Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцу было отказано во включение в список граждан, подлежащих обеспечению жильем, в связи с достижением 34-летнего возраста на момент обращения в уполномоченный орган.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Жельнио Е.С.,
судей: Овсянниковой И.Н., Дорожко С.И.,
при секретаре: В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску З.В. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам найма специализированных жилых помещений, предоставить жилое помещение,
с апелляционной жалобой истца З.В. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 20 марта 2017 года,
заслушав доклад судьи Дорожко С.И., объяснения истца З.В., его представителя - Д., судебная коллегия
установила:
З.В. обратился в суд с иском к Министерству Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края и просил возложить на ответчика обязанность включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам найма специализированных жилых помещений; предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в виде отдельной квартиры по норме общей площади 18 кв. м на состав семьи из 1 человека в г. Хабаровске.
В обоснование заявленных требований указано, что истцу отказано во включение в список граждан, подлежащих обеспечению жильем в связи с достижением 34-летнего возраста на момент обращения в Министерство ЖКХ. Решением Индустриального Совета народных депутатов от 07.05.1982 истец направлен в дом ребенка, в связи с тем, что его мать ФИО1 лишена родительских прав, а отец был внесен в свидетельство о рождении со слов матери. С 1988 по 1998 годы истец проживал и обучался в коррекционной школе-интернате N и находился на полном государственном обеспечении. В 1998 г. администрация Индустриального района г. Хабаровска уведомила директора коррекционной школы о том, что истец не имеет права проживания по <адрес>. Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 17.11.2005 регистрация З.В. по указанному адресу признана недействительной. До настоящего времени истец жильем не обеспечен, проживает у знакомых. Уполномоченные органы, получив уведомление о том, что З.В. не имеет право проживания по <адрес>, не приняли никаких мер по защите прав истца, как лица с соответствующим статусом. До 28.11.2007 (день получения З.В. решения Индустриального районного суда) истец ошибочно полагал, что имел право на проживание по указанному адресу, на тот момент ему исполнилось 25 лет. В силу слабого психического развития З.В. самостоятельно не мог обратиться с заявлением о постановке на учет. Муниципальными и государственными органами до истца не был доведен порядок постановки на учет.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 20.03.2017 исковые требования З.В. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель З.В. по доверенности Д. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении требований истца, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство ЖКХ просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения. Указывает, что на момент обращения в Министерство ЖКХ истцу исполнилось 33 года, с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истец обратился через 11 лет после вынесения решения от 17.11.2005 о признании недействительной его регистрации. Факт получения указанного решения только в 2007 году истцом не доказан. Оснований для восстановления пропущенного срока для решения вопроса о включении в список, нуждающихся в жилом помещении, не имеется, невозможность обратиться с заявлением о постановке на учет ввиду психического развития также не доказана. Кроме того, копия учетного дела З.В. в соответствии со ст. 7 Закона Хабаровского края от 25.06.2008 N 198 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Хабаровского края" органами местного самоуправления ответчику не передавалось.
На основании частей 1 и 2 ст. 327.1 ГПК РФ решение суда подлежит проверке в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Условия и порядок обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Статьей 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (пункт 1).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9).
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 25.04.2006 N 96 "О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края" (в редакции постановления Губернатора Хабаровского края N 67 от 14.08.2013) Министерство ЖКХ Хабаровского края определено специально уполномоченным органом по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края (п. п. 2.2.1); по принятию решений о предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда края (п. 2.5).
Согласно п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 4 Закона Хабаровского края от 10.12.2012 N 253 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Хабаровском крае" решение об отказе во включении в список принимается в случае непредставления одного или нескольких документов, определенных частью 2 данной статьи, отсутствии у лица, указанного в части 1 статьи 2 настоящего закона, права на предоставление ему благоустроенного жилого помещения специализированного государственного жилищного фонда края по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с частью 1 статьи 2 настоящего закона.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что З.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, относился к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать ФИО1 решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 08.07.1998 была лишена родительских прав, сведения об отце внесены в запись акта о рождении со слов матери.
З.В. являлся воспитанником Муниципальной специальной коррекционной школы-интерната N, в которой находился на полном государственном обеспечении с 1988 г. по сентябрь 1998 г., после с 1998 г. по 2000 г. проходил обучение в Профессиональном училище N, что подтверждается архивной справкой КГК ПОУ N от 04.07.2017.
