Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что оспариваемое постановление не соответствует требованиям закона и нарушает его права, так как никаких действий по ухудшению жилищных условий его семья не совершала.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья:{ }Жукова{ }О.В., Дело{ }N{ }44г-8/2016{
Чиченева Н.А., Соколова Н.М.,
Судья докладчик: Чиченева Н.А.
Президиум Московского областного суда в составе:
председательствующего Волошина В.М.,
членов президиума Бокова К.И., Гаценко О.Н., Лащ С.И., Мязина А.М., Овчинниковой Л.А., Соловьева С.В., Самородова А.А.,
при секретаре П.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению З.Д.Г. об оспаривании постановления администрации Истринского муниципального района Московской области от 1 апреля 2015 года N 970/4 об отказе молодой семье З.Д.Г. во включении в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Московской области "Жилище", получателей социальной выплаты в 2015 году,
по кассационной жалобе администрации Истринского муниципального района Московской области на решение Истринского городского суда Московской области от 19 мая 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 24 августа 2015 года,
заслушав доклад судьи Кондратовой Т.А.,
объяснения представителя администрации Истринского муниципального района М., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Министерства строительного комплекса Московской области З.Д.А., просившей об удовлетворении кассационной жалобы администрации района и об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений,
З.Д.Г. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления администрации Истринского муниципального района Московской области от 1 апреля 2015 года N 970/4 об отказе во включении его семьи, состоящей из трех человек (он, жена и сын, 2011 г.р.), в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Московской области "Жилище", получателей социальной выплаты в 2015 году, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление не соответствует требованиям закона и нарушает его права, т.к. никаких действий по ухудшению жилищных условий его семья не совершала.
Представитель администрации Истринского муниципального района Московской области и представитель Министерства строительного комплекса Московской области в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления.
Решением Истринского городского суда Московской области от 19 мая 2015 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 24 августа 2015 года, заявление З.Д.Г. удовлетворено.
В кассационной жалобе администрация Истринского муниципального района Московской области просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления как незаконные и необоснованные.
По запросу судьи от 01 декабря 2015 года дело для изучения истребовано в кассационную инстанцию Московского областного суда и определением судьи Московского областного суда Б. от 12 января 2016 года с кассационной жалобой передано на рассмотрение в судебном заседании президиума Московского областного суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций и выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, З.Д.Г. и З.Е.Ю. (С.) состоят в браке с 18 сентября 2009 года, от брака имеют ребенка - З.Д.Д., 2 апреля 2011 года рождения. Семья З-вых проживает в трехкомнатной квартире по адресу: .... Общая площадь занимаемого жилого помещения составляет 51,0 м2.
По данному адресу зарегистрированы шесть человек: З.Д.Г., 28 февраля 1981 года рождения (с 1 октября 2013 года); З.Е.Ю., 22 июля 1988 года рождения (с 15 октября 2002 года); З.Д.Д., 2 апреля 2011 года рождения (с 27 апреля 2011 года); Т., 18 августа 1971 года рождения (с 29 декабря 1987 года); А.З., 6 декабря 1935 года рождения (с 11 августа 1972 года); А.А., 17 января 1966 года рождения (с 30 апреля 1991 года).
Постановлением главы Истринского муниципального района Московской области от 26 ноября 2013 года N 5106/11 молодая семья З.Д.Г. в составе трех человек (З.Д.Г., З.Е.Ю., З.Д.Д.) признана участницей муниципальной программы Истринского муниципального района "Обеспечение жильем молодых семей" на 2013 - 2015 годы", как нуждающаяся в улучшении жилищных условий и имеющая достаточные доходы, позволяющие получить кредит либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Управлению социальной жилищной политики администрации Истринского муниципального района Московской области поручено внести соответствующую запись в книгу регистрации молодых семей, нуждающихся в жилых помещениях, для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище" на 2013 - 2015 годы.
Постановлением администрации Истринского муниципального района Московской области от 1 апреля 2015 года N 970/4 молодой семье З.Д.Г. отказано во включении в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Московской области "Жилище", получателей социальной выплаты в 2015 году, разъяснено право на включение в указанный список по истечении 5 лет после совершения гражданско-правовой сделки, приведшей к ухудшению жилищных условий, с намерением приобрести право быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Основанием для снятия с учета и исключения из списков послужило то обстоятельство, что семья З.Д.Г. намеренно совершила действия, в результате которых стала нуждающейся в жилом помещении, с целью создания необходимых условий для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище" на 2013 - 2015 годы, учитывая, что до перерегистрации З.Д.Г. в квартиру супруги, их семья нуждающейся не являлась.
Разрешая при указанных обстоятельствах возникший спор и удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из того, что оснований для отказа во включении семьи З-вых в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Московской области "Жилище" на получение социальной выплаты в 2015 году, у администрации Истринского муниципального района не имелось, т.к. намерений умышленно ухудшить свои жилищные условия в результате перерегистрации по месту фактического проживания семьи в действиях З.Д.Г. судом не установлено и таких доказательств суду не представлено.
