Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.07.2017 N 19АП-3605/2017 ПО ДЕЛУ N А48-109/2017

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2017 г. по делу N А48-109/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 7 июля 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2017 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.С.,
судей Алферовой Е.Е.,
Письменного С.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шеиной К.А.,
при участии:
- от субъекта Российской Федерации - Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области: Михалина Д.А., представителя по доверенности N 11 от 02.09.2016;
- от муниципального образования Орловский район Орловской области в лице Администрации Орловского района Орловской области: Серегина Д.В., представителя по доверенности N 2 от 10.05.2017;
- от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании в режиме видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Орловской области апелляционную жалобу субъекта Российской Федерации - Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области (ОГРН 1025700832959, ИНН 5753012290) на решение Арбитражного суда Орловской области от 05.04.2017 по делу N А48-109/2017 (судья Старых М.А.) по иску муниципального образования Орловский район Орловской области в лице Администрации Орловского района Орловской области (ОГРН 1025700695448, ИНН 5720001173) к субъекту Российской Федерации - Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области о взыскании 1 375 000 руб., при участии в деле третьего лица: Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации,

установил:

муниципальное образование Орловский район Орловской области в лице Администрации Орловского района Орловской области (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к субъекту Российской Федерации - Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области (далее - ответчик) о взыскании 1 375 000 руб. убытков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 5 апреля 2017 года исковые требования были удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, субъект Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель ссылается на то, что субъект Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области не является лицом, действия (бездействие) которого повлекли возникновение у муниципального образования Орловский район Орловской области в лице Администрации Орловского района Орловской области убытков. По мнению заявителя, поскольку право инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, на получение бесплатного жилья за счет средств областного бюджета законодательством Орловской области не предусмотрено, правовых оснований для возникновения у ответчика расходного обязательства по финансированию данной льготы не имеется.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель субъекта Российской Федерации - Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель муниципального образования Орловский район Орловской области в лице Администрации Орловского района Орловской области с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации явку полномочных представителей не обеспечила, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела. На основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей третьего лица, по имеющимся в деле доказательствам.
Заслушав мнения представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением Администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области от 03.12.2015 N 1238 Ефимова Ю.А. и Ефимов Д.А. были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении вне очереди.
Решением Орловского районного суда Орловской области от 16.03.2016 по делу N 2-285/2016, вступившим в законную силу, на Администрацию Орловского района Орловской области возложена обязанность по предоставлению Ефимовой Ю.А. на состав семьи 2 человека жилого помещения по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, с учетом права на дополнительную площадь ребенка-инвалида.
Также вышеуказанным решением установлено, что Ефимов Д.А. является инвалидом, страдающим психическим расстройством. Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела справками серии МСЭ-2014 N 2264013 от 15.04.2015, N 3743 от 08.10.2015 (т. 1, л.д. 85-86).
Во исполнение решения Орловского районного суда Орловской области от 16.03.2016 Администрацией Орловского района Орловской области 16 сентября 2016 года был заключен муниципальный контракт N 0354300067616000058-0134984-01 с Раджабовым В.Р., по условиям которого Администрация Орловского района Орловской области приобрела в муниципальную собственность и обязалась оплатить жилое помещение общей площадью 58,6 кв. м.
В материалах дела имеется акт приема-передачи от 16.09.2016 к муниципальному контракту N 0354300067616000058-0134984-01, из которого следует, что Администрация Орловского района Орловской области приняла в муниципальную собственность Орловского района указанное жилое помещение.
Платежным поручением N 844667 от 26.10.2016 Администрация Орловского района Орловской области перечислила продавцу стоимость жилого помещения в сумме 1 375 000 руб.
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 57/001/034/2016-2141 от 17.11.2016, собственником квартиры, общей площадью 58,5 кв. м, расположенной на первом этаже, по адресу: Орловский район, с. Моховица, <...>, является муниципальное образование Орловский район Орловской области.
10 ноября 2016 года Администрацией Орловского района Орловской области принято постановление N 1377 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда Ефимовой Ю.А.".
17 ноября 2016 года между Администрацией Орловского района Орловской области и Ефимовой Ю.А. заключен договор социального найма жилого помещения.
Таким образом, Администрация Администрацией Орловского района Орловской области исполнила возложенные на нее судом обязанности.
Из материалов дела следует, что Администрация Орловского района Орловской области неоднократно обращалась в Департамент финансов Орловской области с просьбой о выделении денежных средств на приобретение благоустроенного жилого помещения для Ефимова Д.А.
В ответ на обращение Администрации Орловского района Орловской области от 09.03.2016 N 1-595 Департамент финансов Орловской области в письме от 30.03.2016 N 02-04-04/149 сообщил, что указанный в обращении вопрос подлежит решению в судебном порядке.
На обращение Администрации Орловского района Орловской области от 24.03.2016 N 1-765 ответ Департамента финансов Орловской области не был получен.
30 марта 2016 года Администрацией Орловского района Орловской области было направлено обращение Члену Правительства Орловской области - руководителю Департамента правового обеспечения и государственного финансового контроля Орловской области Карпычеву Ф.П. с просьбой решить вопрос по правовому урегулированию финансирования убытков администрации района, возникающих в связи с обеспечением жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года.
В полученном ответе от 25.04.2016 N Д1-754 на указанное обращение указано, что дополнительных финансовых обязательств на органы исполнительной государственной власти не возлагается.
На обращение от 26.05.2016 N 1-1576 Администрацией Орловского района Орловской области был получен ответ Департамента финансов Орловской области от 17.06.2016 N 02-04-04/310, в котором отмечено, что предоставление Ефимову Д.И. жилого помещения по договору социального найма обязан осуществить орган местного самоуправления - Администрация Орловского района Орловской области.
Претензия Администрации Орловского района Орловской области от 24.11.2016 N 1-3808 по вопросу о возмещении убытков в размере 1 375 000 руб. была оставлена Департаментом финансов Орловской области без удовлетворения.
Ссылаясь на то, что муниципальное образование Орловский район в лице Администрации Орловского района Орловской области выполнило свою обязанность по предоставлению жилого помещения, однако органы государственной власти соответствующие расходы не компенсировали, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2002 N 258-О, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенной категории граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей. Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О указал, что в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями статей 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", а также статей 14, 19 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации").
Частью 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность установления федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации отдельных категорий граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма.
В силу ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 4 части 1 статьи 51, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" лица, страдающие заболеваниями из утвержденного перечня, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
При этом содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении названной категории граждан жилых помещений вне очереди закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что публично-правовым образованием, к расходным обязательствам которого относится финансирование расходов на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, является субъект Российской Федерации, в настоящем случае - Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области как главного распорядителя финансовых средств.
Правомерность выводов суда области подтверждается правовой позицией, отраженной в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2015 N 309-ЭС15-11320, от 29.01.2016 N 303-ЭС15-12721.
На основании изложенного, решение Арбитражного суда Орловской области от 5 апреля 2017 года следует оставить без изменения, апелляционную жалобу субъекта Российской Федерации - Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем оснований для взыскания или возврата государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы у суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Орловской области от 05.04.2017 по делу N А48-109/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу субъекта Российской Федерации - Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области (ОГРН 1025700832959, ИНН 5753012290) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
А.С.ЯКОВЛЕВ

Судьи
Е.Е.АЛФЕРОВА
С.И.ПИСЬМЕННЫЙ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)