Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляшовой Т.М.,
судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовой Е.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя ответчика Жуковой М.А., действующей по доверенности N 17 от 16.02.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министерства лесного хозяйства Кировской области на решение Арбитражного суда Кировской области от 21.07.2017 по делу N А28-6521/2017, принятое судом в составе судьи Бельтюковой С.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Алекс" (ИНН 4306003052, ОГРН 1094330000302)
к министерству лесного хозяйства Кировской области (ИНН 4345164254, ОГРН 1074345003963)
о внесении изменений в договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 18.05.2010 N 22-22,
общество с ограниченной ответственностью "Алекс" (далее - ООО "Алекс", истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к министерству лесного хозяйства Кировской области" (далее - ответчик, Министерство, заявитель) о внесении изменений в договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности от 18.05.2010 N 22-22.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 21.07.2017 уточненные исковые требования удовлетворены: в договор аренды внесены изменения в абзац первый пункта 5 договора аренды, а именно: "Арендная плата по договору аренды в 2017 году составляет 885 224 рубля 00 копеек в год; с 01.01.2018 составляет 1 236 507 рублей 00 копеек в год"; также судом изложены Приложения N 2, 3, 4 и 6 к договору аренды.
Не согласившись с принятым решением, Министерство обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить в части установления срока внесения арендной платы по договору аренды с 15.04.2017 по 15.12.2017 в размере 885 224 рубля 00 копеек в год и принять по делу новый судебный акт, которым абзац первый пункта 5 договора аренды от 18.05.2010 N 22-22 изложить в следующей редакции: "размер арендной платы по договору аренды в 2017 году составляет 1180299 рублей 00 коп. с момента вступления решения суда в законную силу по 31.12.2017, с 2018 года 1236507,00 рубля 00 коп. в год".
Также заявитель просит таблицу 1 к приложению N 4 к договору аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 18.05.2010 N 22-22 изложить в следующей редакции:
Размер и распределение арендной платы по срокам внесения в 2017 году (рублей)
В обоснование жалобы Министерство ссылается на статьи 94, 73, 88 Лесного кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310), Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 N 496 "Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов" (зарегистрировано в Минюсте России 30 января 2017 N 45475), которым утвержден порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (далее - Порядок). Согласно абзацу 1 пункта 10 Порядка положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации. Соответственно, без внесения изменений в договор аренды лесного участка от 18.05.2010 N 22-22, получить положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов не представляется возможным; вследствие чего арендатор до получения положительного заключения на изменения в проект освоения лесов не вправе производить рубку в объемах, указанных в решении суда, а также выполнять лесохозяйственные мероприятия в сроки, установленные решением суда в приложении N 6 (например: содержание минерализованных полос в объеме 4 км срок исполнения 2 квартал 2017-2018 гг., расчистка квартальных просек в объеме 1,4 км срок исполнения 2 квартал 2017-2018 гг. и др.). Поскольку внесение изменений в договор аренды в данном случае означает также и изменение размера арендной платы, который подлежит определению в соответствии с новыми объемами изъятия лесов, количественными и качественными характеристиками лесных ресурсов, Министерство считает, что абзац первый пункта 5 договора аренды от 18.05.2010 N 22-22 следует изложить в следующей редакции: "размер арендной платы по договору аренды в 2017 году составляет 1180299 рублей 00 коп. с момента вступления решения суда в законную силу по 31.12.2017, с 2018 года 1236507,00 рубля 00 коп. в год".
В судебном заседании представитель ответчика поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, ответила на вопросы суда, представитель истца пояснил свою позицию по делу.
В целях наиболее полного и объективного рассмотрения дела судебное заседание откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на 26.10.2017.
На основании распоряжения председателя Второго арбитражного апелляционного суда от 26.10.2017 в рассмотрении апелляционной жалобы произведена замена судьи Чернигиной Т.В. в связи с ее нахождением в отпуске на судью Бармина Д.Ю. После замены судьи рассмотрение дела начато сначала в силу части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу от 23.10.2017 соглашается с Министерством относительно изменения сроков внесения арендной платы 15.03.2017 по 15.12.2017, а также размера, который составит 1180299 руб. 00 коп., просит рассмотреть жалобу без участия своего представителя.
