Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец полагает, что наделен правом на предоставление жилого помещения по договору социального найма, однако на момент подачи соответствующего заявления он не являлся военнослужащим, решение жилищной комиссии о признании его нуждающимся в жилом помещении в период прохождения военной службы или при увольнении в запас не принималось.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Черкасова Л.А.
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Ильичевой Е.В.
судей Ивановой Ю.В., Чуфистова И.В.
при секретаре Ч.
рассмотрела в судебном заседании 20 апреля 2016 года дело N 2а-4928/15 по апелляционной жалобе ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 11 декабря 2015 года по исковому заявлению Л. к начальнику отдела города Североморска ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, отделу N 3 города Североморска ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, начальнику ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным отказа в принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В., объяснения представителя Л. - Н.А.А. (доверенность N <...> от <дата>), судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Л. обратился в суд с исковым заявлением к начальнику отдела города Североморска ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, отделу N 3 города Североморска ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, начальнику ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, в котором просил признать незаконным решение N <...> от <дата> об отказе в принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, обязать ответчика отменить названное решение и принять на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма с <дата> с составом семьи <...>.
В обоснование заявленных требований Л. указал, что в период с <дата> по <дата> он проходил военную службу, был уволен по сокращению штата. На момент увольнения выслуга составила <...>. Жилого помещения на праве собственности не имеет. В период военной службы на учет нуждающихся не был принят. После увольнения обратился в администрацию Пушкинского района Санкт-Петербурга и с <дата> был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях. <дата> Л. обратился к начальнику отдела города Североморска ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением, в котором просил поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, однако оспариваемым решением в постановке на учет ему было отказано. Данный отказ истец считает незаконным, поскольку его, как военнослужащего, государство обязано обеспечить жилым помещением, что следует из пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Истец полагал, что в смысле положений приведенного пункта 2.1 такая обязанность лежит именно на уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 11.12.2015 исковые требования Л. удовлетворены частично: признано незаконным решение начальника отдела N 3 ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от <дата> N <...> об отказе Л. в восстановлении на учете нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма; на ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность принять Л. на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма с даты вступления решения суда в законную силу с составом семьи: Л.А.П. (<...>), Л.А.П. (<...>), П.К.П. (<...>), П.М.Е. (<...>); на ответчика возложена обязанность сообщить об исполнении настоящего решения по делу в суд и Л. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
О времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции неявившиеся лица извещены, доказательств уважительности причин неявки не представили. Согласно ст. ст. 257, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя Л., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя требования Л., суд первой инстанции пришел к выводу, что в соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" Л., как военнослужащий, уволенный до <дата>, имеет право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма посредством возложения такой обязанности на Министерство обороны Российской Федерации.
С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку он постановлен при неправильном применении норм действующего законодательства, в том числе без учета положений пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Как усматривается из материалов дела, Л. в период с <дата> по <дата> проходил службу в <...> в войсковой части N <...> в городе <адрес>.
Приказом Министра обороны СССР от <дата> N <...> истец был уволен с военной службы в запас по сокращению штата, на основании <...> Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР.
Выслуга лет Л. в календарном исчислении составила <...>.
В период прохождения военной службы Л. не был признан в установленном порядке нуждающимся в жилых помещениях, на учете нуждающихся в жилых помещениях в жилищных органах Министерства обороны СССР и Министерства обороны Российской Федерации не состоял.
<дата> Л. сдал предоставленное ему служебное помещение по адресу: <адрес>, избрав постоянным местом жительства - <адрес>.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что <дата> Л. в составе семьи из <...> Л.Е.П., <...> Л.А.П. и Л.А.П., <...> Л.К.П. был принят администрацией Пушкинского района Санкт-Петербурга на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Распоряжением администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга N <...> от <дата> в учетное дело Л. включена <...> истица - П.М.Е.
Распоряжением администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга N <...> от <дата> бывшая жена Л. - Л.Е.П. снята с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.
В соответствии с положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 77 Закона СССР от 12.10.1967 N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности", действовавшего на момент увольнения истца, было установлено, что обеспечение жилой площадью офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или отставку, производится исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.
В пункте 19 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.02.1981 N 193, было закреплено, что военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью (независимо от ее ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности СССР и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранному с учетом существующего порядка прописки.
22 января 1993 года был принят Закон Российской Федерации N 4338-1 "О статусе военнослужащих", которым введено в действие новое правовое регулирование вопроса обеспечения жилыми помещениями военнослужащих.
Согласно пункту 6 статьи 15 Закона Российской Федерации от 22.01.1993 "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади
С 01 января 1998 года Закон Российской Федерации от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Реализуя правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Первоначально порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья был урегулирован в соответствующих Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1054 от 06.09.1998. Впоследствии порядок принятия на учет по улучшению жилищных условий военнослужащих был установлен Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 N 1280.
