Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за ним признано право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Ф\\С Пархоменко Ж.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Салтыковой Л.В., судей Гончаровой О.С. и Кочергиной Т.В., при секретаре П. заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Гончаровой О.С. дело по апелляционным жалобам представителя Департамента городского имущества гор. Москвы и представителя Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на решение Пресненского районного суда гор. Москвы от 13 декабря 2016 года, которым постановлено:
- Исковое заявление К. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от... по жилищному вопросу К., .. г.р.
Признать за К., .... г.р., право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений,
установила:
К. обратилась в суд с указанным исковым заявлением к Департаменту городского имущества гор. Москвы, Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей о признать решения в форме заключения Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от... по жилищному вопросу К., ... года рождения, - незаконными; признать за истцом право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
В обоснование своих требований К. указала, что... г. в городе Москве; относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что ее одинокая мать умерла... г. Согласно постановлению руководителя Муниципалитета ВМО Ясенево в городе Москве от... над К. установлена опека; опекуном назначена бабушка - К; за истцом сохранено право пользования жилым помещением по адресу регистрации: г..... К. с рождения зарегистрирована и проживает в 2-комнатной квартире площадью жилого помещения... кв. м, общей площадью... кв. м, жилой площадью... кв. м по адресу: г... В квартире зарегистрированы еще три человека: К. г.р. (бывший попечитель - бабушка), Е. г.р. (дядя), Е., .... г.р. (дочь дяди). Собственниками квартиры по указанному адресу по 1/3 доли являются: К., ... г.р., К., г.р., Е. г.р. Распоряжением УСЗН района Ясенево города Москвы от... признано невозможным проживание К. в сохраненном за ней жилом помещении, за истцом признано право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Управление социальной защиты населения района Ясенево города Москвы, в качестве уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, вынесло на рассмотрение Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вопрос о предоставлении жилого помещения К. по плану... года. Решением указанной Комиссии, принятым в форме заключения, от... в предоставлении жилого помещения К. отказано в связи с отсутствием обстоятельств, свидетельствующих о невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.
Истец в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела была извещена, направила в суд своего представителя - Г., который исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по доводам, изложенным в иске.
Представитель Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по доверенности Т. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Л. в судебное заседание явилась, просила отказать в удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в возражении на иск.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционных жалоб просят представители Департамента городского имущества гор. Москвы и Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Департамента городского имущества гор. Москвы, представителя Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представителя К. Г., обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене с вынесением по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Статья 27 Конвенции о правах ребенка закрепила право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Право на жилище является одним из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство пунктами "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, К. родилась, .. года, в городе Москве (свидетельство о рождении... г. Черемушкинским отделом ЗАГС г. Москвы); относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать К. - К. г.р., - умерла... г. (свидетельство о смерти.. г. Академическим отделом ЗАГС Управления ЗАГС Москвы). В свидетельстве о рождении К. сведения об отце отсутствуют.
Постановлением руководителя Муниципалитета ВМО Ясенево в городе Москве от.. над К. установлена опека; опекуном назначена бабушка - К.; за К. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: г....., где она проживала и была зарегистрирована с момента рождения.
Согласно единому жилищному документу от.... К. с рождения зарегистрирована в 2-комнатной квартире площадью жилого помещения... кв. м, общей площадью... кв. м, жилой площадью... кв. м по адресу: г..... Всего в квартире по указанному адресу зарегистрированы 4 человека: К., ... г.р., К. г.р. (бывший попечитель - бабушка), Е. г.р. (дядя), Е. г.р. (дочь дяди). Собственниками квартиры на праве общей долевой собственности по 1/3 доли каждый являются: К., .... г.р., К. г.р., Е. г.р.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от..... и свидетельству о государственной регистрации права от...., К. принадлежит 1/3 доля квартиры, находящейся в общей долевой собственности, расположенной по вышеуказанному адресу. Основание государственной регистрации права - договор передачи квартиры в собственность от.....
Согласно распоряжению Управления социальной защиты населения района Ясенево города Москвы ЮЗАО от.... признано невозможным проживание К. в ранее сохраненном жилом помещении по адресу: г.....; за К. признано право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. Решением городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от..... К. отказано в предоставлении жилого помещения.
