Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признан нуждающимся в жилом помещении, однако жильем не обеспечен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Полупанова Н.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего Славгородской Е.Н.
судей Камышовой Т.В., Толстика О.В.
при секретаре М.
с участием прокурора Кустовой М.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Морозовского района в интересах Л. к Администрации Морозовского района Ростовской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения, установленных действующим законодательством по договору найма, специализированных жилых помещений, лицу из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по апелляционной жалобе Администрации Морозовского района Ростовской области на решение Морозовского районного суда Ростовской области от 26 апреля 2016 года,
Заслушав доклад судьи Камышовой Т.В.,судебная коллегия
установила:
Прокурор Морозовского района Ростовской области обратился в суд с иском в интересах Л. к Администрации Морозовского района Ростовской области об обязании обеспечить истицу жилым помещением, ссылаясь на то, что имея статус сироты, она не обеспечена жильем до настоящего времени.
Морозовский районный суд Ростовской области 26 апреля 2016 года постановил решение, которым требования прокурора Морозовского района Ростовской области удовлетворил.
Обязал Администрацию Морозовского района предоставить Л. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, по договору найма жилых помещений специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным стандартам и техническим и санитарным нормам площадью не ниже установленных социальных норм для лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На решение суда Администрацией Морозовского района Ростовской области подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда.
Апеллянт, указывает, что 26.01.2015 года между Министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области и Администрацией Морозовского района заключен договор НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН "о предоставлении субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому Министерство осуществляет финансирование в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно приложению к вышеуказанному договору "Пофамильное распределение средств, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Морозовского района", Л. включена в данный список.
Апеллянт обращает внимание на то, что выделение денежных средств на обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является исключительно расходным обязательством субъекта, что Администрацией Морозовского района финансирование приобретения жилья для Л. не может быть произведено, поскольку будет являться прямым нарушением действующего бюджетного законодательства и расцениваться как нецелевое использование бюджетных средств, что влечет за собой административную ответственность.
В целях предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, между Администрацией Морозовского района и ООО "С." заключен муниципальный контракт (договор долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома), расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН для Л.
На сегодняшний день условия муниципального контракта Застройщик не выполняет, в отношении него введена процедура банкротства наблюдение.
По решению Арбитражного суда Ростовской области от 6 мая 2015 года с ООО "С." в пользу Администрации Морозовского района взысканы денежные средства.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие апеллянта Администрации Морозовского района Ростовской области в порядке ст. 167 ГПК РФ, уведомление л.д. 70.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие Л. в порядке ст. 167 ГПК РФ, уведомление л.д. 68
Изучив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ,выслушав прокурора отдела прокуратуры Ростовской области Кустову М.Д., полагавшей, что оснований для отмены решения суда не имеется, судебная коллегия не находит оснований предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются таким лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч. 7 ст. 8).
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (ч. 8 ст. 8 Закона).
На территории Ростовской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 года N 499-ЗС (ред. от 03.12.2012 года) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу статьи 1 указанного Закона исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 настоящего Областного закона, устанавливается Областным законом и нормативным правовым актом Правительства Ростовской области (ст. 2 указанного Закона).
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как установлено судом, мать истицы - Л., сменившая фамилию согласно свидетельству о заключении брака на Ш. решением Морозовского районного суда от 13.12.2007 г. была лишена родительских прав, отец - Лв., умер ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
Родители истицы собственного жилья не имели и жилье за несовершеннолетней Л., согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не закреплялось.
Постановлением Главы администрации Морозовского района НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 1 июня 2011 года Л. признана нуждающейся в обеспечении жильем и принята на жилищный учет.До настоящего времени жильем не обеспечена.
Суд правильно указал на то, что в нарушение жилищных прав Л. на сегодняшний день жильем не обеспечена.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда.
Положения ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не ставят предоставления жилья в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Доводы жалобы о том, что для обеспечения истицы жильем был заключен муниципальный контракт, во внимание судебной коллегией не принимаются, поскольку данным доводам ответчика суд первой инстанции дал оценку, с которой судебная коллегия соглашается.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые, не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда постановленным на основании полной и всесторонней оценки обстоятельств дела, в соответствии с требованиями закона, в связи, с чем основания к отмене судебного решения отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Морозовского районного суда Ростовской области от 26 апреля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Морозовского района Ростовской без удовлетворения.