Согласно пункту 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) (далее именуется - структурное подразделение уполномоченного органа), к которому прикладываются документы.
Уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований названной Инструкции приказом Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2010 N 1455 определен Департамент жилищного обеспечения, который осуществляет свои функции, в том числе через ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, которое принимает заявления от военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее - военнослужащие), для признания их нуждающимися в жилых помещениях; признают военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденными Постановлением, а также пунктами 3 - 6, 8 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 N 1280.
В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с пунктом 3 указанного Постановления для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием избранного постоянного места жительства (наименования субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается)), к которому прилагаются следующие документы: копии паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность военнослужащего, и указанных паспортов, удостоверяющих личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства), а также свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста; выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи, а для военнослужащих, увольняемых с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, - о планируемом сроке увольнения с военной службы, выдаваемые в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральными органами; копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления; копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 13 данного Постановления в случае изменения ранее избранного постоянного места жительства военнослужащий (гражданин, уволенный с военной службы) подает в уполномоченный орган соответствующее заявление. При этом датой принятия на учет по новому избранному месту жительства является дата принятия на учет по прежнему избранному месту жительства.
Статья 52 Жилищного кодекса Российской Федерации регулирует вопросы принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (пункт 1). Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (пункт 2). Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями (пункт 3). Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 7).
<дата> Л. обратился в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением, в котором просил принять его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
<дата> ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации приняло оспариваемое решение N <...> об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку на дату подачи указанного заявления Л. не являлся военнослужащим.
Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.
Тем самым, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23.04.2004 N 9-П, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, также имеющего публично-правовой характер.
Вместе с тем, законодатель установил критерии, которым должен отвечать уволившийся военнослужащий, а также определенный порядок постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями.
В связи с принятием Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" статья 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дополнена пунктом 2.1, согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01.01.2005 были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" предусмотрено, что порядок и условия обеспечения граждан, уволенных с военной службы и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", распространяются на следующие категории граждан, которые до 01.01.2005 были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации: это граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, для осуществления, следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 настоящего Федерального закона, жилыми помещениями: предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; предоставление жилого помещения по договору социального найма; предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Таким образом, на ответчике не лежит обязанность по предоставлению истцу жилого помещения в соответствии с положениями пункта 2.1. Федерального закона "О статусе военнослужащих" за счет средств федерального бюджета.
На момент обращения в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, Л. не являлся военнослужащим, а относился к гражданам, уволенным с военной службы (статья 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"). Таким образом, на истца распространяются все социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены действующим законодательством для данной категории граждан, но получение таких социальных гарантий и компенсаций должно реализовываться в установленном законом порядке.
Доказательств того, что истец был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления по основаниям избрания военнослужащим нового места жительства после увольнения со службы либо, что решением жилищной комиссии по месту прохождения военной службы, истец признавался нуждающимся в получении жилого помещения, суду не представлено и данные обстоятельства судом апелляционной инстанции в заседании судебной коллегии не установлены. При рассмотрении спора судом установлено, что администрацией Пушкинского района истец с членами семьи был принят на учет нуждающихся на общих основаниях, как обеспеченные жилым помещением менее учетной нормы в двухкомнатной квартире, которую истец бронировал на период службы.
Вывод суда первой инстанции о том, что в период военной службы Л. был признан нуждающимся в жилом помещении, что подтверждается удостоверением от <дата>, из которого следует, что истец имеет право на льготы, предусмотренные Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21.03.1989 N 273-74, от 20.01.1960 N 74 и Постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 N 193 и в связи с этим на ответчике лежит обязанность по предоставлению истцу жилого помещения, не может быть признан состоятельным.
Так, из материалов дела следует, что решение жилищной комиссии о признании Л. нуждающимся в жилом помещении в период прохождения военной службы, в том числе и при увольнении по избранному месту жительства не принималось. Предоставление истцу служебного жилого помещения в период прохождения военной службы не может расцениваться, как доказательство принятия решения жилищной комиссией о постановке заявителя на учет нуждающихся в жилом помещении.
При таких обстоятельствах, учитывая, что на момент обращения в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, Л. уже не являлся военнослужащим, то он не подлежал принятию на соответствующий учет ответчиком на основании Инструкции "О предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 N 1280.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 11.12.2015 подлежит отмене в удовлетворенной части требований Л. с принятием нового решения об отказе в удовлетворении искового заявления Л. к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным отказа в принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
В остальной части решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 11.12.2015 надлежит оставить без изменения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 11 декабря 2015 года в удовлетворенной части требований Л. отменить, апелляционную жалобу ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - удовлетворить.
В удовлетворении искового заявления Л. о признании незаконным отказа в принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения отказать.
