Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: За бюджетным учреждением зарегистрировано право оперативного управления на здание общежития, на содержание которого расходуются средства, не предусмотренные сметой. Орган местного самоуправления сообщил о том, что вопрос о принятии общежития в муниципальную собственность будет решен после выполнения ремонтных работ и заключения договоров социального найма с нанимателями комнат.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21.11.2017
Постановление изготовлено в полном объеме 22.11.2017
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Гладышевой Е.В.
судей Леоновой Л.В., Нарусова М.М.
при участии в заседании:
от истцов:
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Железногорский горно-металлургический колледж" (ОГРН 1024601221611, ИНН 4633003687) г. Железногорск Курской области представитель - Полянская Л.А. по доверенности N 19/45 от 17.08.2017 сроком действия на 1 год
Комитет по управлению имуществом Курской области (ОГРН 1024600947502, ИНН 4629011325) не явились, извещены надлежащим образом
от ответчика:
Администрация города Железногорска (ОГРН 1024601221127, ИНН 4633006046) не явились, извещены надлежащим образом
от третьего лица:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области не явились, извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Железногорска Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 16.06.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2017 по делу N А35-9052/2016,
установил:
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Железногорский горно-металлургический колледж" (далее - ОБПОУ "ЖГМК") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации города Железногорска об обязании принять в муниципальную собственность жилое здание (общежитие) общей площадью 6 943,8 кв. м, расположенное по адресу: Курская область, г. Железногорск, ул. Л.Голенькова, д. 6А, в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве соистца судом привлечен Комитет по управлению имуществом Курской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области.
Решением Арбитражного суда Курской области от 16.06.2017, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2017, исковые требования удовлетворены.
Администрация города Железногорска Курской области обратилась в суд округа с кассационной жалобой на судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ОБПОУ "ЖГМК" возражал против доводов кассационной жалобы, поддержал свои доводы, изложенные в отзыве на нее, просил суд оставить жалобу без удовлетворения.
Представители заявителя и иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание суда округа не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения неявившихся лиц о времени и месте судебного разбирательства, кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие их представителей.
Суд, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, заслушав представителя истца, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций и удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации - Курская область на здание общежития, кадастровый номер 46:30:000040:717, площадью 6 943,8 кв. м, расположенное по адресу: Курская область, г. Железногорск, ул. Л.Голенькова, д. 6А.
В соответствии с распоряжением Администрации Курской области N 408-ра от 23.05.2013 "О реорганизации областных бюджетных образовательных учреждений профессионального образования" вышеуказанное здание общежития, входящее в состав имущественного комплекса областного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища N 18, передано истцу.
За истцом 23.03.2015 в ЕГРП зарегистрировано право оперативного управления на здание общежития.
В обоснование заявленного требования истец указал на отсутствие необходимости в спорном общежитии, поскольку с 2013 года в нем проживают граждане, работающие в муниципальных предприятиях и организациях г. Железногорска, заселенные по ходатайствам городской и районной администраций.
На содержание общежития истец вынужден тратить средства, не предусмотренные сметой на его содержание.
ОБПОУ "ЖГМК" письмом N 02-26/104 от 04.02.2014 обратилось к ответчику с просьбой инициировать на заседании городской Думы рассмотрение вопроса о передаче спорного общежития в муниципальную собственность г. Железногорска.
В ответе N С/13/30-297 от 21.02.2014 ответчик сообщил, что готов рассмотреть вопрос о принятии спорного общежития в муниципальную собственность после устранения замечаний, указанных в акте осмотра общежития от 31.07.2013, а именно: выполнение ремонтных работ и заключение договоров социального найма с нанимателями комнат.
Истцом в адрес ответчика 22.08.2016 направлена претензия с просьбой принять в муниципальную собственность спорное здание общежития.
