Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Спорная квартира не зарегистрирована в качестве служебного жилья и фактически используется семьей истца на условиях социального найма.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Переплесниной Е.М.,
судей Тарасовой Р.П., Глушенко Н.О.
при секретаре Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 29 февраля 2016 года по иску Ж.Н.М. к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (отделение территориальное г. Петрозаводск), Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
Ж.Н.М. обратилась в суд с иском к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (территориальное отделение <...>) о признании за ней в порядке приватизации права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <...>, предоставленную ей в 1987 году в связи с работой в воинской части до признания квартиры служебной. Требование мотивировано тем, что Правительством РФ <...> исключен из перечня военных городков, спорная квартира не зарегистрирована в качестве служебного жилья и фактически используется семьей истца на условиях социального найма.
Определениями судьи к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены: войсковая часть 78792, ГУП РК РГЦ "Недвижимость", администрация Пряжинского национального муниципального района, администрации Пряжинского городского поселения, Ж.Д., Ж.Н.Д., ФГКУ "Западное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны РФ; в качестве соответчиков привлечены: Министерство обороны РФ, ФГКУ "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ", ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ.
Решением Пряжинского районного суда РК от 29 февраля 2016 года исковые требования удовлетворены.
С решением суда не согласен ответчик Министерство обороны РФ. В апелляционной жалобе ответчик просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Полагает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права. Указывает, что поскольку спорная квартира располагалась и располагается в военном городке, то не могла быть предоставлена в бессрочное пользование по той причине, что закрепление жилой площади в военных городках за военным ведомством направлено для обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, а также рабочих и служащих, работающих в воинских частях. Договор социального найма с истцом не заключался, воинская часть и Министерство обороны РФ не состоит в трудовых отношениях с истцом. Понуждение собственника (владельца) жилищного фонда к передаче служебных помещений в собственность граждан не допускается. Ссылаясь на позиции высших судов РФ, указал, что нарушение правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду не является основанием для признания права пользования жилым помещением на условиях социального найма и, как следствие, признания права собственности в порядке приватизации.
Представитель ФГКУ "Западное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны РФ Н. представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства обороны РФ, поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Ж.Н.М., ее представитель Ш. с доводами апелляционной жалобы не согласились, решение суда полагали законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно положениям ст. 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании протокола жилищной комиссии N от <...> г.р. Ж.Н.М. была предоставлена "служебная" квартира N в доме N, расположенная на территории "закрытого" военного городка N на время работы в в/ч N (л.д. <...>).
В спорном жилом помещении с 03.12.1987 зарегистрирована Ж.Н.М. и Ж.Д., с <...> - Ж.Н.Д. Согласно сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в собственности жилых помещений истец не имеет, ранее участия в приватизации жилых помещений не принимала.
Решением исполнительного комитета Пряжинского районного Совета народных депутатов N от 14.02.1989 указанное жилое помещение отнесено к специализированному (служебному) фонду (л.д. <...>).
Распоряжением Правительства РФ N 1563-р от 27.10.2008 военный городок, расположенный в <...>, был исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил РФ, Пограничной службы РФ и органов ФСБ России, утвержденного распоряжением Правительства РФ N 752-р от 01.06.2000.
Из ответа на обращение Ж.Н.Д. с заявлением о заключении договора приватизации занимаемого ими жилого помещения ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации от 15.08.2013 следует, что жилое помещение, предоставленное истцу является "служебным", в связи с чем не подлежит приватизации.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции основывался на нормах федерального законодательства о приватизации жилищного фонда, при оценке представленных сторонами доказательств исходил из тех обстоятельств, что истцу предоставлено жилое помещение государственного жилищного фонда в 1987 г., то есть до присвоения ему в 1989 году статуса "служебное", что жилое помещение на основании норм материального права не было зарегистрировано в качестве служебного в органах государственной регистрации недвижимости, что ответчиком не представлено доказательств, что спорная квартира сохранила статус служебного жилья, что истец проживает в данной квартире на протяжении 28 лет, оплачивает жилищно-коммунальные услуги, в том числе вносит платежи "за социальный найм", то есть пользуется квартирой на условиях социального найма. Кроме того, после прекращения 12.04.1990 трудовых отношений с войсковой частью N действие договора найма жилого помещения с ней не прекращалось, в приватизации истец ранее не участвовала.
Однако судебная коллегия не может согласиться с данными выводами.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от <...> N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 4 названного Закона установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Из материалов дела следует, что дом <...> находится в федеральной собственности, был закреплен на праве оперативного управления за Министерством обороны Российской Федерации.
