Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что зарегистрирована и постоянно проживает в жилом помещении, которое для нее является единственным жильем, занимает комнату на основании ордера, наличие в ордере отметки "служебный" является для нее препятствием для реализации права на приватизацию жилого помещения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Патык М.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Суминой Л.Н.,
судей Колосовой С.И., Моргасова М.М.,
при секретаре И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Колосовой С.И.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Г. по доверенности С. на решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 16 июня 2015 года,
которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Г. к Территориальному Управлению Росимущества по г. Москве, Департаменту городского имущества г. Москвы о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отказать.
установила:
Истец Г. обратилась в суд с иском Территориальному Управлению Росимущества по городу Москве, Департаменту городского имущества города Москвы, просила признать за ней право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - комнату N ***, общей площадью 20,8 кв. м, расположенную в квартире N *** по адресу: ***.
В обоснование заявленных требований указала, что зарегистрирована и постоянно проживает в жилом помещении - комнате N ***, общей площадью 20,8 кв. м, расположенной в коммунальной квартире N ***, общей площадью 103,70 кв. м, жилой 72,20 кв. м по адресу: ***. Указанная комната является для истца единственным жильем. Истец состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях по категории "общие основания" с 1998 года и занимает спорную комнату с 15 декабря 1987 года на основании ордера *** от 05 ноября 1987 года, выданного Октябрьским районным исполнительным комитетом Советов народных депутатов трудящихся, проработала в ЖКУ УДАН СССР более 16 лет. Однако, наличие в ордере отметки "служебный" является препятствием реализации права на приватизацию жилого помещения. По мнению истца, данное жилое помещение с введением в действие 01 марта 2005 года Жилищного кодекса РФ утратило статус служебного помещения и приобрело правовой режим жилья, предоставленного на условиях социального найма.
Представитель истца Г. по доверенности Ч. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности О. в судебном заседании суда первой инстанции возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика ТУ Росимущества в городе Москве, представители третьих лиц Управления Росреестра по г. Москве, ФГУП ЖКУ РАН в судебное заседание суда первой инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель истца Г. по доверенности С.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Г. по доверенности Ч. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении иска.
Представители ответчиков Департамента городского имущества г. Москвы, ТУ Росимущества в городе Москве, представители третьих лиц Управления Росреестра по г. Москве, ФГУП ЖКУ РАН в заседание суда апелляционной инстанции по вторичному вызову не явились, извещены надлежащим образом, возражений на апелляционную жалобу не представили, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявляли, доказательств наличия уважительных причин неявки, не представили.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, признав причины их неявки неуважительными.
Выслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как следует из разъяснений, данных в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем, при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции данные положения не были учтены и применены.
Из материалов дела следует, что Г. с 14 апреля 1987 года до апреля 2003 года работала в ЖЭХ-5 ЖКУ УДАН СССР.
Г., работающей в маляром в ЖЭХ-5 ЖКУ УДАН СССР, на основании решения N 8885 Октябрьского районного исполнительного комитета Совета народных депутатов трудящихся от 28 октября 1987 года 05 ноября 1987 года был выдан ордер N *** на служебное помещение - на одну комнату площадью 20,8 кв. м в коммунальной квартире по адресу: ***.
С 15 декабря 1987 года Г. зарегистрирована и проживает в спорном жилом помещении.
По сообщению Департамента городского имущества г. Москвы Г. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях по категории "общие основания" с 1998 года.
По сведения Управления Росреестра по Москве в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним квартира, площадь. 103,7 кв. м, по адресу: *** является собственностью Российской Федерации, 16 октября 2006 года зарегистрировано право хозяйственного ведения ФГУП "Жилищно-коммунальное управление Российской академии наук".
Г. в феврале 2015 года обращалась в ТУ Росимущества в городе Москве по вопросу заключения с ней договора социального найма и приватизации комнаты N ***, расположенной по адресу: ***.