В судебном заседании апелляционного суда 26.10.2017 представитель Министерства уточнила правовую позицию, по запросу суда приобщила к материалам дела письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.03.2017 N 16-50/02556-05 по вопросу государственной экспертизы проектов освоения лесов, в котором указывается, что проект освоения лесов должен соответствовать договору аренды лесного участка в части разрешенного вида использования лесов, объема использования лесов, характеристик лесного участка (местоположение, площадь).
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения в рамках заявленных доводов.
Как следует из материалов дела, 18.05.2010 между ООО "Алекс" (арендатором) и Министерством (арендодателем) на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 05.05.2010 N 22-1 заключен договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, N 22-22 (далее - договор аренды, договор), согласно пунктам 1, 2 которого арендатору предоставлен во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 7102 га, местоположение: Кировская область, Верхошижемский район, Оричевское лесничество, Илганское участковое лесничество, кварталы 4-9, 21, 23, 24, 33-38, 47, 48; Зоновское участковое лесничество, кварталы 17, 31, 36-39, 44, 49, 50, 56-58, 62, 63, 70, 77, 78, условный номер 43-43-01/003/2010-817, учетная запись в государственном лесном реестре N 22.29-2010-02 (далее - лесной участок).
Схема расположения лесного участка и его характеристика в силу пункта 3 договора аренды приводятся в приложениях N 1 и N 2 к договору (границы лесного участка определены на плане лесного участка, являющегося неотъемлемой частью настоящего договора).
В соответствии с пунктом 4 договора аренды лесной участок передается арендатору для видов использования и в объемах, указанных в приложении N 3 к договору.
Согласно пунктам 5, 6 договора аренды арендная плата на момент подписания договора составила 568 256 рублей в год и подлежала внесению от установленного годового размера арендной платы: 15 февраля -15%; 15 марта - 10%; 15 апреля - 10%; 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15%.
В пункте 7 договора стороны установили, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Срок действия договора аренды - пятнадцать лет с даты его государственной регистрации (пункт 20 договора аренды).
16.06.2010 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области произведена государственная регистрация договора аренды, регистрационный N 43-43-01/297/2010-900.
02.09.2011 на основании абзаца 1 пункта 7 договора, в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" между сторонами подписано дополнительное соглашение N 1 к договору аренды (далее - дополнительное соглашение N 1), в соответствии с которым изменены характеристика, виды, объемы и сроки использования лесов на арендуемом лесном участке. По соглашению сторон изменено условие об арендной плате: с 17.11.2010 размер арендной платы составляет 1 507 444 рубля 00 копеек в год.
09.02.2012 в связи с изменением разрядов такс на лесном участке, на основании пункта 2 договора, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", частью 1 статьи 3 Федерального закона от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" между сторонами подписано дополнительное соглашение N 2 к договору аренды (далее - дополнительное соглашение N 2). По соглашению сторон изменено условие об арендной плате: с 25.04.2011 размер арендной платы составляет 1 224 166 рублей в год.
16.03.2017 Приказом Министерства N 64 утверждены и введены в действие материалы таксации на лесном участке, переданном по спорному договору. Материалами таксации подтверждены существенные изменения количественных и качественных изменений лесного участка, в частности, увеличился ежегодный объем заготовки древесины, изменился породный состав насаждений лесного участка, объем подлежащих выполнению работ по охране, защите и воспроизводству лесов.
Положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов на переданном в аренду лесном участке истцом не получено, как отмечает представитель министерства, в связи с отсутствием внесения в судебном порядке изменений в спорный договор аренды (л.д. 93).