Согласно сведениям из Управления технической инвентаризации и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю" от 10.03.2017 недвижимого имущества в собственности З.В. не имеется.
Распоряжением министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 14.07.2016 N истцу отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам найма специализированных жилых помещений согласно п. 2 ч. 6 ст. 4 Закона Хабаровского края от 10.12.2012 N 253 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Хабаровском крае".
Согласно имеющимся в деле доказательствам за З.В. жилые помещения на период нахождения в воспитательно-образовательных учреждениях закреплены не были. На условиях социального найма жилые помещения истцу не предоставлялись. В настоящее время истец проживает совместно со своей сестрой ФИО2, в арендованной ей квартире по <адрес>. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что З.В. с заявлением о постановке его на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилых помещений, до наступления 23-летнего возраста не обращался, на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, не состоял. С указанными выводами и принятым решением судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям. Обязанность государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вытекает из положений ст. ст. 7, 38 и 39 Конституции РФ. Исходя из анализа названных положений Конституции РФ, а также из анализа норм жилищного, семейного законодательства и законодательства о дополнительной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей усматривается, что статус этой социально защищаемой категории граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия. Пунктом 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР от 24 июня 1983 г. (в первоначальной редакции) было установлено, что вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям. Указанные положения закона в редакции федерального закона от 28 марта 1998 г. N 45-ФЗ предусматривали право на предоставление жилого помещения вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали. При этом, граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений, в соответствии со ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР и пунктом 15 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР (утверждены Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335), включались в отдельные списки. Согласно материалам гражданского дела, истец З.В. с 07.05.1982 находился в доме ребенка, в 1998 г. его мать ФИО1 была лишена родительских прав, данные об отце внесены со слов матери. Как следует из ч. 1 ст. 119 Кодекса о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 г., действовавшего в период оставления З.В. без попечения родителей, опека и попечительство устанавливаются для воспитания несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения родителей родительских прав, болезни родителей или по другим причинам остались без родительского попечения, а также для защиты личных и имущественных прав и интересов этих детей. Из содержания статей 120, 122 Кодекса о браке и семье РСФСР следует, что государство в лице исполнительных комитетов Советов народных депутатов (районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских) осуществляло функции органов опеки и попечительства. Согласно ст. 127 Кодекса о браке и семье РСФСР, детям, воспитание которых осуществляется полностью детскими учреждениями, а также совершеннолетним лицам, нуждающимся в опеке или попечительстве и помещенным в соответствующие учреждения, опекуны и попечители не назначаются. Выполнение обязанностей опекунов и попечителей в отношении этих лиц возлагается на администрацию учреждения, в котором находится подопечный. С учетом приведенных положений, а также ст. 139 названного закона, с 07.05.1982 - момента определения З.В. в дом ребенка полномочия опекуна и попечителя в отношении истца в названный период времени осуществляла администрация указанного воспитательного учреждения. Подпунктом "е" пункта 4 Положения об органах опеки и попечительства РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 апреля 1986 г. N 175, было установлено, что исполнительные комитеты районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов как органы опеки и попечительства принимают меры по защите жилищных прав подопечных и несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством. Согласно ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав возлагается на органы опеки и попечительства, которые ведут учет таких детей, обеспечивают защиту их прав и интересов, осуществляют контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. В соответствии с ч. 3 ст. 155.1 СК РФ органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В материалах дела отсутствуют данные, подтверждающие, что орган опеки, принял меры по защите жилищных прав истца, в частности по реализации права на обеспечение вне очереди жилым помещением, решению вопроса о невозможности проживания в жилом помещении по <адрес>, а также по включению истца в установленном порядке в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Из содержания приведенных положений нормативных правовых актов применительно к спорным отношениям следует, что в период нахождения З.В. под опекой и попечительством, уполномоченные органы, должны были осуществить специальный учет истца как лица, имеющего право на внеочередное предоставление жилого помещения после пребывания в государственных детских учреждениях, в которых он находился на воспитании с рождения и закрепленной жилой площади не имел. Указанная обязанность носит публичный характер, является условием реализации права на жилище данной категории граждан. Неисполнение такой обязанности не может рассматриваться в качестве обстоятельства, препятствующего реализации права гражданина на получение жилого помещения во внеочередном порядке. В этой связи судебная коллегия считает, что поскольку истец З.В. с рождения остался без попечения родителей, находился под опекой и попечительством государства, то на основании п. 