Рассмотрев обращение Г., 27 февраля 2015 года ТУ Росимущества в городе Москве сообщило заявителю, что спорная комната закреплена на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Жилищно-коммунальное управление Российской академии наук", для заключения договора социального найма и передачи комнаты в собственность в порядке приватизации необходимо зарегистрировать право хозяйственного ведения предприятия на указанное жилое помещение, после заключения договора социального найма заключить договор передачи. При этом истцу было разъяснено, что в соответствии с Приказом Федеральной регистрационной службы от 06 августа 2007 года N 176 право хозяйственного ведения можно зарегистрировать в момент регистрации договора передачи на указанное жилое помещение.
Кроме того, по вопросу приватизации истец обращалась в ФГУП "Жилищно-коммунальное управление Российской академии наук", 24 марта 2015 года ей дан ответ о том, что спорная комната является служебным помещением, решение об исключении комнаты из служебного жилого фонда не принималось.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что указанное жилое помещение по настоящее время является служебным, поскольку распорядительный документ об изменении статуса спорной квартиры не издавался, а потому не подлежит приватизации. Сведений о том, что жилое помещение утратило статус служебного, истцом не представлено.
Судебная коллегия находит, что решение суда принято с существенными нарушениями норм материального права и согласиться с ним нельзя по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.
Исходя из положений ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент предоставления жилого помещения) служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Жилое помещение в доме жилищно-строительного кооператива может быть включено в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива.
В силу пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 3 к указанному Постановлению (в которое, в частности, включены объекты жилищного фонда), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Согласно положениям статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Статьей 18 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно статье 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Частью 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
По смыслу данной нормы закона отнесение жилого помещения к специализированному жилищному фонду должно предшествовать его предоставлению в качестве специализированного по договору найма служебного жилого помещения.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости. Тогда как таких доказательств ответчиками не представлено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42 установлены Правила отнесения помещения к специализированному жилищному фонду.
Согласно пунктам 12, 14 указанных Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Информация о принятом органом управления решении направляется заявителю в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
В материалах дела отсутствуют какие-либо данные о том, что спорное жилое помещение было отнесено в установленном законом порядке к специализированному (служебному) жилищному фонду.
Указание в ордере на статус предоставленного жилого помещения как служебного при отсутствии доказательств соблюдения установленного правовыми актами порядка отнесения жилого помещения к служебному не влечет само по себе возникновение статуса служебного жилого помещения.
По информации Управления Росреестра по г. Москве в ЕГРП отсутствуют сведения о статусе спорного жилого помещения как служебного.
Таким образом, сведений о наличии каких-либо ограничений, обременений в отношении спорной комнаты не имеется.
В своем письме, разъясняющем порядок приватизации, ТУ Росимущества в городе Москве не ссылается на наличие обстоятельств, препятствующих приватизации спорного жилого помещения, в том числе и на отнесение спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Судебная коллегия полагает, что невозможность приватизации занимаемого жилого помещения нарушает права Г., предусмотренные Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Из материалов дела судебной коллегией установлено, что Г. фактически занимает спорное жилое помещение на условиях социального найма, ранее не реализовала предоставленное законом право на бесплатную приватизацию. Каких-либо законных оснований для отказа в приватизации спорного жилого помещения ответчиками представлено не было.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой нельзя признать законным, в силу положений п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований Г. и признании за ней права собственности в порядке приватизации на жилое помещение - комнату N ***, общей площадью 20,8 кв. м, расположенную в коммунальной квартире N *** по адресу: ***.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
Решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 16 июня 2015 года отменить.
Вынести по делу новое решение.
Исковые требования Г. удовлетворить.
Признать за Г. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - комнату N ***, общей площадью 20,8 кв. м, расположенную в коммунальной квартире N *** по адресу: ***.
