Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 04.10.2017 ПО ДЕЛУ N 33-6803/2017

Требование: О возложении обязанности признать нуждающимся в получении жилого помещения, предоставлении жилищной субсидии для приобретения жилого помещения.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что во время прохождения военной службы ему было предоставлено жилое помещение, данное жилое помещение было приватизировано супругой и дочерью, после чего продано, он направил ответчику заявление с просьбой принять его на учет для обеспечения постоянным жилым помещением по договору социального найма, решением ответчика ему было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, полагает данный отказ незаконным, нарушающим его права.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 октября 2017 г. по делу N 33-6803/2017


В суде первой инстанции дело рассматривалось судьей Наконечным С.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда
в составе:
председательствующего Дорожко С.И.,
судей Железовского С.И., Порохового С.П.,
при секретаре Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании 04 октября 2017 года в городе Хабаровске гражданское дело по иску П.А. к Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности признать нуждающимся в получении жилого помещения, предоставлении жилищной субсидии для приобретения жилого помещения,
по апелляционной жалобе П.А. на решение Кировского районного суда гор. Хабаровска от 13 июня 2017 года.
Заслушав доклад судьи Железовского С.И., объяснения представителя ФГКУ "Востокрегионжилье" - Д., судебная коллегия

установила:

П.А. обратился в суд с иском к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о возложении обязанности признать нуждающимся в получении жилого помещения, предоставлении жилищной субсидии для приобретения жилого помещения.
В обоснование указал, что проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ. Приказом командующего 35 общевойсковой армией от 23.10.2014 г. N 134 уволен с военной службы по пп. "в" п. 2 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Приказами командующего 35 общевойсковой армией от 18.11.2014 г. N 103 и от 05.12.2014 г. N 115 исключен из списков личного состава части с 02.12.2014 г., выслуга лет в календарном исчислении составляет 27 лет 1 месяца. Во время прохождения военной службы на состав семьи 3 человека ему было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 44,1 кв. м, данное жилое помещение приватизировано супругой П.С. и дочерью П.К., после чего продано в 1997 году. В августе 2014 г. он направил заявление в ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ с просьбой принять его на учет для обеспечения постоянным жилым помещением по договору социального найма. Решением ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку ранее ему уже предоставлялось жилье. Полагает данный отказ незаконным, нарушающим его права, так как норма предоставления жилого помещения, с учетом членов семьи, составляет 54 кв. м, а предоставленное ранее жилое помещение имело площадь 44,1 кв. м.
Просил суд обязать ответчика принять его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения; обязать ответчика выплатить ему жилищную субсидию за недостающие 9,9 кв. м площади жилого помещения.
Решением Кировского районного суда гор. Хабаровска от 13 июня 2017 года в удовлетворении исковых требований П.А. отказано.
В апелляционной жалобе П.А., не согласившись с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на его незаконность, на нарушение норм процессуального права. Указывает, что согласно ФЗ "О статусе военнослужащих" норма предоставления жилого помещения составляет 18 кв. м на одного человека, следовательно, на момент увольнения истцу было положено жилое помещение площадью не менее 54 кв. м. Ответчиком было предоставлено жилое помещение площадью 44,1 кв. м, следовательно, ответчик не выполнил своих обязательств по обеспечению жильем военнослужащего и необоснованно отказал в постановке на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
П.А. в заседание судебной коллегии не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что П.А. проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, в 1993 году, в период прохождения военной службы ему, на состав семьи 3 человека, в том числе супруга П.С. и дочь П.К., выделено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 44,1 кв. м.
На основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 11.06.1997 г., в порядке приватизации, вышеуказанное жилое помещение передано в общую долевую собственность супруге истца П.С. и его дочери П.К.
01.07.2005 года, брак между истцом и П.С. был прекращен.
П.А. досрочно уволен с военной службы в запас приказом командующего 35 общевойсковой армией от 23.10.2014 г. N 134 по пп. "в" п. 2 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". П.А. исключен из списков личного состава части с 02.12.2014 г. Выслуга лет в календарном исчислении 27 лет 01 месяц, в льготном исчислении - 37 лет 08 месяцев.
На основании заявления П.А. о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на состав семьи 3 человека, в том числе супруга П.С., дочь П.К., <...> г.р., ФГКУ "Востокрегионжилье" 12.09.2013 г. принято решение N 92 об отказе в принятии на учет, по основаниям, предусмотренным пп. 3 п. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ.
