Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.10.2017 N 15АП-14082/2017 ПО ДЕЛУ N А32-6452/2017

Разделы:
Долевое участие в строительстве; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2017 г. N 15АП-14082/2017

Дело N А32-6452/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барановой Ю.И.
судей В.Л. Новик, И.В. Пономаревой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Конозовой Е.В.
при участии:
- от истца - представитель Охрименко М.О. по доверенности N 69-18151/16-01 от 28.12.2016, паспорт (до перерыва);
- от ответчика - представитель Монин О.А. по доверенности N 02 от 01.02.2017, паспорт (до и после перерыва);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Водник" на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 18.07.2017 по делу N А32-6452/2017
по иску департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края
к ООО "Водник"
о приостановлении деятельности ООО "Водник",
принятое в составе судьи Баганиной С.А.
установил:

Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края обратился в суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Водник" о приостановлении деятельности ООО "Водник", связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Решением суда от 18.07.2017 приостановлена деятельность ООО "Водник", связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости с ООО "Водник" в доход федерального бюджета взыскано 6000 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Водник" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что принятая судом мера воздействия затрагивает права и законные интересы участников долевого строительства. Наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения о приостановлении указанной деятельности застройщика, так как застройщиком ООО "Водник" принимаются меры по завершении строительства "Девятиэтажный жилой дом", расположенного по адресу: г. Горячий Ключ, ул. Ленина, 236-Б. Учитывая наличие у ООО "Водник" заключенных договоров с участниками долевого строительства, чьи права могут быть затронуты в случае приостановления деятельности по привлечению денежных средств и, как следствие, затягивания сроков строительства объекта и сдачи в эксплуатацию жилых помещений), характер допущенного нарушения (отчетность несвоевременно представлена), последующее поведение застройщика (застройщик принимает меры к завершении строительства объекта), заявитель указывает, что отсутствуют основания для принятия решения о приостановлении деятельности ООО "Водник".
Принятая судом мера воздействия не учитывает в данном конкретном случае баланс интересов лиц, уже заключивших с обществом договоры долевого строительства, так как такая мера является крайней мерой воздействия, из всех мер, предусмотренных Законом об участии в долевом строительстве.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании 03 октября 2017 года в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 10 октября 2017 года.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.12.2015 N 1245 "О департаменте по надзору в строительной сфере Краснодарского края" полномочия по осуществлению в установленном порядке функции по государственному контролю (надзору) за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Краснодарского края возложены на департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края (далее - Департамент).
Согласно ч. 2 ст. 27 Федерального закона N 214-ФЗ действие закона распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены после вступления в силу закона, действующего с 01.04.2005.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона N 214-ФЗ застройщик - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с вышеуказанным Законом о долевом строительстве для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона N 214-ФЗ ООО "Водник" является застройщиком, осуществляющим деятельность в области долевого строительства, по объекту строительства: "Девятиэтажный жилой дом", по адресу: г. Горячий Ключ, ул. Ленина, 236-Б.
Разрешение на строительство от 30.11.2011 N RU23304ООО-249.
Земельный участок с кадастровым номером 23:41:1008002:45 находится в собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права от 03.05.2011 серия 23-АИ N 730586.
Информация о размещении (опубликовании) проектной декларации по объекту строительства в департаменте отсутствует.
В соответствии с п. 6 ч. 6 ст. 23 Федерального закона N 214-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 "О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства" предусмотрено предоставление застройщиками в уполномоченный орган отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, если в течение этого квартала действовал хотя бы 1 договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору.
Пунктом 4 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 "О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства" предусмотрено, что отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за 4 квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания 4 квартала.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 08.12.2016 года N 23/153/008/2016-5129, государственная регистрация договора участия в долевом строительстве, заключенного ООО "Водник" с первым участником долевого строительства произведена 27.02,2012. Кроме того, в разделе 5 выписки "Договоры участия в долевом строительстве" по земельному участку с кадастровым номером 23:41:1008002:45 имеется 80 записей.