Мотивированный текст определения изготовлен 22 июля 2016 года
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОСТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.07.2016 ПО ДЕЛУ N 33-12360/2016
Требование: Об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признан нуждающимся в жилом помещении, однако жильем не обеспечен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 июля 2016 г. по делу N 33-12360/2016
Судья Полупанова Н.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего Славгородской Е.Н.
судей Камышовой Т.В., Толстика О.В.
при секретаре М.
с участием прокурора Кустовой М.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Морозовского района в интересах Л. к Администрации Морозовского района Ростовской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения, установленных действующим законодательством по договору найма, специализированных жилых помещений, лицу из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по апелляционной жалобе Администрации Морозовского района Ростовской области на решение Морозовского районного суда Ростовской области от 26 апреля 2016 года,
Заслушав доклад судьи Камышовой Т.В.,судебная коллегия
установила:
Прокурор Морозовского района Ростовской области обратился в суд с иском в интересах Л. к Администрации Морозовского района Ростовской области об обязании обеспечить истицу жилым помещением, ссылаясь на то, что имея статус сироты, она не обеспечена жильем до настоящего времени.
Морозовский районный суд Ростовской области 26 апреля 2016 года постановил решение, которым требования прокурора Морозовского района Ростовской области удовлетворил.
Обязал Администрацию Морозовского района предоставить Л. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, по договору найма жилых помещений специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным стандартам и техническим и санитарным нормам площадью не ниже установленных социальных норм для лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На решение суда Администрацией Морозовского района Ростовской области подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда.
Апеллянт, указывает, что 26.01.2015 года между Министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области и Администрацией Морозовского района заключен договор НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН "о предоставлении субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому Министерство осуществляет финансирование в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно приложению к вышеуказанному договору "Пофамильное распределение средств, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Морозовского района", Л. включена в данный список.
Апеллянт обращает внимание на то, что выделение денежных средств на обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является исключительно расходным обязательством субъекта, что Администрацией Морозовского района финансирование приобретения жилья для Л. не может быть произведено, поскольку будет являться прямым нарушением действующего бюджетного законодательства и расцениваться как нецелевое использование бюджетных средств, что влечет за собой административную ответственность.
В целях предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, между Администрацией Морозовского района и ООО "С." заключен муниципальный контракт (договор долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома), расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН для Л.
На сегодняшний день условия муниципального контракта Застройщик не выполняет, в отношении него введена процедура банкротства наблюдение.
По решению Арбитражного суда Ростовской области от 6 мая 2015 года с ООО "С." в пользу Администрации Морозовского района взысканы денежные средства.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие апеллянта Администрации Морозовского района Ростовской области в порядке ст. 167 ГПК РФ, уведомление л.д. 70.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие Л. в порядке ст. 167 ГПК РФ, уведомление л.д. 68
Изучив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ,выслушав прокурора отдела прокуратуры Ростовской области Кустову М.Д., полагавшей, что оснований для отмены решения суда не имеется, судебная коллегия не находит оснований предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются таким лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч. 7 ст. 8).
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (ч. 8 ст. 8 Закона).
На территории Ростовской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 года N 499-ЗС (ред. от 03.12.2012 года) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу статьи 1 указанного Закона исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 настоящего Областного закона, устанавливается Областным законом и нормативным правовым актом Правительства Ростовской области (ст. 2 указанного Закона).
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как установлено судом, мать истицы - Л., сменившая фамилию согласно свидетельству о заключении брака на Ш. решением Морозовского районного суда от 13.12.2007 г. была лишена родительских прав, отец - Лв., умер ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
Родители истицы собственного жилья не имели и жилье за несовершеннолетней Л., согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не закреплялось.
Постановлением Главы администрации Морозовского района НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 1 июня 2011 года Л. признана нуждающейся в обеспечении жильем и принята на жилищный учет.До настоящего времени жильем не обеспечена.
Суд правильно указал на то, что в нарушение жилищных прав Л. на сегодняшний день жильем не обеспечена.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда.
Положения ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не ставят предоставления жилья в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Доводы жалобы о том, что для обеспечения истицы жильем был заключен муниципальный контракт, во внимание судебной коллегией не принимаются, поскольку данным доводам ответчика суд первой инстанции дал оценку, с которой судебная коллегия соглашается.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые, не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда постановленным на основании полной и всесторонней оценки обстоятельств дела, в соответствии с требованиями закона, в связи, с чем основания к отмене судебного решения отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Морозовского районного суда Ростовской области от 26 апреля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Морозовского района Ростовской без удовлетворения.
Мотивированный текст определения изготовлен 22 июля 2016 года
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)