Не соответствующим обстоятельствам дела и нормам приведенного выше законодательства является вывод суда о том, что истец и члены ее семьи занимают спорное жилое помещение на условиях социального найма.
Согласно ст. 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения Ж.Н.М., было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находилось и не находится, решение о его передаче в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не принималось.
Основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) по нормам ранее действовавшего законодательства (статей 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления. Действующие нормы Жилищного кодекса РФ также устанавливают специальный порядок предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений из жилищного фонда социального использования (ст. 19 ЖК РФ).
Между тем, из материалов дела следует, что Ж.Н.М. и члены ее семьи не состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях; решение о предоставлении им спорного жилого помещения как лицам, признанным в установленном порядке имеющими право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма, не принималось.
Спорное жилое помещение предоставлено Ж.Н.М. в качестве служебного для временного проживания в период работы в в/ч <...>.
Согласно ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР (ст. 105 ЖК РСФСР).
В соответствии со ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 г. N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" установлено, что ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
С учетом изложенных норм права, признаком служебного жилого помещения (до 1 марта 2005 года) являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.
Как следует из материалов дела спорное жилое помещение по адресу: <...> было включено в число служебного жилищного фонда решением исполнительного комитета Пряжинского районного Совета народных депутатов, вселение в квартиру произведено на основании протокола жилищной комиссии в/ч N N от <...> как служебное жилье.
То обстоятельство, что решение Исполнительного комитета Пряжинского районного Совета народных депутатов о признании жилой площади служебной было принято позднее, не означает, что спорное жилое помещение не относится к специализированному жилищному фонду.
В то же время каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Решение о предоставлении Ж.Н.М. спорной квартиры в качестве служебного жилого помещения в установленном порядке не оспорено и недействительным не признано.
Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", согласно подпункту "м" пункта 2 которого министерство в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Из материалов настоящего дела следует, что решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что в сложившихся обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований Ж.Н.М. и признания за ней права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации у суда не имелось, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, п. 3, 4 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
решение Пряжинского районного суда Республики Карелия 29 февраля 2016 г. по настоящему делу отменить.
Принять по делу новое решение об отказе Ж.Н.М. в удовлетворении исковых требований.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 27.05.2016 ПО ДЕЛУ N 33-1752/2016
Требование: О признании в порядке приватизации права собственности на квартиру.Разделы:
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Спорная квартира не зарегистрирована в качестве служебного жилья и фактически используется семьей истца на условиях социального найма.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 мая 2016 г. по делу N 33-1752/2016
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Переплесниной Е.М.,
судей Тарасовой Р.П., Глушенко Н.О.
при секретаре Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 29 февраля 2016 года по иску Ж.Н.М. к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (отделение территориальное г. Петрозаводск), Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:
Ж.Н.М. обратилась в суд с иском к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (территориальное отделение <...>) о признании за ней в порядке приватизации права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <...>, предоставленную ей в 1987 году в связи с работой в воинской части до признания квартиры служебной. Требование мотивировано тем, что Правительством РФ <...> исключен из перечня военных городков, спорная квартира не зарегистрирована в качестве служебного жилья и фактически используется семьей истца на условиях социального найма.
Определениями судьи к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены: войсковая часть 78792, ГУП РК РГЦ "Недвижимость", администрация Пряжинского национального муниципального района, администрации Пряжинского городского поселения, Ж.Д., Ж.Н.Д., ФГКУ "Западное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны РФ; в качестве соответчиков привлечены: Министерство обороны РФ, ФГКУ "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ", ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ.
Решением Пряжинского районного суда РК от 29 февраля 2016 года исковые требования удовлетворены.
С решением суда не согласен ответчик Министерство обороны РФ. В апелляционной жалобе ответчик просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Полагает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права. Указывает, что поскольку спорная квартира располагалась и располагается в военном городке, то не могла быть предоставлена в бессрочное пользование по той причине, что закрепление жилой площади в военных городках за военным ведомством направлено для обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, а также рабочих и служащих, работающих в воинских частях. Договор социального найма с истцом не заключался, воинская часть и Министерство обороны РФ не состоит в трудовых отношениях с истцом. Понуждение собственника (владельца) жилищного фонда к передаче служебных помещений в собственность граждан не допускается. Ссылаясь на позиции высших судов РФ, указал, что нарушение правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду не является основанием для признания права пользования жилым помещением на условиях социального найма и, как следствие, признания права собственности в порядке приватизации.