В остальной части решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 11 декабря 2015 года оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 20.04.2016 N 33А-7271/2016 ПО ДЕЛУ N 2А-4928/2015
Требование: О признании незаконным отказа в принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, принятии на соответствующий учет.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец полагает, что наделен правом на предоставление жилого помещения по договору социального найма, однако на момент подачи соответствующего заявления он не являлся военнослужащим, решение жилищной комиссии о признании его нуждающимся в жилом помещении в период прохождения военной службы или при увольнении в запас не принималось.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 апреля 2016 г. N 33а-7271/2016
Судья: Черкасова Л.А.
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Ильичевой Е.В.
судей Ивановой Ю.В., Чуфистова И.В.
при секретаре Ч.
рассмотрела в судебном заседании 20 апреля 2016 года дело N 2а-4928/15 по апелляционной жалобе ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 11 декабря 2015 года по исковому заявлению Л. к начальнику отдела города Североморска ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, отделу N 3 города Североморска ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, начальнику ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным отказа в принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В., объяснения представителя Л. - Н.А.А. (доверенность N <...> от <дата>), судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Л. обратился в суд с исковым заявлением к начальнику отдела города Североморска ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, отделу N 3 города Североморска ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, начальнику ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, в котором просил признать незаконным решение N <...> от <дата> об отказе в принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, обязать ответчика отменить названное решение и принять на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма с <дата> с составом семьи <...>.
В обоснование заявленных требований Л. указал, что в период с <дата> по <дата> он проходил военную службу, был уволен по сокращению штата. На момент увольнения выслуга составила <...>. Жилого помещения на праве собственности не имеет. В период военной службы на учет нуждающихся не был принят. После увольнения обратился в администрацию Пушкинского района Санкт-Петербурга и с <дата> был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях. <дата> Л. обратился к начальнику отдела города Североморска ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением, в котором просил поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, однако оспариваемым решением в постановке на учет ему было отказано. Данный отказ истец считает незаконным, поскольку его, как военнослужащего, государство обязано обеспечить жилым помещением, что следует из пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Истец полагал, что в смысле положений приведенного пункта 2.1 такая обязанность лежит именно на уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 11.12.2015 исковые требования Л. удовлетворены частично: признано незаконным решение начальника отдела N 3 ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от <дата> N <...> об отказе Л. в восстановлении на учете нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма; на ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность принять Л. на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма с даты вступления решения суда в законную силу с составом семьи: Л.А.П. (<...>), Л.А.П. (<...>), П.К.П. (<...>), П.М.Е. (<...>); на ответчика возложена обязанность сообщить об исполнении настоящего решения по делу в суд и Л. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
О времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции неявившиеся лица извещены, доказательств уважительности причин неявки не представили. Согласно ст. ст. 257, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя Л., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя требования Л., суд первой инстанции пришел к выводу, что в соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" Л., как военнослужащий, уволенный до <дата>, имеет право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма посредством возложения такой обязанности на Министерство обороны Российской Федерации.
С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку он постановлен при неправильном применении норм действующего законодательства, в том числе без учета положений пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Как усматривается из материалов дела, Л. в период с <дата> по <дата> проходил службу в <...> в войсковой части N <...> в городе <адрес>.
Приказом Министра обороны СССР от <дата> N <...> истец был уволен с военной службы в запас по сокращению штата, на основании <...> Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР.
Выслуга лет Л. в календарном исчислении составила <...>.
В период прохождения военной службы Л. не был признан в установленном порядке нуждающимся в жилых помещениях, на учете нуждающихся в жилых помещениях в жилищных органах Министерства обороны СССР и Министерства обороны Российской Федерации не состоял.
<дата> Л. сдал предоставленное ему служебное помещение по адресу: <адрес>, избрав постоянным местом жительства - <адрес>.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что <дата> Л. в составе семьи из <...> Л.Е.П., <...> Л.А.П. и Л.А.П., <...> Л.К.П. был принят администрацией Пушкинского района Санкт-Петербурга на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Распоряжением администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга N <...> от <дата> в учетное дело Л. включена <...> истица - П.М.Е.
Распоряжением администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга N <...> от <дата> бывшая жена Л. - Л.Е.П. снята с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.
В соответствии с положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 77 Закона СССР от 12.10.1967 N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности", действовавшего на момент увольнения истца, было установлено, что обеспечение жилой площадью офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или отставку, производится исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.
В пункте 19 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.02.1981 N 193, было закреплено, что военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью (независимо от ее ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности СССР и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранному с учетом существующего порядка прописки.
22 января 1993 года был принят Закон Российской Федерации N 4338-1 "О статусе военнослужащих", которым введено в действие новое правовое регулирование вопроса обеспечения жилыми помещениями военнослужащих.
Согласно пункту 6 статьи 15 Закона Российской Федерации от 22.01.1993 "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади
С 01 января 1998 года Закон Российской Федерации от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Реализуя правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Первоначально порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья был урегулирован в соответствующих Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1054 от 06.09.1998. Впоследствии порядок принятия на учет по улучшению жилищных условий военнослужащих был установлен Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 N 1280.
