Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Ответчикам в рамках региональной адресной программы переселения граждан из аварийного жилья предоставлено в собственность жилое помещение, при этом ответчики не сняты с регистрационного учета по прежнему месту жительства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Устюжина Н.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Горбатовой Л.В.,
судей Насиковской А.А., Пучковой Л.В.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" на решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 12 мая 2015 года, которым удовлетворен иск администрации муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" к О.А., О.С., Б.А. о прекращении права пользования жилым помещением; удовлетворен встречный иск Б.А. и иск третьего лица, заявляющего самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, Б.Г.Б. к администрации муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Горбатовой Л.В., объяснения Б.А., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
администрация МО "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" обратилась в суд с иском к О.А., О.С. и Б.А. о прекращении права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>
В обоснование заявленных требований истец указала, что <...> в рамках региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного фонда она заключила с О.Е., О.С. договор мены жилых помещений, по условиям которого в собственность истца перешла квартира N по адресу: <адрес>, принадлежащая О.Е. и О.С. на праве собственности, а в собственность О.Е. и О.С. поступила квартира по адресу: <адрес>.
Согласно данному договору О.Е. и О.С. приняли на себя обязательство произвести снятие с учета всех зарегистрированных граждан в квартире N по адресу: <адрес>
О.Е. свои обязательства по договору исполнила, однако иные ответчики с регистрационного учета до настоящего времени не сняты, что препятствует исключению дома <адрес> из разряда из реестра муниципальной собственности и прекращению всех правоотношений на данный объект недвижимости, поскольку ранее, <...>, он был уничтожен в результате пожара. Наличие зарегистрированных граждан в доме является препятствием для реализации права собственника на владение, распоряжение и пользование данной недвижимостью и для прекращения права муниципальной собственности. В этой связи администрация МО "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" требовала признать О.А. и О.С., а также зарегистрированную в указанной квартире Б.А., прекратившими право пользования спорным жилым помещением.
Ответчик Б.А., возражая против удовлетворения исковых требований администрации МО "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области", в ходе рассмотрения дела заявила встречный иск об обязании предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований она указала, что с <...> по <...> была зарегистрирована по договору социального найма вместе с родителями по адресу: <адрес> Данный дом полностью сгорел <...>. Ее мать, Б.Г.Б., неоднократно обращалась в администрацию МО "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" по вопросу предоставления иного жилого помещения, но только <...> по договору краткосрочного найма им была предоставлена комната площадью <...> кв. м в коммунальной квартире N в аварийном доме N по <адрес> сроком до <...> В дальнейшем Б.А. <...> была признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения и поставлена на очередь вместе со своей матерью Б.Г.Б. в порядке очередности согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ в качестве малоимущей.
С <...> она с согласия своих родственников, О.Е. и О.С., собственников квартиры <адрес> была зарегистрирована по указанному адресу. Б.А. считает, что администрация МО "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" нарушила ее право на получение жилого помещения вне очереди, признав ее нуждающейся в жилом помещении по ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, в то время как она относится к категории граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, что предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования, Б.Г.Б. также обратилась в суд с иском к администрации МО "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, равнозначного ранее занимаемому, указывая, что после гибели в результате пожара дома <адрес>, где она проживала в кв. N совместно с семьей, администрацией МО "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" было нарушено ее право на предоставление иного благоустроенного жилого помещения, поскольку <...> она вместе с дочерью Б.А. была принята на учет нуждающихся в жилом помещении, как малообеспеченная семья, в то время как она имела право на получение жилья вне очереди.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции администрация МО "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области", поддерживая первоначальный иск, исковые требования Б.А. и Б.Г.Б. не признала, ссылаясь на то, что ответчики не имеют права на получение жилья вне очереди, поскольку были поставлены на учет по иному основанию. Кроме того, жилой дом <адрес>, где они были зарегистрированы и проживали ранее, являлся собственностью ОАО "Свирская судоверфь" и в муниципальную собственность не передавался. Б.А. и Б.Г.Б. были признаны нуждающимися в жилье в период проживания в комнате в коммунальной квартире по адресу: п<адрес> по договору краткосрочного коммерческого найма.
Ответчик Б.А. первоначальные исковые требования не признала, поддержала встречные исковые требования, пояснив, что она другого жилого помещения не имеет, в настоящее время после предоставления семье О-вых иного жилья на регистрационный учет ее не ставят и жить ей негде.