Представитель ФГКУ "Западное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны РФ Н. представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства обороны РФ, поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Ж.Н.М., ее представитель Ш. с доводами апелляционной жалобы не согласились, решение суда полагали законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно положениям ст. 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании протокола жилищной комиссии N от <...> г.р. Ж.Н.М. была предоставлена "служебная" квартира N в доме N, расположенная на территории "закрытого" военного городка N на время работы в в/ч N (л.д. <...>).
В спорном жилом помещении с 03.12.1987 зарегистрирована Ж.Н.М. и Ж.Д., с <...> - Ж.Н.Д. Согласно сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в собственности жилых помещений истец не имеет, ранее участия в приватизации жилых помещений не принимала.
Решением исполнительного комитета Пряжинского районного Совета народных депутатов N от 14.02.1989 указанное жилое помещение отнесено к специализированному (служебному) фонду (л.д. <...>).
Распоряжением Правительства РФ N 1563-р от 27.10.2008 военный городок, расположенный в <...>, был исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил РФ, Пограничной службы РФ и органов ФСБ России, утвержденного распоряжением Правительства РФ N 752-р от 01.06.2000.
Из ответа на обращение Ж.Н.Д. с заявлением о заключении договора приватизации занимаемого ими жилого помещения ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации от 15.08.2013 следует, что жилое помещение, предоставленное истцу является "служебным", в связи с чем не подлежит приватизации.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции основывался на нормах федерального законодательства о приватизации жилищного фонда, при оценке представленных сторонами доказательств исходил из тех обстоятельств, что истцу предоставлено жилое помещение государственного жилищного фонда в 1987 г., то есть до присвоения ему в 1989 году статуса "служебное", что жилое помещение на основании норм материального права не было зарегистрировано в качестве служебного в органах государственной регистрации недвижимости, что ответчиком не представлено доказательств, что спорная квартира сохранила статус служебного жилья, что истец проживает в данной квартире на протяжении 28 лет, оплачивает жилищно-коммунальные услуги, в том числе вносит платежи "за социальный найм", то есть пользуется квартирой на условиях социального найма. Кроме того, после прекращения 12.04.1990 трудовых отношений с войсковой частью N действие договора найма жилого помещения с ней не прекращалось, в приватизации истец ранее не участвовала.
Однако судебная коллегия не может согласиться с данными выводами.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от <...> N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 4 названного Закона установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Из материалов дела следует, что дом <...> находится в федеральной собственности, был закреплен на праве оперативного управления за Министерством обороны Российской Федерации.
Не соответствующим обстоятельствам дела и нормам приведенного выше законодательства является вывод суда о том, что истец и члены ее семьи занимают спорное жилое помещение на условиях социального найма.
Согласно ст. 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения Ж.Н.М., было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находилось и не находится, решение о его передаче в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не принималось.
Основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) по нормам ранее действовавшего законодательства (статей 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления. Действующие нормы Жилищного кодекса РФ также устанавливают специальный порядок предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений из жилищного фонда социального использования (ст. 19 ЖК РФ).
Между тем, из материалов дела следует, что Ж.Н.М. и члены ее семьи не состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях; решение о предоставлении им спорного жилого помещения как лицам, признанным в установленном порядке имеющими право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма, не принималось.
Спорное жилое помещение предоставлено Ж.Н.М. в качестве служебного для временного проживания в период работы в в/ч <...>.
Согласно ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР (ст. 105 ЖК РСФСР).
В соответствии со ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 г. N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" установлено, что ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
С учетом изложенных норм права, признаком служебного жилого помещения (до 1 марта 2005 года) являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.
Как следует из материалов дела спорное жилое помещение по адресу: <...> было включено в число служебного жилищного фонда решением исполнительного комитета Пряжинского районного Совета народных депутатов, вселение в квартиру произведено на основании протокола жилищной комиссии в/ч N N от <...> как служебное жилье.
То обстоятельство, что решение Исполнительного комитета Пряжинского районного Совета народных депутатов о признании жилой площади служебной было принято позднее, не означает, что спорное жилое помещение не относится к специализированному жилищному фонду.
В то же время каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Решение о предоставлении Ж.Н.М. спорной квартиры в качестве служебного жилого помещения в установленном порядке не оспорено и недействительным не признано.
Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", согласно подпункту "м" пункта 2 которого министерство в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Из материалов настоящего дела следует, что решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что в сложившихся обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований Ж.Н.М. и признания за ней права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации у суда не имелось, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, п. 3, 4 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пряжинского районного суда Республики Карелия 29 февраля 2016 г. по настоящему делу отменить.
Принять по делу новое решение об отказе Ж.Н.М. в удовлетворении исковых требований.
Председательствующий
Судьи
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)