Настоящее решение является основанием для регистрации права собственности Г. на жилое помещение - комнату N ***, общей площадью 20,8 кв. м, расположенную в коммунальной квартире N *** по адресу: ***, в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ним.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 10.12.2015 ПО ДЕЛУ N 33-41561/2015
Требование: О признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.Разделы:
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что зарегистрирована и постоянно проживает в жилом помещении, которое для нее является единственным жильем, занимает комнату на основании ордера, наличие в ордере отметки "служебный" является для нее препятствием для реализации права на приватизацию жилого помещения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 декабря 2015 г. по делу N 33-41561
Судья: Патык М.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Суминой Л.Н.,
судей Колосовой С.И., Моргасова М.М.,
при секретаре И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Колосовой С.И.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Г. по доверенности С. на решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 16 июня 2015 года,
которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Г. к Территориальному Управлению Росимущества по г. Москве, Департаменту городского имущества г. Москвы о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отказать.
установила:
Истец Г. обратилась в суд с иском Территориальному Управлению Росимущества по городу Москве, Департаменту городского имущества города Москвы, просила признать за ней право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - комнату N ***, общей площадью 20,8 кв. м, расположенную в квартире N *** по адресу: ***.
В обоснование заявленных требований указала, что зарегистрирована и постоянно проживает в жилом помещении - комнате N ***, общей площадью 20,8 кв. м, расположенной в коммунальной квартире N ***, общей площадью 103,70 кв. м, жилой 72,20 кв. м по адресу: ***. Указанная комната является для истца единственным жильем. Истец состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях по категории "общие основания" с 1998 года и занимает спорную комнату с 15 декабря 1987 года на основании ордера *** от 05 ноября 1987 года, выданного Октябрьским районным исполнительным комитетом Советов народных депутатов трудящихся, проработала в ЖКУ УДАН СССР более 16 лет. Однако, наличие в ордере отметки "служебный" является препятствием реализации права на приватизацию жилого помещения. По мнению истца, данное жилое помещение с введением в действие 01 марта 2005 года Жилищного кодекса РФ утратило статус служебного помещения и приобрело правовой режим жилья, предоставленного на условиях социального найма.
Представитель истца Г. по доверенности Ч. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности О. в судебном заседании суда первой инстанции возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика ТУ Росимущества в городе Москве, представители третьих лиц Управления Росреестра по г. Москве, ФГУП ЖКУ РАН в судебное заседание суда первой инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель истца Г. по доверенности С.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Г. по доверенности Ч. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении иска.
Представители ответчиков Департамента городского имущества г. Москвы, ТУ Росимущества в городе Москве, представители третьих лиц Управления Росреестра по г. Москве, ФГУП ЖКУ РАН в заседание суда апелляционной инстанции по вторичному вызову не явились, извещены надлежащим образом, возражений на апелляционную жалобу не представили, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявляли, доказательств наличия уважительных причин неявки, не представили.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, признав причины их неявки неуважительными.
Выслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как следует из разъяснений, данных в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем, при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции данные положения не были учтены и применены.
Из материалов дела следует, что Г. с 14 апреля 1987 года до апреля 2003 года работала в ЖЭХ-5 ЖКУ УДАН СССР.
Г., работающей в маляром в ЖЭХ-5 ЖКУ УДАН СССР, на основании решения N 8885 Октябрьского районного исполнительного комитета Совета народных депутатов трудящихся от 28 октября 1987 года 05 ноября 1987 года был выдан ордер N *** на служебное помещение - на одну комнату площадью 20,8 кв. м в коммунальной квартире по адресу: ***.
С 15 декабря 1987 года Г. зарегистрирована и проживает в спорном жилом помещении.
По сообщению Департамента городского имущества г. Москвы Г. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях по категории "общие основания" с 1998 года.
По сведения Управления Росреестра по Москве в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним квартира, площадь. 103,7 кв. м, по адресу: *** является собственностью Российской Федерации, 16 октября 2006 года зарегистрировано право хозяйственного ведения ФГУП "Жилищно-коммунальное управление Российской академии наук".
Г. в феврале 2015 года обращалась в ТУ Росимущества в городе Москве по вопросу заключения с ней договора социального найма и приватизации комнаты N ***, расположенной по адресу: ***.
