Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.10.2017 ПО ДЕЛУ N 33-28852/2017

Требование: Об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что он и брат обращались по вопросу размена закрепленной за ними однокомнатной квартиры, однако им было отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 октября 2017 г. по делу N 33-28852/2017


Судья: Сумкина Е.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Смышляевой О.В.,
судей Колесник Н.А., Бычковой А.Л.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 октября 2017 года апелляционную жалобу отдела опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по городскому округу Егорьевск на решение Егорьевского городского суда Московской области от 05 июня 2017 года по гражданскому делу по иску Ф.И. к Отделу опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Егорьевск об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств из бюджета <данные изъяты> на территории городского округа Егорьевск,
заслушав доклад судьи Смышляевой О.В.,

установила:

Ф.И., <данные изъяты> года рождения, обратился в суд с иском к Отделу опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по городскому округу Егорьевск об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом им жилом помещении, расположенном по адресу: <данные изъяты>, 2 микр., <данные изъяты> включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств из бюджета <данные изъяты> по договору найма специализированного жилого помещения на территории городского округа <данные изъяты>.
В обоснование заявленных требований указал, что он являлся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители Ф.А. и Ф.Л. решениями Егорьевского городского суда от <данные изъяты> и от <данные изъяты> были лишены в отношении него родительских прав. Постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> за ним было сохранено право пользования муниципальным жилым помещением, расположенным по адресу: <данные изъяты>, 2 микрорайон, <данные изъяты>, в квартире зарегистрированы как по постоянному месту жительства кроме него, также его брат - Ф.В. и лишенный в отношении них родительских прав Ф.А., являющийся нанимателем данного жилого помещения, совместное проживание с которым в однокомнатной квартире не представляется возможным. Он и брат обращались по вопросу размена закрепленной за ними однокомнатной квартиры в Отдел опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по г.о. Егорьевск. <данные изъяты> заместителем Главы администрации Егорьевского муниципального района <данные изъяты> Е. было отказано. При этом ответчик указал, что если между нанимателем жилого помещения по договору социального найма и проживающими совместно с ним членами его семьи не достигнуто соглашение об обмене, любой из них вправе требовать осуществления принудительного обмена занимаемого жилого помещения в судебном порядке. С учетом данного ответа он и брат обратились в Егорьевский городской суд с иском к Ф.А. о признании их не членами семьи нанимателя, а также о принудительном обмене вышеуказанного жилого помещения. Решением Егорьевского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> их иск удовлетворен частично, было установлено, что они не являются членами семьи Ф.А., однако в удовлетворении исковых требований о принудительном обмене муниципального жилого помещения было отказано. На момент вступления данного решения суда в законную силу (<данные изъяты>) истец достиг 23-х лет, что в настоящее время препятствует ему в реализации права на однократное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств из бюджета <данные изъяты>.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал.
Представитель Отдела опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> в судебном заседании иск не признала. Указала, что Ф.И., <данные изъяты> года рождения, в возрасте от 18 до 23 лет относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: <данные изъяты>, 2 микрорайон, <данные изъяты>. Доказательства наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению истца в компетентный орган по вопросу установления факта невозможности проживания в занимаемом им жилом помещении либо включения его в Список в период с 18 до 23 лет, в материалах дела отсутствуют, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований Ф.И. не имеется.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации городского округа <данные изъяты> возражала против удовлетворения иска.
Решением Егорьевского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе отдел опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по городскому округу Егорьевск просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, о дате, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, причин неявки не сообщили, об отложении слушания по делу не ходатайствовали, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Ч. 3 ст. 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма. К числу таких лиц отнесены и дети-сироты, и дети, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от <данные изъяты> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона N 15-ФЗ от <данные изъяты>), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, в том числе, когда жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
