Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2016 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: Мухина С.М., Кочешковой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рясиной П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы и Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.03.2016 по делу N А40-53454/15, принятое судьей Кофановой И.Н. (шифр судьи 127-378)
по заявлению ООО "Центр культурных инноваций-2000"
к Правительству Москвы
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы (125009, г. Москва, пер. Газетный, 1/12. ИНН 7705031674 ОГРН 1037739510423 дата регистрации 15.11.1991 г.)
о признании недействительным и незаконным Решение Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки об отсутствии оснований для установления на 2015 год имущественной поддержки по Договору аренды 00-00745/01 от 29.11.2001, выраженном в отказе Департамента городского имущества города Москвы от 25.02.15 N ДГИ-1-171255/15-1 и обязать Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки и Департамент городского имущества города Москвы предоставить ООО "Центр культурных инноваций-2000" имущественную поддержку в виде сохранения ставки арендной платы в размере 3 500 рублей за кв. м объекта аренды на 2015 год,
при участии:
- от заявителя: Косов С.А. по дов. от 18.01.2016, Новрузов З.А. по дов. от 18.01.2016;
- от заинтересованного лица: Руденко М.В. по дов. от 30.12.2015;
- от третьего лица: Руденко М.В. по дов. от 28.08.2015;
- установил:
ООО "Центр культурных инноваций-2000" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Правительству Москвы (далее - ответчик), о признании недействительным оформленного письмом от 25.02.2015 N ДГИ-1-171255/15-1 решения Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки (далее - межведомственная комиссия) об отсутствии оснований для установления на 2015 год имущественной поддержки по охранно-арендному договору от 29.11.2001 N 00-00745/01 в отношении памятника истории и культуры "Жилой дом XIX в." по адресу: г. Москва, Коптельский пер., 24, стр. 1, обязании названной комиссии, Департамента предоставить имущественную поддержку в виде сохранения ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв. м объекта аренды на 2015 год.
Решением суда от 09.03.2016 заявленные требования - удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик и третье лицо обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик и третье лицо поддержали доводы апелляционной жалобы, просили отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель возражал против изложенных в жалобе доводов, отзыв на жалобу не представил, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда, принятого в соответствии с законодательством РФ и установленными фактическими обстоятельствами, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 01.06.2001 между Государственным учреждением "Главное Управление охраны памятников г. Москвы" (арендодателем) и ООО "Центр культурных инноваций-2000" заключен охранно-арендный договор N 23з на пользование недвижимым имуществом - памятником истории и культуры, по которому в аренду предоставлено здание памятника истории и культуры по адресу: г. Москва, пер. 1-й Коптельский, д. 24 общей площадью 1210,7 кв. м.
Срок аренды определен с 01.06.2001 по 01.11.2042 (п. 4 договора).
Помещения переданы истцу по акту приема-передачи от 01.06.2001.
Дополнительным соглашением от 17.12.2010 к договору стороны внесли изменения в договор, определив в качестве арендодателя Департамент имущества города Москвы.
Согласно разделу II договора (в редакции дополнительного соглашения от 17.12.2010) за указанный в разделе 1 договора объект величина арендной платы устанавливается в соответствии с уведомлением о размере арендной платы.
Величина арендной платы определяется на основании действующих в городе нормативов по установлению ставки арендной платы и не может быть снижена. Арендная плата вносится арендатором ежемесячно с оплатой не позднее 5-го числа текущего месяца в размере 1/12 части от годовой арендной платы.
В силу п. 9 договора (в редакции дополнительного соглашения от 11.05.2010) арендодатель вправе в одностороннем порядке не чаще 1 раза в год изменять ставку арендной платы. Указанное изменение ставки производится при принятии Правительством Москвы решения о централизованном изменении ставки арендной платы. Изменение ставки арендной платы оформляется уведомлением.
В обоснование заявленных требований ООО "Центр культурных инноваций-2000" указывало, что имеет право на применение льготной ставки арендной платы на основании п. 1.3.2 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП.
11.11.2014 заявитель направил в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства заявление о рассмотрении вопроса о предоставлении имущественной поддержки в виде установления минимальной ставки арендной платы арендатору ООО "Центр культурных инноваций - 2000", к которому приложил копию договора аренды объекта нежилого фонда, выписку из базы данных реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, данные об использовании труда инвалидов.