Однако с такими выводами согласиться нельзя, поскольку они основаны на неверном применении и толковании норм материального права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (в редакции, действовавшей на момент разрешении спора) утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы.
Согласно пункту 6 Правил одним из условий участия в подпрограмме является нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 7 Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Аналогичные положения содержатся в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Московской области "Жилище", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2013 года N 655/34 (п. 5).
В силу части 2 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Аналогичное положение содержится в статье 1.1. Закона Московской области N 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Из содержания данной нормы следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Из материалов дела следует, что с момента регистрации брака в сентябре 2009 года и до 01 октября 2013 года истец был зарегистрирован по месту жительства в качестве члена семьи собственника жилого помещения в квартире общей площадью 43,6 кв. м по адресу: ..., в которой был обеспечен общей площадью жилого помещения в размере 10,2 кв. м, в связи с чем не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Однако он снялся с регистрационного учета и зарегистрировался по месту жительства в жилом помещении, принадлежащим на праве собственности членам семьи его жены, общей площадью 51,0 кв. м, где после вселения З.Д.Г. на одного члена семьи стало приходиться по 8,5 кв. м.
Таким образом, действия З.Д.Г. по снятию после нескольких лет семейной жизни с регистрационного учета по месту жительства в квартире, в которой он как член семьи собственника был обеспечен общей площадью жилого помещения в размере более учетной нормы, а также его добровольный отказ от права пользования указанным жилым помещением, привели к ухудшению им жилищных условий и к искусственному созданию нуждаемости в жилье, что в силу ст. 53 ЖК РФ исключало возможность признания его семьи нуждающейся в жилом помещении в течение 5 лет со дня совершения указанных действий, а, следовательно, и реализации им права на получение социальной выплаты на приобретение жилья в 2015 году.
Данное обстоятельство, имеющее значение для правильного разрешения спора, оставлено без надлежащей правовой оценки судами первой и апелляционной инстанций.
Допущенные судами нарушения норм материального права являются существенными, повлияли на исход дела и привели к его неправильному разрешению.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства, президиум находит нужным отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 24 августа 2015 года, с направлением дела на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда, т.к. споры о признании недействительными (незаконными) решений органов власти об исключении из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище", о признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище", связаны с возникновением, изменением либо прекращением гражданских прав и обязанностей, в связи с чем подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 24 августа 2015 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.01.2016 N 25 ПО ДЕЛУ N 44Г-8/2016
Требование: Об оспаривании постановления об отказе молодой семье во включении в список молодых семей - участников подпрограммы по обеспечению жильем, получателей социальной выплаты.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что оспариваемое постановление не соответствует требованиям закона и нарушает его права, так как никаких действий по ухудшению жилищных условий его семья не совершала.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРЕЗИДИУМ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2016 г. N 25
Судья:{ }Жукова{ }О.В., Дело{ }N{ }44г-8/2016{
Чиченева Н.А., Соколова Н.М.,
Судья докладчик: Чиченева Н.А.
Президиум Московского областного суда в составе:
председательствующего Волошина В.М.,
членов президиума Бокова К.И., Гаценко О.Н., Лащ С.И., Мязина А.М., Овчинниковой Л.А., Соловьева С.В., Самородова А.А.,
при секретаре П.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению З.Д.Г. об оспаривании постановления администрации Истринского муниципального района Московской области от 1 апреля 2015 года N 970/4 об отказе молодой семье З.Д.Г. во включении в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Московской области "Жилище", получателей социальной выплаты в 2015 году,
по кассационной жалобе администрации Истринского муниципального района Московской области на решение Истринского городского суда Московской области от 19 мая 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 24 августа 2015 года,
заслушав доклад судьи Кондратовой Т.А.,
объяснения представителя администрации Истринского муниципального района М., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Министерства строительного комплекса Московской области З.Д.А., просившей об удовлетворении кассационной жалобы администрации района и об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений,
установил:
З.Д.Г. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления администрации Истринского муниципального района Московской области от 1 апреля 2015 года N 970/4 об отказе во включении его семьи, состоящей из трех человек (он, жена и сын, 2011 г.р.), в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Московской области "Жилище", получателей социальной выплаты в 2015 году, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление не соответствует требованиям закона и нарушает его права, т.к. никаких действий по ухудшению жилищных условий его семья не совершала.
Представитель администрации Истринского муниципального района Московской области и представитель Министерства строительного комплекса Московской области в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления.
Решением Истринского городского суда Московской области от 19 мая 2015 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 24 августа 2015 года, заявление З.Д.Г. удовлетворено.
В кассационной жалобе администрация Истринского муниципального района Московской области просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления как незаконные и необоснованные.
По запросу судьи от 01 декабря 2015 года дело для изучения истребовано в кассационную инстанцию Московского областного суда и определением судьи Московского областного суда Б. от 12 января 2016 года с кассационной жалобой передано на рассмотрение в судебном заседании президиума Московского областного суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций и выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, З.Д.Г. и З.Е.Ю. (С.) состоят в браке с 18 сентября 2009 года, от брака имеют ребенка - З.Д.Д., 2 апреля 2011 года рождения. Семья З-вых проживает в трехкомнатной квартире по адресу: .... Общая площадь занимаемого жилого помещения составляет 51,0 м2.