Полагая, что существенное изменение количественных и качественных характеристик лесного участка влечет за собой изменение условий договора, в том числе в части размера арендной платы, Общество обратилось в суд с иском по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу пункта 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
В рассматриваемом споре факт передачи лесного участка от арендодателя арендатору подтверждается передаточным актом и не оспаривается сторонами.
Использование лесов в Российской Федерации является платным (статья 94 Лесного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
Размер арендной платы по договору лесного участка в силу норм действующего специального законодательства и пункта 7 договора аренды зависит, в том числе, от количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
Министерство Распоряжением от 24.04.2017 N 201 утвердило отрицательное заключение государственной экспертизы, согласно которому изменения в проект освоения лесов не соответствуют пункту 3 договора в части характеристики лесного участка и пункту 4 и приложению 6 в части мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов.
В этой связи Министерство в апелляционной жалобе считает, что без внесения изменений в договор аренды лесного участка от 18.05.2010 N 22-22, получить положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов не представляется возможным; вследствие чего арендатор до получения положительного заключения на изменения в проект освоения лесов не вправе производить рубку в объемах, указанных в решении суда, а также выполнять лесохозяйственные мероприятия в сроки, установленные решением суда в приложении N 6.
Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи (часть 2 статьи 88 Лесного кодекса РФ).
Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 N 496 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в пункте 5 Порядка, в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ. Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 7.1 Порядка экспертная комиссия проводит анализ представленного проекта освоения лесов и определяет его соответствие нормам законодательства Российской Федерации, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
В рамках экспертизы проводится проверка оформления проекта освоения лесов, которая включает следующее: соответствие структуры документа требованиям к составу проекта освоения лесов; соответствие заголовков разделов, подразделов их содержанию; правильность заполнения табличных форм; наличие необходимых тематических лесных карт и правильность их оформления; правильность употребления и написания терминов и других знаковых средств (терминологическая экспертиза), соответствие текста правилам русского языка.
Пунктом 10 Порядка предусмотрено, что отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Проанализировав представленный истцом проект изменения условий договора аренды лесного участка и приложений к нему, суд установил, что расчет размера арендной платы соответствует требованиям части 3 статьи 73 ЛК РФ и Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
На основании изложенного, с учетом статьи 173 АПК РФ требования истца о внесении изменений в договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 18.05.2010 N 22-22 подлежат удовлетворению на условиях, обозначенных в резолютивной части решения.
Установленные судом обстоятельства, связанные с существенным изменением количественных и качественных характеристик лесного участка после заключения договора аренды, являются основанием для внесения изменений в договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 18.05.2010 N 22-22 в силу прямого указания части 3 статьи 74.1 ЛК РФ.
Отсутствие положительного заключения экспертизы на проект освоения лесов в данном случае не влияет на выводы суда об установленном факте существенного изменения характеристик лесного участка, поскольку действующим законодательством не предусмотрено, что изменение характеристик лесного участка может быть установлено исключительно на основании утвержденного проекта освоения лесов.
Относительно изменений в абзаце первом пункта 5 договора аренды от 18.05.2010 N 22-22, а именно в части начала срока внесения арендной платы: "с момента вступления решения суда в законную силу по 31.12.2017, с 2018 года 1236507,00 рубля 00 коп. в год" - апелляционный суд учитывает следующее.
Частью 3 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
В части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) содержалось специальное правило, согласно которому возможность изменения условий договора аренды, заключенного на аукционе, ограничена случаем, предусмотренным частью 7 статьи 53.7 данного Кодекса. Таким образом, было исключено применение норм гражданского законодательства в части условий и оснований изменения такого договора по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора (в том числе в случае изменения объема и характеристик лесных ресурсов, подлежащих заготовке на переданном в аренду лесном участке).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 29.05.2014 N 1021-О указал, что часть 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации о недопустимости при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменения условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации, создает наряду с другими законоположениями необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлена на обеспечение баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Федеральным законом N 250-ФЗ редакция части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации была изменена, указанная норма в настоящей редакции содержит положения, которые предусматривают случаи возможного изменения условий договора в результате: изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации.
