Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 13.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-6954/2017

Требование: О признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что принимает меры к исполнению решения суда о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, поэтому оспариваемое решение является незаконным.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 июля 2017 г. по делу N 33а-6954


Судья Сетракова Л.В.

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Кудриной Я.Г., Украинцевой С.Н.
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Надеждинского муниципального района об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Надеждинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю по апелляционной жалобе администрации Надеждинского муниципального района на решение Надеждинского районного суда Приморского края от 28 апреля 2017 года, которым административное исковое заявление администрации Надеждинского муниципального района удовлетворено частично: постановление судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Надеждинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю ФИО10 от 4 апреля 2017 года N о взыскании с администрации Надеждинского муниципального района исполнительского сбора в размере 50 000 руб. изменено, снижен на 1/4 размер исполнительского сбора, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Надеждинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю от 4 апреля 2017 года N, установив исполнительский сбор в размере 37500 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения представителя администрации Надеждинского муниципального района - С., судебная коллегия

установила:

администрация Надеждинского муниципального района (далее - администрация) обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что решением Надеждинского районного суда Приморского края от 12 июля 2016 года на администрацию возложена обязанность в срок до 31 декабря 2017 года предоставить ФИО11 благоустроенное жилое помещение. Определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 17 октября 2016 года из резолютивной части решения исключено указание на срок исполнения обязанности. 27 февраля 2017 года в адрес администрации поступило требование судебного пристава-исполнителя ОСП по Надеждинскому району УФССП России по Приморскому краю о предоставлении документов, подтверждающих исполнение решения суда. 13 марта 2017 года администрация направила судебному приставу-исполнителю уведомление, в котором сообщила, что на сегодняшний день в собственности Надеждинского муниципального района отсутствует жилой фонд социального использования, расположенный в черте п.Тавричанка и свободный от прав третьих лиц. Бюджет Надеждинского муниципального района является высокодотационным, соответственно, у администрации отсутствует реальная возможность приобрести благоустроенное жилое помещение в целях его дальнейшего предоставления ФИО11 по договору социального найма жилого помещения. Единственным возможным способом обеспечения права ФИО11 на жилище в муниципальном жилом фонде Надеждинского муниципального района является включение указанного многоквартирного дома в региональную программу по переселению граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции. В случае внесения изменений в ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ в части включения в программу многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года, администрация будет иметь возможность предоставить ФИО11 благоустроенное жилое помещение не ранее 2018 года. ФИО11 отказалась заключить договор социального найма в отношении жилого помещения расположенного в п.Раздольное. В дополнение администрация сообщила, что по мере включения Надеждинского муниципального района в региональную программу по переселению граждан либо по мере высвобождения муниципального жилья, либо приобретения права собственности на жилые помещения, являющиеся выморочным имуществом, администрация предложит ФИО11 заключить в отношении соответствующего жилого помещения договор социального найма. Несмотря на указанное судебным приставом-исполнителем 4 апреля 2017 года вынесено постановление о взыскании с администрации исполнительского сбора в размере 50000 руб. Считает данное постановление необоснованным, поскольку администрацией принимаются меры, направленные на исполнение решения суда. Просит признать действия судебного пристава-исполнителя ОСП по Надеждинскому району УФССП России по Приморскому краю Я., выразившиеся в вынесении постановления от 4 апреля 2017 года N о взыскании с администрации исполнительского сбора в размере 50000 руб., незаконными и нарушающими права и законные интересы администрации, признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Надеждинскому району УФССП России по Приморскому краю ФИО10 от 4 апреля 2017 года N о взыскании с администрации исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Представитель администрации в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Судебный пристав-исполнитель ОСП по Надеждинскому району УФССП России по Приморскому краю не согласился с заявленными требованиями, ссылаясь на то обстоятельство, что администрацией не было принято никаких мер по исполнению решения суда. От администрации не было заявлений об отсрочке исполнения решения суда, об уменьшении исполнительского сбора.
По делу вынесено указанное решение.
В апелляционной жалобе администрации ставится вопрос об отмене решения суда как необоснованного.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 112 Закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
