Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Оспариваемым решением военнослужащий снят с указанного учета в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц органа, осуществлявшего его принятие на учет.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Крупнова И.В.,
судей Воронова А.В., Дербилова О.А.
при секретаре Деньгуб Е.П. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе представителя начальника управления Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Западрегионжилье") Новикова А.Т. на постановление президиума Московского окружного военного суда от 2 сентября 2015 г., которым отменено апелляционное определение Московского окружного военного суда от 12 февраля 2015 г. об отмене решения 80 гарнизонного военного суда от 27 октября 2014 г. по заявлению военнослужащего войсковой части <...> старшего прапорщика Джабраилова З.В. об оспаривании решения заместителя начальника управления ФГКУ "Западрегионжилье" о снятии заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих
установила:
апелляционным определением Московского окружного военного суда от 12 февраля 2015 г. отменено решение 80 гарнизонного военного суда от 27 октября 2014 г. об удовлетворении заявления Джабраилова З.В., в котором он просил признать незаконным решение заместителя начальника ФГКУ "Западрегионжилье" от 26 сентября 2014 г. N 02-24/148 о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях. По делу принято новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Постановлением президиума Московского окружного военного суда от 2 сентября 2015 г. апелляционное определение отменено, оставлено в силе решение 80 гарнизонного военного суда об удовлетворении заявления Джабраилова З.В.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. в передаче кассационной жалобы должностного лица для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационной жалобе представитель начальника ФГКУ "Западрегионжилье", указывая на отсутствие по месту военной службы заявителя жилого фонда социального использования, принадлежащего на правах собственности Российской Федерации, а также отсутствие правовых оснований для обеспечения его жильем по договору социального найма в период прохождения военной службы за пределами территории Российской Федерации, просит постановление президиума окружного военного суда отменить, оставить в силе апелляционное определение.
Определением заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателя Судебной коллегии по делам военнослужащих от 31 марта 2016 г. определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. по данному делу отменено, кассационная жалоба представителя должностного лица с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Джабраилов З.В., родившийся в <...> году, заключивший первый контракт до 1 января 1998 г. и имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, с ноября 2002 года проходит военную службу в воинской части, дислоцированной за пределами территории Российской Федерации.
Решением ФГКУ "Западрегионжилье" от 29 августа 2011 г. заявитель принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в избранном месте жительства после увольнения с военной службы в г. Балашихе Московской области. Однако решением заместителя начальника ФГКУ "Западрегионжилье" от 26 сентября 2014 г. он был снят с указанного учета по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, то есть в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц органа, осуществлявшего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Решение от 26 сентября 2014 г. Джабраилов З.В. оспорил в судебном порядке.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из того, что общая продолжительность военной службы заявителя составляет более 20 лет, в связи с чем в силу закона он имеет право на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства.
Отменяя решение гарнизонного военного суда и принимая новое решение об отказе в отказе в удовлетворении заявления, суд апелляционной инстанции в обоснование указал, что Джабраилов З.В. правомерно снят с жилищного учета, поскольку по месту прохождения военной службы за пределами территории Российской Федерации он подлежит обеспечению только служебным жильем и с военной службы не увольняется, что указывает на отсутствие оснований для обеспечения его жилищем не по месту военной службы.
Президиум окружного военного суда, отменяя апелляционное определение и оставляя в силе решение гарнизонного военного суда, в свою очередь указал, что Джабраилов З.В., подлежащий обеспечению на весь период военной службы за пределами территории Российской Федерации служебным жильем и имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, в соответствии с абзацем двенадцатым п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих") и ч. 1 ст. 51 ЖК РФ может находиться на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Такие выводы гарнизонного военного суда и президиума окружного военного суда основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно абзацу двенадцатому п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что в период военной службы военнослужащие подлежат обеспечению жилищной субсидией или жилыми помещениями по избранному постоянному месту жительства при наличии следующих условий: обеспечения их весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, признания нуждающимися в жилых помещениях и достижения общей продолжительности военной службы 20 лет.
В суде установлено, что заявитель, заключивший первый контракт до 1 января 1998 г., в силу абзаца третьего п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" подлежит обеспечению по месту военной службы не служебными жилыми помещениями, а жилищной субсидией или жилыми помещениями, находящимися в федеральной собственности, по его выбору в собственность бесплатно или по договору социального найма.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют данные о признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях по месту военной службы.
Следовательно, вывод президиума окружного военного суда о праве Джабраилова З.В. по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет на жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, не по месту военной службы на законе не основан.
