Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указывает, что с момента регистрации права собственности одного из ответчиков на жилое помещение квартира выбыла из федеральной собственности в результате недобросовестных действий лиц, претендующих на получение жилья.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Сычева Е.Е.
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Завальной Т.Ю., Розановой М.А.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации к Е.В., Е.О. о взыскании убытков по апелляционной жалобе третьего лица ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Партизанского районного суда Приморского края от 23 мая 2016 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Соловьевой О.В., выслушав объяснения ответчика Е.В. и его представителя К., ответчика Е.О., судебная коллегия
установила:
Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации обратился в суд с иском к Е.В., Е.О. о взыскании убытков, указав, что ДД.ММ.ГГГГ между ФГУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации и Е.В. на состав семьи 2 человека заключен договор социального найма жилого помещения, общей площадью 37,8 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>. В указанный договор включена член семьи Е.О. Впоследствии истцу стало известно, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Е.О. принадлежало на праве собственности жилое помещение площадью 58,7 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>. В связи с тем, что Е.В. спланирован к увольнению в запас из Вооруженных Сил в четвертом квартале ДД.ММ.ГГГГ в связи с организационно-штатными мероприятиями ДД.ММ.ГГГГ ответчик принят на учет нуждающихся в жилом помещении. Отчуждение квартиры по адресу: <адрес> пользу третьих лиц произведено ДД.ММ.ГГГГ, то есть через 3 месяца после постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и накануне распределения жилого помещения от Министерства обороны Российской Федерации, что свидетельствует об умышленности действий, направленных на ухудшение жилищных условий. На основании решения Первореченского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ за Е.В. признано право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Согласно полученным из Росреестра сведениям установлено, что ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на указанное жилое помещение и ДД.ММ.ГГГГ оно отчуждено третьим лицам. С момента регистрации ДД.ММ.ГГГГ права собственности Е.В. на жилое помещение, квартира, общей площадью 37,8 кв. м, выбыла из федеральной собственности в результате недобросовестных действий лиц, претендующих на получение жилья. По этим основаниям просил взыскать с Е.В. в доход федерального бюджета Российской Федерации убытки в размере 1 498 656,60 рублей.
В судебном заседание представитель ответчика Е.В. с иском не согласился и пояснил, что истцом выбран неверный способ защиты своего права. Не заявляя требований о признании сделки недействительной, истец фактически ставит требования о применении последствий недействительности сделки в виде возмещения стоимости выбывшего в результате сделки имущества. Действия Е.В. и его супруги Е.О. при заключении сделки в рамках договора социального найма квартиры по адресу: <адрес> не могут считаться недобросовестными до момента признания судом этой сделки недействительной.
Представитель третьего лица войсковой части 62250 иск не поддержал, полагая, что на момент предоставления документов о постановке на учет в качестве нуждающегося Е.В. были предоставлены все документы, предусмотренные приказом N от ДД.ММ.ГГГГ, заявил о пропуске срока исковой давности.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей истца, администрации Партизанского муниципального района Приморского края.
Судом постановлено решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
С решением суда не согласилось третье лицо ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, его представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и принятии нового решения. Указывает, что Е.В. на момент заключения договора социального найма не предоставил информацию о принадлежащем на праве собственности его супруге Е.О. жилом помещении по адресу: <адрес>. Заключив сделку по отчуждению данного жилого помещения ответчики умышленно ухудшили свои жилищные условия. У Е.В. отсутствовало право признания нуждающимся в обеспечении жилым помещением. Срок исковой давности не пропущен, так как его следует исчислять с ДД.ММ.ГГГГ - с даты получения сведений из Росреестра о наличии в собственности супруги Е.В. жилого помещения.
В письменном отзыве Е.В. с доводами апелляционной жалобы не согласился.
В заседании суда апелляционной инстанции ответчик Е.В. и его представитель, ответчик Е.О. возражали относительно доводов апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части 62250, администрации Партизанского муниципального района Приморского края, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке. Представитель войсковой части 62250 просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения норм материального права при рассмотрении дела допущены судом первой инстанции.
Согласно статье 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В силу части 1 статьи 1105 ГК РФ в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения.