Третье лицо с самостоятельными требованиями Б.Г.Б. в судебном заседании суда первой инстанции свои исковые требования и встречные исковые требования Б.А. поддержала, пояснив, что после того, как дом <адрес> сгорел, она самостоятельно снялась с регистрационного учета по данному адресу и в дальнейшем была зарегистрирована по договорам краткосрочного найма в комнатах в квартире N по адресу: п<адрес>, а затем в комнате по адресу: <адрес> где она имеет регистрацию до настоящего времени, однако данный дом также сгорел в <...>.
Третье лицо по первоначальному иску ОАО "Свирская судоверфь" в лице своего представителя Н. в судебном заседании поддержало исковые требования Администрации МО, возражая против удовлетворения исков Б.А. и Б.Г.Б.
Решением Подпорожского городского суда Ленинградской области от 12 мая 2015 года исковые требования администрации МО "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" к О.А., О.С. и Б.А. о прекращении права пользования жилым помещением удовлетворены; также удовлетворены встречные исковые требования Б.А. и Б.Г.Б. к администрации МО об обязании предоставить им равнозначное благоустроенное жилое помещение в черте г. п. Никольский Подпорожского района Ленинградской области по договору социального найма вне очереди (т. 2 л.д. 53 - 60).
Администрация МО "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" не согласилась с законностью и обоснованностью постановленного решения представила апелляционную жалобу.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 05 августа 2015 года решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 12 мая 2015 года в части удовлетворения исковых требований Б.А. и Б.Г.Б. к администрации МО "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение вне очереди по договору социального найма отменено, с вынесением по делу нового решения.
Б.А. и Б.Г.Б. в удовлетворении исковых требований об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение вне очереди по договору социального найма отказано.
В остальной части решение Подпорожского городского суда от 12 мая 2015 года оставлено без изменения.
Постановлением президиума Ленинградского областного суда определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 05 августа 2015 года в части отмены решения суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Б.А. и Б.Г.Б. к администрации муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение вне очереди по договору социального найма и принятии в указанной части нового решения об отказе в иске отменено, дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда проверяет законность и обоснованность решения только в отмененной части, в иной части разрешенных требований постановленное решение не обжалуется, поскольку вступило в законную силу согласно определению Ленинградского областного суда от 05 августа 2015 года.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно обменному ордеру N от <...> выданному администрацией МО "Подпорожский район" Б.Г.Б. и Б.А. в период <...> по <...> были зарегистрированы и проживали по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 40).
Указанный жилой дом в соответствии с Типовым планом приватизации "Свирской судостроительной верфи", утвержденным председателем Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом, не входит в объем вклада в уставный капитал ОАО "Свирская судоверфь", право собственности не зарегистрировано.
Таким образом, жилой дом находящийся по адресу: <адрес>, подлежал передаче в муниципальную собственность.
Согласно справке от <...> отдела государственного пожарного надзора по Подпорожскому району Ленинградской области <...> жилой дом по указанному адресу полностью сгорел (т. 1 л.д. 41), после чего <...> года Б.Г.Б. и Б.А. в связи с жизненной необходимостью снялись с регистрационного учета.
<...> года по договору краткосрочного найма администрация МО "Никольское городское поселение" предоставила Б.Г.Б. и Б.А. во временное пользование комнату площадью <...> кв. м в коммунальной квартире по адресу: <адрес> сроком с <...> по <...> с правом проживания несовершеннолетней Б.А. с <...> по <...>.
Таким образом, в период с <...> Б.Г.Б. и Б.А. проживали на территории <адрес> по договорам краткосрочного найма (т. 1 л.д. 44 - 46, 49 - 53, 62 - 63).
Из материалов дела также следует, что постановлением администрации МО "Никольское городское поселение Подпорожского района Ленинградской области" от <...> Б.Г.Б. и Б.А. были признаны малоимущими и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ (т. 1 л.д. 80).
Б.А. <...> была вселена и зарегистрирована в жилом помещении, принадлежащем О.Е. и О.С. в качестве члена семьи собственников.
Б.Г.Б. проживала на территории МО Никольское городское поселение на основании договоров краткосрочных коммерческих наймов.
Удовлетворяя исковые требования Б.Г.Б. и Б.А. об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что жилой дом, в котором проживали Б.Г.Б. и Б.А. не вошел в состав имущества приватизируемого предприятия и подлежит передаче в муниципальную собственность, полностью уничтожен в результате пожара, жилое помещение не восстановлено. Семья Б-вых вселилась в квартиру на основании обменного ордера и проживала в утраченном жилом помещении на условиях социального найма, а выезд из дома носил вынужденный характер вследствие пожара. Суд первой инстанции также учел, что Б.Г.Б. и Б.А. признаны малоимущими и нуждающимися в жилье, иного жилого помещения принадлежащего им на праве собственности или ином законном основании не имеют, в связи с чем пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на администрацию муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.
