Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2017 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Беловой А.Р.,
судей Кольцовой Н.Н., Крекотнева С.Н.,
при участии в заседании:
от заявителей -
Департамент городского имущества города Москвы: Клоков Е.В., по доверенности от 29.12.2016 N 33-Д-1456/16
Правительство Москвы: Клоков Е.В., по доверенности от 25.01.2017 N 4-47-112/7
от истца - ООО "АНКИЛ": Юлдашев А.Р., по доверенности от 25.05.2017
рассмотрев 31 июля 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы
на решение от 17 марта 2017 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Анциферовой О.В.,
на постановление от 18 мая 2017 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Векличем Б.С., Барановской Е.Н., Сумароковой Т.Я.,
по иску ООО "АНКИЛ"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании права на применение льготной ставки арендной платы
третье лицо: Правительство Москвы
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АНКИЛ" (далее - ООО "АНКИЛ", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент, ответчик) о признании права на применение льготной ставки арендной платы по договору аренды от 25.01.2007 N 01-00043/07 (в редакции дополнительного соглашения от 17.08.2015) в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" с 17.08.2015, а именно: в период с 17.08.2015 по 31.12.2016 признать право на применение льготной ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв. м в год; в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 признать право на применение льготной ставки арендной платы в размере 4 500 руб. за кв. м в год; в период с 01.01.2018 до 30.06.2020 признать право на применение льготной ставки арендной платы в размере, установленном действующими в период с 01.01.2018 до 30.06.2020 соответствующими нормами Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", для субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Москвы (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17 марта 2017 года заявленные исковые требования удовлетворены частично, за истцом признано право на применение льготной ставки арендной платы по договору аренды от 25.01.2007 N 01-00043/07 (в редакции дополнительного соглашения от 17.08.2015) в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" с 17.08.2015, а именно: в период с 17.08.2015 по 31.12.2016 признано право на применение льготной ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв. м в год; в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 признании права на применение льготной ставки арендной платы в размере 4 500 руб. за кв. м в год, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2017 года решение Арбитражного суда города Москвы от 17 марта 2017 года оставлено без изменения.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется в порядке статей 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Департамента и Правительства Москвы, которые просят решение Арбитражного суда города Москвы от 17 марта 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2017 года отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы Департамент и Правительство Москвы ссылаются на то, что истцом в установленном порядке подписано дополнительное соглашение от 17.08.2015 к договору аренды от 25.01.2007 N 01-00043/07, в соответствии с которым срок действия договора продлен до 30.06.2020 и установлена величина арендной платы за объект равная 10 340 руб. за 1 кв. м в год без учета НДС по результатам оценки рыночной стоимости объекта аренды. Указанное дополнительное соглашение было подписано обеими сторонами. Фактически стороны выразили свою волю, согласившись с условиями дополнительных соглашений, в том числе и по размеру ставки арендной платы.
Как указывают заявители, судами первой и апелляционной инстанций неправомерно отклонены доводы Департамента и Правительства Москвы, что согласно действующему законодательству в случае пролонгации договора аренды арендатор может получить имущественную поддержку в виде установления льготной ставки арендной платы исключительно по решению Межведомственной комиссии.
Заявители указывают на то, что обращаясь в суд с иском о признании права на имущественную поддержку, истец не учитывает официально установленный нормативно-правовыми актами порядок предоставления имущественной поддержки в городе Москве, подменяя состоявшееся решение Межведомственной комиссии судебным актом, что недопустимо.
До судебного заседания от истца поступил отзыв на кассационную жалобу, в приобщении которого к материалам дела судебной коллегией отказано, ввиду отсутствия доказательств направления копии отзыва лицам, участвующим в деле.
При этом поступивший в электронном виде через систему "Мой арбитр" отзыв на кассационную жалобу не возвращается.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Департамента и Правительства Москвы поддержал приведенные доводы и требования кассационной жалобы. Представитель ООО "АНКИЛ" по доводам кассационной жалобы возражал, просил оставить судебные акты без изменения.
Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам, а также имеющимся в материалах дела доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судами обеих инстанций при рассмотрении дела по существу, между истцом (арендатор) и ответчиком (арендодатель) заключен договор аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности Москвы N 01-00043/07, согласно которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду нежилой объект (нежилое помещение) общей площадью 80,20 кв. м, расположенный по адресу г. Москва, ЦАО, Елизаветинский пер., д. 6, стр. 1.
В соответствии с дополнительным соглашением от 25.01.2007 к договору аренды, истцу как субъекту малого предпринимательства, внесенному в Реестр субъектов малого предпринимательства города Москвы, установлена арендная плата в особом порядке с применением корректирующего коэффициента в размере 0,65 на срок по 31.12.2007.