Ответчик в письме N С/13-1818 от 14.09.2016, ссылаясь на необходимость проведения работ по оформлению перепланировки помещений здания общежития согласно требованиям действующего законодательства, либо приведения указанных помещений в прежнее состояние в соответствии с техническим паспортом, сообщил истцу, что готов рассмотреть вопрос о принятии спорного общежития в муниципальную собственность после устранения вышеуказанных замечаний.
Поскольку Администрация города Железногорска уклонилась от принятия здания общежития в муниципальную собственность, ОБПОУ "ЖГМК" обратилось с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд.
Разрешая спор по существу, суды исходили из следующего.
Порядок передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность определен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с абзацем 9 части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, которое может находиться в федеральной собственности или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, федеральными государственными и муниципальными унитарными предприятиями, федеральными государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с названным Федеральным законом и со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, при наличии предусмотренных указанной нормой оснований, имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1), объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В силу пункта 1 приложения 3 к Постановлению N 3020-1 жилищный и нежилой фонды отнесены к объектам муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями; организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда; создание условий для жилищного строительства; осуществление муниципального жилищного контроля; иные полномочия в соответствии с жилищным законодательством.
В собственности муниципального образования может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (статья 50 Федерального закона N 131-ФЗ).
Суды установили, что спорное имущество относится к категории имущества (объекты жилищного фонда), которое должно находиться в муниципальной собственности и использоваться для решения вопросов местного значения органа местного самоуправления, поэтому подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность поселения, на территории которого оно находится.
Спорное имущество является общежитием и его фактическое использование наиболее эффективно в социально-экономическом плане для решения вопросов местного значения.
Из материалов дела следует, что распоряжениями Главы Администрации г. Железногорска гражданам г. Железногорска выдавались разрешения на вселение в спорное здание общежития, происходило распределение комнат в общежитии, с жильцами общежития заключены договоры найма жилых помещений.
Исходя из того, что здание общежития используется для постоянного проживания граждан г. Железногорска, а не учащихся ОБПОУ "ЖГМК", суд указал, что общежитие служит для выполнения полномочий, возложенных на Администрацию г. Железногорска.
При таких обстоятельствах, руководствуясь вышеизложенными нормами права, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований и передаче спорного здания общежития в муниципальную собственность.
Довод заявителя со ссылкой на правовую позицию Конституционного суда РФ (Определение N 828-О-П от 04.12.2007), о том, что при передаче имущества в муниципальную собственность не учтена воля Администрации, подлежит отклонению, исходя из следующего.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 07.12.2006 N 542-О и от 04.12.2007 N 828-О-П, положения части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи имущества, предполагают соблюдение определенной процедуры, которая проводится в результате согласованных действий сторон с учетом волеизъявления органа местного самоуправления. Согласование позиций органов должно осуществляться с учетом финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения.
Вместе с тем решение органа местного самоуправления об отказе от согласования передачи имущества не должно быть произвольным и препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 07.02.2012 N 234-О-Р "Об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства Совета народных депутатов Кемеровской области о разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П", арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.
Поскольку отказ муниципального органа от принятия имущества обусловлен соображениями финансовых затрат в связи с перепланировкой помещений в здании общежития, спорное жилое здание не является аварийным, пригодно для проживания, доказательства невозможности использования имущества для решения вопросов местного значения в суды первой и апелляционной инстанций не представлены, основания считать отказ Администрации города Железногорска от согласования передачи имущества в муниципальную собственность правомерным отсутствуют.
Иные доводы заявителя не опровергают выводы судов, а выражают свое несогласие с ними, основаны на неверном толковании норм материального права, что не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, являлись предметом исследования и оценки судов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
постановил:
решение Арбитражного суда Курской области от 16.06.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2017 по делу N А35-9052/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 22.11.2017 N Ф10-5034/2017 ПО ДЕЛУ N А35-9052/2016
Требование: Об обязании органа местного самоуправления принять в муниципальную собственность жилое здание.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: За бюджетным учреждением зарегистрировано право оперативного управления на здание общежития, на содержание которого расходуются средства, не предусмотренные сметой. Орган местного самоуправления сообщил о том, что вопрос о принятии общежития в муниципальную собственность будет решен после выполнения ремонтных работ и заключения договоров социального найма с нанимателями комнат.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 ноября 2017 г. по делу N А35-9052/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 21.11.2017
Постановление изготовлено в полном объеме 22.11.2017
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Гладышевой Е.В.
