Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.04.2017 ПО ДЕЛУ N 33-7041/2017

Требование: О признании права на обеспечение жилым помещением, возложении обязанности по обеспечению жилым помещением.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Вдова военнослужащего указала, что муж умер на территории войсковой части при выполнении боевой задачи. В принятии на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма из фондов Министерства обороны РФ вдове отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 апреля 2017 г. по делу N 33-7041/2017


Судья Бабкина Н.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ивановой Т.С.,
судей Лузянина В.Н., Кокшарова Е.В.
при секретаре <...>8,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Н. <...>17, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Н. <...>18, Н. <...>19, Н. <...>20, к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права на обеспечение жилым помещением, возложении обязанности по обеспечению жилым помещением,
по апелляционной и дополнительной апелляционной жалобам представителя истца Н. <...>21 - С. <...>22 на решение Октябрьского районного суда <...> от <...>.
Заслушав доклад судьи Лузянина В.Н., объяснения представителя ответчика ФГКУ "ЦРУЖО" - А. <...>23. (доверенность от <...> сроком действия <...> год),

установила:

Н. <...>24, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Н. <...>25., Н. <...>26, Н. <...>27 обратилась в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование которого указывала, что <...> ее муж, <...>29 умер от острой сердечно-сосудистой недостаточности, атеросклеротического кардиосклероза на территории боевой стартовой позиции N войсковой части N при выполнении боевой задачи.
Приказом командира войсковой части <...> от <...> N установлено, что <...>11, проходивший военную службу в войсковой части N относящейся к Министерству обороны Российской Федерации, умер <...>, исключен из списков личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации с <...> в связи со смертью в соответствии с п. 7 ст. 51 Федерального закона от <...> N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от <...> N. Указанным приказом также определено, что смерть <...>11 наступила в служебное время в период прохождения военной службы, при исполнении обязанностей военной службы.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами, Н. <...>30. <...> обратилась с заявлением в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации, - <...> о постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения в соответствии с действующим законодательством. Однако, <...> ФГКУ "ЦРУЖО" принято решение N об отказе Н. <...>31 в принятии на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма из фондов Министерства обороны Российской Федерации. Данное решение истец полагала незаконным, необоснованным и несправедливым. Семья истца ранее установленным порядком признана нуждающейся в получении жилья. На момент гибели мужа истца <...>11 их семья находилась в списках на получение жилья, протокол заседания жилищной комиссии войсковой части 11981 от <...> N.
В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" за <...>1, ее дочерью <...>2, дочерью <...>3, сыном <...>4, после гибели мужа истца, сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Решением Октябрьского районного суда <...> от <...> исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной и дополнительной апелляционной жалобах (далее по тексту - апелляционная жалоба) представитель истца ставит вопрос об отмене решения суда, полагая его незаконным и необоснованным.