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" у него возникло право на получение жилого помещения во внеочередном порядке. Реализация данного права не может быть поставлена под условие добросовестного исполнения органами опеки и попечительства обязанностей по учету указанной категории граждан в целях обеспечения возможности реализации права на жилое помещение. Принимая во внимание положения ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 5 Закона Хабаровского края от 25 апреля 2007 г. N 119 "О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 1 ст. 5 Закона Хабаровского края от 13 октября 2005 г. N 304 "О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае", обязанность по предоставлению жилого помещения З.В. в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 кв. м, расположенной в г. Хабаровске, должна быть возложена на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края. Кроме того, при разрешении данного спора следует учитывать, что согласно сведениям КГБУЗ "Краевая клиническая психиатрическая больница" от 03.07.2017 З.А. наблюдался у врача психиатра с 1989 г. с диагнозом "<данные изъяты>", снят с наблюдения в 2011 г. в связи с отсутствием сведений, проходил обучение не в общеобразовательной, а в коррекционной школе-интернате, что свидетельствует о том, что довод жалобы о невозможности своевременно самостоятельно обратиться с заявлением о постановке на соответствующий учет в силу психического развития, заслуживает внимания. Учитывая, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение вынесено с нарушением норм материального права, судебная коллегия, руководствуясь п. п. 1 и 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, считает необходимым решение суда отменить, удовлетворив апелляционную жалобу стороны истца, и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований З.В. На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 20 марта 2017 года - отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования З.В. - удовлетворить.
Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края:
- - включить З.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам найма специализированных жилых помещений;
- - предоставить З.В. благоустроенное жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договору найма специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 кв. м в пределах города Хабаровска.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Судебные постановления суда первой и апелляционной инстанции могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в президиум Хабаровского краевого суда.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 21.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-4958/2017
Требование: О возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, предоставить жилое помещение.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцу было отказано во включение в список граждан, подлежащих обеспечению жильем, в связи с достижением 34-летнего возраста на момент обращения в уполномоченный орган.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 июля 2017 г. по делу N 33-4958/2017
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Жельнио Е.С.,
судей: Овсянниковой И.Н., Дорожко С.И.,
при секретаре: В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску З.В. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам найма специализированных жилых помещений, предоставить жилое помещение,
с апелляционной жалобой истца З.В. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 20 марта 2017 года,
заслушав доклад судьи Дорожко С.И., объяснения истца З.В., его представителя - Д., судебная коллегия
установила:
З.В. обратился в суд с иском к Министерству Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края и просил возложить на ответчика обязанность включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам найма специализированных жилых помещений; предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в виде отдельной квартиры по норме общей площади 18 кв. м на состав семьи из 1 человека в г. Хабаровске.
В обоснование заявленных требований указано, что истцу отказано во включение в список граждан, подлежащих обеспечению жильем в связи с достижением 34-летнего возраста на момент обращения в Министерство ЖКХ. Решением Индустриального Совета народных депутатов от 07.05.1982 истец направлен в дом ребенка, в связи с тем, что его мать ФИО1 лишена родительских прав, а отец был внесен в свидетельство о рождении со слов матери. С 1988 по 1998 годы истец проживал и обучался в коррекционной школе-интернате N и находился на полном государственном обеспечении. В 1998 г. администрация Индустриального района г. Хабаровска уведомила директора коррекционной школы о том, что истец не имеет права проживания по <адрес>. Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 17.11.2005 регистрация З.В. по указанному адресу признана недействительной. До настоящего времени истец жильем не обеспечен, проживает у знакомых. Уполномоченные органы, получив уведомление о том, что З.В. не имеет право проживания по <адрес>, не приняли никаких мер по защите прав истца, как лица с соответствующим статусом. До 28.11.2007 (день получения З.В. решения Индустриального районного суда) истец ошибочно полагал, что имел право на проживание по указанному адресу, на тот момент ему исполнилось 25 лет. В силу слабого психического развития З.В. самостоятельно не мог обратиться с заявлением о постановке на учет. Муниципальными и государственными органами до истца не был доведен порядок постановки на учет.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 20.03.2017 исковые требования З.В. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель З.В. по доверенности Д. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении требований истца, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство ЖКХ просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения. Указывает, что на момент обращения в Министерство ЖКХ истцу исполнилось 33 года, с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истец обратился через 11 лет после вынесения решения от 17.11.2005 о признании недействительной его регистрации. Факт получения указанного решения только в 2007 году истцом не доказан. Оснований для восстановления пропущенного срока для решения вопроса о включении в список, нуждающихся в жилом помещении, не имеется, невозможность обратиться с заявлением о постановке на учет ввиду психического развития также не доказана. Кроме того, копия учетного дела З.В. в соответствии со ст. 7 Закона Хабаровского края от 25.06.2008 N 198 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Хабаровского края" органами местного самоуправления ответчику не передавалось.