При этом введенная Федеральным законом N 250-ФЗ в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации часть 2.1 содержит положение о том, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Из материалов по настоящему делу следует, что в 2017 году в отношении лесного участка, предоставленного в аренду Обществу, была проведена таксация.
Исходя из подпункта 5 пункта 1 статьи 68, пункта 1 статьи 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации таксация является одним из мероприятий по лесоустройству и проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации при таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, осуществляются в том числе определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
Согласно пунктам 68, 72 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516, перед началом и по окончании работ по таксации лесов проводятся лесоустроительные совещания. Лесоустроительные совещания организуются заказчиком работ по таксации лесов, решения, принятые на совещаниях, фиксируются в протоколах лесоустроительных совещаний; материалы таксации лесов вводятся в действие приказом уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в пределах их полномочий.
Пунктом 150 Лесоустроительной инструкции определено, что проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов; все расчеты, связанные с проектированием объемов показателей мероприятий по уходу за лесом, осуществляются на основе итогов распределения площадей и запасов лесных насаждений хозяйственных секций по классам возраста, полноте, классам бонитета, типам леса и данным таксации лесов.
В 2017 году на арендуемом ООО "Алекс" лесном участке была проведена таксация лесов, материалы которой были введены в действие приказом Министерства N 64 от 16.03.2017. Проведение в установленном порядке лесоустройства выступило основанием для внесения изменений в проект освоения лесов на арендуемом лесном участке.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции размер и распределение арендной платы на 2017 год приняты по срокам внесения с 16.03.2017 по 31.12.2017 (Приложение N 4 к договору аренды) правомерно.
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу, что арбитражным судом первой инстанции правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств судом первой инстанции и заявителем апелляционной жалобы, не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Кировской области от 21.07.2017 по делу N А28-6521/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства лесного хозяйства Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.10.2017 N 02АП-7234/2017 ПО ДЕЛУ N А28-6521/2017
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2017 г. по делу N А28-6521/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляшовой Т.М.,
судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовой Е.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя ответчика Жуковой М.А., действующей по доверенности N 17 от 16.02.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министерства лесного хозяйства Кировской области на решение Арбитражного суда Кировской области от 21.07.2017 по делу N А28-6521/2017, принятое судом в составе судьи Бельтюковой С.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Алекс" (ИНН 4306003052, ОГРН 1094330000302)
к министерству лесного хозяйства Кировской области (ИНН 4345164254, ОГРН 1074345003963)
о внесении изменений в договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 18.05.2010 N 22-22,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Алекс" (далее - ООО "Алекс", истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к министерству лесного хозяйства Кировской области" (далее - ответчик, Министерство, заявитель) о внесении изменений в договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности от 18.05.2010 N 22-22.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 21.07.2017 уточненные исковые требования удовлетворены: в договор аренды внесены изменения в абзац первый пункта 5 договора аренды, а именно: "Арендная плата по договору аренды в 2017 году составляет 885 224 рубля 00 копеек в год; с 01.01.2018 составляет 1 236 507 рублей 00 копеек в год"; также судом изложены Приложения N 2, 3, 4 и 6 к договору аренды.
Не согласившись с принятым решением, Министерство обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить в части установления срока внесения арендной платы по договору аренды с 15.04.2017 по 15.12.2017 в размере 885 224 рубля 00 копеек в год и принять по делу новый судебный акт, которым абзац первый пункта 5 договора аренды от 18.05.2010 N 22-22 изложить в следующей редакции: "размер арендной платы по договору аренды в 2017 году составляет 1180299 рублей 00 коп. с момента вступления решения суда в законную силу по 31.12.2017, с 2018 года 1236507,00 рубля 00 коп. в год".
