Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Муниципалитет во исполнение решения суда обязан был приобрести жилье. Средства из областного бюджета не поступили.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2017 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Севастьяновой М.А.,
судей Демидовой Е.Ю.,
Шуйской С.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Проскуряковой Н.Г., рассмотрел кассационную жалобу министерства финансов Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 12.01.2017 (судья Баландин В.А.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017 (судьи Веревкин А.В., Аристова Е.В., Еникеева Л.И.) по делу А46-14940/2016 по исковому заявлению администрации города Омска (644099, Омская область, город Омск, улица Гагарина, 34, ОГРН 1025500757259, ИНН 5503047244) к министерству финансов Омской области (644043, Омская область, город Омск, улица Орджоникидзе, 5, ОГРН 1045504005414, ИНН 5503078620) о взыскании 2 350 702 руб. 85 коп.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - главное государственно-правовое управление Омской области.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Голобородько Н.А.) в заседании участвовали представители: администрации города Омска - Шулякова М.В. по доверенности от 21.07.2017, министерства финансов Омской области - Коротун С.В. по доверенности от 03.04.2017; главного государственно-правового управления Омской области - Боярских М.И. по доверенности от 06.02.2017.
Суд
установил:
администрация города Омска (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к министерству финансов Омской области (далее - министерство) о взыскании убытков в сумме 2 350 702 руб. 85 коп.
Определением Арбитражного суда Омской области от 09.11.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено главное государственно-правовое управление Омской области (далее - ГГПУ Омской области).
Решением Арбитражного суда Омской области от 12.01.2017, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017, с Омской области в лице Министерства финансов Омской области за счет средств казны Омской области в пользу администрации города Омска взысканы убытки в сумме 2 350 702 руб. 85 коп.
Не согласившись с решением и постановлением, министерство обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о необоснованном взыскании убытков с казны Омской области, так как обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов и отнесение данных расходов к расходным обязательствам Омской области не урегулировано на законодательном уровне. По мнению министерства, поскольку право граждан на получение бесплатного жилья установлено федеральным законом, то и расходные обязательства возникают именно у Российской Федерации.
Заявитель ссылается на то, что в соответствии со статьями 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) взыскание убытков возможно только при доказанности условий, в том числе вины, которая у него отсутствует в связи с тем, что с его стороны не имеется бездействия в предоставлении из областного бюджета межбюджетных трансфертов, так как администрация с соответствующим заявлением к министерству не обращалась, а обратилась к губернатору Омской области и председателю Правительства Омской области.
Кроме того, министерство приводит доводы об отсутствии факта причинения вреда муниципальному образованию, поскольку до настоящего времени жилое помещение семье Кокшаровой О.В. не предоставлено.
Заявитель также полагает неправомерным вывод судов об обоснованности размера убытков, ссылаясь на то, что жилое помещение должно приобретаться при применении конкурсных процедур в порядке Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), в результате которых цена жилья может быть минимизирована.
В отзыве на кассационную жалобу ГГПУ Омской области полностью ее поддерживает.
Администрацией отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители министерства и третьего лица поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, представитель администрации просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и соблюдение процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Центрального районного суда города Омска от 06.08.2014 по делу N 2-4203/2014 на администрацию возложена обязанность по предоставлению Кокшаровой О.В. действующей в своих интересах и в интересах своего несовершеннолетнего сына Кокшаров К.А., который является инвалидом и страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, вне очереди на условиях социального найма жилого помещения общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Постановлением Мэра города Омска от 06.05.2005 N 251-п "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" в целях определения размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 18 кв. м.
На учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, семья Кокшаровой О.В. состояла с 02.10.2013.
Письмом от 29.02.2016 N АГ/07-830 мэр города Омска обратился к губернатору Омской области, председателю Правительства Омской области с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении межбюджетных трансфертов из областного бюджета в целях реализации администрацией полномочий субъекта Российской Федерации - Омской области по предоставлению жилых помещений инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, и семьям, имеющим детей-инвалидов, в том числе семье Кокшаровой О.В., либо об исполнении функций по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005.