В соответствии с п. 1.1 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от <...> N 76-ФЗ, при предоставлении жилого помещения в соответствии с указанным Федеральным законом членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего размер общей площади предоставляемого жилого помещения определяется исходя из состава семьи военнослужащего на дату его гибели (смерти).
Согласно послужному списку майора <...>11 последний контракт с ним заключен сроком на 5 лет с <...> по <...>.
В соответствии со ст. 49 Федерального закона от <...> N 53-ФЗ (ред. от <...>) "О воинской обязанности и военной службе" предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается для военнослужащего, имеющего воинское звание майор 50 лет <...>. <...>11, <...> рождения, имел право служить до <...> и имел бы выслугу более 20 календарных лет.
Свой первый офицерский контракт <...>11 заключил <...> сроком на пять лет, то есть в соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", обеспечивался на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями.
На момент смерти <...>11, члены его семьи, вдова <...>1, несовершеннолетние <...>2, <...>3, <...>4, жильем как члены семьи умершего при исполнении воинского долга офицера не обеспечены, поэтому имеют право на обеспечение жилым помещением из фондов Министерства обороны Российской Федерации за счет федерального бюджета во внеочередном порядке.
Реализовать свое право и встать на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, как того требовало действующее законодательство, ни <...>11, ни члены его семьи не смогли, из-за гибели <...>11, то есть по независящим от них причинам.
Неправомерно также обоснование отказа в приеме на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, связанное с не достижением 20 лет выслуги у <...>11 и отсутствием 5 лет со дня отчуждения недвижимости заявителей, так как указанные сроки были прерваны также из-за смерти <...>11
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Суд в своем решении подошел к закону формально, без учета конкретных обстоятельств дела, без анализа имеющихся в деле конкретных доказательств.
Безоснователен вывод суда о том, что право на получение жилого помещения по избранному месту жительства у <...>11 не возникло.
Неправомерны претензии суда к истцам о том, что суду не представлены доказательства того, что <...>11 подлежал увольнению с военной службы по одному из указанных оснований. Если бы не наступила преждевременная смерть, то майор <...>11 подлежал увольнению именно по одному из трех льготных оснований, а его выслуга военной службы составила бы более 20 лет.
Служебная трехкомнатная квартира в специализированном муниципальном жилищном фонде ЗАТО Светлый по адресу: <...>, общей площадью - <...> принадлежит на праве собственности Администрации городского Закрытого административно-территориального образования <...> в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от <...> N <...>, и в настоящее время указанный собственник уже предпринимает меры для выселения вдовы погибшего военнослужащего и троих детей, потерявших кормильца из указанного жилого помещения.
Кроме того, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от <...> "О статусе военнослужащих", социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны их представители не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены исх. от <...> N.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле (судебные извещения, размещение информации о месте и времени рассмотрения дела на официальном сайте Свердловского областного суда - www.ekboblsud.ru), руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Исследовав материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждено материалами истец <...>1 являлась супругой <...>11, у <...>1 и <...>11 имеются совместные дети: <...>2, <...> года рождения, <...>3, <...> года рождения, <...>4, <...> года рождения.
<...>11 проходил службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, был исключен из списков личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации приказом командира войсковой части <...> от <...> N в связи со смертью. Выслуга лет в календарном исчислении на момент гибели составила 16 лет.
В период прохождения военной службы <...>11 распоряжением Администрации городского округа ЗАТО <...> от <...> N <...>, на основании протокола заседания межведомственной комиссии по жилищным вопросам при администрации городского округа ЗАТО Светлый от <...> N с учетом членов семьи: жены - <...>1, дочери - <...>2, дочери - <...>3, выделена служебная трехкомнатная квартира в специализированном муниципальном жилищном фонде ЗАТО Светлый по адресу: <...>, общей площадью - <...>. м.
Решением ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от <...> N <...>1 отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В обоснование отказа указано на то, что <...>11 до момента гибели (смерти) не был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма в порядке, действовавшем в тот период времени, <...>1 не может быть принята на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма из фондов Министерства обороны. Дополнительно приведено, что членами семьи <...>11 ухудшены жилищные условия: согласно договору купли-продажи от <...>1, <...>2, <...>3 осуществили сделку по отчуждению по <...> жилого помещения у каждого, расположенного по адресу: <...> (общая площадь <...>.), согласно договора купли-продажи от <...>1 осуществила сделку по отчуждению <...> доли в праве жилого помещения, расположенного по адресу: <...> (общая площадь <...>м.).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований суд пришел к выводу, что право на получение жилого помещения по избранному месту жительства у <...>11 не возникло, и отсутствовали основания для признания его таковым, исходя из выслуги лет, на момент гибели не был признан нуждающимся по причине отчуждения имеющегося жилья, с учетом положений ст. ст. 51, 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда об отсутствии оснований для признания семьи <...>11 нуждающееся в улучшении жилищных условий.
В силу абз. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
При предоставлении жилого помещения в соответствии с этим Федеральным законом членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) размер общей площади предоставляемого жилого помещения определяется исходя из состава семьи военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) на дату его гибели (смерти) (п. 1.1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абз. 1 п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 405-ФЗ, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения) членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с данным Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены п. п. 1, 16, 18 и 19 ст. 15 и ст. 15.1 названного Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
При этом лицам, указанным в абз. 1 и 3 п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в соответствии с данным Федеральным законом во внеочередном порядке (абз. 4 п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 405-ФЗ, действовавшей на момент обращения <...>1 с заявлением <...> о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения).
Из содержания положений п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что право на предоставление жилых помещений предусмотрено законом не только в отношении членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, признанных нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) военнослужащего, но и в отношении членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имевших основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) военнослужащего, то есть вне зависимости от того, были они поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях или нет.
Соответственно, юридически значимым является вопрос о том, имела ли <...>1 и ее несовершеннолетние дети основания быть признанными нуждающимися в жилом помещении до гибели мужа-военнослужащего.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия соглашается с доводами автора жалобы о незаконности выводов суда об отсутствии у членов семьи погибшего военнослужащего <...>11 одного из условий для получения требуемой социальной защиты в виде предоставления жилого помещения по договору социального найма, и не возникновении права у <...>11 на получение жилого помещения по избранному месту жительства со ссылкой на то, что общая продолжительность военной службы <...>11 составляет менее 10 лет. По смыслу нормы п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от <...> N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", получение социальной защиты членами семьи военнослужащего, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы, не ставится законом в зависимость от продолжительности его военной службы. Данное условие (продолжительность военной службы 10 лет и более) предусмотрено названной нормой для членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Вместе с тем данный вывод суда первой инстанции не повлиял на правильность постановленного решения.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от <...> N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до <...> в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В соответствии с п. п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу <...>, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В пункте 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от <...> N установлено, что военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.
Судом установлено, что <...>1, <...>2, <...>3 осуществили сделку по отчуждению по <...> жилого помещения у каждого, расположенного по адресу: <...> (общая площадь <...> кв. м), <...>1 произвела отчуждение жилого помещения, расположенного по адресу: <...> (общая площадь <...> кв. м). До совершения вышеуказанных действий на военнослужащего и членов его семьи приходилось по <...>. Соответственно пятилетний срок с даты ухудшения жилищных условий, как на момент гибели <...>11 (<...>), так и на момент обращения истца (<...>) не истек.
Ввиду того, что положениями действующего законодательства, регулирующего порядок приобретения военнослужащим права состоять на учете на улучшение жилищных условий предусмотрено такое обязательное условие как принятие на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения им действий, повлекших ухудшение жилищных условий, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания <...>1, <...>2, <...>3, <...>4 быть признанными нуждающимися в жилом помещении до гибели мужа-военнослужащего.
Другие доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, аналогичны основаниям заявленных истцом требований и не влекут отмену решения суда.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 09.11.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.С.ИВАНОВА

Судьи
В.Н.ЛУЗЯНИН
Е.В.КОКШАРОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)