Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обязательства: Истец ссылается на то, что сын страдает тяжелой формой хронических заболеваний и их семья нуждается в улучшении жилищных условий, однако ответчик отказывает в предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Президиум Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Алексиной М.В.,
членов президиума - Бируля О.В., Сарбашева В.Б.,
при секретаре - Т.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.А., С.Б. к администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" о возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма
по кассационной жалобе представителя администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 15 февраля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Алтай Сумачаковой Н.И., выслушав объяснения представителя ответчика администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения истца С.А., объяснения представителя третьего лица Министерства финансов Республики Алтай Н., полагавшего доводы кассационной жалобы обоснованными, Президиум Верховного Суда Республики Алтай,
установил:
С.А., действуя в интересах С.Б., обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" о возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, указывая, что ее сын страдает тяжелой формой хронических заболеваний, семья нуждается в улучшении жилищных условий, однако администрация муниципального образования "Кош-Агачский район" отказывает в предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Решением Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 22 ноября 2016 года отказано в полном объеме в удовлетворении исковых требований С.А., действующей в интересах С.Б. к администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" о возложении обязанности предоставить вне очереди на территории муниципального образования "Кош-Агачский район" С.Б., С.А. как семье, имеющей ребенка-инвалида, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 15 февраля 2017 года указанное решение суда отменено в части отказа в удовлетворении требований С.А., действующей в интересах С.Б. к администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" о возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма С.Б. Принято по делу в данной части новое решение, которым возложена обязанность на администрацию муниципального образования "Кош-Агачский район" предоставить во внеочередном порядке С.Б. по договору социального найма жилое помещение на территории муниципального образования "Кош-Агачский район", отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, с учетом права на дополнительную жилую площадь. В остальной части решение оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Республики Алтай 10 апреля 2017 года кассационной жалобе представителем ответчика администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" А. ставится вопрос о ее передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Республики Алтай.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Республики Алтай Сумачаковой Н.И. 5 мая 2017 года истребовано дело, которое поступило в Верховный Суд Республики Алтай 15 мая 2017 года, и ее же определением от 21 июня 2017 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Республики Алтай.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ответчика администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" А., поддержавшую доводы кассационной жалобы, истца С.А., возражавшую относительно ее удовлетворения, представителя третьего лица Министерства финансов Республики Алтай Н., полагавшего доводы кассационной жалобы обоснованными, Президиум находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
По мнению Президиума Верховного Суда Республики Алтай при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены такого характера существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.
Нижестоящими судебными инстанциями установлено, что С.Б., <дата> года рождения, является инвалидом <данные изъяты>, причина инвалидности - <данные изъяты>. Кроме того, С.Б. страдает тяжелой формой хронического заболевания, входящего в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.
Вместе с тем, согласно списку граждан МО "Кош-Агачский район", нуждающихся в улучшении жилищных условий, К. (С.А.) поставлена на учет <дата> в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", вставших на учет после 1 января 2015 года, номер очередности установлен <данные изъяты>.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал на то, что С.А. и С.Б. являются членами одной семьи, следовательно не имеют права для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма на основании пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того, судом указано, что семья С.А. не была признана органом местного самоуправления в установленном законом порядке малоимущей, как того требует часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом постановки на учет после 1 марта 2005 года.
Отменяя в части в апелляционном порядке решение суда нижестоящей инстанции и возлагая на администрацию муниципального образования "Кош-Агачский район" обязанность предоставить во внеочередном порядке С.Б. по договору социального найма жилое помещение, суд апелляционной инстанции указал, что являясь получателем жилищной льготы, С.Б. вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма.
Президиум Верховного Суда Республики Алтай считает, что состоявшееся по делу судебное постановление суда апелляционной инстанции вынесено с существенными нарушениями норм материального права.
Из материалов дела усматривается, что семья С.А. поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", дата постановки - <дата>. Об этом указано в апелляционном определении суда апелляционной инстанции, подтверждено имеющимся в материалах дела соответствующим списком граждан и не оспаривается сторонами.
Исходя из указанного, семья С.А. имеет право на улучшение жилищных условий на основании статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которой определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Поскольку С.А. встала на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, то в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, производится за счет средств субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, законодательство Республики Алтай не содержит основания предоставления жилого помещения указанной категории граждан во внеочередном порядке.
Кроме того, учитывая нахождение С.А. в очередности по списку граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", вывод суда апелляционной инстанции о возложении обязанности по предоставления жилого помещения с учетом дополнительной площади на администрацию муниципального образования "Кош-Агачский район" не основано на нормах действующего законодательства.
Материалами дела установлено, что С.Б. помимо инвалидности страдает тяжелой формой хронического заболевания, входящего в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В материалах дела не содержится сведений о постановке С.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию наличия у ее ребенка хронического заболевания.
Между тем, для такой категории граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения граждан, страдающих хроническими заболеваниями, жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то право истца на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, истец в органы местного самоуправления с заявлением о признании ее малоимущей не обращалась, решение о принятии ее на учет нуждающихся в жилье малоимущих граждан, не принималось. Поскольку С-вы в установленном законом порядке малоимущими не признаны, то вывод суда апелляционной инстанции о наличии оснований для обеспечения С.Б. во внеочередном порядке жилым помещением является ошибочным.
Наличие заболевания, входящего в установленный Правительством Российской Федерации перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Указанные обстоятельства не были учтены судом апелляционной инстанции. Оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции не имелось.