судей Леоновой Л.В., Нарусова М.М.
при участии в заседании:
от истцов:
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Железногорский горно-металлургический колледж" (ОГРН 1024601221611, ИНН 4633003687) г. Железногорск Курской области представитель - Полянская Л.А. по доверенности N 19/45 от 17.08.2017 сроком действия на 1 год
Комитет по управлению имуществом Курской области (ОГРН 1024600947502, ИНН 4629011325) не явились, извещены надлежащим образом
от ответчика:
Администрация города Железногорска (ОГРН 1024601221127, ИНН 4633006046) не явились, извещены надлежащим образом
от третьего лица:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области не явились, извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Железногорска Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 16.06.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2017 по делу N А35-9052/2016,
установил:
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Железногорский горно-металлургический колледж" (далее - ОБПОУ "ЖГМК") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации города Железногорска об обязании принять в муниципальную собственность жилое здание (общежитие) общей площадью 6 943,8 кв. м, расположенное по адресу: Курская область, г. Железногорск, ул. Л.Голенькова, д. 6А, в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве соистца судом привлечен Комитет по управлению имуществом Курской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области.
Решением Арбитражного суда Курской области от 16.06.2017, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2017, исковые требования удовлетворены.
Администрация города Железногорска Курской области обратилась в суд округа с кассационной жалобой на судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ОБПОУ "ЖГМК" возражал против доводов кассационной жалобы, поддержал свои доводы, изложенные в отзыве на нее, просил суд оставить жалобу без удовлетворения.
Представители заявителя и иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание суда округа не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения неявившихся лиц о времени и месте судебного разбирательства, кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие их представителей.
Суд, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, заслушав представителя истца, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций и удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации - Курская область на здание общежития, кадастровый номер 46:30:000040:717, площадью 6 943,8 кв. м, расположенное по адресу: Курская область, г. Железногорск, ул. Л.Голенькова, д. 6А.
В соответствии с распоряжением Администрации Курской области N 408-ра от 23.05.2013 "О реорганизации областных бюджетных образовательных учреждений профессионального образования" вышеуказанное здание общежития, входящее в состав имущественного комплекса областного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища N 18, передано истцу.
За истцом 23.03.2015 в ЕГРП зарегистрировано право оперативного управления на здание общежития.
В обоснование заявленного требования истец указал на отсутствие необходимости в спорном общежитии, поскольку с 2013 года в нем проживают граждане, работающие в муниципальных предприятиях и организациях г. Железногорска, заселенные по ходатайствам городской и районной администраций.
На содержание общежития истец вынужден тратить средства, не предусмотренные сметой на его содержание.
ОБПОУ "ЖГМК" письмом N 02-26/104 от 04.02.2014 обратилось к ответчику с просьбой инициировать на заседании городской Думы рассмотрение вопроса о передаче спорного общежития в муниципальную собственность г. Железногорска.
В ответе N С/13/30-297 от 21.02.2014 ответчик сообщил, что готов рассмотреть вопрос о принятии спорного общежития в муниципальную собственность после устранения замечаний, указанных в акте осмотра общежития от 31.07.2013, а именно: выполнение ремонтных работ и заключение договоров социального найма с нанимателями комнат.
Истцом в адрес ответчика 22.08.2016 направлена претензия с просьбой принять в муниципальную собственность спорное здание общежития.