03.12.2012 между Департаментом и истцом заключено дополнительное соглашение, согласно которому срок действия договора от 25.01.2007 продлен до 30.06.2015.
Дополнительным соглашением от 17.08.2015 срок действия договора от 25.01.2007 продлен до 30.06.2020, с 17.08.2015 установлена ставка арендной платы за 1 квадратный метр в год в размере 9 011 руб. без учета НДС по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда на условиях договора аренды.
23.09.2015 истец направил ответчику обращение вх. N ДГИ-143350/15 о рассмотрении вопроса о продлении действия имущественной поддержки в виде установления минимальной ставки арендной платы в связи с продлением срока действия договора аренды.
Согласно ответу ответчика от 20.07.2016 N ДГИ-Э-51913/16-1 Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства принято коллегиальное решение об отсутствии оснований для установления истцу льготной ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за квадратный метр в год по договору от 25.01.2007.
Истец направил ответчику письмо б/н от 24.08.2016, в котором просил установить арендную плату по договору аренды от 25.01.2007 на период с 17.08.2015 по 31.12.2016 в размере 3 500 руб. за квадратный метр в год и произвести соответствующий перерасчет арендной платы.
Согласно письму ответчика от 01.09.2016 N ДГИ-183877/16-(0)-1, пересмотреть ставку арендной платы по договору от 25.01.2007 не представляется возможным.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" и Постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы" являются нормативными актами, на основании которых устанавливаются права и обязанности сторон.
В соответствии с пунктом 4 приложения к Постановлению Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП ставка арендной платы субъектам малого предпринимательства устанавливается Правительством Москвы.
Субъектам малого предпринимательства с 1 января 2014 года предусмотрена имущественная поддержка в виде установления минимальной ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв. м на объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (пункт 1.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП).
Решение о наличии или отсутствии оснований для предоставления имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью свыше 300 кв. м, принимает Межведомственная комиссия по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (Постановление Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП).
В соответствии с пунктом 5 Постановления от 25.12.2012 N 800-ПП пункты 1 и 2 настоящего Постановления действуют до 31.12.2017.
Согласно пункту 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
Судом установлено, что в силу условий дополнительных соглашений от 25.01.2007 и от 03.12.2012 к договору аренды, которые сторонами не отменялись и продолжают действовать, величина арендной платы определяется на основании действующих в городе Москве нормативов, корректируется арендодателем, может изменяться в одностороннем порядке, в этом случае арендодатель направляет арендатору уведомление о том, что такое изменение произошло.
Таким образом, как указал суд, признание за истцом права на применение ставки арендной платы в соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 и пункта 5 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП не требует внесения каких-либо изменений в договор аренды, поскольку действует автоматически и устанавливается Департаментом в одностороннем порядке с момента вступления в силу соответствующего нормативного акта.
С учетом изложенного, суд, установив, что срок действия имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы установлен Правительством Москвы с 01.01.2014 до 31.12.2017, а истец является субъектом малого предпринимательства, арендуемые им помещения менее 300 кв. м, договор аренды заключен без проведения торгов, пришел к выводу, что в данном случае в отношении истца может применяться ставка арендной платы в размере 3 500 руб. за 1 кв. м в период с 17.08.2015 по 31.12.2016 и в размере 4 500 руб. за 1 кв. м в период с 01.01.2017 по 31.12.2017, в связи с чем удовлетворил заявленные исковые требования в указанной части.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с указанными выводами суда первой инстанции, указал на то, что исходя из условий п. 6 дополнительного соглашения от 17.08.2015 размер арендной устанавливается нормативным правовым актом; истец является на протяжении срока действия договора субъектом малого предпринимательства, что подтверждается сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства; субъекты малого предпринимательства, арендующие объекты нежилого фонда площадью до 300 квадратных метров, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, пользуются имущественной поддержкой без обращения в Межведомственную комиссию.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у кассационной коллегии не имеется.