В соответствии с абзацем третьим п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, подлежат обеспечению жилыми помещениями по избранному месту жительства лишь при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
Между тем, как следует из материалов дела, Джабраилов З.В. предельного возраста пребывания на военной службе не достиг, оснований для его увольнения по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями не имеется.
Таким образом, Джабраилов З.В. в период военной службы и в отсутствие оснований для увольнения не вправе быть обеспеченным не по месту военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями в собственность или по договору социального найма, в связи с чем вывод суда апелляционной инстанции о законности решения заместителя начальника ФГКУ "Западрегионжилье" о снятии заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях является правильным.
Что касается отсутствия возможности обеспечения заявителя по месту военной службы за пределами территории Российской Федерации жилыми помещениями в собственность или по договору социального найма, то это обстоятельство не может свидетельствовать о распространении на него положений абзаца двенадцатого п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" как на военнослужащего, обеспечиваемого на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями.
Право на обеспечение такими жилыми помещениями по месту военной службы заявитель приобретет при переводе на новое место военной службы на территорию Российской Федерации.
При этом в соответствии с пп. "б" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2000 г. N 434 "О сроках прохождения военной службы по контракту в районах и местностях с неблагоприятными климатическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации" для военнослужащих, находящихся за пределами Российской Федерации воинских частях, подразделениях, учреждениях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба установлен срок прохождения военной службы по контракту до 5 лет.
Пунктами 1 и 3 ст. 16 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, предусмотрено, что военнослужащие, проходящие военную службу в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, подлежат плановой замене, которая производится не позднее истечения срока, установленного для службы в указанной местности.
Допущенные президиумом окружного военного суда нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможны защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке постановления президиума Московского окружного военного суда от 2 сентября 2015 г. и оставления в силе апелляционного определения того же суда от 12 февраля 2015 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327, 328, п. 4 ч. 1 ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих
определила:
постановление президиума Московского окружного военного суда от 2 сентября 2015 г. по заявлению Джабраилова З.В. в связи с существенным нарушением норм материального права отменить, оставить в силе апелляционное определение Московского окружного военного суда от 12 февраля 2015 г. по заявлению Джабраилова З.В.
Председательствующий
И.В.КРУПНОВ
Судьи
А.В.ВОРОНОВ
О.А.ДЕРБИЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 14.04.2016 N 201-КГ16-7
Требование: О признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Оспариваемым решением военнослужащий снят с указанного учета в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц органа, осуществлявшего его принятие на учет.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 апреля 2016 г. N 201-КГ16-7
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Крупнова И.В.,
судей Воронова А.В., Дербилова О.А.
при секретаре Деньгуб Е.П. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе представителя начальника управления Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Западрегионжилье") Новикова А.Т. на постановление президиума Московского окружного военного суда от 2 сентября 2015 г., которым отменено апелляционное определение Московского окружного военного суда от 12 февраля 2015 г. об отмене решения 80 гарнизонного военного суда от 27 октября 2014 г. по заявлению военнослужащего войсковой части <...> старшего прапорщика Джабраилова З.В. об оспаривании решения заместителя начальника управления ФГКУ "Западрегионжилье" о снятии заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих
установила:
апелляционным определением Московского окружного военного суда от 12 февраля 2015 г. отменено решение 80 гарнизонного военного суда от 27 октября 2014 г. об удовлетворении заявления Джабраилова З.В., в котором он просил признать незаконным решение заместителя начальника ФГКУ "Западрегионжилье" от 26 сентября 2014 г. N 02-24/148 о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях. По делу принято новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Постановлением президиума Московского окружного военного суда от 2 сентября 2015 г. апелляционное определение отменено, оставлено в силе решение 80 гарнизонного военного суда об удовлетворении заявления Джабраилова З.В.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. в передаче кассационной жалобы должностного лица для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационной жалобе представитель начальника ФГКУ "Западрегионжилье", указывая на отсутствие по месту военной службы заявителя жилого фонда социального использования, принадлежащего на правах собственности Российской Федерации, а также отсутствие правовых оснований для обеспечения его жильем по договору социального найма в период прохождения военной службы за пределами территории Российской Федерации, просит постановление президиума окружного военного суда отменить, оставить в силе апелляционное определение.
Определением заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателя Судебной коллегии по делам военнослужащих от 31 марта 2016 г. определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. по данному делу отменено, кассационная жалоба представителя должностного лица с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Джабраилов З.В., родившийся в <...> году, заключивший первый контракт до 1 января 1998 г. и имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, с ноября 2002 года проходит военную службу в воинской части, дислоцированной за пределами территории Российской Федерации.