Судом установлено, что Е.В. проходил службу с ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выслуга лет в вооруженных силах Российской Федерации составляла ... лет ... месяцев, контракт был заключен до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой командира войсковой части 62250 от ДД.ММ.ГГГГ N.
ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии войсковой части 62250 Е.В. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи два человека.
На основании решения о предоставлении жилого помещения, оформленного протоколом N заседания жилищной комиссии войсковой части 62250 от ДД.ММ.ГГГГ, между ФГУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Е.В. заключен договор N от ДД.ММ.ГГГГ социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 37,8 кв. м. Совместно с нанимателем в указанное жилое помещение вселена жена Е.О.
Решением Первореченского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ за Е.В. признано право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Е.В. на основании вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ решения суда зарегистрировано право собственности на указанное жилое помещение.
Из материалов дела следует, что Е.О. принадлежало на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 61,6 кв. м. Право собственности на жилое помещение в УФРС по Приморскому краю зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, то есть до принятия Е.В. на учет нуждающегося в жилом помещении.
Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Е.О. продала названную квартиру ФИО8, государственная регистрация произведена в УФРС по Приморскому краю ДД.ММ.ГГГГ.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указал на то, что ответчики намеренно ухудшили свои жилищные условия с целью постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и получения жилого помещения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции признал указанные доводы истца несостоятельными и исходил из того, что исковые требования о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договора социального найма, применении последствий недействительности сделки истцом не заявлялись. Суд также указал на отсутствие в перечне документов, необходимых для оформления жилого помещения, утвержденного методикой оформления жилой площади военнослужащим от ДД.ММ.ГГГГ, требования о предоставлении сведений о жилье, вышедшем из владения в течение пяти лет, истцом пропущен срок исковой давности, при этом началом течения срока был определен момент регистрации Е.В. права собственности на квартиру по адресу: <адрес> - ДД.ММ.ГГГГ.
Выводы суда первой инстанции о пропуске истцом установленного законом срока исковой давности судебная коллегия считает ошибочными.
Согласно статье 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (пункт 1 статьи 200 ГК РФ). Изменение состава органов юридического лица не влияет на определение начала течения срока исковой давности.
Решение о признании военнослужащего нуждающимся в жилом помещении принимается на основании проверки предоставляемого военнослужащим пакета документов, предусмотренного пунктом 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512, в перечень которых входят выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние пять лет до подачи заявления.
Учитывая, что Е.В. сведения о наличии у его супруги Е.О. в собственности жилого помещения и последующей его реализации не представил, а ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации могло узнать о нарушенном праве только после введения в эксплуатацию программного продукта 83т633 приказом Директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 13 ноября 2012 года N 266 "Об организации и проведении опытной эксплуатации изделия 83т633", то есть, с момента, когда учреждение получило самостоятельный доступ к сведениям о всех жилых помещениях, находившихся в собственности военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем судебная коллегия считает неверным вывод суда о пропуске истцом срока исковой давности при обращении в суд с настоящим иском ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписке из личной карточки Е.В., сформированной по защищенным каналам связи, сведения о наличии в собственности у Е.О. жилого помещения получены из Росреестра ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, срок исковой давности для заявленных требований о возмещении убытков следует исчислять с ДД.ММ.ГГГГ - когда истец узнал о своем нарушенном праве.
Также является неверным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.
В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи, и предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, члена семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, - не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Согласно части 7 статьи 57 ЖК РФ при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет (часть 8 статьи 57 ЖК РФ).
Порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в настоящем пункте, определяется Правительством Российской Федерации (часть 14 статьи 15 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "жилище" на 2011 - 2015 годы" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках указанной программы.
Подпунктом "а" пункта 5 указанных Правил установлено, что право на участие в подпрограмме имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), в том числе военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В пункте 16 Правил установлены нормативы общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты.
В соответствии с "Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, военнослужащие подают заявление к которому, в том числе прикладывают документы, подтверждающие сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи.
Военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются - действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.
Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 13 Инструкции на военнослужащего возложена обязанность по предоставлению сведений о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи.
