Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 26.02.2016 ПО ДЕЛУ N 33-5679/2016

Требование: Об обязании заключить договор социального найма.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: На основании договора субаренды спорное жилое помещение было передано истцу для использования в целях проживания его семьи, жилое помещение предоставлено истцу и его семье на период трудовых отношений, письмом ответчик отказал истцу в предоставлении по договору социального найма занимаемого служебного помещения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 февраля 2016 г. по делу N 33-5679


Судья Сало М.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Журавлевой Т.Г.,
и судей Салтыковой Л.В., Дементьевой Е.И.,
при секретаре Б.И.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Салтыковой Л.В. дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества города Москвы на решение Коптевского районного суда города Москвы от 29 июня 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования **** к Департаменту городского имущества г. Москвы об обязании заключить договор социального найма - удовлетворить.
Обязать Департамент городского имущества г. Москвы заключить договор социального найма с **** в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: ****.
установила:

Истец **** обратился в суд к Департаменту городского имущества г. Москвы об обязании заключить договор социального найма.
Истец **** исковые требования поддержал по доводам, указанным в заявлении.
Представитель истца по доверенности **** просила иск удовлетворить, обязать ДГИ по г. Москве заключить с **** договор социального найма, ссылаясь на статус жилого помещения, срок проживания истца с семьей в спорной квартире, его трудовые отношения с организацией, работникам которой было предоставлено жилое помещения для проживания.
Представитель ответчика, будучи надлежаще уведомленным, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, дело в его отсутствие рассмотреть не просил, возражений не представил.
С учетом надлежащего уведомления ответчика, и отсутствия сведений об уважительных причинах его неявки, суд счел возможным рассмотреть дело по имеющимся доказательствам.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы.
Законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения проверена в апелляционном порядке.
В заседании судебной коллегии явился представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности ****, который доводы апелляционной жалобы поддержал.
В заседание судебной коллегии явился истец ****, его представитель ****, которые с решением суда согласны.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется, так как оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что распоряжением префектуры САО г. Москвы от 04.02.2005 N 403, а также от 14.03.2005 года N 2288, ДЖП и ЖФ г. Москвы передал Северному окружному управлению образования Департамента города Москвы в срочное безвозмездное владение и пользование жилое помещение, находящееся в собственности города Москвы, расположенное по адресу: ****, состоящее из 2-х жилых комнат, общая площадь 41,2 кв. м, жилая площадь 25,7 кв. м для использования в целях проживания семьи сотрудника организации.
Срок аренды установлен на 5 лет - с 04.02.2005 года по 03.02.2010 года.
На основании договора N 488-09/2005-27/С от 03.08.2005 года спорное жилое помещение передано Северным департаментом образования Департамента образования г. Москвы истцу **** для использования в целях проживания его семьи. Срок субаренды жилого помещения установлен на 5 лет - с 04.02.2005 года по 03.02.2010 года.
Распоряжением префектуры САО г. Москвы N 2949 от 14.05.2010 года жилое помещение предоставлено истцу и его семье на период трудовых отношений.
23.06.2010 года между **** и ДЖП и ЖФ г. Москвы заключен договор найма служебного жилого помещения с правом пользования служебной площадью.
В период с 16.08.2003 года по настоящее время **** является сотрудником ГОУ "Кадетская школа-интернат N 1", финансируемой за счет средств бюджета города Москвы.
В настоящее время в квартире по адресу: **** зарегистрированы истец ****, его жена **** и сын ****, что подтверждается финансовым лицевым счетом, выпиской из домовой книги, справками.
04.12.2014 года истец обратился с заявлением в Управление ДЖП и ЖФ г. Москвы в САО с просьбой предоставить по договору социального найма занимаемое служебное жилое помещение.
Письмом N ДЖП-16.59-66527/4 от 15.12.2014 года ДЖП и ЖФ г. Москвы отказал ему в предоставлении по договору социального найма занимаемого служебного помещения.
Письмом N ДЖП-гр-5647/15-1 ДЖП и ЖФ г. Москвы от 29.01.2015 года истцу отказано в исключении данного жилого помещения из числа служебных помещений г. Москвы.
Департаментом образования г. Москвы в адрес Департамента городского имущества г. Москвы 20.01.2015 года направлено ходатайство о заключении договора купли-продажи **** занимаемого служебного помещения с рассрочкой платежа.
