Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцу, являющемуся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отказано в постановке на учет для предоставления жилого помещения со ссылкой на достижение предельного возраста и отсутствие регистрации по месту жительства на территории города.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Подгорная С.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Коренева А.С.,
судей Ильиной О.В.,
Кайгородовой Е.В.
при секретаре К. рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску <...> к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности приобрести жилое помещение
по апелляционной жалобе представителя ответчика - О., действующей на основании доверенности от <...>, на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 15.02.2016.
Заслушав доклад судьи Ильиной О.В., объяснения истца, судебная коллегия
установила:
<...> обратился в суд с указанным иском, просил возложить на ответчика, как главного распорядителя средств бюджета Свердловской области для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность по предоставлению благоустроенного применительно к условиям г. Нижнего Тагила Свердловской области жилого помещения в виде квартиры или жилого дома по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 15.02.2016 исковые требования <...> к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности приобрести жилое помещение удовлетворены. На ответчика возложена обязанность приобрести (построить) жилое помещение в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее нормы предоставления, установленной в муниципальном образовании "город Нижний Тагил" и отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, и распределить приобретенное (построенное) жилое помещение <...> для заключения с ним договора найма специализированного жилого помещения.
Не согласившись с данным решением, представитель ответчика - О. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда как принятое с нарушением норм материального права. По мнению ответчика, гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа социальная поддержка, в том числе обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста. Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижении возраста 23 лет не обратилось в территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением. <...>, достигший совершеннолетия в <...> году, а 23-летнего возраста в <...> году, с письменным заявлением о постановке его на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области в территориальный орган Управления социальной политики г. Нижнего Тагила не обращался. Между тем, истец имел возможность до достижения возраста 23 лет предпринять меры для постановки на соответствующий учет в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Судом какие-либо обстоятельства, объективно препятствовавшие истцу встать на учет нуждающихся в жилом помещении, установлены не были.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области - без удовлетворения. В обоснование поданных возражений ссылается на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, полагает, что не был поставлен на учет в целях предоставления жилого помещения по уважительным причинам.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец <...> возражал против доводов апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Представитель ответчика в апелляционной жалобе просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства, третьи лица сведений об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили. Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы представителя ответчика - О. назначено на 06.05.2016 определением от 30.03.2016, лица, участвующие в деле, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела 30.03.2016. Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения всех участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе посредством публикации соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети "Интернет", судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции правильно установил все обстоятельства, имеющие значение для дела, верно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют; представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в результате чего пришел к обоснованным выводам.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В п. 1 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 29.02.2012 N 15-ФЗ) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом п. 1 названной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом п. 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п. 1 ст. 8 вышеуказанного закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что <...>, родившийся <...>, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Тагилстроевского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от <...> его родители - <...> и <...> были лишены родительских прав.
Постановлением Главы администрации Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила от 01.07.1998 <...> определен в детский дом <...>. Пунктом 2 указанного Постановления за несовершеннолетним не было закреплено право на жилую площадь, поскольку зарегистрированным в г. Нижний Тагил истец не значился.
Согласно сведениям ГОУ СО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <...> находился на полном государственном обеспечении с <...> по <...>, был зарегистрирован по адресу детского дома: <...>.
Как пояснил <...>, с <...> по <...> годы он отбывал наказание в виде лишения свободы, с указанного периода по настоящий момент нигде по месту жительства зарегистрирован не был, не состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях. Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспорены.
Из ответа начальника отдела по учету и распределению жилья администрации г. Нижний Тагил от 26.01.2016 следует, что документов и заявлений о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий от <...> в администрацию города не поступало, на учете нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда по городу Нижний Тагил <...> не состоял и не состоит.
Между тем, судом первой инстанции установлено, что <...> директор <...> обращался к главе города Нижний Тагил с ходатайством о выделении жилой площади для воспитанников <...> года рождения, <...>, <...> года рождения, <...> года рождения, <...>, <...> года рождения.
