А (по договору социального найма от 17.02.2015 N 5326, технический паспорт, т. 1 л.д. 26-27, 31-36).
Согласно справке муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ" от 25.02.2015 N 00122591, жилые помещения по адресам: г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д. 18, комната N 327, ул. Шаляпина, 21А, комната N 34 значатся в реестре муниципального имущества (т. 1 л.д. 29).
03.06.2016 администрация г. Улан-Удэ направила в адрес Министерства финансов Республики Бурятия письмо N 37-И005-871 о возмещении расходов, связанных с предоставлением на основании судебных актов жилых помещений по договорам социального найма лицам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, в том числе Гомбоевой С.А. (т. 1 л.д. 43-47).
Письмом от 14.06.2016 N 02-04-16-20-И1766/16 Министерство финансов Республики Бурятия отказало Администрации г. Улан-Удэ в компенсации указанных расходов со ссылкой на то, что предоставление жилых помещений Гомбоевой С.А. является обязанностью муниципального образования и осуществляется за счет средств местного бюджета (т. 1 л.д. 48-49).
Истец полагая, что полномочия по обеспечению жильем инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, является обязанностью органов государственной власти субъекта, обратился с настоящим иском к Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия.
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона N 181-ФЗ предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Федерального закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Федерального закона N 131-ФЗ (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункт 5 пункта 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в подпункте 3 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (подпункт 4 пункта 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что пункт 3 статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
В силу пункта 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (пункт 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность установления федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации отдельных категорий граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма.
Согласно пункту 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категориям граждан, указанным в пункте 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 51, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, Гомбоева С.А., отнесена к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
Распределение расходных обязательств субъектов Российской Федерации и Российской Федерации по финансированию социальной поддержки инвалидов путем предоставления им жилой площади регулируется статьями 17, 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ.
В силу пункта 3 статьи 20 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Установление лица, к чьим расходным обязательствам относится компенсация расходов, понесенных муниципальным образованием на обеспечение жилья инвалидов, имеющих право на его внеочередное получение, производится с учетом конкретных обстоятельств дела и действующих в спорный период норм федерального и регионального законодательства.
Основным нормативным актом, регулирующим предоставление инвалидам мер социальной поддержки на территории Республики Бурятия, является Закон Республики Бурятия N 1734-IV.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 5 указанного Закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 3 Закона Республики Бурятия N 1734-IV полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
Верховный суд Российской Федерации в определении от 29.01.2016 N 303-ЭС15-12721 указал на то, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Возможное выделение из федерального бюджета дополнительного финансирования (независимо от его размеров) на осуществление полномочий субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, равно как и недостаточность этого финансирования для обеспечения жильем всех нуждающихся, не отменяет и не изменяет общего правила о том, что осуществление этого полномочия относится к расходным обязательствам именно субъектов Российской Федерации.
Аналогичный правовой подход содержится в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 1563-О-О, определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2015 N 309-ЭС15-5872 и в постановлениях 9 Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.12.2015 по делу N А10-4485/2014, от 14.12.2015 по делу N А10-2500/2015, от 17.01.2017 по делу N А10-7446/2015.
Ответчиком представлены в материалы дела сведения о размере субвенций, выделенных из федерального бюджета для реализации субъектами полномочий по предоставлению жилья инвалидам, вставшим на учет до 01.01.2005 (л.д. 75-78).
С учетом указанного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что понесенные расходы администрации в связи с внеочередным предоставлением жилых помещений Гомбоевой С.А. подлежат возмещению за счет средств казны Республики Бурятия, поскольку, как правильно указал суд, она встала на учет после 01.01.2005.
Таким образом, доводы ответчика о том, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, не относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, правомерно отклонены судом как противоречащие действующему законодательству.
Расчет размера убытков произведен истцом исходя из рыночной стоимости квадратного метра на основании сведений территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия (т. 1 л.д. 28).
Согласно представленному истцом расчету размер убытков составляет 1 176 659 рублей 40 копеек: (28,10 кв. м - общая площадь жилых помещений х 41 874 руб. - стоимость 1 кв. м на вторичном рынке).
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы ответчика о необоснованности размера убытков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, размер убытков необходимо исчислять исходя из фактических затрат администрации г. Улан-Удэ для приобретения жилья, то есть исходя из рыночной стоимости квадратного метра.
Таким образом, при указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному к выводу о том, что исковые требования администрации г. Улан-Удэ к Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия подлежат удовлетворению в полном объеме.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 февраля 2017 года по делу N А10-6135/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.04.2017 N 04АП-1327/2017 ПО ДЕЛУ N А10-6135/2016
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2017 г. по делу N А10-6135/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Республики Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 февраля 2017 года по делу N А10-6135/2016 по иску Администрации города Улан-Удэ (ОГРН 1020300979192, ИНН 0323076085) к Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия (ОГРН 1020300967257, ИНН 0323054892) о взыскании 1 176 659 рублей 40 копеек - убытков,
(суд первой инстанции: судья Усипова Д.А.),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
установил:
Администрация города Улан-Удэ (далее - истец, администрация, администрация г. Улан-Удэ) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия (далее - ответчик, Минфин Республики Бурятия) о взыскании 1 176 659 рублей 40 копеек.
Определениями от 25 октября 2016 года, 13 декабря 2016 года, 17 января 2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Гомбоева Санжима Аюшиевна, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 февраля 2017 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения.
