Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Ответчику и членам его семьи было предоставлено спорное жилое помещение на период военной службы, однако ответчик был уволен; истцы по встречному иску указывают на то, что жилье служебным не является, они были вселены до вступления в силу нового жилищного законодательства, к ним должны быть применены нормы, в соответствии с которыми военнослужащие и их семьи не подлежат выселению без предоставления других жилых помещений.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
Председательствующего Обносовой М.В.,
судей областного суда Метелевой А.М., Мальмановой Э.К.,
при секретаре С.Е.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Обносовой М.В. дело по апелляционной жалобе представителя Г.С., Г.Л. - С.О. на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 31 мая 2017 года по иску отдела по управлению жилищно-коммунальным хозяйством администрации муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" к Г.С., Г.Л., действующим за себя и в интересах несовершеннолетних Г.К., Г.В., о прекращении договора найма служебного жилого помещения, выселении и встречному исковому заявлению Г.С. и Г.Л., действующим за себя и в интересах своих несовершеннолетних детей Г.К., Г.В., к отделу по управлению жилищно-коммунальным хозяйством администрации муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" о признании приобретшими право проживания в жилом помещении,
установила:
Отдел по управлению жилищно-коммунальным хозяйством администрации муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" обратился с иском суд к Г.С., Г.Л., действующим за себя и в интересах несовершеннолетних Г.К., Г.В., о прекращении договора найма служебного жилого помещения, выселении из служебного жилого помещения, расположенного по <адрес> в связи с увольнением ответчика Г.С. с военной службы вследствие невыполнения условий контракта о прохождении военной службы.
В исковом заявлении истец указал, что в период прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации Г.С. на основании постановления главы администрации ЗАТО Знаменск N 1296 от 13 ноября 2001 года и корешка ордера на вселение в служебное жилое помещение N 87 от 18 марта 2002 года предоставлено служебное жилое помещение - двухкомнатная отдельная квартира по <адрес> для проживания в ней на состав семьи включая нанимателя Г.С., Г.Л. (жену) и дочь Г.В. Вышеуказанное жилое помещение является муниципальной собственностью ЗАТО Знаменск, относится к муниципальному жилищному фонду ЗАТО Знаменск, введено в категорию служебного жилья постановлением главы администрации ЗАТО Знаменск N 854 от 13 ноября 2000 года. Договор найма служебного жилого помещения N 458 заключен нанимателем 31 июля 2009 года.
25 сентября 2015 года в адрес отдела по управлению ЖКХ администрации ЗАТО Знаменск из в/части 15644 направлена выписка из приказа об увольнении с военной службы Г.С. В соответствии с выпиской из приказа командира военной службы N 15646 N 191 от 9 октября 2007 года следует, что майор Г.С. досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта, с 9 октября 2007 г. исключен из списков личного состава. Просили прекратить договор найма служебного жилого помещения, расположенного по вышеуказанному адресу, выселить ответчиков из служебного жилого помещения, без предоставления другого жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца К. заявленные требования просила удовлетворить.
Г.С., Г.Л., действующие за себя и в интересах своих несовершеннолетних детей Г.К., Г.В., в судебное заседание не явились, направили своего представителя С.О., которая просила отказать в удовлетворении заявленных требований, считая их необоснованными.
Ответчиками подано встречное исковое заявление к отделу по управлению жилищно-коммунальным хозяйством администрации муниципального образования "ЗАТО Знаменск Астраханской области" о признании приобретшими право пользования жилым помещением, расположенным в <адрес>. Ответчики полагают, что поскольку спорное жилое помещение получено ими до 1 марта 2005 года, до вступления в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, к правоотношениям между ними и отделом по управлению ЖКХ администрации ЗАТО Знаменск должен применяться Жилищный кодекс РСФСР, а именно п. 4 и 6 статьи 108 ЖК РСФСР, в соответствии с которыми военнослужащие и их семьи не подлежат выселению из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений. Также полагает, что спорное жилое помещение не относится к служебным, поскольку изменился собственник - ДД.ММ.ГГГГ жилой дом в котором расположена спорная квартира, передан Распоряжением Правительства РФ N 796-Р в муниципальную собственность.