Исходя из установленных по делу обстоятельств следует, что на момент предоставления жилого помещения в <адрес> Е.В. не предоставил сведения о наличии у его супруги Е.О. в собственности квартиры по <адрес> и ее отчуждении ДД.ММ.ГГГГ. Так как на момент принятия решения о предоставлении спорного жилого помещения не прошло пяти лет с момента отчуждения принадлежавшего Е.О. жилого помещении, оно подлежало учету при определении общей площади предоставляемого жилого помещения.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ответчики намеренно ухудшили свои жилищные условия с целью постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и получения жилого помещения.
С учетом того, что указанный факт был скрыт Е.В. при подаче документов для постановки на учет и предоставления жилого помещения по договору социального найма, при осуществлении своих прав ответчики действовали недобросовестно, судебная коллегия считает вывод суда первой инстанции о необоснованности заявленных требований неправильным, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием решения об удовлетворении исковых требований Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Судебная коллегия принимает во внимание представленный истцом расчет, произведенный с учетом сведений Министерства обороны Российской Федерации о стоимости 1 кв. м, установленный государственным контрактом от 24 декабря 2008 года N 73/8, в размере 39 647 рублей (л.д. 20). Данный расчет ответчиками не оспорен, в нарушение положений статьи 56 ГПК РФ ответчиками не представлено доказательств иной стоимости квадратного метра жилья.
С Е.В. подлежит взысканию сумма неосновательного обогащения в виде затраченных денежных средств на приобретение необоснованно полученной жилой площади в размере 1 498 656,60 рублей (37, 8 кв. м x 39 647 рублей).
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ, статьей 333.19 НК РФ с Е.В. в доход местного бюджета Партизанского муниципального района Приморского края подлежит взысканию государственная пошлина в размере 15 693,28 рублей.
Руководствуясь статьями 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.
Решение Партизанского районного суда Приморского края от 23 мая 2016 года отменить, принять по делу новое решение.
Взыскать с Е.В. в доход федерального бюджета Российской Федерации убытки в сумме 1 498 656,60 рублей.
Взыскать с Е.В. в доход местного бюджета Партизанского муниципального района Приморского края в размере 15 693,28 рублей.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 17.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-7071/2017
Требование: О взыскании убытков.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указывает, что с момента регистрации права собственности одного из ответчиков на жилое помещение квартира выбыла из федеральной собственности в результате недобросовестных действий лиц, претендующих на получение жилья.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 июля 2017 г. по делу N 33-7071
Судья: Сычева Е.Е.
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Завальной Т.Ю., Розановой М.А.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации к Е.В., Е.О. о взыскании убытков по апелляционной жалобе третьего лица ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Партизанского районного суда Приморского края от 23 мая 2016 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Соловьевой О.В., выслушав объяснения ответчика Е.В. и его представителя К., ответчика Е.О., судебная коллегия
установила:
Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации обратился в суд с иском к Е.В., Е.О. о взыскании убытков, указав, что ДД.ММ.ГГГГ между ФГУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации и Е.В. на состав семьи 2 человека заключен договор социального найма жилого помещения, общей площадью 37,8 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>. В указанный договор включена член семьи Е.О. Впоследствии истцу стало известно, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Е.О. принадлежало на праве собственности жилое помещение площадью 58,7 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>. В связи с тем, что Е.В. спланирован к увольнению в запас из Вооруженных Сил в четвертом квартале ДД.ММ.ГГГГ в связи с организационно-штатными мероприятиями ДД.ММ.ГГГГ ответчик принят на учет нуждающихся в жилом помещении. Отчуждение квартиры по адресу: <адрес> пользу третьих лиц произведено ДД.ММ.ГГГГ, то есть через 3 месяца после постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и накануне распределения жилого помещения от Министерства обороны Российской Федерации, что свидетельствует об умышленности действий, направленных на ухудшение жилищных условий. На основании решения Первореченского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ за Е.В. признано право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Согласно полученным из Росреестра сведениям установлено, что ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на указанное жилое помещение и ДД.ММ.ГГГГ оно отчуждено третьим лицам. С момента регистрации ДД.ММ.ГГГГ права собственности Е.В. на жилое помещение, квартира, общей площадью 37,8 кв. м, выбыла из федеральной собственности в результате недобросовестных действий лиц, претендующих на получение жилья. По этим основаниям просил взыскать с Е.В. в доход федерального бюджета Российской Федерации убытки в размере 1 498 656,60 рублей.