Информация из администрации муниципального образования г. Горячий Ключ о выданном разрешение на ввод в эксплуатацию объекта в контролирующий орган не поступала.
Следовательно, суд пришел к верному выводу о том, что начиная с 1 квартала 2012 года, у ООО "Водник" возникла обязанность по представлению в контролирующий орган отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
Однако, предусмотренная постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 "О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства" отчетность застройщика за 1, 2, 3, 4 кварталы 2012 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2013 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2014 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2015 года, 1, 2, 3 кварталы 2016 года ООО "Водник" не была представлена в контролирующий орган.
В нарушение ч. 2 ст. 19 Федерального закона N 214-ФЗ ООО "Водник" не представлена в контролирующий орган проектная декларация по объекту долевого строительства "Девятиэтажный жилой дом", расположенного по адресу: г. Горячий Ключ, ул. Ленина, 236-Б.
Таким образом, ООО "Водник" требования законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных жилых домов и (или) иных объектов недвижимости в части обязанности предоставления застройщиками в уполномоченный орган отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства и проектной декларации, не выполнены.
По факту не исполнения норм Федерального закона N 214-ФЗ ООО "Водник" привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ (постановление о назначении административного наказания от 16.06.2016 N 002/296).
Таким образом, ООО "Водник", осуществляя деятельность, связанную с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, более чем на тридцать дней задержало представление в департамент отчетности за 1, 2, 3, 4 кварталы 2012 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2013 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2014 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2015 года, 1, 2, 3 кварталы 2016 года, предусмотренной Федеральным законом N 214-ФЗ.
Согласно п. 9 ч. 6 ст. 23 Федерального закона N 214-ФЗ контролирующий орган вправе направлять лицам, осуществляющим привлечение денежных средств граждан для строительства, предписания об устранении нарушений Закона о долевом строительстве, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного органа и устанавливать сроки устранения таких нарушений, в связи с чем, департаментом в адрес ООО "Водник" направлялись предписания об устранении нарушений законодательства об участии в долевом строительстве:
- - от 07.04.2016 N АДС-37-ТК срок исполнения до 10.06.2016;
- - от 31.08.2016 N АДС-196-ЮМ срок исполнения до 21.10.2016;
- - от 21.10.2016 N АДС-273-ЮС срок исполнения до 21.12.2016;
- Однако, ни одно из вышеуказанных предписаний об устранении нарушений законодательства об участии в долевом строительстве, вынесенных департаментом, ООО "Водник" не выполнено.
По факту не исполнения законного предписания департамента, ООО "Водник" привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ (постановление о назначении административного наказания от 02.02.2017 N 002/20).
Таким образом, суд пришел к правомерному выводу о том, что вышеизложенное свидетельствует о неоднократном принятии департаментом предусмотренных Федеральным законом N 214-ФЗ мер воздействия к ООО "Водник".
Дополнительно, департамент сообщил, что указанный объект долевого строительства, строительство которого осуществляет ООО "Водник" включен в утвержденный межведомственной комиссией по оказанию содействия и защите прав и законных интересов граждан, пострадавших вследствие неисполнения обязательств по строительству жилых домов на территории Краснодарского края в перечень объектов жилищного строительства Краснодарского края, застройщики которых нарушили сроки исполнения обязательств перед участниками строительства, стабилизация ситуации по которым находится на контроле Межведомственной комиссии по оказанию содействия в защите прав и законных интересов граждан, пострадавших вследствие неисполнения обязательств по строительству жилых домов на территории Краснодарского края. В целях выработки конкретных действий по обеспечению завершения строительства объекта межведомственной комиссией утверждена разработанная администрацией муниципального образования г. Горячий Ключ дорожная карта по объекту.
Указанная дорожная карта с планом конкретных действий по обеспечению завершения строительства объекта размещена на сайте www.dnsskk.ru в разделе "Дорожные карты" - планы оздоровления ситуаций по объектам".