Вынося обжалуемое решение, суд первой инстанции сослался на положения Жилищного кодекса РФ, Закон гор. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей гор. Москвы на жилые помещения", Закон гор. Москвы от 30.11.2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон от 21.12 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и пришел к выводу об удовлетворении заявленных К. требований в полном объеме, сославшись, что в силу вышеуказанных норм права, проживание К. в жилом помещении по адресу: .... невозможно, и признал решение Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей незаконным.
С данным выводом суда судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Дополнительные гарантии права на жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В городе Москве правоотношения в сфере льготного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа урегулированы в статье 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве". Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержден Постановлением Правительства Москвы от 14.07.2015 N 430-ПП (приложение N 3).
В пункте 1.2 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений (в редакции, действовавшей до 21 сентября 2016 г.) установлено, что вопросы предоставления жилых помещений в соответствии с настоящим Порядком рассматриваются Городской межведомственной комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданной распоряжением Правительства Москвы от 19 апреля 2002 г. N 547-РП "О создании Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно пунктов 3.6 и 3.7 Порядка, Комиссия рассматривает документы в отношении каждого ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот и по результатам рассмотрения выносит заключение об обеспечении или об отказе в обеспечении ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы. Заключение Комиссии об отказе в обеспечении ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот жилым помещением из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированного жилого помещения должно содержать основание такого отказа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
В части 1 статьи 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социально найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является горе Москва, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социально: найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является город Москва;
2) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которых указанные граждане завершили свое пребывание, находятся в городе Москве;
3) город Москва является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и детей оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа находились на воспитании в семье (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей", содержащим отсылочную норму к положению регионального законодательства, в части 6 статьи 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" установлено, что проживание детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социально найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в частности, следующего обстоятельства: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Москве, в том числе если, такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (пункт 2).
В статье 20 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" установлено, что в городе Москве норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
Решением Городской межведомственной комиссии, принятым в форме заключения, от... года (протокол N...) в предоставлении жилого помещения К. отказано, в связи с отсутствием обстоятельств, свидетельствующих о невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.
Из материалов дела усматривается, что К. с рождения проживает и зарегистрирована в двухкомнатной квартире площадью жилого помещения.. кв. м, общей площадью.. кв. м, жилой площадью... кв. м по адресу: г.... В квартире зарегистрированы по месту жительства К., ее бывший опекун бабушка К., и дядя Е. На момент установления опеки в... г. мать К. находилась в розыске, умерла... г.
На основании договора передачи квартиры в собственность от..., по 1/3 доли в праве собственности принадлежит К., К. и Е., то есть на долю К. приходится.. кв. м общей площади, что превышает норму предоставления жилой площади, установленную ст. 20 Закона гор. Москвы N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
В... г. на данную площадь была зарегистрирована несовершеннолетняя Е. г. рождения. Согласно акта обследования жилищно-бытовых условий лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по месту закрепленного жилого помещения на данной площади постоянно проживают три человека: К., К., Е.
Между тем, суд первой инстанции пришел к выводу, что на долю К. приходится... кв. м общей площади, что является в силу действующего законодательства основанием для удовлетворения заявленных требований.
Данный вывод является несостоятельным и противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Судебная коллегия полагает, что в нарушение требований ст. 198 ГПК РФ, суд не проверил надлежащим образом фактические обстоятельства дела, не отразил в решении по каким основаниям он отвергает доводы представителя Департамента городского имущества гор. Москвы, изложенные в им в письменных возражениях на иск.
Удовлетворяя заявленные требования К., суд первой инстанции не установили не указал в решении, какие конкретные обстоятельства свидетельствуют о невозможности проживания К. в жилом помещении по адресу: г....., где она проживает с рождения и течение всего времени нахождения под опекой до ее совершеннолетия, и каким интересам истца данные обстоятельства противоречат.
В соответствии с требованием ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным и отвечать требованиям п. 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении".
Судебная коллегия полагает, что данным требованиям закона обжалуемое решение не отвечает в связи с чем, оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст. 328 ГПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представления, суд первой инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или части и принять по делу новое решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия,
определила:
Решение Пресненского районного суда гор. Москвы от 13 декабря 2016 года отменить. Вынести по делу новое решение.