Согласно пункту 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) (далее именуется - структурное подразделение уполномоченного органа), к которому прикладываются документы.
Уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований названной Инструкции приказом Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2010 N 1455 определен Департамент жилищного обеспечения, который осуществляет свои функции, в том числе через ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, которое принимает заявления от военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее - военнослужащие), для признания их нуждающимися в жилых помещениях; признают военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденными Постановлением, а также пунктами 3 - 6, 8 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 N 1280.
В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с пунктом 3 указанного Постановления для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием избранного постоянного места жительства (наименования субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается)), к которому прилагаются следующие документы: копии паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность военнослужащего, и указанных паспортов, удостоверяющих личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства), а также свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста; выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи, а для военнослужащих, увольняемых с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, - о планируемом сроке увольнения с военной службы, выдаваемые в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральными органами; копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления; копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 13 данного Постановления в случае изменения ранее избранного постоянного места жительства военнослужащий (гражданин, уволенный с военной службы) подает в уполномоченный орган соответствующее заявление. При этом датой принятия на учет по новому избранному месту жительства является дата принятия на учет по прежнему избранному месту жительства.
Статья 52 Жилищного кодекса Российской Федерации регулирует вопросы принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (пункт 1). Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (пункт 2). Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями (пункт 3). Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 7).
<дата> Л. обратился в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением, в котором просил принять его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
<дата> ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации приняло оспариваемое решение N <...> об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку на дату подачи указанного заявления Л. не являлся военнослужащим.
Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.
Тем самым, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23.04.2004 N 9-П, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, также имеющего публично-правовой характер.
Вместе с тем, законодатель установил критерии, которым должен отвечать уволившийся военнослужащий, а также определенный порядок постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями.
В связи с принятием Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" статья 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дополнена пунктом 2.1, согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01.01.2005 были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" предусмотрено, что порядок и условия обеспечения граждан, уволенных с военной службы и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", распространяются на следующие категории граждан, которые до 01.01.2005 были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации: это граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, для осуществления, следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 настоящего Федерального закона, жилыми помещениями: предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; предоставление жилого помещения по договору социального найма; предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Таким образом, на ответчике не лежит обязанность по предоставлению истцу жилого помещения в соответствии с положениями пункта 2.1. Федерального закона "О статусе военнослужащих" за счет средств федерального бюджета.
На момент обращения в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, Л. не являлся военнослужащим, а относился к гражданам, уволенным с военной службы (статья 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"). Таким образом, на истца распространяются все социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены действующим законодательством для данной категории граждан, но получение таких социальных гарантий и компенсаций должно реализовываться в установленном законом порядке.
Доказательств того, что истец был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления по основаниям избрания военнослужащим нового места жительства после увольнения со службы либо, что решением жилищной комиссии по месту прохождения военной службы, истец признавался нуждающимся в получении жилого помещения, суду не представлено и данные обстоятельства судом апелляционной инстанции в заседании судебной коллегии не установлены. При рассмотрении спора судом установлено, что администрацией Пушкинского района истец с членами семьи был принят на учет нуждающихся на общих основаниях, как обеспеченные жилым помещением менее учетной нормы в двухкомнатной квартире, которую истец бронировал на период службы.
Вывод суда первой инстанции о том, что в период военной службы Л. был признан нуждающимся в жилом помещении, что подтверждается удостоверением от <дата>, из которого следует, что истец имеет право на льготы, предусмотренные Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21.03.1989 N 273-74, от 20.01.1960 N 74 и Постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 N 193 и в связи с этим на ответчике лежит обязанность по предоставлению истцу жилого помещения, не может быть признан состоятельным.
Так, из материалов дела следует, что решение жилищной комиссии о признании Л. нуждающимся в жилом помещении в период прохождения военной службы, в том числе и при увольнении по избранному месту жительства не принималось. Предоставление истцу служебного жилого помещения в период прохождения военной службы не может расцениваться, как доказательство принятия решения жилищной комиссией о постановке заявителя на учет нуждающихся в жилом помещении.
При таких обстоятельствах, учитывая, что на момент обращения в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, Л. уже не являлся военнослужащим, то он не подлежал принятию на соответствующий учет ответчиком на основании Инструкции "О предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 N 1280.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 11.12.2015 подлежит отмене в удовлетворенной части требований Л. с принятием нового решения об отказе в удовлетворении искового заявления Л. к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным отказа в принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
В остальной части решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 11.12.2015 надлежит оставить без изменения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 11 декабря 2015 года в удовлетворенной части требований Л. отменить, апелляционную жалобу ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - удовлетворить.
В удовлетворении искового заявления Л. о признании незаконным отказа в принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения отказать.
В остальной части решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 11 декабря 2015 года оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)