В соответствии с п. 1, 3 и 4 ч. 15 ст. 23 Федерального закона N 214-ФЗ контролирующий орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в случае, если застройщиком более чем на тридцать дней задержано представление отчетности, предусмотренной законодательством о долевом строительстве, застройщик не исполняет обязанность по передаче объекта долевого строительства в течение трех месяцев со дня наступления удовлетворения таких требований и (или) исполнения такой обязанности, а также, если застройщиком не исполнялись положения настоящего Федерального закона и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты при условии, что в течение года к застройщику два и более раза применялись предусмотренные Федеральным законом меры воздействия.
При таких обстоятельствах, судом сделан верный вывод о том, что необходимость в дополнительном привлечении денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, застройщиком которых является ООО "Водник", в настоящее время отсутствует. Требование о приостановлении такой деятельности заявлено правомерно.
Между тем, правильно удовлетворив заявленные требования о приостановлении деятельности общества, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства в отношении объекта "Девятиэтажный жилой дом", расположенный по адресу Краснодарский край, г. Горячий Ключ, ул. Ленина, 236-Б на земельном участке с кадастровым номером 23:41:1008002:45, суд не учел, что в заявлении Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края просил приостановить деятельность ООО "Водник", связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости сроком на 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Придя к выводу об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции не указал в резолютивной части решения срок приостановления деятельности - 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
По мнению суда апелляционной инстанции, приостановление осуществления обществом указанной деятельности на 12 месяцев соответствуют всем обстоятельствам дела, имеющим существенное значение для индивидуализации наказания за указанные нарушения, соотносятся со степенью их общественной опасности и не препятствует заинтересованным лицам защищать свои права в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит изменению путем указания срока приостановления 12 месяцев.
Доводы апелляционной жалобы общества судом апелляционной инстанции отклоняются по следующим основаниям.
В рассматриваемом случае наложение на общество указанного запрета является разумной мерой государственного воздействия на нарушителя, направленной как на восстановление прав уже привлеченных участников строительства объекта, так и на защиту интересов потенциальных дольщиков. Поскольку со стороны общества имели место многочисленные существенные нарушения требований Закона N 214-ФЗ (гарантирующих защиту имущественных прав участников долевого строительства), то принимая во внимание отсутствие адекватных действий по их устранению суд апелляционной инстанции обоснованно применил к обществу специальную предусмотрительную меру в виде приостановления деятельности по принятию денежных средств участников долевого строительства.
Следует отметить, что при этом общество не лишено права осуществлять строительство, в том числе за счет иных источников финансирования.
Обществом не представлено в материалы дела доказательств принятия всех зависящих от него мер по выявлению и недопущению нарушений.
Доводы жалобы о том, что принятая судом мера воздействия затрагивает права и законные интересы участников долевого строительства, также отклоняются судом.
Наложение указанного запрета не нарушает прав застройщика, представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц, является инструментом установления баланса интересов участников долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, и мерой государственного воздействия на нарушителей, для защиты слабой стороны данных отношений, пользующихся особой защитой государства.
Таким образом, указанная мера направлена напротив на защиту интересов потенциальных дольщиков. При этом, общество не лишено возможности завершить строительство спорного дома и ввести его в эксплуатацию за счет собственных средств, строительные работы не приостанавливаются. А в случае устранения выявленных нарушений, общество также не лишено права обращаться в установленном порядке в суд для досрочного снятия установленного запрета по привлечению денежных средств граждан.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.07.2017 г. по делу N А32-6452/2017 изменить.
Изложить абзац 1 резолютивной части решения в следующей редакции:
"Приостановить деятельность ООО "Водник" ОГРН 10552302506145, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на срок 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда".
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Ю.И.БАРАНОВА
Судьи
В.Л.НОВИК
И.В.ПОНОМАРЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)