Согласно сведениям, представленным администрацией города Нижний Тагил, в <...> году семье <...> было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <...>. В дальнейшем с <...> был заключен договор найма жилого помещения с <...> по <...>, указанное помещение относилось к муниципальному жилищному фонду коммерческого использования. Согласно акту обследования жилого помещения от <...> в связи с истечением срока найма жилого помещения по вышеуказанному адресу ключи от квартиры были сданы в администрацию г. Нижний Тагил.
Судом установлено, что в октябре <...> истец обращался в ТОИОГВ СО - УСП МСП по Ленинскому району города Нижний Тагил с заявлением как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет для предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, однако ответом от 16.10.2015 <...> ему было отказано по причине достижения возраста 23 лет, а также в связи с отсутствием регистрации по месту жительства на территории города Нижнего Тагила.
Из представленных в материалы дела данных <...> следует, что у <...> не имеется жилых помещений на праве собственности. Лицами, участвующими в деле, не отрицается, что истец также не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что <...> является лицом, оставшимся без попечения родителей, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения. <...> приобрел право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, однако до настоящего времени жильем не обеспечен, на учет для получения жилья до настоящего времени не поставлен, что само по себе не может служить основанием для нарушения жилищных прав истца. Суд при вынесении принял во внимание, что администрация г. Нижний Тагил, имея сведения о нуждаемости истца в жилом помещении, обязанность по постановке на учет нуждающихся не исполнила, что послужило причиной, лишившей <...> права на реализацию предусмотренных законом гарантий по обеспечению жильем.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, основанными на материалах дела, подробно мотивированными судом, и полагает, что спор разрешен правильно, в соответствии с положениями Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Постановления Правительства Свердловской области от 16.04.2013 N 491-ПП "Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также Постановления Правительства Свердловской области от 24.04.2013 N 527-ПП "Об утверждении Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Относительно доводов апелляционной жалобы о невозможности предоставления <...> жилого помещения в связи с достижением предельного возраста, судебная коллегия исходит из следующего.
Как следует из разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому судам надлежит выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
С учетом установленных при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции обстоятельств и принимая во внимание приведенные разъяснения, судебная коллегия признает правильным вывод суда первой инстанции о том, что администрацией г. Нижнего Тагила по достижении истцом 18-летнего возраста не были исполнены обязанности по содействию в получении <...> жилого помещения как ребенка, оставшегося без попечения родителей, несмотря на отсутствие закрепленного за истцом жилого помещения. Доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, материалы дела не содержат. Таким образом, судом были установлены обстоятельства, по которым <...> не состоял на учете для целей предоставления жилого помещения.
Судебная коллегия полагает, что отсутствие <...> на учете нуждающихся в жилом помещении на территории г. Нижнего Тагила, а также то обстоятельство, что он не был поставлен на учет для получения жилья до достижения 23 лет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требований о предоставлении жилого помещения, поскольку причины, по которым <...> не смог реализовать свое право по данному делу, следует признать уважительными.
Доводы апелляционной жалобы о достижении истцом 23-летнего возраста приводились представителем ответчика в ходе производства по делу в суде первой инстанции, были тщательно исследованы судом и подвергнуты правовой оценке, результаты которой подробно изложены в постановленном по делу решении, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции, имели бы юридическое значение для правильного разрешения дела по существу, влияли бы на обоснованность и законность постановленного по делу судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что достижение <...> возраста 23 лет на момент подачи искового заявления по настоящему делу не может рассматриваться как обстоятельство, влекущее утрату им права на получение жилого помещения как лицом, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Иными лицами, по иным мотивам решение суда не обжалуется.