21.01.2015 заявитель направил в Департамент обращение с просьбой об отмене Уведомление от 24.12.14 N 33-А-128947/14-(0)-0, согласно которому ставка арендной платы с 01.01.2015 составила 18 567, 45 рубля за 1 кв. м в год. Уведомление отправлено 09.01.2015 и Уведомление от 24.12.14 N 33-А-127690/14-(0)-0, согласно которому ставка арендной платы с 01.01.2015 составила также 18 567,45 рубля за 1 кв. м в год.
В ответ на это обращение, Департамент 25.02.2015 года направил ответ, согласно которому, в соответствии с условиями договора аренды величина арендной платы устанавливается в соответствии с уведомлениями о размере арендной платы, направленным 24.12.2014 года N 33-А-127690/14-(0)-0 и N 33-А-128947/14-(0)-0.
Отказ от 25.02.2015 N ДГИ-1-171255/15-1 в применении к заявителю льготной ставки арендной платы с 01.01.2015 Департамент мотивировал тем, что решением Межведомственной комиссии по предоставлению поддержки субъектам малого предпринимательства установлено отсутствие оснований для применения льготной ставки арендной платы на 2015 год.
Во исполнение Определения суда от 16.02.2016 года Правительство Москвы представило Протокол N 6-МВК/14 от 30.12.2014 года, которым Истцу было отказано в предоставлении имущественной поддержке на 2015 года в связи с несоблюдением требований п. п. 2.1.2, 2.1.3 и 2.1.6 приложения к Постановлению Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
В соответствии со статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации нарушенное или оспариваемое гражданское право может быть защищено судом путем его признания.
Из положений указанных статей не усматривается каких-либо изъятий для прав, основанных на условиях гражданско-правовых договоров.
Признание права осуществляется в ситуации, когда соответствующее право оспаривается либо не признается третьими лицами, что, в свою очередь, означает спор относительно наличия права у заинтересованного лица. Назначение суда по смыслу ст. 4 АПК РФ как раз и состоит в разрешении споров между участниками гражданских правоотношений. По сути, удовлетворяя иск о признании права, суд властно подтверждает наличие между сторонами правоотношения и вытекающего из него субъективного права истца.
Применение такого способа защиты, как признание права, возможно, когда само право уже существует и необходимо лишь судебное подтверждение данного факта.
При этом Гражданский кодекс Российской Федерации в соответствии с вытекающими из Конституции Российской Федерации основными началами гражданского законодательства (п. 1 ст. 1 ГК РФ) не ограничивает гражданина в выборе способа защиты нарушенного права и не ставит использование общих гражданско-правовых способов защиты в зависимость от наличия способов специальных. Юридические лица вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению с учетом ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из характера спорных правоотношений и существа нарушенного права.
ООО "ЦКИ-2000" являлось субъектом малого предпринимательства, т.к. внесено в Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы, что подтверждается Выпиской из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства г. Москвы и продолжает им оставаться и в настоящее время.
Правительством Москвы приняты Постановления от 25.12.12 N 800-ПП и N 809-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне г. Москвы", а также от 15.04.2013 N 236-ПП "О дополнительных мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", в соответствии с которыми арендная плата для субъектов малого и среднего предпринимательства составляла 3 500 рублей за квадратный метр арендуемого помещения в год.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 15.04.2013 N 236-ПП "О дополнительных мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" и Постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП "О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы" для субъектов малого предпринимательства с 01.01.14 применение льгот при расчете арендной платы за нежилые помещения площадью свыше 300 кв. м, осуществляется на основании решения Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности в области:
- - здравоохранения или образования и имеющих лицензию на осуществление такой деятельности;
- - торговли (при условии получения статуса социального магазина); - социального питания (при условии прохождения аккредитации);
- - бытового обслуживания; - физической культуры и спорта;
- - культуры;
- - производства;
- - ремесленной деятельности (при условии соответствия критериям субъектов ремесленничества, имеющих приоритетное право на получение поддержки со стороны органов государственной власти г. Москвы), а также организации, использующие труд инвалидов, при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%.
ООО "ЦКИ-2000" в своей деятельности использует труд инвалидов, среднесписочная численность которых среди работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%.
В связи с этим, 11.11.14 ООО "ЦКИ-2000" предоставило в Комиссию (через Департамент) заявление о предоставлении имущественной поддержки в виде установления минимальной ставки арендной платы (рег. N ДГИ-102018/14-(0)-0) с приложением пакета необходимых документов.