В судебном заседание представитель ответчика Е.В. с иском не согласился и пояснил, что истцом выбран неверный способ защиты своего права. Не заявляя требований о признании сделки недействительной, истец фактически ставит требования о применении последствий недействительности сделки в виде возмещения стоимости выбывшего в результате сделки имущества. Действия Е.В. и его супруги Е.О. при заключении сделки в рамках договора социального найма квартиры по адресу: <адрес> не могут считаться недобросовестными до момента признания судом этой сделки недействительной.
Представитель третьего лица войсковой части 62250 иск не поддержал, полагая, что на момент предоставления документов о постановке на учет в качестве нуждающегося Е.В. были предоставлены все документы, предусмотренные приказом N от ДД.ММ.ГГГГ, заявил о пропуске срока исковой давности.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей истца, администрации Партизанского муниципального района Приморского края.
Судом постановлено решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
С решением суда не согласилось третье лицо ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, его представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и принятии нового решения. Указывает, что Е.В. на момент заключения договора социального найма не предоставил информацию о принадлежащем на праве собственности его супруге Е.О. жилом помещении по адресу: <адрес>. Заключив сделку по отчуждению данного жилого помещения ответчики умышленно ухудшили свои жилищные условия. У Е.В. отсутствовало право признания нуждающимся в обеспечении жилым помещением. Срок исковой давности не пропущен, так как его следует исчислять с ДД.ММ.ГГГГ - с даты получения сведений из Росреестра о наличии в собственности супруги Е.В. жилого помещения.
В письменном отзыве Е.В. с доводами апелляционной жалобы не согласился.
В заседании суда апелляционной инстанции ответчик Е.В. и его представитель, ответчик Е.О. возражали относительно доводов апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части 62250, администрации Партизанского муниципального района Приморского края, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке. Представитель войсковой части 62250 просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения норм материального права при рассмотрении дела допущены судом первой инстанции.
Согласно статье 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В силу части 1 статьи 1105 ГК РФ в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения.
Судом установлено, что Е.В. проходил службу с ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выслуга лет в вооруженных силах Российской Федерации составляла ... лет ... месяцев, контракт был заключен до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой командира войсковой части 62250 от ДД.ММ.ГГГГ N.
ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии войсковой части 62250 Е.В. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи два человека.
На основании решения о предоставлении жилого помещения, оформленного протоколом N заседания жилищной комиссии войсковой части 62250 от ДД.ММ.ГГГГ, между ФГУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Е.В. заключен договор N от ДД.ММ.ГГГГ социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 37,8 кв. м. Совместно с нанимателем в указанное жилое помещение вселена жена Е.О.
Решением Первореченского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ за Е.В. признано право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Е.В. на основании вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ решения суда зарегистрировано право собственности на указанное жилое помещение.
Из материалов дела следует, что Е.О. принадлежало на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 61,6 кв. м. Право собственности на жилое помещение в УФРС по Приморскому краю зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, то есть до принятия Е.В. на учет нуждающегося в жилом помещении.
Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Е.О. продала названную квартиру ФИО8, государственная регистрация произведена в УФРС по Приморскому краю ДД.ММ.ГГГГ.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указал на то, что ответчики намеренно ухудшили свои жилищные условия с целью постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и получения жилого помещения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции признал указанные доводы истца несостоятельными и исходил из того, что исковые требования о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договора социального найма, применении последствий недействительности сделки истцом не заявлялись. Суд также указал на отсутствие в перечне документов, необходимых для оформления жилого помещения, утвержденного методикой оформления жилой площади военнослужащим от ДД.ММ.ГГГГ, требования о предоставлении сведений о жилье, вышедшем из владения в течение пяти лет, истцом пропущен срок исковой давности, при этом началом течения срока был определен момент регистрации Е.В. права собственности на квартиру по адресу: <адрес> - ДД.ММ.ГГГГ.
Выводы суда первой инстанции о пропуске истцом установленного законом срока исковой давности судебная коллегия считает ошибочными.