Суд кассационной инстанции полагает, что фактические обстоятельства установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Кассационная коллегия отмечает, что доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Приведенные ответчиком и третьим лицом в кассационной жалобе доводы повторяют доводы апелляционной жалобы, которые уже были всесторонне и полно рассмотрены судами, что нашло свое отражение в судебных актах суда первой и апелляционной инстанций. Иная оценка заявителями кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебных актов, не установлено.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17 марта 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2017 года по делу N А40-252139/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 07.08.2017 N Ф05-11059/2017 ПО ДЕЛУ N А40-252139/2016
Требование: О признании права на применение льготной ставки арендной платы.Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2017 г. по делу N А40-252139/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2017 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Беловой А.Р.,
судей Кольцовой Н.Н., Крекотнева С.Н.,
при участии в заседании:
от заявителей -
Департамент городского имущества города Москвы: Клоков Е.В., по доверенности от 29.12.2016 N 33-Д-1456/16
Правительство Москвы: Клоков Е.В., по доверенности от 25.01.2017 N 4-47-112/7
от истца - ООО "АНКИЛ": Юлдашев А.Р., по доверенности от 25.05.2017
рассмотрев 31 июля 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы
на решение от 17 марта 2017 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Анциферовой О.В.,
на постановление от 18 мая 2017 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Векличем Б.С., Барановской Е.Н., Сумароковой Т.Я.,
по иску ООО "АНКИЛ"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании права на применение льготной ставки арендной платы
третье лицо: Правительство Москвы
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АНКИЛ" (далее - ООО "АНКИЛ", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент, ответчик) о признании права на применение льготной ставки арендной платы по договору аренды от 25.01.2007 N 01-00043/07 (в редакции дополнительного соглашения от 17.08.2015) в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" с 17.08.2015, а именно: в период с 17.08.2015 по 31.12.2016 признать право на применение льготной ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв. м в год; в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 признать право на применение льготной ставки арендной платы в размере 4 500 руб. за кв. м в год; в период с 01.01.2018 до 30.06.2020 признать право на применение льготной ставки арендной платы в размере, установленном действующими в период с 01.01.2018 до 30.06.2020 соответствующими нормами Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", для субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Москвы (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17 марта 2017 года заявленные исковые требования удовлетворены частично, за истцом признано право на применение льготной ставки арендной платы по договору аренды от 25.01.2007 N 01-00043/07 (в редакции дополнительного соглашения от 17.08.2015) в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" с 17.08.2015, а именно: в период с 17.08.2015 по 31.12.2016 признано право на применение льготной ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв. м в год; в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 признании права на применение льготной ставки арендной платы в размере 4 500 руб. за кв. м в год, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2017 года решение Арбитражного суда города Москвы от 17 марта 2017 года оставлено без изменения.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется в порядке статей 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Департамента и Правительства Москвы, которые просят решение Арбитражного суда города Москвы от 17 марта 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2017 года отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы Департамент и Правительство Москвы ссылаются на то, что истцом в установленном порядке подписано дополнительное соглашение от 17.08.2015 к договору аренды от 25.01.2007 N 01-00043/07, в соответствии с которым срок действия договора продлен до 30.06.2020 и установлена величина арендной платы за объект равная 10 340 руб. за 1 кв. м в год без учета НДС по результатам оценки рыночной стоимости объекта аренды. Указанное дополнительное соглашение было подписано обеими сторонами. Фактически стороны выразили свою волю, согласившись с условиями дополнительных соглашений, в том числе и по размеру ставки арендной платы.
Как указывают заявители, судами первой и апелляционной инстанций неправомерно отклонены доводы Департамента и Правительства Москвы, что согласно действующему законодательству в случае пролонгации договора аренды арендатор может получить имущественную поддержку в виде установления льготной ставки арендной платы исключительно по решению Межведомственной комиссии.
Заявители указывают на то, что обращаясь в суд с иском о признании права на имущественную поддержку, истец не учитывает официально установленный нормативно-правовыми актами порядок предоставления имущественной поддержки в городе Москве, подменяя состоявшееся решение Межведомственной комиссии судебным актом, что недопустимо.
До судебного заседания от истца поступил отзыв на кассационную жалобу, в приобщении которого к материалам дела судебной коллегией отказано, ввиду отсутствия доказательств направления копии отзыва лицам, участвующим в деле.
При этом поступивший в электронном виде через систему "Мой арбитр" отзыв на кассационную жалобу не возвращается.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Департамента и Правительства Москвы поддержал приведенные доводы и требования кассационной жалобы. Представитель ООО "АНКИЛ" по доводам кассационной жалобы возражал, просил оставить судебные акты без изменения.
Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам, а также имеющимся в материалах дела доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судами обеих инстанций при рассмотрении дела по существу, между истцом (арендатор) и ответчиком (арендодатель) заключен договор аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности Москвы N 01-00043/07, согласно которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду нежилой объект (нежилое помещение) общей площадью 80,20 кв. м, расположенный по адресу г. Москва, ЦАО, Елизаветинский пер., д. 6, стр. 1.
В соответствии с дополнительным соглашением от 25.01.2007 к договору аренды, истцу как субъекту малого предпринимательства, внесенному в Реестр субъектов малого предпринимательства города Москвы, установлена арендная плата в особом порядке с применением корректирующего коэффициента в размере 0,65 на срок по 31.12.2007.