В соответствии с п. 5.1.2.2 приложения к постановлению Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП были представлены документы, подтверждающие использование ООО "ЦКИ-2000" труда инвалидов, при этом, среднесписочная численность инвалидов среди работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляла 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.
Для подтверждения среднесписочной численности инвалидов были представлены копия штатного расписания ООО "ЦКИ-2000", копии справок медико-социальной экспертизы и приказов о приеме сотрудников-инвалидов на работу.
Для подтверждения доли инвалидов в фонде оплаты труда были представлены копии формы РСВ-1пфр, копии формы СЗВ-6-4 и приложены копии отчета о начисленных и уплаченных страховых взносах за последние два квартала.
Объект нежилого фонда используется ООО "ЦКИ-2000" по целевому назначению. В протоколе заседания комиссии отсутствовали сведения о наличии задолженности у ООО "ЦКИ-2000" по арендной плате в течение двух периодов оплаты подряд либо недоплате арендной платы, повлекшей задолженность, превышающую размер арендной платы за два периода оплаты. Арендуемое имущество не было передано ООО "ЦКИ-2000" без согласия Департамента в субаренду. Всем этим критериям ООО "ЦКИ-2000" отвечало полностью.
В январе 2015 года ООО "ЦКИ-2000" получило Уведомление от 24.12.14 N 33-А-128947/14-(0)-0, согласно которому ставка арендной платы с 01.01.2015 составила 18 567, 45 рубля за 1 кв. м в год. Через несколько дней после получения этого Уведомления ООО "ЦКИ-2000" получило новое Уведомление от 24.12.14 N ЗЗ-А-127690/14-(0)-0, согласно которому ставка арендной платы с 01.01.2015 составила также 18 567, 45 рубля за 1 кв. м в год.
В связи с несогласием с указанными Уведомлениями, ООО "ЦКИ-2000" обжаловало их в установленном порядке в Арбитражный суд г. Москвы (Дело N А40-56729/15, которое в настоящее время приостановлено).
Согласно письму от 31.12.2014 N ЗЗ-И-62/15 у Департамента отсутствовали правовые основания для сохранения льготной ставки арендной платы на 2015 год, т.к. Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства принято соответствующее решение. При этом, текста соответствующего решения и оснований для его принятия - в адрес ООО "ЦКИ-2000" направлено не было.
ООО "ЦКИ-2000" 21.01.15 направило обращение в Департамент, в котором просило разъяснить - кем и на каком основании принято решением и просило его разъяснить и аргументировать. Однако, как следует из ответа Департамента от 25.02.15 N ДГИ-1-171255/15-1, "Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства принято решение об отсутствии оснований для установления на 2015 год льготной ставки арендной платы в размере 3 500 рублей за кв. м в год".
В связи с вышеуказанными обстоятельствами решение Комиссии, выраженное в ответе Департамента и было обжаловано ООО "ЦКИ-2000" в судебном порядке. Ввиду того, что Комиссия является постоянно действующим, но не функциональным, органом Правительства Москвы - Правительство Москвы было привлечено к участию в деле в качестве ответчика.
Департамент в нарушение действующего законодательства применил в отношении Истца ставку арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости права пользования соответствующими объектами недвижимости, которая в несколько раз превышает размер льготной ставки установленной Постановлением Правительства, тем самым нарушив право Истца на получения имущественной поддержки как субъекта малого предпринимательства.
Судебная практика исходит из того, что признание права на применение льготной ставки арендной платы является надлежащим способом защиты нарушенного права.
Государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ. Органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льют, государственных или муниципальных гарантий (п. 20 ст. 4 Закона N 135-ФЗ).
Государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 13 ч. 1 ст. 19 Закона N 135-ФЗ).
Государственная или муниципальная преференция в целях, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства предоставляется без предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, если такая преференция предоставляется в соответствии с федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 4 ч. 3 ст. 19 Закона N 135-ФЗ).
Органы исполнительной власти города Москвы принимают меры для создания общих условий деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. К мерам для создания общих условий деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства относится предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, льгот по уплате налогов и сборов, направляемых в бюджет города Москвы, использование специальных налоговых режимов и установление льготных ставок арендной платы в порядке, предусмотренном федеральными законами и законами города Москвы (ч. 1 п. 4 ч. 2 ст. 11 Закона г. Москвы от 26.11.2008 г. N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" (далее Закон г. Москвы N 60)).