На основании заявления П.А. о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на состав семьи 2 человека, в том числе супруга П.С., ФГКУ "Востокрегионжилье" 27.08.2014 г. принято решение N 111 об отказе в принятии на учет, по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ: предоставлены документы, не подтверждающие права состоять на учете.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 15, 23 ФЗ от 22 января 1993 г. "О статусе военнослужащих", ст. 5 ФЗ от 29.12.2004 г. "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ст. 6 ЖК РФ, ст. 29, 30, 31, 38 ЖК РСФСР, п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 г. N 8 "О практике применения законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", установив, что истец не имеет в собственности иных жилых помещений, однако, зарегистрирован и проживает в служебном жилом помещении по адресу: гор. <адрес>, выделенным ему Министерством обороны Российской Федерации в 2010 году на период прохождения военной службы, и исходил из того, что П.А. добровольно распорядился выделенным ему Министерством обороны РФ жильем, в приватизации участия не принимал, оставив свою часть жилого помещения бывшей супруге и дочери, в связи, с чем последующее обеспечение его жилым помещением возможно лишь на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть по решению органа самоуправления по его месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас), а не Министерством обороны Российской Федерации.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального законодательства и представленных сторонами доказательствах, которые исследовались судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что согласно ФЗ "О статусе военнослужащих" норма предоставления жилого помещения составляет 18 кв. м на одного человека, следовательно, на момент увольнения истцу было положено жилое помещение площадью не менее 54 кв. м, ответчиком было предоставлено жилое помещение площадью 44,1 кв. м, следовательно, ответчик не выполнил своих обязательств по обеспечению жильем военнослужащего и необоснованно отказал в постановке на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением, судебной коллегией отклоняется по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 22 января 1993 г. N 4338-1 "О статусе военнослужащих", действующего на момент предоставления истцу жилого помещения, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия к новому месту военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством, за счет государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов, переданных в пользование Министерству обороны Российской Федерации и другим министерствам и ведомствам Российской Федерации, в войсках которых они проходят военную службу. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, обеспеченные жилыми помещениями, в период прохождения военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм жилой площади, очередности и льгот, установленных настоящим Законом и жилищным законодательством.
Согласно ст. 5 ФЗ от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, настоящий Кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
В соответствии со ст. 38 ЖК РСФСР (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) норма жилой площади устанавливается в размере двенадцати квадратных метров на одного человека.
Как установлено судом, 21.10.1993 г. П.А. от Министерства обороны РФ, на состав семьи три человека, была предоставлена двухкомнатная квартира, площадью 44, 1 кв. м, расположенная по адресу: <адрес>. С учетом состава семьи П.А. - три человека, на каждого из них приходилось 14,7 кв. м (44,1 кв. м / 3 чел.), то есть более нормы жилой площади. Тем самым истец был обеспечен жилым помещением по нормам предоставления жилья и нуждающимся в улучшении жилищным условий не являлся.
Пунктом 1 статьи 15 ФЗ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок реализации права на жилище определен в статьях 15 и 23 Закона.
Приведенные нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (например, право на дополнительную площадь), так и дополнительные обязанности (например, обязанность по сдаче ранее полученного жилья).
В соответствии с требованиями части 4 статьи 52 Жилищного кодекса РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учете. Военнослужащие при постановке на учет подают заявление с приложением к нему документов, позволяющих определить возможность не только постановки на учет, но и возможность дальнейшего обеспечения жильем от Минобороны России.
Таким образом, из положений ст. ст. 15 и 23 Закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 01.01.1998 г., осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы (после первых пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Вместе с тем, предоставляя определенной Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать предоставленное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение.
Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
При этом, если военнослужащий распорядился, ранее занимаемым жилым помещением, предоставленным ему в связи с военной службой, в том числе и путем отказа от права пользования в пользу членов своей семьи, и не может его сдать в установленном порядке, то он, по общему правилу, не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий посредством предоставления жилого помещения Министерством обороны.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце 2 пункта 27 Постановления от 29.05.2014 N 8 "О практике применения законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснил, что если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
В связи с чем, если военнослужащий не сдал ранее полученное от Министерства обороны РФ жилье, то оснований требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма, в порядке определяемом ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" он не имеет, даже по истечении сроков, предусмотренных ст. 53 Жилищного кодекса РФ.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как сводятся к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, в связи с чем, оснований для отмены принятого судом решения не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда гор. Хабаровска от 13 июня 2017 года по гражданскому делу по иску П.А. к Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности признать нуждающимся в получении жилого помещения, предоставлении жилищной субсидии для приобретения жилого помещения оставить без изменения, апелляционную жалобу П.А. - без удовлетворения,
Председательствующий
С.И.ДОРОЖКО

Судьи
С.П.ПОРОХОВОЙ
С.И.ЖЕЛЕЗОВСКИЙ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)