На основании частей 1 и 2 ст. 327.1 ГПК РФ решение суда подлежит проверке в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Условия и порядок обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Статьей 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (пункт 1).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9).
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 25.04.2006 N 96 "О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края" (в редакции постановления Губернатора Хабаровского края N 67 от 14.08.2013) Министерство ЖКХ Хабаровского края определено специально уполномоченным органом по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края (п. п. 2.2.1); по принятию решений о предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда края (п. 2.5).
Согласно п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 4 Закона Хабаровского края от 10.12.2012 N 253 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Хабаровском крае" решение об отказе во включении в список принимается в случае непредставления одного или нескольких документов, определенных частью 2 данной статьи, отсутствии у лица, указанного в части 1 статьи 2 настоящего закона, права на предоставление ему благоустроенного жилого помещения специализированного государственного жилищного фонда края по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с частью 1 статьи 2 настоящего закона.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что З.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, относился к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать ФИО1 решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 08.07.1998 была лишена родительских прав, сведения об отце внесены в запись акта о рождении со слов матери.
З.В. являлся воспитанником Муниципальной специальной коррекционной школы-интерната N, в которой находился на полном государственном обеспечении с 1988 г. по сентябрь 1998 г., после с 1998 г. по 2000 г. проходил обучение в Профессиональном училище N, что подтверждается архивной справкой КГК ПОУ N от 04.07.2017.
Согласно сведениям из Управления технической инвентаризации и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю" от 10.03.2017 недвижимого имущества в собственности З.В. не имеется.
Распоряжением министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 14.07.2016 N истцу отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам найма специализированных жилых помещений согласно п. 2 ч. 6 ст. 4 Закона Хабаровского края от 10.12.2012 N 253 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Хабаровском крае".
Согласно имеющимся в деле доказательствам за З.В. жилые помещения на период нахождения в воспитательно-образовательных учреждениях закреплены не были. На условиях социального найма жилые помещения истцу не предоставлялись. В настоящее время истец проживает совместно со своей сестрой ФИО2, в арендованной ей квартире по <адрес>. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что З.В. с заявлением о постановке его на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилых помещений, до наступления 23-летнего возраста не обращался, на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, не состоял. С указанными выводами и принятым решением судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям. Обязанность государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вытекает из положений ст. ст. 7, 38 и 39 Конституции РФ. Исходя из анализа названных положений Конституции РФ, а также из анализа норм жилищного, семейного законодательства и законодательства о дополнительной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей усматривается, что статус этой социально защищаемой категории граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия. Пунктом 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР от 24 июня 1983 г. (в первоначальной редакции) было установлено, что вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям. Указанные положения закона в редакции федерального закона от 28 марта 1998 г. N 45-ФЗ предусматривали право на предоставление жилого помещения вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали. При этом, граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений, в соответствии со ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР и пунктом 15 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР (утверждены Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335), включались в отдельные списки. Согласно материалам гражданского дела, истец З.В. с 07.05.1982 находился в доме ребенка, в 1998 г. его мать ФИО1 была лишена родительских прав, данные об отце внесены со слов матери. Как следует из ч. 1 ст. 119 Кодекса о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 г., действовавшего в период оставления З.В. без попечения родителей, опека и попечительство устанавливаются для воспитания несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения родителей родительских прав, болезни родителей или по другим причинам остались без родительского попечения, а также для защиты личных и имущественных прав и интересов этих детей. Из содержания статей 120, 122 Кодекса о браке и семье РСФСР следует, что государство в лице исполнительных комитетов Советов народных депутатов (районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских) осуществляло функции органов опеки и попечительства. Согласно ст. 127 Кодекса о браке и семье РСФСР, детям, воспитание которых осуществляется полностью детскими учреждениями, а также совершеннолетним лицам, нуждающимся в опеке или попечительстве и помещенным в соответствующие учреждения, опекуны и попечители не назначаются. Выполнение обязанностей опекунов и попечителей в отношении этих лиц возлагается на администрацию учреждения, в котором находится подопечный. С учетом приведенных положений, а также ст. 139 названного закона, с 07.05.1982 - момента определения З.