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.05.2016 N 09АП-19626/2016 ПО ДЕЛУ N А40-53454/15
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2016 г. N 09АП-19626/2016
Дело N А40-53454/15
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2016 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: Мухина С.М., Кочешковой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рясиной П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы и Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.03.2016 по делу N А40-53454/15, принятое судьей Кофановой И.Н. (шифр судьи 127-378)
по заявлению ООО "Центр культурных инноваций-2000"
к Правительству Москвы
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы (125009, г. Москва, пер. Газетный, 1/12. ИНН 7705031674 ОГРН 1037739510423 дата регистрации 15.11.1991 г.)
о признании недействительным и незаконным Решение Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки об отсутствии оснований для установления на 2015 год имущественной поддержки по Договору аренды 00-00745/01 от 29.11.2001, выраженном в отказе Департамента городского имущества города Москвы от 25.02.15 N ДГИ-1-171255/15-1 и обязать Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки и Департамент городского имущества города Москвы предоставить ООО "Центр культурных инноваций-2000" имущественную поддержку в виде сохранения ставки арендной платы в размере 3 500 рублей за кв. м объекта аренды на 2015 год,
при участии:
- от заявителя: Косов С.А. по дов. от 18.01.2016, Новрузов З.А. по дов. от 18.01.2016;
- от заинтересованного лица: Руденко М.В. по дов. от 30.12.2015;
- от третьего лица: Руденко М.В. по дов. от 28.08.2015;
- установил:
ООО "Центр культурных инноваций-2000" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Правительству Москвы (далее - ответчик), о признании недействительным оформленного письмом от 25.02.2015 N ДГИ-1-171255/15-1 решения Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки (далее - межведомственная комиссия) об отсутствии оснований для установления на 2015 год имущественной поддержки по охранно-арендному договору от 29.11.2001 N 00-00745/01 в отношении памятника истории и культуры "Жилой дом XIX в." по адресу: г. Москва, Коптельский пер., 24, стр. 1, обязании названной комиссии, Департамента предоставить имущественную поддержку в виде сохранения ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв. м объекта аренды на 2015 год.
Решением суда от 09.03.2016 заявленные требования - удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик и третье лицо обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик и третье лицо поддержали доводы апелляционной жалобы, просили отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель возражал против изложенных в жалобе доводов, отзыв на жалобу не представил, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда, принятого в соответствии с законодательством РФ и установленными фактическими обстоятельствами, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 01.06.2001 между Государственным учреждением "Главное Управление охраны памятников г. Москвы" (арендодателем) и ООО "Центр культурных инноваций-2000" заключен охранно-арендный договор N 23з на пользование недвижимым имуществом - памятником истории и культуры, по которому в аренду предоставлено здание памятника истории и культуры по адресу: г. Москва, пер. 1-й Коптельский, д. 24 общей площадью 1210,7 кв. м.
Срок аренды определен с 01.06.2001 по 01.11.2042 (п. 4 договора).
Помещения переданы истцу по акту приема-передачи от 01.06.2001.
Дополнительным соглашением от 17.12.2010 к договору стороны внесли изменения в договор, определив в качестве арендодателя Департамент имущества города Москвы.
Согласно разделу II договора (в редакции дополнительного соглашения от 17.12.2010) за указанный в разделе 1 договора объект величина арендной платы устанавливается в соответствии с уведомлением о размере арендной платы.
Величина арендной платы определяется на основании действующих в городе нормативов по установлению ставки арендной платы и не может быть снижена. Арендная плата вносится арендатором ежемесячно с оплатой не позднее 5-го числа текущего месяца в размере 1/12 части от годовой арендной платы.
В силу п. 9 договора (в редакции дополнительного соглашения от 11.05.2010) арендодатель вправе в одностороннем порядке не чаще 1 раза в год изменять ставку арендной платы. Указанное изменение ставки производится при принятии Правительством Москвы решения о централизованном изменении ставки арендной платы. Изменение ставки арендной платы оформляется уведомлением.
В обоснование заявленных требований ООО "Центр культурных инноваций-2000" указывало, что имеет право на применение льготной ставки арендной платы на основании п. 1.3.2 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП.
11.11.2014 заявитель направил в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства заявление о рассмотрении вопроса о предоставлении имущественной поддержки в виде установления минимальной ставки арендной платы арендатору ООО "Центр культурных инноваций - 2000", к которому приложил копию договора аренды объекта нежилого фонда, выписку из базы данных реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, данные об использовании труда инвалидов.
