Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.10.2017 N 17АП-14396/2017-АК ПО ДЕЛУ N А50-9860/2017

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2017 г. N 17АП-14396/2017-АК

Дело N А50-9860/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 октября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Борзенковой И.В., Голубцова В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ватолиной М.В.
при участии:
- от истца муниципального образования "Город Кунгур" в лице администрации г. Кунгура Пермского края - Ощепкова Е.Н., паспорт, доверенность от 14.07.2017;
- от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Коробейникова О.Ю., удостоверение, доверенность от 01.12.2016;
- от Пермского края в лице Министерства социального развития Пермского края - Мартина Е.А., удостоверение, доверенность от 24.01.2017;
- от Министерства финансов Пермского края - Гаряева Н.Д., удостоверение, доверенность от 24.03.2017;
- от Управления Федерального казначейства по Пермскому краю - Коробейникова О.Ю., удостоверение, доверенность от 27.12.2016;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Пермского края в лице Министерства социального развития Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 08 августа 2017 года
по делу N А50-9860/2017,
принятое судьей Шаламовой Ю.В.
по иску муниципального образования "Город Кунгур" в лице администрации г. Кунгура Пермского края (ОГРН 1025901889056 ИНН 5917101383)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636 ИНН 7710168360)
и Пермскому краю в лице Министерства социального развития Пермского края (ОГРН 1025900520689 ИНН 5902290642) и Министерства финансов Пермского края (ОГРН 1035900070293, ИНН 5902290917)
третье лицо - Управление Федерального казначейства по Пермскому краю
о взыскании убытков в сумме 905 352,50 руб.,
установил:

Муниципальное образование "Город Кунгур" в лице администрации города Кунгура Пермского края (далее - истец, администрация) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) за счет казны Российской Федерации убытков в размере 905 352,50 руб.
Определениями суда от 26.06.2017 и 19.06.2017 в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Пермского края (далее - Минфин Пермского края) и Пермский край в лице Министерства социального развития Пермского края.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 08.08.2017 заявленные требования администрации удовлетворены. С Пермского края в лице Министерства социального развития Пермского края за счет казны Пермского края в пользу муниципального образования "город Кунгур" в лице администрации г. Кунгура Пермского края взыскано 905 352,50 руб. убытков. В удовлетворении требований к остальным ответчикам отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство социального развития Пермского края обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что расходы, возникшие у администрации г. Кунгур Пермского края в связи с исполнением решения суда общей юрисдикции, должны быть отнесены к расходным обязательствам Российской Федерации и подлежат компенсации за счет средств казны Российской Федерации в лице Минфина России; поступившие Пермскому краю в 2017 году средства субвенций из федерального бюджета по состоянию на 01.07.2017 в полном объеме распределены и перечислены муниципальным образованиям Пермского края пропорционально заявленной ими потребности. Кроме того, заявитель жалобы считает, что суд неверно определил орган исполнительной власти, отвечающий от имени Пермского края; Министерство социального развития Пермского края не является главным распределителем бюджетных средств по осуществлению полномочий обеспечения таких граждан жилыми помещениями по договорам социального найма.
В судебном заседании представитель Министерства социального развития Пермского края на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Представитель Минфина Пермского края поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве, считает решение суда подлежащим отмене, апелляционную жалобу Министерства социального развития Пермского края подлежащей удовлетворению в части.
Представители истца, Минфина России и Управления Федерального казначейства по Пермскому краю с доводами апелляционной жалобы не согласны по мотивам, указанным в письменном отзыве, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается участвующими в деле лицами, решением Кунгурского городского суда Пермского края от 22.11.2012 по делу N 2-2003 (2012) (с учетом апелляционного определения от 20.02.2013) на администрацию города Кунгура Пермского края возложена обязанность предоставить Шишкиной Л.А. благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в пределах города Кунгура общей площадью не менее 10 кв. м.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда установлено, что Шишкина Л.А. признана недееспособной, является инвалидом первой группы с детства без переосвидетельствования, страдает тяжелой формой заболевания, включенного в п. 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378. С 15.12.1998 Шишкина Л.А. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации города Кунгура по льготному списку лиц, страдающих особыми заболеваниями. Наличие хронического заболевания дает право Шишкиной Л.А. на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Во исполнение вышеуказанного решения истцом приобретено жилое помещение (квартира общей площадью 28 кв. м) в г. Кунгуре Пермского края. В соответствии с муниципальным контрактом N 0156300058416000081-0142463-03 от 04.10.2016, заключенным истцом (покупатель) с ООО "МЕГАПОЛИС" (продавец), стоимость приобретенного жилого помещения составила 905 352,50 руб. Данная сумма перечислена продавцу платежным поручением N 46910 от 27.11.2016.
Постановлением администрации города Кунгура от 30.11.2016 N 908 указанная квартира предоставлена Шишкиной Л.А. в пользование по договору социального найма. В дальнейшем на основании договора от 11.01.2017 квартира передана безвозмездно в собственность Шишкиной Л.А. (л.д. 128 том 1).
Ссылаясь на то, что в результате приобретения вышеуказанной квартиры администрация понесла убытки в размере 905 352,50 руб., истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно ст. 1069 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В таких случаях от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо (ст. 1071 ГК РФ).
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подп. 24 ч. 2 статьи 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).
Согласно ст. 17 данного Закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
При этом обеспечение жильем указанных категорий граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ в случае, если они встали на учет до 1 января 2005 года (второй абзац статьи 17).
Согласно статье 28.2 данного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, в том числе по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, закреплено в подп. 3 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50) (далее - Закон N 131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 ЖК РФ).
С учетом изложенных обстоятельств, соответствующего финансирования со стороны Министерства финансов РФ, обеспечение жилым помещением Шишкиной Л.А. подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации. Данный подход сформулирован в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2017 N 309-ЭС16-20165.
В случае возложения на субъект РФ государственного социального обязательства именно он является лицом, ответственным за возмещение расходов, понесенных органом местного самоуправления. Вопросы же государственного межбюджетного регулирования, полноты бюджетного финансирования субъекта РФ подлежат самостоятельному урегулированию.
При возложении на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений предполагается компенсация из государственного бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления, что гарантирует право собственности муниципального образования (ст. 132, 133 Конституции Российской Федерации).
Исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, обязанность субъекта Федерации по возмещению расходов обусловлена самим фактом обязания администрации предоставить жилое помещение определенному в законе лицу и несением связанных с этим расходов на приобретение или невозможность распоряжения помещением.
Соответственно понесенные администрацией муниципального образования расходы на исполнение государственных социальных гарантий, влекут обязанность их возмещения в конкретном случае - Пермским краем.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что истцом не представлено доказательств недостаточности средств дотаций из Пермского края, не принимается, поскольку муниципальное образование отчиталось о расходовании этих средств в соответствии с соглашениями о предоставлении субвенций из бюджета Пермского края. Денежные средства истцом освоены в полном объеме. Согласно списку по состоянию на 01.01.2016 Шишкина Л.А. числилась под номером 15. Полученные субвенции использованы истцом на установленные цели для инвалидов, поставленных на учет под более ранними номерами. Бремя доказывания достаточности выделенных средств лежит в данном случае на ответчике. Доказательств, свидетельствующих о том, что из бюджета Пермского края истцу были выделены средства в объеме, достаточном для надлежащей реализации указанных мер социальной поддержки, не представлено.
Между тем Управление Федерального казначейства по Пермскому краю подтвердило наличие у Пермского края остатков бюджетных средств, предоставленных в виде субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных граждан (л.д. 179 том 1).
Как следует из пункта 3.2 Постановления Правительства Пермского края от 24.07.2006 N 7-п "Об утверждении Положения о Министерстве социального развития Пермского края" это Министерство осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета Пермского края, в том числе средств на предоставление социального обслуживания отдельным категориям граждан.
Доводы ответчиков о неэффективном использовании истцом бюджетных средств в связи с предоставлением инвалиду жилого помещения площадью более 20 кв. м отклоняются, поскольку в рассматриваемом случае у суда отсутствуют основания считать цену, по которой приобретена спорная квартира, завышенной, не соответствующей ценам, которые сложились на рынке жилых помещений г. Кунгура. Ответчиками не доказано, что истец имел возможность приобрести квартиру меньшей площадью. В настоящем случае истец взыскивает с ответчиком реально понесенные им убытки, которые в силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат возмещению в полном объеме. Данный кодекс не обязывает потерпевшего восстанавливать нарушенные права какими-то конкретными способами, наиболее экономными в существующих экономических условиях. Ответчиками не доказано, что истец, приобретая для инвалида квартиру общей площадью 28 кв. м, действовал явно неразумно и добросовестно.
На основании изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель жалобы в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 08 августа 2017 года по делу N А50-9860/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Е.В.ВАСИЛЬЕВА
Судьи
И.В.БОРЗЕНКОВА
В.Г.ГОЛУБЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)