Рассмотрев обращение Г., 27 февраля 2015 года ТУ Росимущества в городе Москве сообщило заявителю, что спорная комната закреплена на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Жилищно-коммунальное управление Российской академии наук", для заключения договора социального найма и передачи комнаты в собственность в порядке приватизации необходимо зарегистрировать право хозяйственного ведения предприятия на указанное жилое помещение, после заключения договора социального найма заключить договор передачи. При этом истцу было разъяснено, что в соответствии с Приказом Федеральной регистрационной службы от 06 августа 2007 года N 176 право хозяйственного ведения можно зарегистрировать в момент регистрации договора передачи на указанное жилое помещение.
Кроме того, по вопросу приватизации истец обращалась в ФГУП "Жилищно-коммунальное управление Российской академии наук", 24 марта 2015 года ей дан ответ о том, что спорная комната является служебным помещением, решение об исключении комнаты из служебного жилого фонда не принималось.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что указанное жилое помещение по настоящее время является служебным, поскольку распорядительный документ об изменении статуса спорной квартиры не издавался, а потому не подлежит приватизации. Сведений о том, что жилое помещение утратило статус служебного, истцом не представлено.
Судебная коллегия находит, что решение суда принято с существенными нарушениями норм материального права и согласиться с ним нельзя по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.
Исходя из положений ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент предоставления жилого помещения) служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Жилое помещение в доме жилищно-строительного кооператива может быть включено в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива.
В силу пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 3 к указанному Постановлению (в которое, в частности, включены объекты жилищного фонда), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Согласно положениям статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Статьей 18 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно статье 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Частью 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
По смыслу данной нормы закона отнесение жилого помещения к специализированному жилищному фонду должно предшествовать его предоставлению в качестве специализированного по договору найма служебного жилого помещения.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости. Тогда как таких доказательств ответчиками не представлено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42 установлены Правила отнесения помещения к специализированному жилищному фонду.
Согласно пунктам 12, 14 указанных Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Информация о принятом органом управления решении направляется заявителю в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
В материалах дела отсутствуют какие-либо данные о том, что спорное жилое помещение было отнесено в установленном законом порядке к специализированному (служебному) жилищному фонду.
Указание в ордере на статус предоставленного жилого помещения как служебного при отсутствии доказательств соблюдения установленного правовыми актами порядка отнесения жилого помещения к служебному не влечет само по себе возникновение статуса служебного жилого помещения.
По информации Управления Росреестра по г. Москве в ЕГРП отсутствуют сведения о статусе спорного жилого помещения как служебного.
Таким образом, сведений о наличии каких-либо ограничений, обременений в отношении спорной комнаты не имеется.
В своем письме, разъясняющем порядок приватизации, ТУ Росимущества в городе Москве не ссылается на наличие обстоятельств, препятствующих приватизации спорного жилого помещения, в том числе и на отнесение спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Судебная коллегия полагает, что невозможность приватизации занимаемого жилого помещения нарушает права Г., предусмотренные Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Из материалов дела судебной коллегией установлено, что Г. фактически занимает спорное жилое помещение на условиях социального найма, ранее не реализовала предоставленное законом право на бесплатную приватизацию. Каких-либо законных оснований для отказа в приватизации спорного жилого помещения ответчиками представлено не было.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой нельзя признать законным, в силу положений п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований Г. и признании за ней права собственности в порядке приватизации на жилое помещение - комнату N ***, общей площадью 20,8 кв. м, расположенную в коммунальной квартире N *** по адресу: ***.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
Решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 16 июня 2015 года отменить.
Вынести по делу новое решение.
Исковые требования Г. удовлетворить.
Признать за Г. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - комнату N ***, общей площадью 20,8 кв. м, расположенную в коммунальной квартире N *** по адресу: ***.
Настоящее решение является основанием для регистрации права собственности Г. на жилое помещение - комнату N ***, общей площадью 20,8 кв. м, расположенную в коммунальной квартире N *** по адресу: ***, в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ним.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)