03.12.2012 между Департаментом и истцом заключено дополнительное соглашение, согласно которому срок действия договора от 25.01.2007 продлен до 30.06.2015.
Дополнительным соглашением от 17.08.2015 срок действия договора от 25.01.2007 продлен до 30.06.2020, с 17.08.2015 установлена ставка арендной платы за 1 квадратный метр в год в размере 9 011 руб. без учета НДС по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда на условиях договора аренды.
23.09.2015 истец направил ответчику обращение вх. N ДГИ-143350/15 о рассмотрении вопроса о продлении действия имущественной поддержки в виде установления минимальной ставки арендной платы в связи с продлением срока действия договора аренды.
Согласно ответу ответчика от 20.07.2016 N ДГИ-Э-51913/16-1 Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства принято коллегиальное решение об отсутствии оснований для установления истцу льготной ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за квадратный метр в год по договору от 25.01.2007.
Истец направил ответчику письмо б/н от 24.08.2016, в котором просил установить арендную плату по договору аренды от 25.01.2007 на период с 17.08.2015 по 31.12.2016 в размере 3 500 руб. за квадратный метр в год и произвести соответствующий перерасчет арендной платы.
Согласно письму ответчика от 01.09.2016 N ДГИ-183877/16-(0)-1, пересмотреть ставку арендной платы по договору от 25.01.2007 не представляется возможным.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" и Постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы" являются нормативными актами, на основании которых устанавливаются права и обязанности сторон.
В соответствии с пунктом 4 приложения к Постановлению Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП ставка арендной платы субъектам малого предпринимательства устанавливается Правительством Москвы.
Субъектам малого предпринимательства с 1 января 2014 года предусмотрена имущественная поддержка в виде установления минимальной ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв. м на объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (пункт 1.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП).
Решение о наличии или отсутствии оснований для предоставления имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью свыше 300 кв. м, принимает Межведомственная комиссия по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (Постановление Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП).
В соответствии с пунктом 5 Постановления от 25.12.2012 N 800-ПП пункты 1 и 2 настоящего Постановления действуют до 31.12.2017.
Согласно пункту 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
Судом установлено, что в силу условий дополнительных соглашений от 25.01.2007 и от 03.12.2012 к договору аренды, которые сторонами не отменялись и продолжают действовать, величина арендной платы определяется на основании действующих в городе Москве нормативов, корректируется арендодателем, может изменяться в одностороннем порядке, в этом случае арендодатель направляет арендатору уведомление о том, что такое изменение произошло.
Таким образом, как указал суд, признание за истцом права на применение ставки арендной платы в соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 и пункта 5 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП не требует внесения каких-либо изменений в договор аренды, поскольку действует автоматически и устанавливается Департаментом в одностороннем порядке с момента вступления в силу соответствующего нормативного акта.
С учетом изложенного, суд, установив, что срок действия имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы установлен Правительством Москвы с 01.01.2014 до 31.12.2017, а истец является субъектом малого предпринимательства, арендуемые им помещения менее 300 кв. м, договор аренды заключен без проведения торгов, пришел к выводу, что в данном случае в отношении истца может применяться ставка арендной платы в размере 3 500 руб. за 1 кв. м в период с 17.08.2015 по 31.12.2016 и в размере 4 500 руб. за 1 кв. м в период с 01.01.2017 по 31.12.2017, в связи с чем удовлетворил заявленные исковые требования в указанной части.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с указанными выводами суда первой инстанции, указал на то, что исходя из условий п. 6 дополнительного соглашения от 17.08.2015 размер арендной устанавливается нормативным правовым актом; истец является на протяжении срока действия договора субъектом малого предпринимательства, что подтверждается сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства; субъекты малого предпринимательства, арендующие объекты нежилого фонда площадью до 300 квадратных метров, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, пользуются имущественной поддержкой без обращения в Межведомственную комиссию.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у кассационной коллегии не имеется.
Суд кассационной инстанции полагает, что фактические обстоятельства установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Кассационная коллегия отмечает, что доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Приведенные ответчиком и третьим лицом в кассационной жалобе доводы повторяют доводы апелляционной жалобы, которые уже были всесторонне и полно рассмотрены судами, что нашло свое отражение в судебных актах суда первой и апелляционной инстанций. Иная оценка заявителями кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебных актов, не установлено.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17 марта 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2017 года по делу N А40-252139/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья
А.Р.БЕЛОВА
Судьи
Н.Н.КОЛЬЦОВА
С.Н.КРЕКОТНЕВ
А.Р.БЕЛОВА
Судьи
Н.Н.КОЛЬЦОВА
С.Н.КРЕКОТНЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)