Между тем, частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрены исключительные случаи, когда жилые помещения могут быть предоставлены гражданам и во внеочередном порядке.
Так, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания решаются в соответствии с "Положением о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года.
Положениями подпункта 6 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством отнесено к вопросам местного значения поселений.
Следовательно, оказание содействия в обеспечении нормальных жилищных условий малоимущим гражданам, чье единственное жилое помещение признано непригодным для проживания, является обязанностью государства в лице органов государственной и муниципальной власти.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, статья 2, статья 21 часть 1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
При этом ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье (к которой относится и заявитель), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.
Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент предоставления жилища они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в порядке ч. 1 ст. 57 ЖК РФ.
Поскольку достоверно установлено, что квартира, являвшаяся единственным местом жительства Б.Г.Б. и Б.А., уничтожена в результате пожара, восстановлению не подлежит и отнесена к категории непригодного жилья, то в соответствии с положениями пунктов 1, 8, 9 части 1 статьи 14, части 1 статьи 15, частей 1 и 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, а также на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, которым утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, требование семьи Б-вых об обязании предоставить им жилое помещение по договору социального найма вне очереди является обоснованным.
При этом следует отметить, что предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 14 от 2 июля 2009 года "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Между тем, Пленум Верховного Суда РФ указал, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
Таким образом, вышеуказанными положениями Жилищного кодекса РФ, подтвержденного правоприменительной практикой, установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания, в том числе разрушенного или уничтоженного в результате пожара.
Учитывая, что дом, в котором проживали Б.Г.Б. и Б.А., сгорел, им должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение по договору социального найма применительно к условиям <адрес>, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам и находящееся в черте данного населенного пункта. Основным критерием определения размера предоставляемого жилого помещения должно выступать выполнение такого условия, как равнозначность ранее занимаемому жилому помещению.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к выводу, что суд первой инстанции удовлетворяя требования Б.А. и Б.Г.Б. к администрации МО "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение вне очереди по договору социального найма оставить правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, произвел полную и всестороннюю оценку представленным доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, и постановил законное и обоснованное решении при точном соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 12 мая 2015 года в части удовлетворения иска Б.А. и иска третьего лица, заявляющего самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, Б.Г.Б. к администрации муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.04.2016 N 33-2068/2016
Требование: О прекращении права пользования жилым помещением.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Ответчикам в рамках региональной адресной программы переселения граждан из аварийного жилья предоставлено в собственность жилое помещение, при этом ответчики не сняты с регистрационного учета по прежнему месту жительства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 апреля 2016 года
Судья Устюжина Н.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Горбатовой Л.В.,
судей Насиковской А.А., Пучковой Л.В.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" на решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 12 мая 2015 года, которым удовлетворен иск администрации муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" к О.А., О.С., Б.А. о прекращении права пользования жилым помещением; удовлетворен встречный иск Б.А. и иск третьего лица, заявляющего самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, Б.Г.Б. к администрации муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Горбатовой Л.В., объяснения Б.А., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
администрация МО "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" обратилась в суд с иском к О.А., О.С. и Б.А. о прекращении права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>
В обоснование заявленных требований истец указала, что <...> в рамках региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного фонда она заключила с О.Е., О.С. договор мены жилых помещений, по условиям которого в собственность истца перешла квартира N по адресу: <адрес>, принадлежащая О.Е. и О.С. на праве собственности, а в собственность О.Е. и О.С. поступила квартира по адресу: <адрес>.
Согласно данному договору О.Е. и О.С. приняли на себя обязательство произвести снятие с учета всех зарегистрированных граждан в квартире N по адресу: <адрес>
О.Е. свои обязательства по договору исполнила, однако иные ответчики с регистрационного учета до настоящего времени не сняты, что препятствует исключению дома <адрес> из разряда из реестра муниципальной собственности и прекращению всех правоотношений на данный объект недвижимости, поскольку ранее, <...>, он был уничтожен в результате пожара. Наличие зарегистрированных граждан в доме является препятствием для реализации права собственника на владение, распоряжение и пользование данной недвижимостью и для прекращения права муниципальной собственности. В этой связи администрация МО "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" требовала признать О.А. и О.С., а также зарегистрированную в указанной квартире Б.А., прекратившими право пользования спорным жилым помещением.