Решением ФГКУ "Западрегионжилье" от 29 августа 2011 г. заявитель принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в избранном месте жительства после увольнения с военной службы в г. Балашихе Московской области. Однако решением заместителя начальника ФГКУ "Западрегионжилье" от 26 сентября 2014 г. он был снят с указанного учета по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, то есть в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц органа, осуществлявшего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Решение от 26 сентября 2014 г. Джабраилов З.В. оспорил в судебном порядке.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из того, что общая продолжительность военной службы заявителя составляет более 20 лет, в связи с чем в силу закона он имеет право на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства.
Отменяя решение гарнизонного военного суда и принимая новое решение об отказе в отказе в удовлетворении заявления, суд апелляционной инстанции в обоснование указал, что Джабраилов З.В. правомерно снят с жилищного учета, поскольку по месту прохождения военной службы за пределами территории Российской Федерации он подлежит обеспечению только служебным жильем и с военной службы не увольняется, что указывает на отсутствие оснований для обеспечения его жилищем не по месту военной службы.
Президиум окружного военного суда, отменяя апелляционное определение и оставляя в силе решение гарнизонного военного суда, в свою очередь указал, что Джабраилов З.В., подлежащий обеспечению на весь период военной службы за пределами территории Российской Федерации служебным жильем и имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, в соответствии с абзацем двенадцатым п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих") и ч. 1 ст. 51 ЖК РФ может находиться на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Такие выводы гарнизонного военного суда и президиума окружного военного суда основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно абзацу двенадцатому п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что в период военной службы военнослужащие подлежат обеспечению жилищной субсидией или жилыми помещениями по избранному постоянному месту жительства при наличии следующих условий: обеспечения их весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, признания нуждающимися в жилых помещениях и достижения общей продолжительности военной службы 20 лет.
В суде установлено, что заявитель, заключивший первый контракт до 1 января 1998 г., в силу абзаца третьего п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" подлежит обеспечению по месту военной службы не служебными жилыми помещениями, а жилищной субсидией или жилыми помещениями, находящимися в федеральной собственности, по его выбору в собственность бесплатно или по договору социального найма.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют данные о признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях по месту военной службы.
Следовательно, вывод президиума окружного военного суда о праве Джабраилова З.В. по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет на жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, не по месту военной службы на законе не основан.
В соответствии с абзацем третьим п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, подлежат обеспечению жилыми помещениями по избранному месту жительства лишь при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
Между тем, как следует из материалов дела, Джабраилов З.В. предельного возраста пребывания на военной службе не достиг, оснований для его увольнения по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями не имеется.
Таким образом, Джабраилов З.В. в период военной службы и в отсутствие оснований для увольнения не вправе быть обеспеченным не по месту военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями в собственность или по договору социального найма, в связи с чем вывод суда апелляционной инстанции о законности решения заместителя начальника ФГКУ "Западрегионжилье" о снятии заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях является правильным.
Что касается отсутствия возможности обеспечения заявителя по месту военной службы за пределами территории Российской Федерации жилыми помещениями в собственность или по договору социального найма, то это обстоятельство не может свидетельствовать о распространении на него положений абзаца двенадцатого п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" как на военнослужащего, обеспечиваемого на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями.
Право на обеспечение такими жилыми помещениями по месту военной службы заявитель приобретет при переводе на новое место военной службы на территорию Российской Федерации.
При этом в соответствии с пп. "б" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2000 г. N 434 "О сроках прохождения военной службы по контракту в районах и местностях с неблагоприятными климатическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации" для военнослужащих, находящихся за пределами Российской Федерации воинских частях, подразделениях, учреждениях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба установлен срок прохождения военной службы по контракту до 5 лет.
Пунктами 1 и 3 ст. 16 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, предусмотрено, что военнослужащие, проходящие военную службу в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, подлежат плановой замене, которая производится не позднее истечения срока, установленного для службы в указанной местности.
Допущенные президиумом окружного военного суда нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможны защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке постановления президиума Московского окружного военного суда от 2 сентября 2015 г. и оставления в силе апелляционного определения того же суда от 12 февраля 2015 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327, 328, п. 4 ч. 1 ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих
определила:
постановление президиума Московского окружного военного суда от 2 сентября 2015 г. по заявлению Джабраилова З.В. в связи с существенным нарушением норм материального права отменить, оставить в силе апелляционное определение Московского окружного военного суда от 12 февраля 2015 г. по заявлению Джабраилова З.В.
Председательствующий
И.В.КРУПНОВ
Судьи
А.В.ВОРОНОВ
О.А.ДЕРБИЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)