В. в дом ребенка полномочия опекуна и попечителя в отношении истца в названный период времени осуществляла администрация указанного воспитательного учреждения. Подпунктом "е" пункта 4 Положения об органах опеки и попечительства РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 апреля 1986 г. N 175, было установлено, что исполнительные комитеты районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов как органы опеки и попечительства принимают меры по защите жилищных прав подопечных и несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством. Согласно ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав возлагается на органы опеки и попечительства, которые ведут учет таких детей, обеспечивают защиту их прав и интересов, осуществляют контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. В соответствии с ч. 3 ст. 155.1 СК РФ органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В материалах дела отсутствуют данные, подтверждающие, что орган опеки, принял меры по защите жилищных прав истца, в частности по реализации права на обеспечение вне очереди жилым помещением, решению вопроса о невозможности проживания в жилом помещении по <адрес>, а также по включению истца в установленном порядке в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Из содержания приведенных положений нормативных правовых актов применительно к спорным отношениям следует, что в период нахождения З.В. под опекой и попечительством, уполномоченные органы, должны были осуществить специальный учет истца как лица, имеющего право на внеочередное предоставление жилого помещения после пребывания в государственных детских учреждениях, в которых он находился на воспитании с рождения и закрепленной жилой площади не имел. Указанная обязанность носит публичный характер, является условием реализации права на жилище данной категории граждан. Неисполнение такой обязанности не может рассматриваться в качестве обстоятельства, препятствующего реализации права гражданина на получение жилого помещения во внеочередном порядке. В этой связи судебная коллегия считает, что поскольку истец З.В. с рождения остался без попечения родителей, находился под опекой и попечительством государства, то на основании п. 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" у него возникло право на получение жилого помещения во внеочередном порядке. Реализация данного права не может быть поставлена под условие добросовестного исполнения органами опеки и попечительства обязанностей по учету указанной категории граждан в целях обеспечения возможности реализации права на жилое помещение. Принимая во внимание положения ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 5 Закона Хабаровского края от 25 апреля 2007 г. N 119 "О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 1 ст. 5 Закона Хабаровского края от 13 октября 2005 г. N 304 "О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае", обязанность по предоставлению жилого помещения З.В. в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 кв. м, расположенной в г. Хабаровске, должна быть возложена на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края. Кроме того, при разрешении данного спора следует учитывать, что согласно сведениям КГБУЗ "Краевая клиническая психиатрическая больница" от 03.07.2017 З.А. наблюдался у врача психиатра с 1989 г. с диагнозом "<данные изъяты>", снят с наблюдения в 2011 г. в связи с отсутствием сведений, проходил обучение не в общеобразовательной, а в коррекционной школе-интернате, что свидетельствует о том, что довод жалобы о невозможности своевременно самостоятельно обратиться с заявлением о постановке на соответствующий учет в силу психического развития, заслуживает внимания. Учитывая, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение вынесено с нарушением норм материального права, судебная коллегия, руководствуясь п. п. 1 и 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, считает необходимым решение суда отменить, удовлетворив апелляционную жалобу стороны истца, и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований З.В. На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 20 марта 2017 года - отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования З.В. - удовлетворить.
Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края:
- - включить З.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам найма специализированных жилых помещений;
- - предоставить З.В. благоустроенное жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договору найма специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 кв. м в пределах города Хабаровска.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Судебные постановления суда первой и апелляционной инстанции могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий
Е.С.ЖЕЛЬНИО
Судьи
И.Н.ОВСЯННИКОВА
С.И.ДОРОЖКО
Е.С.ЖЕЛЬНИО
Судьи
И.Н.ОВСЯННИКОВА
С.И.ДОРОЖКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)