Ответ на указанное письмо истцом не получен.
Исходя из средней цены одного квадратного метра квартир среднего качества (типовых) на рынке жилья Омской области во втором квартале 2016 года по данным выборочного обследования организаций, осуществляющих продажу квартир, представленной на официальном интернет-сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области цена одного квадратного метра таких квартир составила 38 774 руб. 48 коп.
На основании указанной цены администрация определила размер затрат на приобретение жилого помещения семье Кокшаровой О.В. в целях исполнения решения Центрального районного суда города Омска, который составил 2 350 702 руб. 85 коп. и предъявила их к взысканию в рамках настоящего иска.
Удовлетворяя исковые требования, суды руководствовались статьями 15, 16, 1069, 1071 ГК РФ, статьями 14, 19, 49, 51, 52, 57, 58 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), частью 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ), статьями 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", правовой позицией, сформулированной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016 (пункт 12), статьей 7 Закона Омской области от 28.12.2005 N 722-ОЗ "О государственной политике Омской области в жилищной сфере" (далее - Закон N 722-ОЗ), и исходили из того, что публично-правовым образованием, к расходным обязательствам которого относится финансирование расходов на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, является субъект Российской Федерации - Омская область.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции являются правильными.
Статья 16 ГК РФ устанавливает, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
На основании статей 1064 и 1069 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ во внеочередном порядке жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.
Пунктом 4 части 1 статьи 51, пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" лица, страдающие заболеваниями из утвержденного перечня, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (часть 3 статьи 57 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона N 722-ОЗ жилые помещения жилищного фонда социального использования Омской области по договорам социального найма предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.
Согласно пункту 1 этой же статьи в жилищном фонде социального использования Омской области предоставляются жилые помещения по договору социального найма установленным областным законом категориям граждан, признанных по установленным федеральным законодательством или областным законом основаниям нуждающимися в соответствующих жилых помещениях.
К полномочиям Правительства Омской области в сфере жилищных отношений относится: определение порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан в соответствии с федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (пункт 1.1 статьи 3 Закона N 722-ОЗ).
Законом N 131-ФЗ, статьями 14, 19 ЖК РФ предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 БК РФ), пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
В соответствии с правовой позицией, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в определении от 11.12.2015 N 309-ЭС15-9501, содержащееся в пункте 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Обременение вышестоящего бюджета необходимостью компенсировать расходы муниципального образования, понесенные в связи с предоставлением жилого помещения по договору социального найма лицу, страдающему хроническим заболеванием и отвечающему условиям применения пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ, возможно при делегировании органу местного самоуправления государственных полномочий с выделением соответствующего этим целям финансирования.
Статьей 17 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
При этом жилищное законодательство не содержит норм, относящих спорное обязательство к расходным обязательствам Российской Федерации или муниципального образования.
Пунктом 1 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ предусмотрено, что осуществление полномочий субъектов, указанных в статье 26.3 названного Закона, может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов.
Такое дополнительное финансирование по общему правилу осуществляется путем предоставления субъектам Российской Федерации из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в форме субсидий.
Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета согласно части 1 статьи 132 БК РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2008 N 392 утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее - Правила N 392), согласно пункту 9 которых предоставление субсидий осуществлялось на основании соглашения.
Аналогичное условие закреплено в пунктах 9, 10 действующих Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999.
О заключении такого соглашения доказательств в материалы дела не представлено, как и сведений об обращении ответчика за его заключением.
Отнесение министерством рассматриваемых расходов к расходным обязательствам Российской Федерации также противоречит статье 84 БК РФ, в которой содержится перечень оснований возникновения расходных обязательств Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, довод заявителя жалобы о возникновении на стороне Российской Федерации расходных обязательств по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, отклоняется.
Установив, что Кокшаров К.А. входит в категорию граждан, которой должна быть предоставлена социальная поддержка в виде обеспечения жилым помещением на основании статьи 17 Закона N 181-ФЗ, и вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции на администрацию возложена обязанность предоставить жилое помещение семье ребенка-инвалида, учитывая бездействие Омской области в вопросе определения порядка предоставления жилых помещений по договорам социального найма, суды пришли к обоснованному выводу о возникновении у истца убытков вследствие отсутствия соответствующего финансирования со стороны ответчика.