Представитель истца К. просила отказать в удовлетворении встречного искового заявления.
Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 31 мая 2017 года исковые требования о прекращении договора найма служебного жилого помещения, выселении удовлетворены.
Встречные исковые требования о признании приобретшими право проживания в жилом помещении оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель Г.С., Г.Л. - С.О., ставит вопрос об отмене решения суда, считает его необоснованным. Полагает, что отсутствуют правовые основания для признания прекратившими право пользования и выселения ответчиков и членов семьи без предоставления другого жилого помещения, поскольку право пользования жилым помещением и дополнительная гарантия на сохранение права пользования спорным жилым помещением, ограничивающая выселение ответчиков из спорного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения, была приобретена ими до введения в действие жилищного кодекса РФ, содержащего иное правовое регулирование. Указывает, что возражения истца, о том, что ответчики и члены его семьи не состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, само по себе не свидетельствует об отсутствии у них права на дополнительные гарантии. Указанным выселением нарушаются права несовершеннолетнего ребенка, закрепленные статьей 7 Конвенции о правах ребенка. Считает, что до настоящего времени проживают в спорной квартире, оплачивают коммунальные услуги в связи с чем, имеют право пользования спорным жилым помещением, поскольку жилье предоставлено в период действия Жилищного кодекса РСФСР.
На заседание судебной коллегии Г.С., Г.Л., действующие за себя и в интересах своих несовершеннолетних детей Г.К., Г.В., прокурор ЗАТО Знаменск, не явились. С учетом надлежащего извещения и в соответствии с требованиями статьи 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Выслушав представителя отдела по управлению жилищно-коммунальным хозяйством администрации муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области К., возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Разрешая исковые требования о прекращении договора найма служебного жилого помещения, выселении, районный суд пришел к выводу о том, что в ходе рассмотрения дела не доказано, что Г.С. и члены его семьи в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ находятся на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеет право состоять на данном учете.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, считает его законным и обоснованным.
В судебном заседании из постановления главы администрации муниципального образования "ЗАТО Знаменск Астраханской области" N 854 от 13 ноября 2000 года "О служебной жилой площади" установлено, что двухкомнатная квартира N по <адрес> включена в разряд служебных жилых помещений.
Справкой N 458 от 4 апреля 2017 года выданной отделом по управлению ЖКХ администрации муниципального образования "ЗАТО Знаменск Астраханской области" установлено, что статус спорного жилого помещения не изменился, оно относится к служебным жилым помещениям, закреплено за гарнизоном, то есть, при его освобождении распределяется действующим военнослужащим.
Из справки о составе семьи усматривается, что ответчики зарегистрированы в спорном жилом помещении 22 марта 2002 года, несовершеннолетний сын ответчиков Г.К. зарегистрирован в спорном жилом помещении 26 декабря 2003 года.
Договор найма служебного жилого помещения при вселении ответчиков в спорное жилое помещение в соответствии с действующим в то время ЖК РСФСР не заключался.
В соответствии с постановлением главы администрации ЗАТО г. Знаменск Астраханской области N 1296 от 13 ноября 2001 года "О распределении служебной жилой площади по гарнизону г. Знаменск" утвержден список распределения служебной жилой площади по гарнизону г. Знаменск N 9 от 12 ноября 2001 года в соответствии с исходящим N 3480 от 12 ноября 2001 года по 882 КЭУ. Начальнику отдела по учету и распределению жилой площади постановлено выдать ордера согласно списку N 9 от 12 ноября 2001 года, начальникам домоуправлений N 1, N 2, N 3 предписано оформить договоры найма жилых помещений согласно выданным ордерам.