Ответчик Б.А., возражая против удовлетворения исковых требований администрации МО "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области", в ходе рассмотрения дела заявила встречный иск об обязании предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований она указала, что с <...> по <...> была зарегистрирована по договору социального найма вместе с родителями по адресу: <адрес> Данный дом полностью сгорел <...>. Ее мать, Б.Г.Б., неоднократно обращалась в администрацию МО "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" по вопросу предоставления иного жилого помещения, но только <...> по договору краткосрочного найма им была предоставлена комната площадью <...> кв. м в коммунальной квартире N в аварийном доме N по <адрес> сроком до <...> В дальнейшем Б.А. <...> была признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения и поставлена на очередь вместе со своей матерью Б.Г.Б. в порядке очередности согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ в качестве малоимущей.
С <...> она с согласия своих родственников, О.Е. и О.С., собственников квартиры <адрес> была зарегистрирована по указанному адресу. Б.А. считает, что администрация МО "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" нарушила ее право на получение жилого помещения вне очереди, признав ее нуждающейся в жилом помещении по ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, в то время как она относится к категории граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, что предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования, Б.Г.Б. также обратилась в суд с иском к администрации МО "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, равнозначного ранее занимаемому, указывая, что после гибели в результате пожара дома <адрес>, где она проживала в кв. N совместно с семьей, администрацией МО "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" было нарушено ее право на предоставление иного благоустроенного жилого помещения, поскольку <...> она вместе с дочерью Б.А. была принята на учет нуждающихся в жилом помещении, как малообеспеченная семья, в то время как она имела право на получение жилья вне очереди.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции администрация МО "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области", поддерживая первоначальный иск, исковые требования Б.А. и Б.Г.Б. не признала, ссылаясь на то, что ответчики не имеют права на получение жилья вне очереди, поскольку были поставлены на учет по иному основанию. Кроме того, жилой дом <адрес>, где они были зарегистрированы и проживали ранее, являлся собственностью ОАО "Свирская судоверфь" и в муниципальную собственность не передавался. Б.А. и Б.Г.Б. были признаны нуждающимися в жилье в период проживания в комнате в коммунальной квартире по адресу: п<адрес> по договору краткосрочного коммерческого найма.
Ответчик Б.А. первоначальные исковые требования не признала, поддержала встречные исковые требования, пояснив, что она другого жилого помещения не имеет, в настоящее время после предоставления семье О-вых иного жилья на регистрационный учет ее не ставят и жить ей негде.
Третье лицо с самостоятельными требованиями Б.Г.Б. в судебном заседании суда первой инстанции свои исковые требования и встречные исковые требования Б.А. поддержала, пояснив, что после того, как дом <адрес> сгорел, она самостоятельно снялась с регистрационного учета по данному адресу и в дальнейшем была зарегистрирована по договорам краткосрочного найма в комнатах в квартире N по адресу: п<адрес>, а затем в комнате по адресу: <адрес> где она имеет регистрацию до настоящего времени, однако данный дом также сгорел в <...>.
Третье лицо по первоначальному иску ОАО "Свирская судоверфь" в лице своего представителя Н. в судебном заседании поддержало исковые требования Администрации МО, возражая против удовлетворения исков Б.А. и Б.Г.Б.
Решением Подпорожского городского суда Ленинградской области от 12 мая 2015 года исковые требования администрации МО "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" к О.А., О.С. и Б.А. о прекращении права пользования жилым помещением удовлетворены; также удовлетворены встречные исковые требования Б.А. и Б.Г.Б. к администрации МО об обязании предоставить им равнозначное благоустроенное жилое помещение в черте г. п. Никольский Подпорожского района Ленинградской области по договору социального найма вне очереди (т. 2 л.д. 53 - 60).
Администрация МО "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" не согласилась с законностью и обоснованностью постановленного решения представила апелляционную жалобу.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 05 августа 2015 года решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 12 мая 2015 года в части удовлетворения исковых требований Б.А. и Б.Г.Б. к администрации МО "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение вне очереди по договору социального найма отменено, с вынесением по делу нового решения.
Б.А. и Б.Г.Б. в удовлетворении исковых требований об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение вне очереди по договору социального найма отказано.
В остальной части решение Подпорожского городского суда от 12 мая 2015 года оставлено без изменения.
Постановлением президиума Ленинградского областного суда определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 05 августа 2015 года в части отмены решения суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Б.А. и Б.Г.Б. к администрации муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение вне очереди по договору социального найма и принятии в указанной части нового решения об отказе в иске отменено, дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда проверяет законность и обоснованность решения только в отмененной части, в иной части разрешенных требований постановленное решение не обжалуется, поскольку вступило в законную силу согласно определению Ленинградского областного суда от 05 августа 2015 года.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно обменному ордеру N от <...> выданному администрацией МО "Подпорожский район" Б.Г.Б. и Б.А. в период <...> по <...> были зарегистрированы и проживали по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 40).