По данному адресу зарегистрированы шесть человек: З.Д.Г., 28 февраля 1981 года рождения (с 1 октября 2013 года); З.Е.Ю., 22 июля 1988 года рождения (с 15 октября 2002 года); З.Д.Д., 2 апреля 2011 года рождения (с 27 апреля 2011 года); Т., 18 августа 1971 года рождения (с 29 декабря 1987 года); А.З., 6 декабря 1935 года рождения (с 11 августа 1972 года); А.А., 17 января 1966 года рождения (с 30 апреля 1991 года).
Постановлением главы Истринского муниципального района Московской области от 26 ноября 2013 года N 5106/11 молодая семья З.Д.Г. в составе трех человек (З.Д.Г., З.Е.Ю., З.Д.Д.) признана участницей муниципальной программы Истринского муниципального района "Обеспечение жильем молодых семей" на 2013 - 2015 годы", как нуждающаяся в улучшении жилищных условий и имеющая достаточные доходы, позволяющие получить кредит либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Управлению социальной жилищной политики администрации Истринского муниципального района Московской области поручено внести соответствующую запись в книгу регистрации молодых семей, нуждающихся в жилых помещениях, для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище" на 2013 - 2015 годы.
Постановлением администрации Истринского муниципального района Московской области от 1 апреля 2015 года N 970/4 молодой семье З.Д.Г. отказано во включении в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Московской области "Жилище", получателей социальной выплаты в 2015 году, разъяснено право на включение в указанный список по истечении 5 лет после совершения гражданско-правовой сделки, приведшей к ухудшению жилищных условий, с намерением приобрести право быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Основанием для снятия с учета и исключения из списков послужило то обстоятельство, что семья З.Д.Г. намеренно совершила действия, в результате которых стала нуждающейся в жилом помещении, с целью создания необходимых условий для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище" на 2013 - 2015 годы, учитывая, что до перерегистрации З.Д.Г. в квартиру супруги, их семья нуждающейся не являлась.
Разрешая при указанных обстоятельствах возникший спор и удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из того, что оснований для отказа во включении семьи З-вых в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Московской области "Жилище" на получение социальной выплаты в 2015 году, у администрации Истринского муниципального района не имелось, т.к. намерений умышленно ухудшить свои жилищные условия в результате перерегистрации по месту фактического проживания семьи в действиях З.Д.Г. судом не установлено и таких доказательств суду не представлено.
Однако с такими выводами согласиться нельзя, поскольку они основаны на неверном применении и толковании норм материального права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (в редакции, действовавшей на момент разрешении спора) утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы.
Согласно пункту 6 Правил одним из условий участия в подпрограмме является нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 7 Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Аналогичные положения содержатся в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Московской области "Жилище", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2013 года N 655/34 (п. 5).
В силу части 2 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Аналогичное положение содержится в статье 1.1. Закона Московской области N 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Из содержания данной нормы следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Из материалов дела следует, что с момента регистрации брака в сентябре 2009 года и до 01 октября 2013 года истец был зарегистрирован по месту жительства в качестве члена семьи собственника жилого помещения в квартире общей площадью 43,6 кв. м по адресу: ..., в которой был обеспечен общей площадью жилого помещения в размере 10,2 кв. м, в связи с чем не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Однако он снялся с регистрационного учета и зарегистрировался по месту жительства в жилом помещении, принадлежащим на праве собственности членам семьи его жены, общей площадью 51,0 кв. м, где после вселения З.Д.Г. на одного члена семьи стало приходиться по 8,5 кв. м.
Таким образом, действия З.Д.Г. по снятию после нескольких лет семейной жизни с регистрационного учета по месту жительства в квартире, в которой он как член семьи собственника был обеспечен общей площадью жилого помещения в размере более учетной нормы, а также его добровольный отказ от права пользования указанным жилым помещением, привели к ухудшению им жилищных условий и к искусственному созданию нуждаемости в жилье, что в силу ст. 53 ЖК РФ исключало возможность признания его семьи нуждающейся в жилом помещении в течение 5 лет со дня совершения указанных действий, а, следовательно, и реализации им права на получение социальной выплаты на приобретение жилья в 2015 году.
Данное обстоятельство, имеющее значение для правильного разрешения спора, оставлено без надлежащей правовой оценки судами первой и апелляционной инстанций.
Допущенные судами нарушения норм материального права являются существенными, повлияли на исход дела и привели к его неправильному разрешению.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства, президиум находит нужным отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 24 августа 2015 года, с направлением дела на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда, т.к. споры о признании недействительными (незаконными) решений органов власти об исключении из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище", о признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище", связаны с возникновением, изменением либо прекращением гражданских прав и обязанностей, в связи с чем подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 24 августа 2015 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда.
Председательствующий
В.М.ВОЛОШИН
В.М.ВОЛОШИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)