Письмом от 08.04.2015 года N ДЖП-ГР-8879/15-1 в заключении договора купли-продажи спорного жилого помещения, о выкупе занимаемой квартиры ДЖП и ЖФ г. Москвы отказано в удовлетворении данных заявлений.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. ст. 92, 93 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, Государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений доя социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии со ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением.
К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 67 ЖК РФ, наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.
Согласно ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
В силу ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно являться жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Типовой договор социального найма жилого помещения утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 26.04.2011 года N 158-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 05.08.2008 N 711-ПП", с гражданами, проживающими в жилых помещениях, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшим в организациях, предприятиях, предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет бюджета г. Москвы 10-ти и более лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения договоры социального найма.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался указанными нормами права и пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению.
При этом суд исходил из того, что жилое помещение, расположенное по адресу: ****, предоставлено истцу по договору субаренды как служебное помещения, для использования в целях проживания на период трудовых отношений.
Указав на то, что действующее законодательство с учетом позиции Верховного Суда РФ предусматривает для граждан, проживающих в жилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных им в качестве служебных жилых помещений, для включения договора социального найма лишь одно условие: стаж работы в организации (предприятии), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, десять и более лет, суд признал, что данному условию **** отвечает, поскольку находится в трудовых отношениях в организации Кадетская школа-интернат N 1 "Первый Московский кадетский корпус" с 16.08.2003 года по настоящее время, что следует из записей заверенной копии трудовой книжки.
Удовлетворяя исковые требования, суд учел, что сведений о наличии каких-либо ограничений, обременений в отношении спорной квартиры не сторонами не представлено, истец надлежащим образом содержит жилое помещение, задолженность по оплате коммунальных услуг отсутствует, что подтверждает справка N 4635271 от 14.05.2015 года.
Поскольку спорное жилое помещение по настоящее время является служебным, отсутствует решение органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда, так же как и на отсутствие заключенного договора социального найма, суд признал, что указанные обстоятельства не могут препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не должна ставиться в зависимость от решения органов местного самоуправления по оформлению указанных документов.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы о не согласии с выводами суда первой инстанции не являются основаниями к отмене постановленного решения суда, поскольку направлены на переоценку представленных доказательств. Оснований к переоценке доказательств у судебной коллегии не имеется.
Судебная коллегия не может согласиться с утверждением представителя ответчика на то, что на возникшие правоотношения действие Постановления Правительства Москвы N 711-ПП от 05 августа 2008 года "О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных помещений", не распространяется, поскольку несмотря на то, что договор субаренды заключен с истцом 03.08.2005 года, а договор найма служебного помещения заключен 23.06.2010 года, то есть после введения в действие ЖК РФ, решение о предоставлении истцу спорного жилого помещения было принято до введения в действие ЖК РФ, что подтверждается распоряжением префекта Северного административного округа от 04.02.2005 года N 403 "О передаче жилой площади по договору аренды Управлению образования Северного административного округа и ее предоставлении по договору субаренды гр. ****", фактически квартира была предоставлена в феврале 2005 года.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что истец и члены его семьи в установленном порядке не признаны малоимущими и нуждающимися в жилом помещении, на правильность выводов суда первой инстанции не влияет, поскольку постановление Правительства Москвы от 05.08.2008 г. N 711-ПП "О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений" (в редакции постановления Правительства Москвы от 26.04.2011 г.), не предусматривает эти обстоятельства в качестве основания для заключения договора социального найма с гражданами, проживающими в жилых помещениях, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшим в организациях, предприятиях, предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет бюджета г. Москвы 10-ти и более лет.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Коптевского районного суда города Москвы от 29 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)