В удовлетворении искового заявления К. о признании незаконным и отмене решения Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от... по жилищному вопросу К. и признании за К., .... г. рождения, право на однократной предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилого фонда гор. Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 12.05.2017 ПО ДЕЛУ N 33-15238/2017
Требование: О признании права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за ним признано право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 мая 2017 г. по делу N 33-15238/17
Ф\\С Пархоменко Ж.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Салтыковой Л.В., судей Гончаровой О.С. и Кочергиной Т.В., при секретаре П. заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Гончаровой О.С. дело по апелляционным жалобам представителя Департамента городского имущества гор. Москвы и представителя Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на решение Пресненского районного суда гор. Москвы от 13 декабря 2016 года, которым постановлено:
- Исковое заявление К. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от... по жилищному вопросу К., .. г.р.
Признать за К., .... г.р., право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений,
установила:
К. обратилась в суд с указанным исковым заявлением к Департаменту городского имущества гор. Москвы, Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей о признать решения в форме заключения Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от... по жилищному вопросу К., ... года рождения, - незаконными; признать за истцом право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
В обоснование своих требований К. указала, что... г. в городе Москве; относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что ее одинокая мать умерла... г. Согласно постановлению руководителя Муниципалитета ВМО Ясенево в городе Москве от... над К. установлена опека; опекуном назначена бабушка - К; за истцом сохранено право пользования жилым помещением по адресу регистрации: г..... К. с рождения зарегистрирована и проживает в 2-комнатной квартире площадью жилого помещения... кв. м, общей площадью... кв. м, жилой площадью... кв. м по адресу: г... В квартире зарегистрированы еще три человека: К. г.р. (бывший попечитель - бабушка), Е. г.р. (дядя), Е., .... г.р. (дочь дяди). Собственниками квартиры по указанному адресу по 1/3 доли являются: К., ... г.р., К., г.р., Е. г.р. Распоряжением УСЗН района Ясенево города Москвы от... признано невозможным проживание К. в сохраненном за ней жилом помещении, за истцом признано право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Управление социальной защиты населения района Ясенево города Москвы, в качестве уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, вынесло на рассмотрение Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вопрос о предоставлении жилого помещения К. по плану... года. Решением указанной Комиссии, принятым в форме заключения, от... в предоставлении жилого помещения К. отказано в связи с отсутствием обстоятельств, свидетельствующих о невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.
Истец в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела была извещена, направила в суд своего представителя - Г., который исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по доводам, изложенным в иске.
Представитель Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по доверенности Т. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Л. в судебное заседание явилась, просила отказать в удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в возражении на иск.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционных жалоб просят представители Департамента городского имущества гор. Москвы и Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Департамента городского имущества гор. Москвы, представителя Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представителя К. Г., обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене с вынесением по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Статья 27 Конвенции о правах ребенка закрепила право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Право на жилище является одним из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство пунктами "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, К. родилась, .. года, в городе Москве (свидетельство о рождении... г. Черемушкинским отделом ЗАГС г. Москвы); относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать К. - К. г.р., - умерла... г. (свидетельство о смерти.. г. Академическим отделом ЗАГС Управления ЗАГС Москвы). В свидетельстве о рождении К. сведения об отце отсутствуют.
Постановлением руководителя Муниципалитета ВМО Ясенево в городе Москве от.. над К. установлена опека; опекуном назначена бабушка - К.; за К. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: г....., где она проживала и была зарегистрирована с момента рождения.
Согласно единому жилищному документу от.... К. с рождения зарегистрирована в 2-комнатной квартире площадью жилого помещения... кв. м, общей площадью... кв. м, жилой площадью... кв. м по адресу: г..... Всего в квартире по указанному адресу зарегистрированы 4 человека: К., ... г.р., К. г.р. (бывший попечитель - бабушка), Е. г.р. (дядя), Е. г.р. (дочь дяди). Собственниками квартиры на праве общей долевой собственности по 1/3 доли каждый являются: К., .... г.р., К. г.р., Е. г.р.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от..... и свидетельству о государственной регистрации права от...., К. принадлежит 1/3 доля квартиры, находящейся в общей долевой собственности, расположенной по вышеуказанному адресу. Основание государственной регистрации права - договор передачи квартиры в собственность от.....
Согласно распоряжению Управления социальной защиты населения района Ясенево города Москвы ЮЗАО от.... признано невозможным проживание К. в ранее сохраненном жилом помещении по адресу: г.....; за К. признано право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. Решением городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от..... К. отказано в предоставлении жилого помещения.