Списком распределения служебной жилой площади по гарнизону г. Знаменск N 9 от 12 ноября 2001 года подтверждено, что капитану Г.С. на состав семьи 3 человека распределено служебное жилое помещение - двухкомнатная квартира N по ул. <адрес>
Ответчики вселены в спорное жилое помещение на основании ордера на служебное жилое помещение N 87 от 18 марта 2002 года.
Договор найма служебного жилого помещения N 458 заключен ответчиком Г.С. 31 июля 2009 года на период прохождения военной службы в Минобороны РФ.
В судебном заседании установлено, что ответчики по настоящее время зарегистрированы в спорном жилом помещении, проживают в нем.
В соответствии с выпиской из приказа командира в/части 15646 N 191 от 9 октября 2007 года (по строевой части) майор Г.С. досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта, с 9 октября 2007 года исключен из списков личного состава войсковой части.
В соответствии с пунктом 13 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Согласно пункту 4 абзаца 1 статьи 108 ЖК РСФСР, действующему на момент возникновения спорных правоотношений, без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 Жилищного кодекса РСФСР, не могут быть выселены военнослужащих.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в помещениях.
В силу статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Одним из юридически значимых и подлежащих доказыванию обстоятельств по данному делу является выяснение вопроса о наличии или отсутствии условий, предусмотренных ст. 13 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Как следует из справки N 411 от 22 мая 2017 года, предоставленной истцом, ответчики Г.С., Г.Л. и их дети Г.В., Г.К. не состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, малоимущими в установленном законом порядке не признаны.
В связи с чем, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что у администрации МО "ЗАТО Знаменск Астраханской отсутствуют основания для обеспечения ответчиков жилым помещением.
Согласно статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей деятельности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации. Из указанной нормы следует, что гражданин не подлежит выселению из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения при соблюдении вышеуказанных условий.
Если обстоятельства дела не удовлетворяют данным условиям, то гражданин должен быть выселен из незаконно занимаемого специализированного жилого без предоставления другого жилого помещения.
Из материалов дела усматривается, что Г.С. 9 октября 2007 года досрочно уволен с военной службы по несоблюдению военнослужащим условий контракта, на момент увольнения выслуга лет составила менее 20 лет, что подтверждено предоставленной справкой N 1017 от 17 мая 2017 года (выслуга 17 лет 8 месяцев), в связи с чем суд первой инстанции правильно указал, что условия обеспечения жилыми помещениями по статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в данном случае отсутствуют.
Разрешая встречные исковые требования о признании приобретшими право проживания в жилом помещении, суд правильно пришел об отказе в их удовлетворении, поскольку Г.С., будучи досрочно уволенным с военной службы с зачислением в запас в связи с невыполнением условий контракта военнослужащим, прекратил военную службу в составе Знаменского гарнизона, на учете нуждающихся в жилых помещениям, предоставляемых по договору социального найма не состоит, доказательств того, что он имеет право состоять на данном учете в судебном заседании не установлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствуют правовые основания для признания прекратившими право пользования и выселения ответчиков и членов семьи без предоставления другого жилого помещения, не является основанием для отмены судебного акта, поскольку Г.С. досрочно уволен с военной службы. Условия обеспечения жилыми помещениями, которые указаны в статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в данном случае отсутствует. Кроме того, ответчики и его члены семьи на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма не состоят.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчики и члены его семьи не состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, само по себе не свидетельствует об отсутствии у них права на дополнительные гарантии, направлены на иную оценку доказательств и обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, а поэтому не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что до настоящего времени ответчики проживают в спорной квартире, оплачивает коммунальные услуги, правового значения по существу спора не имеет.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционных жалобах не содержится, в связи с чем решение суда, проверенное по доводам жалоб, является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
определила:
решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 31 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Г.С., Г.Л. - С.О. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АСТРАХАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-2545/2017