Также заявитель просит таблицу 1 к приложению N 4 к договору аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 18.05.2010 N 22-22 изложить в следующей редакции:
Размер и распределение арендной платы по срокам внесения в 2017 году (рублей)
В обоснование жалобы Министерство ссылается на статьи 94, 73, 88 Лесного кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310), Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 N 496 "Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов" (зарегистрировано в Минюсте России 30 января 2017 N 45475), которым утвержден порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (далее - Порядок). Согласно абзацу 1 пункта 10 Порядка положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации. Соответственно, без внесения изменений в договор аренды лесного участка от 18.05.2010 N 22-22, получить положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов не представляется возможным; вследствие чего арендатор до получения положительного заключения на изменения в проект освоения лесов не вправе производить рубку в объемах, указанных в решении суда, а также выполнять лесохозяйственные мероприятия в сроки, установленные решением суда в приложении N 6 (например: содержание минерализованных полос в объеме 4 км срок исполнения 2 квартал 2017-2018 гг., расчистка квартальных просек в объеме 1,4 км срок исполнения 2 квартал 2017-2018 гг. и др.). Поскольку внесение изменений в договор аренды в данном случае означает также и изменение размера арендной платы, который подлежит определению в соответствии с новыми объемами изъятия лесов, количественными и качественными характеристиками лесных ресурсов, Министерство считает, что абзац первый пункта 5 договора аренды от 18.05.2010 N 22-22 следует изложить в следующей редакции: "размер арендной платы по договору аренды в 2017 году составляет 1180299 рублей 00 коп. с момента вступления решения суда в законную силу по 31.12.2017, с 2018 года 1236507,00 рубля 00 коп. в год".
В судебном заседании представитель ответчика поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, ответила на вопросы суда, представитель истца пояснил свою позицию по делу.
В целях наиболее полного и объективного рассмотрения дела судебное заседание откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на 26.10.2017.
На основании распоряжения председателя Второго арбитражного апелляционного суда от 26.10.2017 в рассмотрении апелляционной жалобы произведена замена судьи Чернигиной Т.В. в связи с ее нахождением в отпуске на судью Бармина Д.Ю. После замены судьи рассмотрение дела начато сначала в силу части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу от 23.10.2017 соглашается с Министерством относительно изменения сроков внесения арендной платы 15.03.2017 по 15.12.2017, а также размера, который составит 1180299 руб. 00 коп., просит рассмотреть жалобу без участия своего представителя.
В судебном заседании апелляционного суда 26.10.2017 представитель Министерства уточнила правовую позицию, по запросу суда приобщила к материалам дела письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.03.2017 N 16-50/02556-05 по вопросу государственной экспертизы проектов освоения лесов, в котором указывается, что проект освоения лесов должен соответствовать договору аренды лесного участка в части разрешенного вида использования лесов, объема использования лесов, характеристик лесного участка (местоположение, площадь).
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения в рамках заявленных доводов.
Как следует из материалов дела, 18.05.2010 между ООО "Алекс" (арендатором) и Министерством (арендодателем) на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 05.05.2010 N 22-1 заключен договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, N 22-22 (далее - договор аренды, договор), согласно пунктам 1, 2 которого арендатору предоставлен во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 7102 га, местоположение: Кировская область, Верхошижемский район, Оричевское лесничество, Илганское участковое лесничество, кварталы 4-9, 21, 23, 24, 33-38, 47, 48; Зоновское участковое лесничество, кварталы 17, 31, 36-39, 44, 49, 50, 56-58, 62, 63, 70, 77, 78, условный номер 43-43-01/003/2010-817, учетная запись в государственном лесном реестре N 22.29-2010-02 (далее - лесной участок).
Схема расположения лесного участка и его характеристика в силу пункта 3 договора аренды приводятся в приложениях N 1 и N 2 к договору (границы лесного участка определены на плане лесного участка, являющегося неотъемлемой частью настоящего договора).
В соответствии с пунктом 4 договора аренды лесной участок передается арендатору для видов использования и в объемах, указанных в приложении N 3 к договору.
Согласно пунктам 5, 6 договора аренды арендная плата на момент подписания договора составила 568 256 рублей в год и подлежала внесению от установленного годового размера арендной платы: 15 февраля -15%; 15 марта - 10%; 15 апреля - 10%; 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15%.