Таким образом, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон, регулирующий правоотношения сторон.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 15.02.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика - О. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.С.КОРЕНЕВ
Судьи
О.В.ИЛЬИНА
Е.В.КАЙГОРОДОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.05.2016 ПО ДЕЛУ N 33-7334/2016
Требование: Об обязании предоставить жилье по договору найма специализированного жилого помещения.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцу, являющемуся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отказано в постановке на учет для предоставления жилого помещения со ссылкой на достижение предельного возраста и отсутствие регистрации по месту жительства на территории города.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 мая 2016 г. по делу N 33-7334/2016
Судья Подгорная С.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Коренева А.С.,
судей Ильиной О.В.,
Кайгородовой Е.В.
при секретаре К. рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску <...> к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности приобрести жилое помещение
по апелляционной жалобе представителя ответчика - О., действующей на основании доверенности от <...>, на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 15.02.2016.
Заслушав доклад судьи Ильиной О.В., объяснения истца, судебная коллегия
установила:
<...> обратился в суд с указанным иском, просил возложить на ответчика, как главного распорядителя средств бюджета Свердловской области для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность по предоставлению благоустроенного применительно к условиям г. Нижнего Тагила Свердловской области жилого помещения в виде квартиры или жилого дома по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 15.02.2016 исковые требования <...> к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности приобрести жилое помещение удовлетворены. На ответчика возложена обязанность приобрести (построить) жилое помещение в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее нормы предоставления, установленной в муниципальном образовании "город Нижний Тагил" и отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, и распределить приобретенное (построенное) жилое помещение <...> для заключения с ним договора найма специализированного жилого помещения.
Не согласившись с данным решением, представитель ответчика - О. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда как принятое с нарушением норм материального права. По мнению ответчика, гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа социальная поддержка, в том числе обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста. Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижении возраста 23 лет не обратилось в территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением. <...>, достигший совершеннолетия в <...> году, а 23-летнего возраста в <...> году, с письменным заявлением о постановке его на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области в территориальный орган Управления социальной политики г. Нижнего Тагила не обращался. Между тем, истец имел возможность до достижения возраста 23 лет предпринять меры для постановки на соответствующий учет в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Судом какие-либо обстоятельства, объективно препятствовавшие истцу встать на учет нуждающихся в жилом помещении, установлены не были.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области - без удовлетворения. В обоснование поданных возражений ссылается на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, полагает, что не был поставлен на учет в целях предоставления жилого помещения по уважительным причинам.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец <...> возражал против доводов апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Представитель ответчика в апелляционной жалобе просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства, третьи лица сведений об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили. Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы представителя ответчика - О. назначено на 06.05.2016 определением от 30.03.2016, лица, участвующие в деле, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела 30.03.2016. Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения всех участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе посредством публикации соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети "Интернет", судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции правильно установил все обстоятельства, имеющие значение для дела, верно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют; представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в результате чего пришел к обоснованным выводам.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В п. 1 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 29.02.2012 N 15-ФЗ) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом п. 1 названной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом п. 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п. 1 ст. 8 вышеуказанного закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что <...>, родившийся <...>, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Тагилстроевского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от <...> его родители - <...> и <...> были лишены родительских прав.
Постановлением Главы администрации Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила от 01.07.1998 <...> определен в детский дом <...>. Пунктом 2 указанного Постановления за несовершеннолетним не было закреплено право на жилую площадь, поскольку зарегистрированным в г. Нижний Тагил истец не значился.
Согласно сведениям ГОУ СО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <...> находился на полном государственном обеспечении с <...> по <...>, был зарегистрирован по адресу детского дома: <...>.
Как пояснил <...>, с <...> по <...> годы он отбывал наказание в виде лишения свободы, с указанного периода по настоящий момент нигде по месту жительства зарегистрирован не был, не состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях. Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспорены.
Из ответа начальника отдела по учету и распределению жилья администрации г. Нижний Тагил от 26.01.2016 следует, что документов и заявлений о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий от <...> в администрацию города не поступало, на учете нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда по городу Нижний Тагил <...> не состоял и не состоит.
Между тем, судом первой инстанции установлено, что <...> директор <...> обращался к главе города Нижний Тагил с ходатайством о выделении жилой площади для воспитанников <...> года рождения, <...>, <...> года рождения, <...> года рождения, <...>, <...> года рождения.