Требование: О прекращении договора найма служебного жилого помещения, выселении.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Ответчику и членам его семьи было предоставлено спорное жилое помещение на период военной службы, однако ответчик был уволен; истцы по встречному иску указывают на то, что жилье служебным не является, они были вселены до вступления в силу нового жилищного законодательства, к ним должны быть применены нормы, в соответствии с которыми военнослужащие и их семьи не подлежат выселению без предоставления других жилых помещений.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 июля 2017 г. по делу N 33-2545/2017
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
Председательствующего Обносовой М.В.,
судей областного суда Метелевой А.М., Мальмановой Э.К.,
при секретаре С.Е.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Обносовой М.В. дело по апелляционной жалобе представителя Г.С., Г.Л. - С.О. на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 31 мая 2017 года по иску отдела по управлению жилищно-коммунальным хозяйством администрации муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" к Г.С., Г.Л., действующим за себя и в интересах несовершеннолетних Г.К., Г.В., о прекращении договора найма служебного жилого помещения, выселении и встречному исковому заявлению Г.С. и Г.Л., действующим за себя и в интересах своих несовершеннолетних детей Г.К., Г.В., к отделу по управлению жилищно-коммунальным хозяйством администрации муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" о признании приобретшими право проживания в жилом помещении,
установила:
Отдел по управлению жилищно-коммунальным хозяйством администрации муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" обратился с иском суд к Г.С., Г.Л., действующим за себя и в интересах несовершеннолетних Г.К., Г.В., о прекращении договора найма служебного жилого помещения, выселении из служебного жилого помещения, расположенного по <адрес> в связи с увольнением ответчика Г.С. с военной службы вследствие невыполнения условий контракта о прохождении военной службы.
В исковом заявлении истец указал, что в период прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации Г.С. на основании постановления главы администрации ЗАТО Знаменск N 1296 от 13 ноября 2001 года и корешка ордера на вселение в служебное жилое помещение N 87 от 18 марта 2002 года предоставлено служебное жилое помещение - двухкомнатная отдельная квартира по <адрес> для проживания в ней на состав семьи включая нанимателя Г.С., Г.Л. (жену) и дочь Г.В. Вышеуказанное жилое помещение является муниципальной собственностью ЗАТО Знаменск, относится к муниципальному жилищному фонду ЗАТО Знаменск, введено в категорию служебного жилья постановлением главы администрации ЗАТО Знаменск N 854 от 13 ноября 2000 года. Договор найма служебного жилого помещения N 458 заключен нанимателем 31 июля 2009 года.
25 сентября 2015 года в адрес отдела по управлению ЖКХ администрации ЗАТО Знаменск из в/части 15644 направлена выписка из приказа об увольнении с военной службы Г.С. В соответствии с выпиской из приказа командира военной службы N 15646 N 191 от 9 октября 2007 года следует, что майор Г.С. досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта, с 9 октября 2007 г. исключен из списков личного состава. Просили прекратить договор найма служебного жилого помещения, расположенного по вышеуказанному адресу, выселить ответчиков из служебного жилого помещения, без предоставления другого жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца К. заявленные требования просила удовлетворить.
Г.С., Г.Л., действующие за себя и в интересах своих несовершеннолетних детей Г.К., Г.В., в судебное заседание не явились, направили своего представителя С.О., которая просила отказать в удовлетворении заявленных требований, считая их необоснованными.
Ответчиками подано встречное исковое заявление к отделу по управлению жилищно-коммунальным хозяйством администрации муниципального образования "ЗАТО Знаменск Астраханской области" о признании приобретшими право пользования жилым помещением, расположенным в <адрес>. Ответчики полагают, что поскольку спорное жилое помещение получено ими до 1 марта 2005 года, до вступления в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, к правоотношениям между ними и отделом по управлению ЖКХ администрации ЗАТО Знаменск должен применяться Жилищный кодекс РСФСР, а именно п. 4 и 6 статьи 108 ЖК РСФСР, в соответствии с которыми военнослужащие и их семьи не подлежат выселению из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений. Также полагает, что спорное жилое помещение не относится к служебным, поскольку изменился собственник - ДД.ММ.ГГГГ жилой дом в котором расположена спорная квартира, передан Распоряжением Правительства РФ N 796-Р в муниципальную собственность.