Довод заявителя жалобы о том, что истцом не доказано бездействие именно министерства подлежит отклонению, поскольку в данном случае министерство выступает от имени и в интересах Омской области, а не в собственных интересах и убытки согласно обжалуемым судебным актам взысканы за счет казны Омской области.
Заявленный истцом размер убытков ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен.
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Если ответчик не представляет письменных возражений против обстоятельств, на которые истец ссылается как на основания своих требований, такие обстоятельства в силу части 3.1 статьи 70 АПК РФ считаются признанными ответчиком, и в случае принятия такого признания судом не проверяются им в ходе дальнейшего производства по делу на основании части 5 статьи 70 АПК РФ (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.10.2013 N 8127/13, от 17.09.2013 N 5793/13).
Отсутствие фактического предоставления жилого помещения на момент разрешения спора не свидетельствует об отсутствии у истца права требовать возмещения убытков, поскольку по правилам статьи 15 ГК РФ к таковым относятся, в том числе, расходы, которые лицо, чье право нарушено, должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции является безусловно обязательным (статья 13 ГК РФ) и возлагает на истца соответствующее исполнение.
С учетом вышеизложенного подлежит отклонению ссылка заявителя на неправильное неприменение судами положений Закона N 44-ФЗ, поскольку в рамках настоящего спора истцом предъявлено требование о взыскании убытков, которые неизбежно возникнут у истца при осуществлении процедуры приобретения жилья.
Учитывая вышеизложенное, отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 12.01.2017 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017 по делу А46-14940/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 09.08.2017 N Ф04-2440/2017 ПО ДЕЛУ N А46-14940/2016
Требование: О взыскании убытков в размере расходов на покупку квартиры для предоставления семье, имеющей ребенка-инвалида.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Муниципалитет во исполнение решения суда обязан был приобрести жилье. Средства из областного бюджета не поступили.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 августа 2017 г. по делу N А46-14940/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2017 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Севастьяновой М.А.,
судей Демидовой Е.Ю.,
Шуйской С.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Проскуряковой Н.Г., рассмотрел кассационную жалобу министерства финансов Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 12.01.2017 (судья Баландин В.А.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017 (судьи Веревкин А.В., Аристова Е.В., Еникеева Л.И.) по делу А46-14940/2016 по исковому заявлению администрации города Омска (644099, Омская область, город Омск, улица Гагарина, 34, ОГРН 1025500757259, ИНН 5503047244) к министерству финансов Омской области (644043, Омская область, город Омск, улица Орджоникидзе, 5, ОГРН 1045504005414, ИНН 5503078620) о взыскании 2 350 702 руб. 85 коп.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - главное государственно-правовое управление Омской области.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Голобородько Н.А.) в заседании участвовали представители: администрации города Омска - Шулякова М.В. по доверенности от 21.07.2017, министерства финансов Омской области - Коротун С.В. по доверенности от 03.04.2017; главного государственно-правового управления Омской области - Боярских М.И. по доверенности от 06.02.2017.
Суд
установил:
администрация города Омска (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к министерству финансов Омской области (далее - министерство) о взыскании убытков в сумме 2 350 702 руб. 85 коп.
Определением Арбитражного суда Омской области от 09.11.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено главное государственно-правовое управление Омской области (далее - ГГПУ Омской области).
Решением Арбитражного суда Омской области от 12.01.2017, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017, с Омской области в лице Министерства финансов Омской области за счет средств казны Омской области в пользу администрации города Омска взысканы убытки в сумме 2 350 702 руб. 85 коп.
Не согласившись с решением и постановлением, министерство обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о необоснованном взыскании убытков с казны Омской области, так как обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов и отнесение данных расходов к расходным обязательствам Омской области не урегулировано на законодательном уровне. По мнению министерства, поскольку право граждан на получение бесплатного жилья установлено федеральным законом, то и расходные обязательства возникают именно у Российской Федерации.