Ответчик в письме N С/13-1818 от 14.09.2016, ссылаясь на необходимость проведения работ по оформлению перепланировки помещений здания общежития согласно требованиям действующего законодательства, либо приведения указанных помещений в прежнее состояние в соответствии с техническим паспортом, сообщил истцу, что готов рассмотреть вопрос о принятии спорного общежития в муниципальную собственность после устранения вышеуказанных замечаний.
Поскольку Администрация города Железногорска уклонилась от принятия здания общежития в муниципальную собственность, ОБПОУ "ЖГМК" обратилось с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд.
Разрешая спор по существу, суды исходили из следующего.
Порядок передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность определен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с абзацем 9 части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, которое может находиться в федеральной собственности или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, федеральными государственными и муниципальными унитарными предприятиями, федеральными государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с названным Федеральным законом и со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, при наличии предусмотренных указанной нормой оснований, имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1), объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В силу пункта 1 приложения 3 к Постановлению N 3020-1 жилищный и нежилой фонды отнесены к объектам муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями; организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда; создание условий для жилищного строительства; осуществление муниципального жилищного контроля; иные полномочия в соответствии с жилищным законодательством.
В собственности муниципального образования может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (статья 50 Федерального закона N 131-ФЗ).
Суды установили, что спорное имущество относится к категории имущества (объекты жилищного фонда), которое должно находиться в муниципальной собственности и использоваться для решения вопросов местного значения органа местного самоуправления, поэтому подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность поселения, на территории которого оно находится.
Спорное имущество является общежитием и его фактическое использование наиболее эффективно в социально-экономическом плане для решения вопросов местного значения.
Из материалов дела следует, что распоряжениями Главы Администрации г. Железногорска гражданам г. Железногорска выдавались разрешения на вселение в спорное здание общежития, происходило распределение комнат в общежитии, с жильцами общежития заключены договоры найма жилых помещений.
Исходя из того, что здание общежития используется для постоянного проживания граждан г. Железногорска, а не учащихся ОБПОУ "ЖГМК", суд указал, что общежитие служит для выполнения полномочий, возложенных на Администрацию г. Железногорска.
При таких обстоятельствах, руководствуясь вышеизложенными нормами права, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований и передаче спорного здания общежития в муниципальную собственность.
Довод заявителя со ссылкой на правовую позицию Конституционного суда РФ (Определение N 828-О-П от 04.12.2007), о том, что при передаче имущества в муниципальную собственность не учтена воля Администрации, подлежит отклонению, исходя из следующего.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 07.12.2006 N 542-О и от 04.12.2007 N 828-О-П, положения части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи имущества, предполагают соблюдение определенной процедуры, которая проводится в результате согласованных действий сторон с учетом волеизъявления органа местного самоуправления. Согласование позиций органов должно осуществляться с учетом финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения.
Вместе с тем решение органа местного самоуправления об отказе от согласования передачи имущества не должно быть произвольным и препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 07.02.2012 N 234-О-Р "Об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства Совета народных депутатов Кемеровской области о разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П", арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.
Поскольку отказ муниципального органа от принятия имущества обусловлен соображениями финансовых затрат в связи с перепланировкой помещений в здании общежития, спорное жилое здание не является аварийным, пригодно для проживания, доказательства невозможности использования имущества для решения вопросов местного значения в суды первой и апелляционной инстанций не представлены, основания считать отказ Администрации города Железногорска от согласования передачи имущества в муниципальную собственность правомерным отсутствуют.
Иные доводы заявителя не опровергают выводы судов, а выражают свое несогласие с ними, основаны на неверном толковании норм материального права, что не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, являлись предметом исследования и оценки судов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
постановил:
решение Арбитражного суда Курской области от 16.06.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2017 по делу N А35-9052/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий
Е.В.ГЛАДЫШЕВА
Судьи
Л.В.ЛЕОНОВА
М.М.НАРУСОВ
Е.В.ГЛАДЫШЕВА
Судьи
Л.В.ЛЕОНОВА
М.М.НАРУСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)