По делу установлено, что решением Надеждинского районного суда Приморского края от 12 июля 2016 года на администрацию Надеждинского района Приморского края возложен обязанность в срок до 31 декабря 2017 года предоставить ФИО11 благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого (23 кв. м), отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте п.Тавричанка Надеждинского района Приморского края.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 17 октября 2016 года решение Надеждинского районного суда Приморского края от 12 июля 2016 года уточнено, из мотивировочной и резолютивной части решения исключено указание на срок предоставления жилого помещения.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Надеждинскому району УФССП России по Приморскому краю возбуждено исполнительное производство N в отношении администрации Надеждинского муниципального района в пользу взыскателя ФИО11, предмет исполнения: обязать предоставить ФИО11 благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого (23 кв. м), отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте п.Тавричанка Надеждинского района Приморского края.
Указанным постановлением должнику был предоставлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, - 5 дней.
В установленном законом порядке исполнительные действия не приостанавливались и не откладывались.
27 февраля 2017 года в администрацию Надеждинского муниципального района поступило требование о предоставлении документов, подтверждающих исполнение решения суда.
10 марта 2017 года администрация Надеждинского муниципального района направила судебному приставу-исполнителю уведомление, в соответствии с которым на сегодняшний день в собственности Надеждинского муниципального района отсутствует жилой фонд социального использования, расположенный в черте п.Тавричанка и свободный от прав третьих лиц, у администрации отсутствует реальная возможность приобрести благоустроенное жилое помещение в целях его дальнейшего предоставления ФИО11 по договору социального найма жилого помещения. Единственным возможным способом обеспечения права ФИО11 на жилище в муниципальном жилом фонде Надеждинского муниципального района является включение указанного многоквартирного дома в региональную программу по переселению граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции. 1 июля 2016 года комиссией по жилищным вопросам при администрации Надеждинского муниципального района принято решение предложить ФИО11 заключить договор социального найма жилого помещения в отношении жилого помещения площадью 31,7 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>. 8 августа 2016 года от ФИО11 поступило заявление об отказе от заключения договора социального найма поскольку, по ее мнению, жилое помещение непригодно для проживания.
В связи с тем, что в установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения срок требования исполнительного документа должником выполнены не были, 4 апреля 2017 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Отказывая в удовлетворении требований администрации Надеждинского муниципального района о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя ОСП по Надеждинскому району УФССП России по Приморскому краю по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у судебного пристава-исполнителя имелись основания для взыскания с административного ответчика исполнительского сбора, поскольку должник в установленный срок не исполнил в полном объеме требования исполнительного документа, оснований для освобождения административного ответчика от уплаты исполнительного сбора ввиду недоказанности наличия чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, препятствующих исполнению судебного решения, не имеется.
Однако данные выводы постановлены при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильном применении норм материального права.
Из материалов дела усматривается, что бюджет Надеждинского муниципального района является высокодотационным, реальной возможности приобрести благоустроенное жилое помещение в целях дальнейшего предоставления К. по договору социального найма жилого помещения у администрации не имеется.
В собственности Надеждинского муниципального района отсутствует жилой фонд социального использования, расположенный в черте п.Тавричанка Надеждинского района и свободный от прав третьих лиц.
1 июля 2016 года комиссией по жилищным вопросам при администрации Надеждинского муниципального района принято решение предложить ФИО11 заключить договор в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> договор социального найма жилого помещения, однако ФИО11 от заключения договора отказалась.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда не было исполнено вследствие объективных обстоятельств, в действиях административного истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований, являющееся необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора; оснований для взыскания исполнительского сбора у судебного пристава-исполнителя не имелось.
С учетом изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Надеждинского районного суда Приморского края от 28 апреля 2017 года отменить, вынести новое решение.
Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Надеждинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю от 4 апреля 2017 года о взыскании с администрации Надеждинского муниципального района исполнительского сбора.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)