Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.07.2016 ПО ДЕЛУ N 33-7124/2016

Требование: О восстановлении пропущенного срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилой площадью вне очереди, обязании установить статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, включить в список нуждающихся в жилом помещении как ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Впервые с заявлением по вопросу предоставления жилого помещения по категории "ребенок-сирота" истец обратился в возрасте 31 года.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 июля 2016 г. по делу N 33-7124/2016г.


Судья: Майорова Т.Ю.
Докладчик: Грибанов Ю.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Черных С.В.,
судей Грибанова Ю.Ю., Тепляковой И.М.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 21 июля 2016 года дело по апелляционной жалобе Х. на решение Татарского районного суда Новосибирской области от 06 мая 2016 года, которым оставлены без удовлетворения исковые требования Х. к Администрации Татарского района Новосибирской области об установлении статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, включении в список нуждающихся в жилом помещении как ребенка, оставшегося без попечения родителей и восстановлении срока для обращения за реализацией прав.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Грибанова Ю.Ю., выслушав объяснения истца, судебная коллегия
установила:

Х. обратилась в суд с иском к Администрации Татарского района Новосибирской области об установлении статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, включении в список нуждающихся в жилом помещении как ребенка, оставшегося без попечения родителей и восстановлении срока для обращения за реализацией прав.
Исковые требования мотивированы тем, что истец относится к числу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также собственником жилого помещения, в связи с чем подлежит обеспечению благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Обращение о предоставлении жилого помещения письмом администрации Татарского района Новосибирской области от 23.11.2015 г. оставлено без удовлетворения. При этом компетентными органами власти не были приняты меры по своевременной реализации жилищных прав истца, о существовании которых Х. стало известно лишь в 2015 году.
На основании изложенного истец просил восстановить пропущенный срок по постановке ее на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилой площадью вне очереди, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязав администрацию Татарского района Новосибирской области установить ей статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, включить в список нуждающихся в жилом помещении как ребенка, оставшегося без попечения родителей со дня смерти второго родителя с 23.02.2001 г.
Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласилась Х.
В апелляционной жалобе изложена просьба решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В апелляционной жалобе апеллянт ссылается на то, что в судебном заседании было установлено, что истец, имея право на обеспечение жилым помещениям по основаниям и в порядке, предусмотренным Федеральным Законом N 159-ФЗ, не реализовала принадлежащее ей право на обеспечение жилыми помещениями до вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и оставшихся без попечения родителей".
Апеллянт обращает внимание суда на тот факт, что п. 9 вышеуказанного Федерального Закона и п. 3 ст. 1 Закона Новосибирской области N 331-03 не связывают предоставление жилых помещений лицам числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с необходимостью подачи этими лицами соответствующих заявлений в компетентные органы до достижения ими возраста 23 лет.
Ссылки суда в обоснование своего решения на некоторые выдержки из Обзора судебной практики рассмотрения судами дел, связанных обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 года, являются неправомерными, поскольку в данном Обзоре производится анализ судебных решений, вынесенных в 2011-2012 годах, в то время как Федеральный закон от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ вступил в силу 01.01.2013 года.
Также апеллянт указывает, что законодательством РФ не предусматривалось для лиц рассматриваемой категории такого условия обеспечения их жилыми помещениями, как постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Кроме этого, суд не принял во внимание доводы истца о грубом нарушении со стороны должностных лиц отдела опеки и попечительства администрации Татарского района своих должностных обязанностей, предусмотренных ст. ст. 121, 123 Семейного кодекса РФ и Федерального закона от 24.04.2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".
Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч. 9 ст. 8 указанного Федерального закона в действующей на дату разрешения спора редакции, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. В силу ст. 4 Федерального закона 29.02.2012 N 15-ФЗ действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ЖК РФ (в редакции Федерального закона Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ) распространено на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные соответствующим Федеральным законом, в том числе и на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Доводы жалобы об обратном подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм права.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. До достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Из материалов дела следует, что впервые с заявлением по вопросу предоставления жилого помещения по категории "ребенок-сирота" истец обратился лишь в ноябре 2015 года. На момент такого обращения с заявлением ей исполнилось 31 год. Возраста 18 лет истица достигла в 2002 году, а с 2004 года окончила обучение в ГБОУ "Профессиональное училище N" и пребывание на полном государственном обеспечении.
Доказательств обращения истца за постановкой на учет до достижения 23 лет не представлено, также не представлено доказательств наличия уважительных причин пропуска установленного срока обращения, в связи с чем суд пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец не был своевременно поставлен на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением по категории "дети-сироты" по причине бездействия органа опеки и попечительства и органа местного самоуправления, не могут быть во внимание, поскольку обязанности по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лежат на органе опеки и попечительства только до достижения такими детьми совершеннолетия.
Решение суда является законным и обоснованным, принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

решение Татарского районного суда Новосибирской области от 06 мая 2016 года в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу Х. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)