Указанный жилой дом в соответствии с Типовым планом приватизации "Свирской судостроительной верфи", утвержденным председателем Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом, не входит в объем вклада в уставный капитал ОАО "Свирская судоверфь", право собственности не зарегистрировано.
Таким образом, жилой дом находящийся по адресу: <адрес>, подлежал передаче в муниципальную собственность.
Согласно справке от <...> отдела государственного пожарного надзора по Подпорожскому району Ленинградской области <...> жилой дом по указанному адресу полностью сгорел (т. 1 л.д. 41), после чего <...> года Б.Г.Б. и Б.А. в связи с жизненной необходимостью снялись с регистрационного учета.
<...> года по договору краткосрочного найма администрация МО "Никольское городское поселение" предоставила Б.Г.Б. и Б.А. во временное пользование комнату площадью <...> кв. м в коммунальной квартире по адресу: <адрес> сроком с <...> по <...> с правом проживания несовершеннолетней Б.А. с <...> по <...>.
Таким образом, в период с <...> Б.Г.Б. и Б.А. проживали на территории <адрес> по договорам краткосрочного найма (т. 1 л.д. 44 - 46, 49 - 53, 62 - 63).
Из материалов дела также следует, что постановлением администрации МО "Никольское городское поселение Подпорожского района Ленинградской области" от <...> Б.Г.Б. и Б.А. были признаны малоимущими и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ (т. 1 л.д. 80).
Б.А. <...> была вселена и зарегистрирована в жилом помещении, принадлежащем О.Е. и О.С. в качестве члена семьи собственников.
Б.Г.Б. проживала на территории МО Никольское городское поселение на основании договоров краткосрочных коммерческих наймов.
Удовлетворяя исковые требования Б.Г.Б. и Б.А. об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что жилой дом, в котором проживали Б.Г.Б. и Б.А. не вошел в состав имущества приватизируемого предприятия и подлежит передаче в муниципальную собственность, полностью уничтожен в результате пожара, жилое помещение не восстановлено. Семья Б-вых вселилась в квартиру на основании обменного ордера и проживала в утраченном жилом помещении на условиях социального найма, а выезд из дома носил вынужденный характер вследствие пожара. Суд первой инстанции также учел, что Б.Г.Б. и Б.А. признаны малоимущими и нуждающимися в жилье, иного жилого помещения принадлежащего им на праве собственности или ином законном основании не имеют, в связи с чем пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на администрацию муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.
Между тем, частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрены исключительные случаи, когда жилые помещения могут быть предоставлены гражданам и во внеочередном порядке.
Так, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания решаются в соответствии с "Положением о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года.
Положениями подпункта 6 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством отнесено к вопросам местного значения поселений.
Следовательно, оказание содействия в обеспечении нормальных жилищных условий малоимущим гражданам, чье единственное жилое помещение признано непригодным для проживания, является обязанностью государства в лице органов государственной и муниципальной власти.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, статья 2, статья 21 часть 1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
При этом ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье (к которой относится и заявитель), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.
Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент предоставления жилища они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в порядке ч. 1 ст. 57 ЖК РФ.
Поскольку достоверно установлено, что квартира, являвшаяся единственным местом жительства Б.Г.Б. и Б.А., уничтожена в результате пожара, восстановлению не подлежит и отнесена к категории непригодного жилья, то в соответствии с положениями пунктов 1, 8, 9 части 1 статьи 14, части 1 статьи 15, частей 1 и 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, а также на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, которым утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, требование семьи Б-вых об обязании предоставить им жилое помещение по договору социального найма вне очереди является обоснованным.
При этом следует отметить, что предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 14 от 2 июля 2009 года "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Между тем, Пленум Верховного Суда РФ указал, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
Таким образом, вышеуказанными положениями Жилищного кодекса РФ, подтвержденного правоприменительной практикой, установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания, в том числе разрушенного или уничтоженного в результате пожара.
Учитывая, что дом, в котором проживали Б.Г.Б. и Б.А., сгорел, им должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение по договору социального найма применительно к условиям <адрес>, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам и находящееся в черте данного населенного пункта. Основным критерием определения размера предоставляемого жилого помещения должно выступать выполнение такого условия, как равнозначность ранее занимаемому жилому помещению.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к выводу, что суд первой инстанции удовлетворяя требования Б.А. и Б.Г.Б. к администрации МО "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение вне очереди по договору социального найма оставить правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, произвел полную и всестороннюю оценку представленным доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, и постановил законное и обоснованное решении при точном соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 12 мая 2015 года в части удовлетворения иска Б.А. и иска третьего лица, заявляющего самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, Б.Г.Б. к администрации муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)