Представитель истца К. просила отказать в удовлетворении встречного искового заявления.
Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 31 мая 2017 года исковые требования о прекращении договора найма служебного жилого помещения, выселении удовлетворены.
Встречные исковые требования о признании приобретшими право проживания в жилом помещении оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель Г.С., Г.Л. - С.О., ставит вопрос об отмене решения суда, считает его необоснованным. Полагает, что отсутствуют правовые основания для признания прекратившими право пользования и выселения ответчиков и членов семьи без предоставления другого жилого помещения, поскольку право пользования жилым помещением и дополнительная гарантия на сохранение права пользования спорным жилым помещением, ограничивающая выселение ответчиков из спорного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения, была приобретена ими до введения в действие жилищного кодекса РФ, содержащего иное правовое регулирование. Указывает, что возражения истца, о том, что ответчики и члены его семьи не состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, само по себе не свидетельствует об отсутствии у них права на дополнительные гарантии. Указанным выселением нарушаются права несовершеннолетнего ребенка, закрепленные статьей 7 Конвенции о правах ребенка. Считает, что до настоящего времени проживают в спорной квартире, оплачивают коммунальные услуги в связи с чем, имеют право пользования спорным жилым помещением, поскольку жилье предоставлено в период действия Жилищного кодекса РСФСР.
На заседание судебной коллегии Г.С., Г.Л., действующие за себя и в интересах своих несовершеннолетних детей Г.К., Г.В., прокурор ЗАТО Знаменск, не явились. С учетом надлежащего извещения и в соответствии с требованиями статьи 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Выслушав представителя отдела по управлению жилищно-коммунальным хозяйством администрации муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области К., возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Разрешая исковые требования о прекращении договора найма служебного жилого помещения, выселении, районный суд пришел к выводу о том, что в ходе рассмотрения дела не доказано, что Г.С. и члены его семьи в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ находятся на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеет право состоять на данном учете.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, считает его законным и обоснованным.
В судебном заседании из постановления главы администрации муниципального образования "ЗАТО Знаменск Астраханской области" N 854 от 13 ноября 2000 года "О служебной жилой площади" установлено, что двухкомнатная квартира N по <адрес> включена в разряд служебных жилых помещений.
Справкой N 458 от 4 апреля 2017 года выданной отделом по управлению ЖКХ администрации муниципального образования "ЗАТО Знаменск Астраханской области" установлено, что статус спорного жилого помещения не изменился, оно относится к служебным жилым помещениям, закреплено за гарнизоном, то есть, при его освобождении распределяется действующим военнослужащим.
Из справки о составе семьи усматривается, что ответчики зарегистрированы в спорном жилом помещении 22 марта 2002 года, несовершеннолетний сын ответчиков Г.К. зарегистрирован в спорном жилом помещении 26 декабря 2003 года.
Договор найма служебного жилого помещения при вселении ответчиков в спорное жилое помещение в соответствии с действующим в то время ЖК РСФСР не заключался.
В соответствии с постановлением главы администрации ЗАТО г. Знаменск Астраханской области N 1296 от 13 ноября 2001 года "О распределении служебной жилой площади по гарнизону г. Знаменск" утвержден список распределения служебной жилой площади по гарнизону г. Знаменск N 9 от 12 ноября 2001 года в соответствии с исходящим N 3480 от 12 ноября 2001 года по 882 КЭУ. Начальнику отдела по учету и распределению жилой площади постановлено выдать ордера согласно списку N 9 от 12 ноября 2001 года, начальникам домоуправлений N 1, N 2, N 3 предписано оформить договоры найма жилых помещений согласно выданным ордерам.
