Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 25.11.2015 ПО ДЕЛУ N 33-12250/2015

Требование: О возложении обязанности предоставить по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец обладает статусом лица из числа детей-сирот, был включен в очередь на получение по договору найма специализированного жилого помещения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 ноября 2015 г. по делу N 33-12250


Судья Рязанцева Л.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Фомина В.И., судей Пьянкова Д.А. и Кузнецовой Г.Ю., при секретаре А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 25 ноября 2015 года дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 24 августа 2015 г., которым постановлено:
"Исковые требования Лысьвенского городского прокурора в интересах А.К. удовлетворить.
Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить А.К., /дата рождения/, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м, в черте города Лысьва."
Заслушав доклад судьи Пьянкова Д.А., пояснения представителя прокуратуры Пермского края Левыкиной Л.Л., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Лысьвенский городской прокурор обратился в суд с иском к Правительству Пермского края и Территориальному управлению Министерства социального развития по Лысьвенскому городскому округу в защиту жилищных прав А.К. в котором просил возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить А.К. по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда, благоустроенное применительно к условиям г. Лысьвы, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м, находящееся на территории г. Лысьва. Кроме того, на основании Порядка предоставления детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. N 1194-п, просит возложить на Территориальное управление Министерства социального развития по Лысьвенскому городскому округу обязанность произвести осмотр предложенного истцу жилого помещения.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что истец обладает статусом лица из числа детей-сирот, поскольку ее родители умерли. По письменному заявлению А.К. была включена в очередь на получение по договору найма специализированного жилого помещения. Согласно ст. 109.1 ЖК РФ, Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законов Пермского края "О специализированном жилищном фонде Пермского края" и "О мерах по социальной поддержке
детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей" истцу после включения его в соответствующий список Правительством Пермского края должно было быть предоставлено жилье из специализированного жилищного фонда. Однако, жилым помещением истец не обеспечен до настоящего времени.
В судебном заседании суда первой инстанции прокурор и истец на удовлетворении заявленных требований настаивала.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, были извещены.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Пермского края просит решение суда отменить. Ссылаясь на положения ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей", п. 1.3 Порядка предоставления детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края (утв. Постановлением Правительства Пермского края от 9 сентября 2013 г. N 1194-п) полагает, что жилое помещение может быть предоставлено истцу на территории Пермского края, а ограничение его предоставления территорией г. Лысьвы является необоснованным. Указывает, что прокурором были предъявлены исковые требования об обеспечении истца жилым помещением на территории Пермского края, данные требования не уточнялись, в связи с чем судом нарушены требования ч. 3 ст. 196 ГПК РФ.
В возражении на апелляционную жалобу прокурор прокуратуры г. Лысьва полагает решение суда не подлежащим отмене, указывая на то, что решение суда вынесено в соответствии с требованиями законодательства.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель прокуратуры Пермского края, полагала решение суда не подлежащим отмене или изменению.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения надлежащим образом.
Судебная коллегия, заслушав мнение прокурора, проверив материалы дела, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419 (ред. Закона N 147-ПК от 14.12.2012 года) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьей 6, предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального
найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Пермского края определен механизм реализации лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище.
Согласно ст. 23 Устава Пермского края, принятого Законодательным собранием Пермского края 19.04.2007 года (в редакции Закона Пермского края от 27.11.2012 года N 134-ПК) Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.
Согласно ст. 2 Закона Пермского края от 07.09.2007 года N 107-ПК "О системе органов государственной власти Пермского края" система исполнительных органов государственной власти Пермского края представляет собой взаимосвязанную совокупность исполнительных органов государственной власти Пермского края, наделенных в установленном порядке государственными полномочиями, действующую в целях реализации социально-экономического развития Пермского края.
Систему исполнительных органов государственной власти Пермского края составляют: Правительство Пермского края, министерства Пермского края, агентства Пермского края, инспекции Пермского края, иные исполнительные органы государственной власти Пермского края, их территориальные органы или обособленные структурные подразделения на территории Пермского края.
По смыслу указанных норм, поскольку Правительство Пермского края является наивысшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, обязанность по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения должна быть возложена именно на Правительство Пермского края.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в соответствии с положения ст. 56, 67 ГПК РФ А.К. родилась <...> г., ее матерью является П., отцом - А.
Отец А.К. - А. умер <...> г.
Мать А.К. - П. умерла <...> г.
Постановлением администрации г. Лысьвы от 11 декабря 2001 г. над А.К. была установлена опека.
Постановлением администрации города Лысьвы Пермской области от 29 января 2001 г. за А.К. было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <...>.
Постановлением администрации г. Лысьвы от 17 ноября 2003 г. А.К. была передана на воспитание в приемную семью.
21 июня 2013 года А.К. окончила ГБОУНПО <...>.
Заключением межведомственной комиссии от 08 октября 2013 года жилое помещение, расположенное по адресу: <...> было признано непригодным для проживания.
08 ноября 2013 г. А.К. обратилась в территориальный орган Минсоцразвития Пермского края с заявлением о включении его список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края.
Решением комиссии по опеке и попечительству от 29 ноября 2013 г. А.К. включена в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении.
По сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ГУП "ЦТИ" А.К., ее дочь и ее родители в собственности жилья не имеют.
Жилым помещением А.К. не обеспечена.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1, 8 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 1, 2 и 5 ст. 6 Закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пришел к обоснованному выводу о возложении на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.
Не влечет отмену постановленного судом решения довод апелляционной жалобы о том, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица данной категории, и ограничение права истца на предоставление жилья территорией г. Лысьва не основано на действующем законодательстве.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений (утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 N 1194-п) жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:...жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства. В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства
Из указанных положений следует, что данная социальная гарантия по общему правилу предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантии) предоставление.
Как следует из материалов дела, истец поставлена на учета как нуждающаяся в жилом помещении на территории г. Лысьва, зарегистрирована также на территории того же муниципального образования.
Невозможность предоставления жилого помещения по месту ее постановки на учет материалами дела не доказана.
Согласие А.К. на предоставление им жилого помещения не по месту проживания на территории всего Пермского края также отсутствует.
Таким образом, возложение на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению истцу жилого помещения в пределах муниципального образования г. Лысьва требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не противоречит и прав заявителя не нарушает.
Доводы апелляционной жалобы о том, что прокурором были заявлены требования о предоставлении истцу жилого помещения на территории Пермского края основанием к отмене решения суда не являются.
Как следует из материалов дела предметом спора являлось обеспечение истца жилым помещением в соответствии ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1, 8 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 1, 2 и 5 ст. 6 Закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В данном случае, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными положениями норм материального права обоснованно принял решение о предоставлении истцу жилого помещения на территории муниципального образования г. Лысьва, что требованиям прокурора не противоречит, нарушением положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ не является.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 24 августа 2015 г. оставить без изменений, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)