Заявитель ссылается на то, что в соответствии со статьями 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) взыскание убытков возможно только при доказанности условий, в том числе вины, которая у него отсутствует в связи с тем, что с его стороны не имеется бездействия в предоставлении из областного бюджета межбюджетных трансфертов, так как администрация с соответствующим заявлением к министерству не обращалась, а обратилась к губернатору Омской области и председателю Правительства Омской области.
Кроме того, министерство приводит доводы об отсутствии факта причинения вреда муниципальному образованию, поскольку до настоящего времени жилое помещение семье Кокшаровой О.В. не предоставлено.
Заявитель также полагает неправомерным вывод судов об обоснованности размера убытков, ссылаясь на то, что жилое помещение должно приобретаться при применении конкурсных процедур в порядке Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), в результате которых цена жилья может быть минимизирована.
В отзыве на кассационную жалобу ГГПУ Омской области полностью ее поддерживает.
Администрацией отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители министерства и третьего лица поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, представитель администрации просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и соблюдение процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Центрального районного суда города Омска от 06.08.2014 по делу N 2-4203/2014 на администрацию возложена обязанность по предоставлению Кокшаровой О.В. действующей в своих интересах и в интересах своего несовершеннолетнего сына Кокшаров К.А., который является инвалидом и страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, вне очереди на условиях социального найма жилого помещения общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Постановлением Мэра города Омска от 06.05.2005 N 251-п "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" в целях определения размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 18 кв. м.
На учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, семья Кокшаровой О.В. состояла с 02.10.2013.
Письмом от 29.02.2016 N АГ/07-830 мэр города Омска обратился к губернатору Омской области, председателю Правительства Омской области с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении межбюджетных трансфертов из областного бюджета в целях реализации администрацией полномочий субъекта Российской Федерации - Омской области по предоставлению жилых помещений инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, и семьям, имеющим детей-инвалидов, в том числе семье Кокшаровой О.В., либо об исполнении функций по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005.
Ответ на указанное письмо истцом не получен.
Исходя из средней цены одного квадратного метра квартир среднего качества (типовых) на рынке жилья Омской области во втором квартале 2016 года по данным выборочного обследования организаций, осуществляющих продажу квартир, представленной на официальном интернет-сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области цена одного квадратного метра таких квартир составила 38 774 руб. 48 коп.
На основании указанной цены администрация определила размер затрат на приобретение жилого помещения семье Кокшаровой О.В. в целях исполнения решения Центрального районного суда города Омска, который составил 2 350 702 руб. 85 коп. и предъявила их к взысканию в рамках настоящего иска.
Удовлетворяя исковые требования, суды руководствовались статьями 15, 16, 1069, 1071 ГК РФ, статьями 14, 19, 49, 51, 52, 57, 58 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), частью 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ), статьями 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", правовой позицией, сформулированной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016 (пункт 12), статьей 7 Закона Омской области от 28.12.2005 N 722-ОЗ "О государственной политике Омской области в жилищной сфере" (далее - Закон N 722-ОЗ), и исходили из того, что публично-правовым образованием, к расходным обязательствам которого относится финансирование расходов на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, является субъект Российской Федерации - Омская область.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции являются правильными.
Статья 16 ГК РФ устанавливает, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
На основании статей 1064 и 1069 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ во внеочередном порядке жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.
Пунктом 4 части 1 статьи 51, пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" лица, страдающие заболеваниями из утвержденного перечня, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (часть 3 статьи 57 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона N 722-ОЗ жилые помещения жилищного фонда социального использования Омской области по договорам социального найма предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.
Согласно пункту 1 этой же статьи в жилищном фонде социального использования Омской области предоставляются жилые помещения по договору социального найма установленным областным законом категориям граждан, признанных по установленным федеральным законодательством или областным законом основаниям нуждающимися в соответствующих жилых помещениях.
К полномочиям Правительства Омской области в сфере жилищных отношений относится: определение порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан в соответствии с федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (пункт 1.1 статьи 3 Закона N 722-ОЗ).