Из апелляционной жалобы следует, Республика Бурятия не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Как следует из материалов дела, решением Железнодорожного районного суда от 24 сентября 2014 года, оставленного без изменения апелляционным определением Верховного суда Республики Бурятия от 10 декабря 2014 года, на администрацию возложена обязанность предоставить Гомбоевой С.А., являющейся инвалидом и имеющей диагноз, входящий в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, вне очереди жилое помещение в г. Улан-Удэ общей площадью не менее установленной нормы по договору социального найма (л.д. 14-18, 19-23).
Во исполнение принятых судебных актов и на основании распоряжения администрации г. Улан-Удэ от 16.02.2015 N 178-р (т. 1 л.д. 30), истец предоставил Гомбоевой С.А. следующие жилые помещения:
- комнату N 327, площадью 12,4 кв. м, расположенную по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д. 18 (по договору социального найма от 17.02.2015 N 5325, технический паспорт, т. 1 л.д. 24-25, 37-42),
- комнату N 34, площадью 15,7 кв. м, расположенную по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Шаляпина, 21А (по договору социального найма от 17.02.2015 N 5326, технический паспорт, т. 1 л.д. 26-27, 31-36).
Согласно справке муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ" от 25.02.2015 N 00122591, жилые помещения по адресам: г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д. 18, комната N 327, ул. Шаляпина, 21А, комната N 34 значатся в реестре муниципального имущества (т. 1 л.д. 29).
03.06.2016 администрация г. Улан-Удэ направила в адрес Министерства финансов Республики Бурятия письмо N 37-И005-871 о возмещении расходов, связанных с предоставлением на основании судебных актов жилых помещений по договорам социального найма лицам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, в том числе Гомбоевой С.А. (т. 1 л.д. 43-47).
Письмом от 14.06.2016 N 02-04-16-20-И1766/16 Министерство финансов Республики Бурятия отказало Администрации г. Улан-Удэ в компенсации указанных расходов со ссылкой на то, что предоставление жилых помещений Гомбоевой С.А. является обязанностью муниципального образования и осуществляется за счет средств местного бюджета (т. 1 л.д. 48-49).
Истец полагая, что полномочия по обеспечению жильем инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, является обязанностью органов государственной власти субъекта, обратился с настоящим иском к Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия.
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона N 181-ФЗ предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Федерального закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Федерального закона N 131-ФЗ (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункт 5 пункта 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в подпункте 3 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (подпункт 4 пункта 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что пункт 3 статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
В силу пункта 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (пункт 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность установления федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации отдельных категорий граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма.
Согласно пункту 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категориям граждан, указанным в пункте 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 51, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, Гомбоева С.А., отнесена к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
Распределение расходных обязательств субъектов Российской Федерации и Российской Федерации по финансированию социальной поддержки инвалидов путем предоставления им жилой площади регулируется статьями 17, 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ.
В силу пункта 3 статьи 20 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Установление лица, к чьим расходным обязательствам относится компенсация расходов, понесенных муниципальным образованием на обеспечение жилья инвалидов, имеющих право на его внеочередное получение, производится с учетом конкретных обстоятельств дела и действующих в спорный период норм федерального и регионального законодательства.
Основным нормативным актом, регулирующим предоставление инвалидам мер социальной поддержки на территории Республики Бурятия, является Закон Республики Бурятия N 1734-IV.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 5 указанного Закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 3 Закона Республики Бурятия N 1734-IV полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
Верховный суд Российской Федерации в определении от 29.01.2016 N 303-ЭС15-12721 указал на то, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Возможное выделение из федерального бюджета дополнительного финансирования (независимо от его размеров) на осуществление полномочий субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, равно как и недостаточность этого финансирования для обеспечения жильем всех нуждающихся, не отменяет и не изменяет общего правила о том, что осуществление этого полномочия относится к расходным обязательствам именно субъектов Российской Федерации.
Аналогичный правовой подход содержится в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 1563-О-О, определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2015 N 309-ЭС15-5872 и в постановлениях 9 Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.12.2015 по делу N А10-4485/2014, от 14.12.2015 по делу N А10-2500/2015, от 17.01.2017 по делу N А10-7446/2015.
Ответчиком представлены в материалы дела сведения о размере субвенций, выделенных из федерального бюджета для реализации субъектами полномочий по предоставлению жилья инвалидам, вставшим на учет до 01.01.2005 (л.д. 75-78).
С учетом указанного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что понесенные расходы администрации в связи с внеочередным предоставлением жилых помещений Гомбоевой С.А. подлежат возмещению за счет средств казны Республики Бурятия, поскольку, как правильно указал суд, она встала на учет после 01.01.2005.
Таким образом, доводы ответчика о том, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, не относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, правомерно отклонены судом как противоречащие действующему законодательству.
Расчет размера убытков произведен истцом исходя из рыночной стоимости квадратного метра на основании сведений территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия (т. 1 л.д. 28).
Согласно представленному истцом расчету размер убытков составляет 1 176 659 рублей 40 копеек: (28,10 кв. м - общая площадь жилых помещений х 41 874 руб. - стоимость 1 кв. м на вторичном рынке).
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы ответчика о необоснованности размера убытков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, размер убытков необходимо исчислять исходя из фактических затрат администрации г. Улан-Удэ для приобретения жилья, то есть исходя из рыночной стоимости квадратного метра.
Таким образом, при указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному к выводу о том, что исковые требования администрации г. Улан-Удэ к Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия подлежат удовлетворению в полном объеме.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 февраля 2017 года по делу N А10-6135/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья
В.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Э.В.ТКАЧЕНКО
Е.О.НИКИФОРЮК
В.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Э.В.ТКАЧЕНКО
Е.О.НИКИФОРЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)