21.01.2015 заявитель направил в Департамент обращение с просьбой об отмене Уведомление от 24.12.14 N 33-А-128947/14-(0)-0, согласно которому ставка арендной платы с 01.01.2015 составила 18 567, 45 рубля за 1 кв. м в год. Уведомление отправлено 09.01.2015 и Уведомление от 24.12.14 N 33-А-127690/14-(0)-0, согласно которому ставка арендной платы с 01.01.2015 составила также 18 567,45 рубля за 1 кв. м в год.
В ответ на это обращение, Департамент 25.02.2015 года направил ответ, согласно которому, в соответствии с условиями договора аренды величина арендной платы устанавливается в соответствии с уведомлениями о размере арендной платы, направленным 24.12.2014 года N 33-А-127690/14-(0)-0 и N 33-А-128947/14-(0)-0.
Отказ от 25.02.2015 N ДГИ-1-171255/15-1 в применении к заявителю льготной ставки арендной платы с 01.01.2015 Департамент мотивировал тем, что решением Межведомственной комиссии по предоставлению поддержки субъектам малого предпринимательства установлено отсутствие оснований для применения льготной ставки арендной платы на 2015 год.
Во исполнение Определения суда от 16.02.2016 года Правительство Москвы представило Протокол N 6-МВК/14 от 30.12.2014 года, которым Истцу было отказано в предоставлении имущественной поддержке на 2015 года в связи с несоблюдением требований п. п. 2.1.2, 2.1.3 и 2.1.6 приложения к Постановлению Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
В соответствии со статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации нарушенное или оспариваемое гражданское право может быть защищено судом путем его признания.
Из положений указанных статей не усматривается каких-либо изъятий для прав, основанных на условиях гражданско-правовых договоров.
Признание права осуществляется в ситуации, когда соответствующее право оспаривается либо не признается третьими лицами, что, в свою очередь, означает спор относительно наличия права у заинтересованного лица. Назначение суда по смыслу ст. 4 АПК РФ как раз и состоит в разрешении споров между участниками гражданских правоотношений. По сути, удовлетворяя иск о признании права, суд властно подтверждает наличие между сторонами правоотношения и вытекающего из него субъективного права истца.
Применение такого способа защиты, как признание права, возможно, когда само право уже существует и необходимо лишь судебное подтверждение данного факта.
При этом Гражданский кодекс Российской Федерации в соответствии с вытекающими из Конституции Российской Федерации основными началами гражданского законодательства (п. 1 ст. 1 ГК РФ) не ограничивает гражданина в выборе способа защиты нарушенного права и не ставит использование общих гражданско-правовых способов защиты в зависимость от наличия способов специальных. Юридические лица вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению с учетом ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из характера спорных правоотношений и существа нарушенного права.
ООО "ЦКИ-2000" являлось субъектом малого предпринимательства, т.к. внесено в Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы, что подтверждается Выпиской из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства г. Москвы и продолжает им оставаться и в настоящее время.
Правительством Москвы приняты Постановления от 25.12.12 N 800-ПП и N 809-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне г. Москвы", а также от 15.04.2013 N 236-ПП "О дополнительных мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", в соответствии с которыми арендная плата для субъектов малого и среднего предпринимательства составляла 3 500 рублей за квадратный метр арендуемого помещения в год.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 15.04.2013 N 236-ПП "О дополнительных мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" и Постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП "О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы" для субъектов малого предпринимательства с 01.01.14 применение льгот при расчете арендной платы за нежилые помещения площадью свыше 300 кв. м, осуществляется на основании решения Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности в области:
- - здравоохранения или образования и имеющих лицензию на осуществление такой деятельности;
- - торговли (при условии получения статуса социального магазина); - социального питания (при условии прохождения аккредитации);
- - бытового обслуживания; - физической культуры и спорта;
- - культуры;
- - производства;
- - ремесленной деятельности (при условии соответствия критериям субъектов ремесленничества, имеющих приоритетное право на получение поддержки со стороны органов государственной власти г. Москвы), а также организации, использующие труд инвалидов, при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%.
ООО "ЦКИ-2000" в своей деятельности использует труд инвалидов, среднесписочная численность которых среди работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%.
В связи с этим, 11.11.14 ООО "ЦКИ-2000" предоставило в Комиссию (через Департамент) заявление о предоставлении имущественной поддержки в виде установления минимальной ставки арендной платы (рег. N ДГИ-102018/14-(0)-0) с приложением пакета необходимых документов.