Вынося обжалуемое решение, суд первой инстанции сослался на положения Жилищного кодекса РФ, Закон гор. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей гор. Москвы на жилые помещения", Закон гор. Москвы от 30.11.2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон от 21.12 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и пришел к выводу об удовлетворении заявленных К. требований в полном объеме, сославшись, что в силу вышеуказанных норм права, проживание К. в жилом помещении по адресу: .... невозможно, и признал решение Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей незаконным.
С данным выводом суда судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Дополнительные гарантии права на жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В городе Москве правоотношения в сфере льготного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа урегулированы в статье 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве". Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержден Постановлением Правительства Москвы от 14.07.2015 N 430-ПП (приложение N 3).
В пункте 1.2 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений (в редакции, действовавшей до 21 сентября 2016 г.) установлено, что вопросы предоставления жилых помещений в соответствии с настоящим Порядком рассматриваются Городской межведомственной комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданной распоряжением Правительства Москвы от 19 апреля 2002 г. N 547-РП "О создании Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно пунктов 3.6 и 3.7 Порядка, Комиссия рассматривает документы в отношении каждого ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот и по результатам рассмотрения выносит заключение об обеспечении или об отказе в обеспечении ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы. Заключение Комиссии об отказе в обеспечении ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот жилым помещением из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированного жилого помещения должно содержать основание такого отказа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
В части 1 статьи 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социально найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является горе Москва, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социально: найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является город Москва;
2) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которых указанные граждане завершили свое пребывание, находятся в городе Москве;
3) город Москва является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и детей оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа находились на воспитании в семье (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей", содержащим отсылочную норму к положению регионального законодательства, в части 6 статьи 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" установлено, что проживание детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социально найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в частности, следующего обстоятельства: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Москве, в том числе если, такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (пункт 2).
В статье 20 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" установлено, что в городе Москве норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
Решением Городской межведомственной комиссии, принятым в форме заключения, от... года (протокол N...) в предоставлении жилого помещения К. отказано, в связи с отсутствием обстоятельств, свидетельствующих о невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.
Из материалов дела усматривается, что К. с рождения проживает и зарегистрирована в двухкомнатной квартире площадью жилого помещения.. кв. м, общей площадью.. кв. м, жилой площадью... кв. м по адресу: г.... В квартире зарегистрированы по месту жительства К., ее бывший опекун бабушка К., и дядя Е. На момент установления опеки в... г. мать К. находилась в розыске, умерла... г.
На основании договора передачи квартиры в собственность от..., по 1/3 доли в праве собственности принадлежит К., К. и Е., то есть на долю К. приходится.. кв. м общей площади, что превышает норму предоставления жилой площади, установленную ст. 20 Закона гор. Москвы N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
В... г. на данную площадь была зарегистрирована несовершеннолетняя Е. г. рождения. Согласно акта обследования жилищно-бытовых условий лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по месту закрепленного жилого помещения на данной площади постоянно проживают три человека: К., К., Е.
Между тем, суд первой инстанции пришел к выводу, что на долю К. приходится... кв. м общей площади, что является в силу действующего законодательства основанием для удовлетворения заявленных требований.
Данный вывод является несостоятельным и противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Судебная коллегия полагает, что в нарушение требований ст. 198 ГПК РФ, суд не проверил надлежащим образом фактические обстоятельства дела, не отразил в решении по каким основаниям он отвергает доводы представителя Департамента городского имущества гор. Москвы, изложенные в им в письменных возражениях на иск.
Удовлетворяя заявленные требования К., суд первой инстанции не установили не указал в решении, какие конкретные обстоятельства свидетельствуют о невозможности проживания К. в жилом помещении по адресу: г....., где она проживает с рождения и течение всего времени нахождения под опекой до ее совершеннолетия, и каким интересам истца данные обстоятельства противоречат.
В соответствии с требованием ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным и отвечать требованиям п. 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении".
Судебная коллегия полагает, что данным требованиям закона обжалуемое решение не отвечает в связи с чем, оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст. 328 ГПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представления, суд первой инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или части и принять по делу новое решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия,
определила:
Решение Пресненского районного суда гор. Москвы от 13 декабря 2016 года отменить. Вынести по делу новое решение.
В удовлетворении искового заявления К. о признании незаконным и отмене решения Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от... по жилищному вопросу К. и признании за К., .... г. рождения, право на однократной предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилого фонда гор. Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)