Согласно сведениям, представленным администрацией города Нижний Тагил, в <...> году семье <...> было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <...>. В дальнейшем с <...> был заключен договор найма жилого помещения с <...> по <...>, указанное помещение относилось к муниципальному жилищному фонду коммерческого использования. Согласно акту обследования жилого помещения от <...> в связи с истечением срока найма жилого помещения по вышеуказанному адресу ключи от квартиры были сданы в администрацию г. Нижний Тагил.
Судом установлено, что в октябре <...> истец обращался в ТОИОГВ СО - УСП МСП по Ленинскому району города Нижний Тагил с заявлением как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет для предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, однако ответом от 16.10.2015 <...> ему было отказано по причине достижения возраста 23 лет, а также в связи с отсутствием регистрации по месту жительства на территории города Нижнего Тагила.
Из представленных в материалы дела данных <...> следует, что у <...> не имеется жилых помещений на праве собственности. Лицами, участвующими в деле, не отрицается, что истец также не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что <...> является лицом, оставшимся без попечения родителей, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения. <...> приобрел право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, однако до настоящего времени жильем не обеспечен, на учет для получения жилья до настоящего времени не поставлен, что само по себе не может служить основанием для нарушения жилищных прав истца. Суд при вынесении принял во внимание, что администрация г. Нижний Тагил, имея сведения о нуждаемости истца в жилом помещении, обязанность по постановке на учет нуждающихся не исполнила, что послужило причиной, лишившей <...> права на реализацию предусмотренных законом гарантий по обеспечению жильем.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, основанными на материалах дела, подробно мотивированными судом, и полагает, что спор разрешен правильно, в соответствии с положениями Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Постановления Правительства Свердловской области от 16.04.2013 N 491-ПП "Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также Постановления Правительства Свердловской области от 24.04.2013 N 527-ПП "Об утверждении Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Относительно доводов апелляционной жалобы о невозможности предоставления <...> жилого помещения в связи с достижением предельного возраста, судебная коллегия исходит из следующего.
Как следует из разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому судам надлежит выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
С учетом установленных при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции обстоятельств и принимая во внимание приведенные разъяснения, судебная коллегия признает правильным вывод суда первой инстанции о том, что администрацией г. Нижнего Тагила по достижении истцом 18-летнего возраста не были исполнены обязанности по содействию в получении <...> жилого помещения как ребенка, оставшегося без попечения родителей, несмотря на отсутствие закрепленного за истцом жилого помещения. Доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, материалы дела не содержат. Таким образом, судом были установлены обстоятельства, по которым <...> не состоял на учете для целей предоставления жилого помещения.
Судебная коллегия полагает, что отсутствие <...> на учете нуждающихся в жилом помещении на территории г. Нижнего Тагила, а также то обстоятельство, что он не был поставлен на учет для получения жилья до достижения 23 лет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требований о предоставлении жилого помещения, поскольку причины, по которым <...> не смог реализовать свое право по данному делу, следует признать уважительными.
Доводы апелляционной жалобы о достижении истцом 23-летнего возраста приводились представителем ответчика в ходе производства по делу в суде первой инстанции, были тщательно исследованы судом и подвергнуты правовой оценке, результаты которой подробно изложены в постановленном по делу решении, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции, имели бы юридическое значение для правильного разрешения дела по существу, влияли бы на обоснованность и законность постановленного по делу судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что достижение <...> возраста 23 лет на момент подачи искового заявления по настоящему делу не может рассматриваться как обстоятельство, влекущее утрату им права на получение жилого помещения как лицом, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Иными лицами, по иным мотивам решение суда не обжалуется.
Таким образом, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон, регулирующий правоотношения сторон.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 15.02.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика - О. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.С.КОРЕНЕВ
Судьи
О.В.ИЛЬИНА
Е.В.КАЙГОРОДОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)