Судебная коллегия находит, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, в связи с чем обжалуемое судебное постановление подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Верховного Суда Республики Алтай
постановил:
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 15 февраля 2017 года отменить, решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 22 октября 2016 года оставить в силе.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ОТ 18.07.2017 N 44Г-3/2017
Требование: Об обязании предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обязательства: Истец ссылается на то, что сын страдает тяжелой формой хронических заболеваний и их семья нуждается в улучшении жилищных условий, однако ответчик отказывает в предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2017 года
Президиум Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Алексиной М.В.,
членов президиума - Бируля О.В., Сарбашева В.Б.,
при секретаре - Т.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.А., С.Б. к администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" о возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма
по кассационной жалобе представителя администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 15 февраля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Алтай Сумачаковой Н.И., выслушав объяснения представителя ответчика администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения истца С.А., объяснения представителя третьего лица Министерства финансов Республики Алтай Н., полагавшего доводы кассационной жалобы обоснованными, Президиум Верховного Суда Республики Алтай,
установил:
С.А., действуя в интересах С.Б., обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" о возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, указывая, что ее сын страдает тяжелой формой хронических заболеваний, семья нуждается в улучшении жилищных условий, однако администрация муниципального образования "Кош-Агачский район" отказывает в предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Решением Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 22 ноября 2016 года отказано в полном объеме в удовлетворении исковых требований С.А., действующей в интересах С.Б. к администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" о возложении обязанности предоставить вне очереди на территории муниципального образования "Кош-Агачский район" С.Б., С.А. как семье, имеющей ребенка-инвалида, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 15 февраля 2017 года указанное решение суда отменено в части отказа в удовлетворении требований С.А., действующей в интересах С.Б. к администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" о возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма С.Б. Принято по делу в данной части новое решение, которым возложена обязанность на администрацию муниципального образования "Кош-Агачский район" предоставить во внеочередном порядке С.Б. по договору социального найма жилое помещение на территории муниципального образования "Кош-Агачский район", отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, с учетом права на дополнительную жилую площадь. В остальной части решение оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Республики Алтай 10 апреля 2017 года кассационной жалобе представителем ответчика администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" А. ставится вопрос о ее передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Республики Алтай.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Республики Алтай Сумачаковой Н.И. 5 мая 2017 года истребовано дело, которое поступило в Верховный Суд Республики Алтай 15 мая 2017 года, и ее же определением от 21 июня 2017 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Республики Алтай.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ответчика администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" А., поддержавшую доводы кассационной жалобы, истца С.А., возражавшую относительно ее удовлетворения, представителя третьего лица Министерства финансов Республики Алтай Н., полагавшего доводы кассационной жалобы обоснованными, Президиум находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
По мнению Президиума Верховного Суда Республики Алтай при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены такого характера существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.
Нижестоящими судебными инстанциями установлено, что С.Б., <дата> года рождения, является инвалидом <данные изъяты>, причина инвалидности - <данные изъяты>. Кроме того, С.Б. страдает тяжелой формой хронического заболевания, входящего в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.
Вместе с тем, согласно списку граждан МО "Кош-Агачский район", нуждающихся в улучшении жилищных условий, К. (С.А.) поставлена на учет <дата> в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", вставших на учет после 1 января 2015 года, номер очередности установлен <данные изъяты>.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал на то, что С.А. и С.Б. являются членами одной семьи, следовательно не имеют права для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма на основании пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того, судом указано, что семья С.А. не была признана органом местного самоуправления в установленном законом порядке малоимущей, как того требует часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом постановки на учет после 1 марта 2005 года.
Отменяя в части в апелляционном порядке решение суда нижестоящей инстанции и возлагая на администрацию муниципального образования "Кош-Агачский район" обязанность предоставить во внеочередном порядке С.Б. по договору социального найма жилое помещение, суд апелляционной инстанции указал, что являясь получателем жилищной льготы, С.Б. вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма.
Президиум Верховного Суда Республики Алтай считает, что состоявшееся по делу судебное постановление суда апелляционной инстанции вынесено с существенными нарушениями норм материального права.
Из материалов дела усматривается, что семья С.А. поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", дата постановки - <дата>. Об этом указано в апелляционном определении суда апелляционной инстанции, подтверждено имеющимся в материалах дела соответствующим списком граждан и не оспаривается сторонами.
Исходя из указанного, семья С.А. имеет право на улучшение жилищных условий на основании статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которой определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Поскольку С.А. встала на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, то в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, производится за счет средств субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, законодательство Республики Алтай не содержит основания предоставления жилого помещения указанной категории граждан во внеочередном порядке.
Кроме того, учитывая нахождение С.А. в очередности по списку граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", вывод суда апелляционной инстанции о возложении обязанности по предоставления жилого помещения с учетом дополнительной площади на администрацию муниципального образования "Кош-Агачский район" не основано на нормах действующего законодательства.
Материалами дела установлено, что С.Б. помимо инвалидности страдает тяжелой формой хронического заболевания, входящего в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В материалах дела не содержится сведений о постановке С.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию наличия у ее ребенка хронического заболевания.
Между тем, для такой категории граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения граждан, страдающих хроническими заболеваниями, жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то право истца на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, истец в органы местного самоуправления с заявлением о признании ее малоимущей не обращалась, решение о принятии ее на учет нуждающихся в жилье малоимущих граждан, не принималось. Поскольку С-вы в установленном законом порядке малоимущими не признаны, то вывод суда апелляционной инстанции о наличии оснований для обеспечения С.Б. во внеочередном порядке жилым помещением является ошибочным.
Наличие заболевания, входящего в установленный Правительством Российской Федерации перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Указанные обстоятельства не были учтены судом апелляционной инстанции. Оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции не имелось.
Судебная коллегия находит, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, в связи с чем обжалуемое судебное постановление подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Верховного Суда Республики Алтай
постановил:
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 15 февраля 2017 года отменить, решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 22 октября 2016 года оставить в силе.
Председательствующий
М.В.АЛЕКСИНА
М.В.АЛЕКСИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)