Списком распределения служебной жилой площади по гарнизону г. Знаменск N 9 от 12 ноября 2001 года подтверждено, что капитану Г.С. на состав семьи 3 человека распределено служебное жилое помещение - двухкомнатная квартира N по ул. <адрес>
Ответчики вселены в спорное жилое помещение на основании ордера на служебное жилое помещение N 87 от 18 марта 2002 года.
Договор найма служебного жилого помещения N 458 заключен ответчиком Г.С. 31 июля 2009 года на период прохождения военной службы в Минобороны РФ.
В судебном заседании установлено, что ответчики по настоящее время зарегистрированы в спорном жилом помещении, проживают в нем.
В соответствии с выпиской из приказа командира в/части 15646 N 191 от 9 октября 2007 года (по строевой части) майор Г.С. досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта, с 9 октября 2007 года исключен из списков личного состава войсковой части.
В соответствии с пунктом 13 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Согласно пункту 4 абзаца 1 статьи 108 ЖК РСФСР, действующему на момент возникновения спорных правоотношений, без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 Жилищного кодекса РСФСР, не могут быть выселены военнослужащих.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в помещениях.
В силу статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Одним из юридически значимых и подлежащих доказыванию обстоятельств по данному делу является выяснение вопроса о наличии или отсутствии условий, предусмотренных ст. 13 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Как следует из справки N 411 от 22 мая 2017 года, предоставленной истцом, ответчики Г.С., Г.Л. и их дети Г.В., Г.К. не состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, малоимущими в установленном законом порядке не признаны.
В связи с чем, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что у администрации МО "ЗАТО Знаменск Астраханской отсутствуют основания для обеспечения ответчиков жилым помещением.
Согласно статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей деятельности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации. Из указанной нормы следует, что гражданин не подлежит выселению из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения при соблюдении вышеуказанных условий.
Если обстоятельства дела не удовлетворяют данным условиям, то гражданин должен быть выселен из незаконно занимаемого специализированного жилого без предоставления другого жилого помещения.
Из материалов дела усматривается, что Г.С. 9 октября 2007 года досрочно уволен с военной службы по несоблюдению военнослужащим условий контракта, на момент увольнения выслуга лет составила менее 20 лет, что подтверждено предоставленной справкой N 1017 от 17 мая 2017 года (выслуга 17 лет 8 месяцев), в связи с чем суд первой инстанции правильно указал, что условия обеспечения жилыми помещениями по статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в данном случае отсутствуют.
Разрешая встречные исковые требования о признании приобретшими право проживания в жилом помещении, суд правильно пришел об отказе в их удовлетворении, поскольку Г.С., будучи досрочно уволенным с военной службы с зачислением в запас в связи с невыполнением условий контракта военнослужащим, прекратил военную службу в составе Знаменского гарнизона, на учете нуждающихся в жилых помещениям, предоставляемых по договору социального найма не состоит, доказательств того, что он имеет право состоять на данном учете в судебном заседании не установлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствуют правовые основания для признания прекратившими право пользования и выселения ответчиков и членов семьи без предоставления другого жилого помещения, не является основанием для отмены судебного акта, поскольку Г.С. досрочно уволен с военной службы. Условия обеспечения жилыми помещениями, которые указаны в статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в данном случае отсутствует. Кроме того, ответчики и его члены семьи на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма не состоят.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчики и члены его семьи не состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, само по себе не свидетельствует об отсутствии у них права на дополнительные гарантии, направлены на иную оценку доказательств и обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, а поэтому не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что до настоящего времени ответчики проживают в спорной квартире, оплачивает коммунальные услуги, правового значения по существу спора не имеет.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционных жалобах не содержится, в связи с чем решение суда, проверенное по доводам жалоб, является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
определила:
решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 31 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Г.С., Г.Л. - С.О. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)