Законом N 131-ФЗ, статьями 14, 19 ЖК РФ предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 БК РФ), пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
В соответствии с правовой позицией, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в определении от 11.12.2015 N 309-ЭС15-9501, содержащееся в пункте 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Обременение вышестоящего бюджета необходимостью компенсировать расходы муниципального образования, понесенные в связи с предоставлением жилого помещения по договору социального найма лицу, страдающему хроническим заболеванием и отвечающему условиям применения пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ, возможно при делегировании органу местного самоуправления государственных полномочий с выделением соответствующего этим целям финансирования.
Статьей 17 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
При этом жилищное законодательство не содержит норм, относящих спорное обязательство к расходным обязательствам Российской Федерации или муниципального образования.
Пунктом 1 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ предусмотрено, что осуществление полномочий субъектов, указанных в статье 26.3 названного Закона, может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов.
Такое дополнительное финансирование по общему правилу осуществляется путем предоставления субъектам Российской Федерации из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в форме субсидий.
Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета согласно части 1 статьи 132 БК РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2008 N 392 утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее - Правила N 392), согласно пункту 9 которых предоставление субсидий осуществлялось на основании соглашения.
Аналогичное условие закреплено в пунктах 9, 10 действующих Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999.
О заключении такого соглашения доказательств в материалы дела не представлено, как и сведений об обращении ответчика за его заключением.
Отнесение министерством рассматриваемых расходов к расходным обязательствам Российской Федерации также противоречит статье 84 БК РФ, в которой содержится перечень оснований возникновения расходных обязательств Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, довод заявителя жалобы о возникновении на стороне Российской Федерации расходных обязательств по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, отклоняется.
Установив, что Кокшаров К.А. входит в категорию граждан, которой должна быть предоставлена социальная поддержка в виде обеспечения жилым помещением на основании статьи 17 Закона N 181-ФЗ, и вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции на администрацию возложена обязанность предоставить жилое помещение семье ребенка-инвалида, учитывая бездействие Омской области в вопросе определения порядка предоставления жилых помещений по договорам социального найма, суды пришли к обоснованному выводу о возникновении у истца убытков вследствие отсутствия соответствующего финансирования со стороны ответчика.
Довод заявителя жалобы о том, что истцом не доказано бездействие именно министерства подлежит отклонению, поскольку в данном случае министерство выступает от имени и в интересах Омской области, а не в собственных интересах и убытки согласно обжалуемым судебным актам взысканы за счет казны Омской области.
Заявленный истцом размер убытков ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен.
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Если ответчик не представляет письменных возражений против обстоятельств, на которые истец ссылается как на основания своих требований, такие обстоятельства в силу части 3.1 статьи 70 АПК РФ считаются признанными ответчиком, и в случае принятия такого признания судом не проверяются им в ходе дальнейшего производства по делу на основании части 5 статьи 70 АПК РФ (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.10.2013 N 8127/13, от 17.09.2013 N 5793/13).
Отсутствие фактического предоставления жилого помещения на момент разрешения спора не свидетельствует об отсутствии у истца права требовать возмещения убытков, поскольку по правилам статьи 15 ГК РФ к таковым относятся, в том числе, расходы, которые лицо, чье право нарушено, должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции является безусловно обязательным (статья 13 ГК РФ) и возлагает на истца соответствующее исполнение.
С учетом вышеизложенного подлежит отклонению ссылка заявителя на неправильное неприменение судами положений Закона N 44-ФЗ, поскольку в рамках настоящего спора истцом предъявлено требование о взыскании убытков, которые неизбежно возникнут у истца при осуществлении процедуры приобретения жилья.
Учитывая вышеизложенное, отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 12.01.2017 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017 по делу А46-14940/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
М.А.СЕВАСТЬЯНОВА
Судьи
Е.Ю.ДЕМИДОВА
С.И.ШУЙСКАЯ
М.А.СЕВАСТЬЯНОВА
Судьи
Е.Ю.ДЕМИДОВА
С.И.ШУЙСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)