В пункте 7 договора стороны установили, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Срок действия договора аренды - пятнадцать лет с даты его государственной регистрации (пункт 20 договора аренды).
16.06.2010 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области произведена государственная регистрация договора аренды, регистрационный N 43-43-01/297/2010-900.
02.09.2011 на основании абзаца 1 пункта 7 договора, в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" между сторонами подписано дополнительное соглашение N 1 к договору аренды (далее - дополнительное соглашение N 1), в соответствии с которым изменены характеристика, виды, объемы и сроки использования лесов на арендуемом лесном участке. По соглашению сторон изменено условие об арендной плате: с 17.11.2010 размер арендной платы составляет 1 507 444 рубля 00 копеек в год.
09.02.2012 в связи с изменением разрядов такс на лесном участке, на основании пункта 2 договора, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", частью 1 статьи 3 Федерального закона от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" между сторонами подписано дополнительное соглашение N 2 к договору аренды (далее - дополнительное соглашение N 2). По соглашению сторон изменено условие об арендной плате: с 25.04.2011 размер арендной платы составляет 1 224 166 рублей в год.
16.03.2017 Приказом Министерства N 64 утверждены и введены в действие материалы таксации на лесном участке, переданном по спорному договору. Материалами таксации подтверждены существенные изменения количественных и качественных изменений лесного участка, в частности, увеличился ежегодный объем заготовки древесины, изменился породный состав насаждений лесного участка, объем подлежащих выполнению работ по охране, защите и воспроизводству лесов.
Положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов на переданном в аренду лесном участке истцом не получено, как отмечает представитель министерства, в связи с отсутствием внесения в судебном порядке изменений в спорный договор аренды (л.д. 93).
Полагая, что существенное изменение количественных и качественных характеристик лесного участка влечет за собой изменение условий договора, в том числе в части размера арендной платы, Общество обратилось в суд с иском по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу пункта 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
В рассматриваемом споре факт передачи лесного участка от арендодателя арендатору подтверждается передаточным актом и не оспаривается сторонами.
Использование лесов в Российской Федерации является платным (статья 94 Лесного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
Размер арендной платы по договору лесного участка в силу норм действующего специального законодательства и пункта 7 договора аренды зависит, в том числе, от количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
Министерство Распоряжением от 24.04.2017 N 201 утвердило отрицательное заключение государственной экспертизы, согласно которому изменения в проект освоения лесов не соответствуют пункту 3 договора в части характеристики лесного участка и пункту 4 и приложению 6 в части мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов.
В этой связи Министерство в апелляционной жалобе считает, что без внесения изменений в договор аренды лесного участка от 18.05.2010 N 22-22, получить положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов не представляется возможным; вследствие чего арендатор до получения положительного заключения на изменения в проект освоения лесов не вправе производить рубку в объемах, указанных в решении суда, а также выполнять лесохозяйственные мероприятия в сроки, установленные решением суда в приложении N 6.
Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи (часть 2 статьи 88 Лесного кодекса РФ).
Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 N 496 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в пункте 5 Порядка, в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ. Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 7.1 Порядка экспертная комиссия проводит анализ представленного проекта освоения лесов и определяет его соответствие нормам законодательства Российской Федерации, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
В рамках экспертизы проводится проверка оформления проекта освоения лесов, которая включает следующее: соответствие структуры документа требованиям к составу проекта освоения лесов; соответствие заголовков разделов, подразделов их содержанию; правильность заполнения табличных форм; наличие необходимых тематических лесных карт и правильность их оформления; правильность употребления и написания терминов и других знаковых средств (терминологическая экспертиза), соответствие текста правилам русского языка.
Пунктом 10 Порядка предусмотрено, что отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Проанализировав представленный истцом проект изменения условий договора аренды лесного участка и приложений к нему, суд установил, что расчет размера арендной платы соответствует требованиям части 3 статьи 73 ЛК РФ и Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
На основании изложенного, с учетом статьи 173 АПК РФ требования истца о внесении изменений в договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 18.05.2010 N 22-22 подлежат удовлетворению на условиях, обозначенных в резолютивной части решения.