В соответствии с п. 5.1.2.2 приложения к постановлению Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП были представлены документы, подтверждающие использование ООО "ЦКИ-2000" труда инвалидов, при этом, среднесписочная численность инвалидов среди работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляла 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.
Для подтверждения среднесписочной численности инвалидов были представлены копия штатного расписания ООО "ЦКИ-2000", копии справок медико-социальной экспертизы и приказов о приеме сотрудников-инвалидов на работу.
Для подтверждения доли инвалидов в фонде оплаты труда были представлены копии формы РСВ-1пфр, копии формы СЗВ-6-4 и приложены копии отчета о начисленных и уплаченных страховых взносах за последние два квартала.
Объект нежилого фонда используется ООО "ЦКИ-2000" по целевому назначению. В протоколе заседания комиссии отсутствовали сведения о наличии задолженности у ООО "ЦКИ-2000" по арендной плате в течение двух периодов оплаты подряд либо недоплате арендной платы, повлекшей задолженность, превышающую размер арендной платы за два периода оплаты. Арендуемое имущество не было передано ООО "ЦКИ-2000" без согласия Департамента в субаренду. Всем этим критериям ООО "ЦКИ-2000" отвечало полностью.
В январе 2015 года ООО "ЦКИ-2000" получило Уведомление от 24.12.14 N 33-А-128947/14-(0)-0, согласно которому ставка арендной платы с 01.01.2015 составила 18 567, 45 рубля за 1 кв. м в год. Через несколько дней после получения этого Уведомления ООО "ЦКИ-2000" получило новое Уведомление от 24.12.14 N ЗЗ-А-127690/14-(0)-0, согласно которому ставка арендной платы с 01.01.2015 составила также 18 567, 45 рубля за 1 кв. м в год.
В связи с несогласием с указанными Уведомлениями, ООО "ЦКИ-2000" обжаловало их в установленном порядке в Арбитражный суд г. Москвы (Дело N А40-56729/15, которое в настоящее время приостановлено).
Согласно письму от 31.12.2014 N ЗЗ-И-62/15 у Департамента отсутствовали правовые основания для сохранения льготной ставки арендной платы на 2015 год, т.к. Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства принято соответствующее решение. При этом, текста соответствующего решения и оснований для его принятия - в адрес ООО "ЦКИ-2000" направлено не было.
ООО "ЦКИ-2000" 21.01.15 направило обращение в Департамент, в котором просило разъяснить - кем и на каком основании принято решением и просило его разъяснить и аргументировать. Однако, как следует из ответа Департамента от 25.02.15 N ДГИ-1-171255/15-1, "Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства принято решение об отсутствии оснований для установления на 2015 год льготной ставки арендной платы в размере 3 500 рублей за кв. м в год".
В связи с вышеуказанными обстоятельствами решение Комиссии, выраженное в ответе Департамента и было обжаловано ООО "ЦКИ-2000" в судебном порядке. Ввиду того, что Комиссия является постоянно действующим, но не функциональным, органом Правительства Москвы - Правительство Москвы было привлечено к участию в деле в качестве ответчика.
Департамент в нарушение действующего законодательства применил в отношении Истца ставку арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости права пользования соответствующими объектами недвижимости, которая в несколько раз превышает размер льготной ставки установленной Постановлением Правительства, тем самым нарушив право Истца на получения имущественной поддержки как субъекта малого предпринимательства.
Судебная практика исходит из того, что признание права на применение льготной ставки арендной платы является надлежащим способом защиты нарушенного права.
Государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ. Органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льют, государственных или муниципальных гарантий (п. 20 ст. 4 Закона N 135-ФЗ).
Государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 13 ч. 1 ст. 19 Закона N 135-ФЗ).
Государственная или муниципальная преференция в целях, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства предоставляется без предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, если такая преференция предоставляется в соответствии с федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 4 ч. 3 ст. 19 Закона N 135-ФЗ).
Органы исполнительной власти города Москвы принимают меры для создания общих условий деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. К мерам для создания общих условий деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства относится предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, льгот по уплате налогов и сборов, направляемых в бюджет города Москвы, использование специальных налоговых режимов и установление льготных ставок арендной платы в порядке, предусмотренном федеральными законами и законами города Москвы (ч. 1 п. 4 ч. 2 ст. 11 Закона г. Москвы от 26.11.2008 г. N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" (далее Закон г. Москвы N 60)).
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)