Согласно статье 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (пункт 1 статьи 200 ГК РФ). Изменение состава органов юридического лица не влияет на определение начала течения срока исковой давности.
Решение о признании военнослужащего нуждающимся в жилом помещении принимается на основании проверки предоставляемого военнослужащим пакета документов, предусмотренного пунктом 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512, в перечень которых входят выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние пять лет до подачи заявления.
Учитывая, что Е.В. сведения о наличии у его супруги Е.О. в собственности жилого помещения и последующей его реализации не представил, а ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации могло узнать о нарушенном праве только после введения в эксплуатацию программного продукта 83т633 приказом Директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 13 ноября 2012 года N 266 "Об организации и проведении опытной эксплуатации изделия 83т633", то есть, с момента, когда учреждение получило самостоятельный доступ к сведениям о всех жилых помещениях, находившихся в собственности военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем судебная коллегия считает неверным вывод суда о пропуске истцом срока исковой давности при обращении в суд с настоящим иском ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписке из личной карточки Е.В., сформированной по защищенным каналам связи, сведения о наличии в собственности у Е.О. жилого помещения получены из Росреестра ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, срок исковой давности для заявленных требований о возмещении убытков следует исчислять с ДД.ММ.ГГГГ - когда истец узнал о своем нарушенном праве.
Также является неверным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.
В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи, и предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, члена семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, - не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Согласно части 7 статьи 57 ЖК РФ при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет (часть 8 статьи 57 ЖК РФ).
Порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в настоящем пункте, определяется Правительством Российской Федерации (часть 14 статьи 15 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "жилище" на 2011 - 2015 годы" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках указанной программы.
Подпунктом "а" пункта 5 указанных Правил установлено, что право на участие в подпрограмме имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), в том числе военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В пункте 16 Правил установлены нормативы общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты.
В соответствии с "Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, военнослужащие подают заявление к которому, в том числе прикладывают документы, подтверждающие сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи.
Военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются - действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.
Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 13 Инструкции на военнослужащего возложена обязанность по предоставлению сведений о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи.
Исходя из установленных по делу обстоятельств следует, что на момент предоставления жилого помещения в <адрес> Е.В. не предоставил сведения о наличии у его супруги Е.О. в собственности квартиры по <адрес> и ее отчуждении ДД.ММ.ГГГГ. Так как на момент принятия решения о предоставлении спорного жилого помещения не прошло пяти лет с момента отчуждения принадлежавшего Е.О. жилого помещении, оно подлежало учету при определении общей площади предоставляемого жилого помещения.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ответчики намеренно ухудшили свои жилищные условия с целью постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и получения жилого помещения.
С учетом того, что указанный факт был скрыт Е.В. при подаче документов для постановки на учет и предоставления жилого помещения по договору социального найма, при осуществлении своих прав ответчики действовали недобросовестно, судебная коллегия считает вывод суда первой инстанции о необоснованности заявленных требований неправильным, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием решения об удовлетворении исковых требований Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Судебная коллегия принимает во внимание представленный истцом расчет, произведенный с учетом сведений Министерства обороны Российской Федерации о стоимости 1 кв. м, установленный государственным контрактом от 24 декабря 2008 года N 73/8, в размере 39 647 рублей (л.д. 20). Данный расчет ответчиками не оспорен, в нарушение положений статьи 56 ГПК РФ ответчиками не представлено доказательств иной стоимости квадратного метра жилья.
С Е.В. подлежит взысканию сумма неосновательного обогащения в виде затраченных денежных средств на приобретение необоснованно полученной жилой площади в размере 1 498 656,60 рублей (37, 8 кв. м x 39 647 рублей).
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ, статьей 333.19 НК РФ с Е.В. в доход местного бюджета Партизанского муниципального района Приморского края подлежит взысканию государственная пошлина в размере 15 693,28 рублей.
Руководствуясь статьями 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.
Решение Партизанского районного суда Приморского края от 23 мая 2016 года отменить, принять по делу новое решение.
Взыскать с Е.В. в доход федерального бюджета Российской Федерации убытки в сумме 1 498 656,60 рублей.
Взыскать с Е.В. в доход местного бюджета Партизанского муниципального района Приморского края в размере 15 693,28 рублей.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)