Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 16.12.2014 N 33-20728/2014 ПО ДЕЛУ N 2-5109/2014

Требование: О признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, об обеспечении жилым помещением.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что является коренным жителем Санкт-Петербурга, ветераном труда и Великой Отечественной войны, жителем блокадного Ленинграда, инвалидом второй группы, страдает тяжелой формой хронического заболевания, однако проживает с сыном в однокомнатной квартире.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
N 33-20728/2014


Судья: Савельева Т.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Овчинниковой Л.Д.
судей Цыганковой В.А., Осининой Н.А.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании <дата> апелляционную жалобу Н.Н.А. на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по гражданскому делу N 2-5109/2014 по иску Н.Н.А. к Администрации <...> района Санкт-Петербурга о признании отказа в постановке на учет незаконным, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, обязании принять на учет, обеспечить жилым помещением, взыскании судебных расходов,
заслушав доклад судьи Овчинниковой Л.Д., выслушав объяснения истца Н.Н.А., ее представителя Ш.Д.Ш., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Администрации <...> района Санкт-Петербурга - М.Н.В., возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:

Н.Н.А. обратилась в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Администрации <...> района Санкт-Петербурга о признании отказа ответчика N <...> от <дата> в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным, признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет как инвалида, ветерана Великой Отечественной войны, лица, имеющего право на дополнительную площадь, в связи с проживанием в одной комнате лиц разного пола, просила обязать ответчика принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обеспечить ее жилым помещением в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 714 от 07.05.2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", Федеральным законом "О ветеранах" от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "Об инвалидах", а также взыскать с ответчика в пользу истца понесенные ею расходы на оплату услуг представителя в размере <...> руб.
В обоснование заявленных требований истица указала, что является коренной жительницей Санкт-Петербурга, ветераном труда, ветераном Великой Отечественной войны, жителем блокадного Ленинграда, инвалидом второй группы. С <дата> и до настоящего времени истец проживает со своим сыном А., <дата> года рождения, в однокомнатной квартире жилой площадью <...> кв. м, расположенной по адресу: <адрес>. Указанная жилая площадь является государственной собственностью и передана истцу в порядке обмена со С.К.А., какой-либо иной жилой площади в собственности ни истец, ни ее сын не имеют. Истец ссылается на то, что она проживает в одной комнате с сыном, то есть, в данном случае имеет место проживания в одной комнате лиц разного пола, кроме того, истец страдает заболеваниями, подпадающими под Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, а также дающих право на дополнительную жилую площадь и первоочередное получение жилья. Истец обратилась с просьбой о постановке на учет <дата>, представив все необходимые документы, однако <дата> истец получила по почте ответ Администрации <...> района Санкт-Петербурга N <...> от <дата>, которым Н.Н.А. было отказано в постановке на учет на улучшение жилищных условий.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> в удовлетворении исковых требований Н.Н.А. отказано.
В апелляционной жалобе истец Н.Н.А. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции представитель третьего лица Комитета финансов Санкт-Петербурга не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела в суд апелляционной инстанции не поступало, при таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что с <дата> и до настоящего времени истец зарегистрирована и проживает в однокомнатной квартире по адресу: <адрес>, жилая площадь которой составляет <...> кв. м, общая площадь - <...> кв. м.
Вышеуказанная квартира была предоставлена истцу по ордеру РЖО N <...> от <дата>.
Согласно справке о регистрации с <дата> совместно с истцом зарегистрирован и проживает сын истца Н.А.Э., <дата> года рождения.
<дата> между Н.Н.А. и СПб ГКУ "Жилищное агентство <...> района Санкт-Петербурга" был заключен договор социального найма жилого помещения государственного жилищного фонда в отношении квартиры по адресу: <адрес>.
<дата> Н.Н.А. обратилась через СПб ГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" в администрацию <...> района Санкт-Петербурга с заявлением, в котором просила принять ее и сына Н.А.Э. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решением жилищной комиссии администрации <...> района Санкт-Петербурга от <дата> N <...> в удовлетворении заявления Н.Н.А. было отказано, в связи с отсутствием законных оснований для постановки семьи истца на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, равно как и на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку жилищная обеспеченность Н.Н.А. в квартире <адрес> составляет <...> кв. м общей площади жилого помещения (<...> кв. м / 2 чел. = <...>, кв. м), что превышает учетную норму (9 кв. м), установленную ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", о чем истцу сообщено письмом от <дата> N <...>.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец занимает отдельную однокомнатную квартиру общей площадью <...> кв. м, где размер доли общей площади занимаемого жилого помещения на каждого проживающего составляет <...> кв. м, что превышает норму, установленную для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, справка установленного образца, подтверждающая, что истец страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ней невозможно, истцом суду не представлена, имеющиеся у истца льготы не являются самостоятельным основанием для постановки на учет, в связи с чем, отказ администрации <...> района Санкт-Петербурга в постановке истца на учет является законным и обоснованным, оснований для признания истца нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановки на учет не имеется.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции законными и обоснованными в силу следующего.