Установленные судом обстоятельства, связанные с существенным изменением количественных и качественных характеристик лесного участка после заключения договора аренды, являются основанием для внесения изменений в договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 18.05.2010 N 22-22 в силу прямого указания части 3 статьи 74.1 ЛК РФ.
Отсутствие положительного заключения экспертизы на проект освоения лесов в данном случае не влияет на выводы суда об установленном факте существенного изменения характеристик лесного участка, поскольку действующим законодательством не предусмотрено, что изменение характеристик лесного участка может быть установлено исключительно на основании утвержденного проекта освоения лесов.
Относительно изменений в абзаце первом пункта 5 договора аренды от 18.05.2010 N 22-22, а именно в части начала срока внесения арендной платы: "с момента вступления решения суда в законную силу по 31.12.2017, с 2018 года 1236507,00 рубля 00 коп. в год" - апелляционный суд учитывает следующее.
Частью 3 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
В части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) содержалось специальное правило, согласно которому возможность изменения условий договора аренды, заключенного на аукционе, ограничена случаем, предусмотренным частью 7 статьи 53.7 данного Кодекса. Таким образом, было исключено применение норм гражданского законодательства в части условий и оснований изменения такого договора по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора (в том числе в случае изменения объема и характеристик лесных ресурсов, подлежащих заготовке на переданном в аренду лесном участке).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 29.05.2014 N 1021-О указал, что часть 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации о недопустимости при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменения условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации, создает наряду с другими законоположениями необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлена на обеспечение баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Федеральным законом N 250-ФЗ редакция части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации была изменена, указанная норма в настоящей редакции содержит положения, которые предусматривают случаи возможного изменения условий договора в результате: изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации.
При этом введенная Федеральным законом N 250-ФЗ в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации часть 2.1 содержит положение о том, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Из материалов по настоящему делу следует, что в 2017 году в отношении лесного участка, предоставленного в аренду Обществу, была проведена таксация.
Исходя из подпункта 5 пункта 1 статьи 68, пункта 1 статьи 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации таксация является одним из мероприятий по лесоустройству и проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации при таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, осуществляются в том числе определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
Согласно пунктам 68, 72 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516, перед началом и по окончании работ по таксации лесов проводятся лесоустроительные совещания. Лесоустроительные совещания организуются заказчиком работ по таксации лесов, решения, принятые на совещаниях, фиксируются в протоколах лесоустроительных совещаний; материалы таксации лесов вводятся в действие приказом уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в пределах их полномочий.
Пунктом 150 Лесоустроительной инструкции определено, что проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов; все расчеты, связанные с проектированием объемов показателей мероприятий по уходу за лесом, осуществляются на основе итогов распределения площадей и запасов лесных насаждений хозяйственных секций по классам возраста, полноте, классам бонитета, типам леса и данным таксации лесов.
В 2017 году на арендуемом ООО "Алекс" лесном участке была проведена таксация лесов, материалы которой были введены в действие приказом Министерства N 64 от 16.03.2017. Проведение в установленном порядке лесоустройства выступило основанием для внесения изменений в проект освоения лесов на арендуемом лесном участке.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции размер и распределение арендной платы на 2017 год приняты по срокам внесения с 16.03.2017 по 31.12.2017 (Приложение N 4 к договору аренды) правомерно.
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу, что арбитражным судом первой инстанции правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств судом первой инстанции и заявителем апелляционной жалобы, не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 21.07.2017 по делу N А28-6521/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства лесного хозяйства Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
Т.М.ПОЛЯШОВА
Т.М.ПОЛЯШОВА
Судьи
Д.Ю.БАРМИН
И.Ю.БАРЬЯХТАР
Д.Ю.БАРМИН
И.Ю.БАРЬЯХТАР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)