Порядок установления факта, невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от <данные изъяты> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от <данные изъяты> N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от <данные изъяты> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно частям 1 и 2 ст. <данные изъяты> от <данные изъяты> N 248/2007-ОЗ "О представлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - жилые помещения) в порядке, установленном <данные изъяты>.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, имеющим место жительства в <данные изъяты>.
Постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> N 75/5 "О мерах по реализации <данные изъяты> "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, а также Порядок предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
Из материалов дела следует, что Ф.И. родился <данные изъяты> в <данные изъяты>.
Родителями истца являются Ф.А. и Ф.Л., которые решениями Егорьевского городского суда от <данные изъяты> и от <данные изъяты> были лишены родительских прав в отношении истца и его брата Ф.В., <данные изъяты> года рождения.
Постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> Ф.И. и Ф.В. переданы на воспитание в приемную семью Ш. и Ю. и за истцом было сохранено право пользования муниципальным однокомнатной квартирой, расположенной по адресу: <данные изъяты>, 2 микрорайон, <данные изъяты>.
Нанимателем данной квартиры является лишенный в отношении сыновей родительских прав Ф.А., совместное проживание с которым не возможно.
Начиная с 2008 года приемные родители Ф.И. и его брата Ф.В. неоднократно обращались в Отдел опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по г.о. Егорьевск (ранее Управление опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по Егорьевскому муниципальному району) по вопросу признания несовершеннолетних Ф.И. и Ф.В. нуждающимися в предоставлении им жилого помещения.
<данные изъяты> Ф.И. был призван на военную службу, Указом Президента РФ <данные изъяты> от <данные изъяты> уволен с военной службы <данные изъяты>, с <данные изъяты> по <данные изъяты> Ф.И. являлся студентом очного отделения лечебного факультета ФГБОУ РО РязГМУ Минздрава России.
Ф.И. (вместе с братом Ф.В.) <данные изъяты> обращался по вопросу размена закрепленной за ним однокомнатной квартиры в Отдел опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по г.о. Егорьевск, однако ему в этом было отказано и предложено обратиться к собственнику жилого помещения - в администрацию Егорьевского муниципального района. Однако <данные изъяты> заместителем Главы администрации Егорьевского муниципального района <данные изъяты> Е. ему в размене, закрепленной за ним квартиры было отказано.
Ф.И. и Ф.И. обращались в суд с иском к Ф.А. о признании его и его брата не членами семьи нанимателя квартиры по адресу: <данные изъяты>, 2 микрорайон, <данные изъяты> принудительном обмене вышеуказанного жилого помещения. Решением Егорьевского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> их иск удовлетворен частично. При этом установлено, что они не являются членами семьи Ф.А., в удовлетворении исковых требований о принудительном обмене муниципального жилого помещения было отказано. На момент вступления данного решения суда в законную силу (<данные изъяты>) истец достиг 23 лет.
Разрешая по существу возникший спор, суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, правильно руководствовался положениями Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. Суд правильно исходил из того, что истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, фактически жилым помещением не обеспечен, в связи с чем у него возникло право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда. Суд обоснованно учел, что приемные родители истца Ш. и Ю. неоднократно обращались в Управление опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по Егорьевскому муниципальному району <данные изъяты> с заявлениями о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, включении его в список лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья. Следовательно, о своих правах истцом (а до этого его приемными родителями) заявлено до достижения 23 летнего возраста, однако в этот список он не включен и фактически его право на получение специализированного жилья в льготном порядке осталось нереализованным.
При указанных обстоятельствах, суд правомерно удовлетворил требования Ф.И. об установлении факта невозможности его проживания в ранее занимаемом жилом помещении - однокомнатной квартире, общей площадью жилых помещений 30,4 кв. м, в том числе жилой 18,8 кв. м, по адресу: <данные изъяты>, 2 микрорайон, <данные изъяты> включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещениями за счет средств из бюджета <данные изъяты> по договору найма специализированного жилого помещения на территории городского округа <данные изъяты>.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, полагает, что они соответствуют положениям материального закона, постановлены с соблюдением требований норм процессуального права, соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, являлись предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст. 193, 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Егорьевского городского суда Московской области от 05 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Егорьевск - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)