Согласно положениям действующего законодательства, в частности положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" установлен определенный порядок по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также ряд требований, предъявляемых к заявителям. Несоответствие установленным требованиям или невыполнение условий установленного порядка принятия на учет влечет отказ в постановке на учет.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в частности, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу п. 5 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
На основании п. 4 указанной статьи, с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" N 407-65 от 19 июля 2005 года учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет: 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах, 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.
<дата> Н.Н.А. обратилась через СПб ГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" в администрацию <...> района Санкт-Петербурга с заявлением, в котором просила принять ее и сына Н.А.Э. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Письмом администрации <...> района Санкт-Петербурга от <дата> N <...> Н.Н.А. уведомлена, что решением районной жилищной комиссии от <дата> в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ей отказано. Отказ мотивирован тем, что отсутствуют основания для приема ее на учет, поскольку занимаемая семьей общая площадь жилого помещения превышает установленную норму.
Отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности выводов администрации <...> района Санкт-Петербурга об отсутствии у Н.Н.А. законных оснований для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку жилищная обеспеченность заявителя превышает установленную законом норму, иных оснований для постановки истца на учет также не имеется.
При определении жилищной обеспеченности истца суд первой инстанции исходил из того, что общая площадь квартиры по адресу: <адрес>, составляет <...> кв. м, жилая площадь составляет <...> кв. м, следовательно, жилищная обеспеченность Н.Н.А. составляет <...> кв. м (<...> кв. м / 2 = <...> кв. м) на каждого человека, что превышает учетную норму - 9 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах. Таким образом, жилищная обеспеченность истца превышает учетную норму на <...> кв. м.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Распоряжением Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 30.03.2007 N 135а-р утверждены форма и порядок выдачи справки, подтверждающей, что гражданин страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
Вместе с тем, суд первой инстанции правомерно и обоснованно указывает на то, что истец проживает в отдельной квартире, которая не занята несколькими семьями, более того, справка установленного образца, подтверждающая, что истец страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ней невозможно, истцом ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлена.
Доводу истца о проживании на данный момент в одной комнате лиц разного пола со ссылкой на ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей учет законных интересов граждан при предоставлении жилого помещения по договору социального найма, также дана надлежащая оценка судом первой инстанции, с учетом предмета заявленного иска.
С учетом положений Жилищного кодекса РФ, Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", Закона Санкт-Петербурга от 28.07.2004 N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан", Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", судебная коллегия также находит правомерным и обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что факты наличия у истца инвалидности, награждения истца знаком "Жителю блокадного Ленинграда", наличия удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, не могут являться самостоятельным основанием для признания истца нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет.
В апелляционной жалобе истец Н.Н.А. также указывает на то, что решение жилищной комиссии не представлено, обследование жилищно-бытовых условий не проведено, ссылаясь на нормы Закона Санкт-Петербурга от 28.07.2004 N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан".
Судебная коллегия находит данные доводы несостоятельными, так как они опровергаются материалами дела и пояснениями ответчика.
<дата> решением жилищной комиссии N <...> Н.Н.А. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, о чем истцу было сообщено письмом от <дата> N <...>.
В соответствии с ч. 6 ст. 7 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и представленных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи документов не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в уполномоченный орган.
Закон Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" направлен на урегулирование отношений, связанных с оказанием содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан.
В соответствии со статьей 1 настоящего Закона Санкт-Петербурга под содействием Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан (далее - содействие в улучшении жилищных условий) в целях настоящего Закона Санкт-Петербурга понимается использование имеющихся в распоряжении Санкт-Петербурга финансовых и материальных ресурсов при обеспечении граждан жилыми помещениями, за исключением предоставления жилых помещений жилищного фонда социального использования и специализированного жилищного фонда, а также мер по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище при реализации федеральных целевых программ.
В то время как правила учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий посредством предоставления жилого помещения по договору социального найма регулируются положениями Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", а также статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и представленных заявителем документов.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства, а также сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)